Недержание мочи у детей психологические причины
Содержание статьи
3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)
: Время прочтения:
Как атмосфера в семье приводит к тому, что ребенок не успевает добежать до туалета, — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.
Стоило пойти в детский сад, как ребенок снова начал мочить постель по ночам. Или перестал проситься в туалет, стал терпеть до последнего, после чего не может сдержаться.
Часто с этой проблемой сталкиваются дошкольники и младшие школьники, тихие и спокойные отличники. Почему именно они — станет понятно дальше.
Уговоры, расспросы, наказания в этой ситуации не работают. В чем же причина энуреза у детей, и как помочь ребенку и его родителям?
Органические причины недержания мочи у детей должны быть исключены у педиатра или невролога
Энурез может иметь органическую природу, то есть может быть связан с болезнью внутренних органов.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу. Почки должны быть здоровы, в мочевом пузыре не должно быть воспаления. Если ребенок физически здоров, тогда можно переходить к работе с психологическими причинами.
Каждого ребенка с энурезом рекомендуется показать педиатру или неврологу.
Психологические причины возникновения энуреза
Энурез, связанный с психологическими причинами, относится к психосоматике. Через недержание тело пытается справиться с психологической травмой, напряжением и болью, от которых невозможно избавиться другим путем.
«Недержание мочи». Ребенок не может удержать что-то в своем теле, не может что-то контролировать. Чаще всего недержание проявляется ночью, когда ребенок спит, сознание отключается, наконец-то получается хоть немного расслабиться. И расслабляется малыш до такой степени, что перестает контролировать свое тело.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое. Что-то более тяжелое и значимое.
Если ребенок не может удерживать мочу, у него не хватает на это сил. Значит, эти силы уходят на что-то другое.
1 Ребенок сдерживает слишком сильную эмоцию
Ребенок может сдерживать слишком сильную эмоцию — гнев, грусть, печаль, обиду. Это сложные эмоции даже для взрослых.
В семьях часто не принято говорить вслух о своих чувствах. Все они остаются внутри, лежат на душе нелегким грузом. В атмосфере дома словно витает напряжение. Однако никто так и не решается сказать о нем ни слова. Родители такого ребенка часто выглядят очень спокойными, интеллигентными. Только им известно, что у них на душе, и как они с этим справляются.
Ребенок живет с мамой, бабушкой и младшей сестрой. Об отце в семье не вспоминают, как будто его и не было. Ребенок помнит отца и скучает по нему. Однако говорить о нем в этом доме нельзя. Ребенок злится на маму, ведь это она не пускает к нему отца (по мнению ребенка), но открыто выражать злость тоже нельзя. В доме одни женщины. Если ребенок будет злиться, то и его могут выгнать и даже не говорить о нем, как это сейчас происходит с отцом. Тут сразу три сильные эмоции, которые приходится сдерживать малышу: грусть об отце, злость на мать, страх быть изгнанным. А ребенку всего-то пять лет. Справиться самостоятельно с такими сильными эмоциями психика ребенка не в силах. Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Почему важно не «пропить лекарство», а справиться с психологической причиной? Симптом уйдет, а причина детского энуреза останется. Ребенок может начать выливать все накопившиеся эмоции, которые неприемлемы в его семье. А выдержат ли родители? Что будет с мамой, которая сама не справляется с обидой, злостью на отца ребенка и грустью по нему, но из последних сил сдерживается? Что будет с бабушкой, которая не переносит любое выражение злости со стороны людей, в то время как сама удерживает немало этих сложных эмоций? Где гарантия, что семья и ребенок останутся психически здоровы?
Вся его энергия уходит на то, чтобы случайно не проговориться, не продемонстрировать что-то, что может выдать его тайну. Чтобы быть образцовым сыном, братом и внуком.
Что делать. Хорошо начать с психотерапии для мамы, ведь ей приходится справляться с возом непрожитых эмоций. Важно найти приемлемый способ выражения чувств для ребенка. Обсудить, что отец очень важен для ребенка и ребенок грустит по нему. Можно вместе с семьей решить, в какой форме разрешить выражать грусть по отцу: с помощью разговоров, просмотров фотографий или встреч по выходным. Важно, чтобы эмоция нашла свой выход.
Конечно, семье будет непросто принять новые правила. Поэтому здесь большая поддержка понадобится не только ребенку, но и его близким. Если работать только с ребенком, пока дома все остается прежним, то либо вернется энурез, либо ребенок будет регулярно устраивать эмоциональные бури для всей семьи.
2 Протестует против чрезмерного контроля
Следующая причина энуреза у ребенка, с которой ребенок может пытаться справиться, — это чрезмерный контроль со стороны родителей. В литературе встречается название данного симптома как «симптома строгой мамы».
Ребенку семь лет. Пошел в первый класс. Старается учиться хорошо, ведь за каждое замечание учителя ему приходится выслушивать долгие лекции от мамы. В комнате у ребенка должен быть идеальный порядок. Мама имеет доступ к комнате и к портфелю ребенка двадцать четыре часа в сутки. Все игрушки, одежда, продукты тщательно выбираются мамой. У ребенка есть список детей, с которыми ему можно общаться, другие почему-то ему не подходят. Так решила мама… Ребенок уже ходит в школу, однако не имеет ни миллиметра личной территории, не может принять ни одного самостоятельного решения.
Недержание может быть единственным способом контролировать хоть что-то. «Ну уж со своим телом я разберусь сам», — бессознательно решает ребенок. И тело его начинает ходить в туалет тогда, когда решит оно само. Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Что делать. Важно разобраться, почему в семье не позволено иметь личное пространство и право выбора. За чрезмерным контролем может скрываться высокая тревожность мамы, с которой нужно работать. Начиная с раннего возраста мама может давать ребенку определенную свободу, постепенно увеличивать его права и самостоятельность. Например, позволить выбрать цвет одежды или место для прогулки. У ребенка должно быть личное пространство — комната, шкаф или просто угол, где все будет только его и так, как решил он. Куда не будет вмешиваться никто.
Назло маме, в знак протеста, с целью отстоять единственное свое решение, да и просто «пометить территорию», которой у него никогда не было.
Если мама устанавливает запреты и ограничения, важно, чтобы они были понятны для ребенка: «Я не хочу, чтобы ты общался с Петей, потому что он часто дерется, и я боюсь, что он может сделать больно и тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было больно и плохо».
3 Страдает без тесного контакта с мамой
Также причиной недержания мочи у детей может являться желание ребенка удерживать маму возле себя. Когда он был маленький, стоило ему сходить на горшок, сколько внимания сразу обрушивалось на него! Похвала, восхищение. Мама несколько раз в день обязательно была рядом, обнимала, целовала и ласкала — когда меняла мокрые пеленки.
Малыш вырос, мама перестала быть такой близкой. Теперь у нее есть свои дела, возможно, появилась сестричка или братик. Мама не принадлежит ребенку на все сто. А потребность осталась. Вот ребенок и вспоминает младенческие способы вернуть маму, регрессирует. Тогда это работало, сработает и сейчас.
И действительно, стоит ребенку обмочить кроватку, как приходит мама, меняет белье, берет на руки. Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы. Часто мамы берут ребенка себе в постель во избежание подобных случаев. Цель достигнута, ребенок снова неразлучен с мамой. Симптом уходит. Но стоит только отложить его в свою кроватку, как все возвращается с новой силой.
Начинает водить его по специалистам. Уделяет ему внимание. И вот он снова номер один для мамы.
Что делать. Важно проследить, почему у ребенка такая сильная потребность в матери, где в его анамнезе что-то пошло не так, и он не получил столько любви и заботы, сколько ему было нужно. А может мама сама не может отпустить ребенка? Также в ходе беседы с родителями можно подумать, каким образом ребенок будет получать внимание без помощи данного симптома.
Как видим, в детском энурезе очень много психологического, связанного с отношениями ребенка с близкими. Поэтому очень важно, чтобы специалист поддерживал и ребенка, и его родителей.
Источник
Психологические причины энуреза у детей
Согласно МКБ-10, энурез неорганической природы — это расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днём или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом какого-либо психоневрологического заболевания или урологической патологии [11]. Энурез может отмечаться с рождения, когда ребёнок не успевает овладеть необходимыми навыками в срок, может возникать вследствие утраты приобретённых навыков опрятности. Иногда энурез может быть следствием глубоких эмоциональных расстройств и нарушений поведения [8].
По данным разных авторов, ночной энурез встречается у 15% детей до 5 лет, затем частота его снижается с каждым годом на 15%, и лишь у 1% он сохраняется во взрослом состоянии. Считается, что у некоторых детей энурез проходит самостоятельно, без проводимого лечения [5].
В течение второго года жизни у ребёнка должен выработаться условный рефлекс на мочеиспускания. Сначала дети начинают контролировать процесс дневного мочеиспускание, несколько позже вырабатывается рефлекс контроля мочеиспускания ночью. Однако, в ряде случаев процесс овладения управлением сфинктером мочевого пузыря затягивается, и дети продолжают непроизвольно мочиться ночью и в более позднем возрасте. До сих пор остаётся спорным вопрос о том, когда заканчивается возраст физиологического недержания и начинается энурез [1].
Выраженность заболевания индивидуальна: у одних больных непроизвольное мочеиспускание повторяется от одного до трёх раз за ночь, иногда и во время дневного сна, у других 2-3 раза в неделю, а у третьих — 2 — 3 раза в месяц. Чем чаще энуретические эпизоды, тем более тяжёлым считается заболевание [9].
Часто энурез становится проявлением неврологических проблем детей и, соответственно, его проявления могут быть уменьшены с помощью психотерапии. На изучение возможностей психотерапии в лечении энуреза направлено наше исследование.
Исследованием было охвачено 20 детей, страдающих энурезом, в возрасте 4-6 лет.
Цель исследования: изучить эффективность психотерапии в лечении энуреза.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
а) энурез может быть следствием неблагополучных детско-родительских отношений;
б) энурез может быть следствием эмоционального неблагополучия ребёнка;
в) психотерапия энуреза будет эффективна, если будет использован комплексный подход.
Для реализации цели экспериментального исследования нами были использованы следующие методы и методики психодиагностики: тест-опросник родительского отношения, который предназначен для исследования устойчивых личностных особенностей родительского отношения, сформированных по отношению ребёнку; графическая методика «Кактус», которая позволяет оценить состояние эмоциональной сферы ребёнка; методика «Лесенка», направленная на изучение самооценки ребёнка; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Согласно полученным результатам, выраженное положительное отношение к ребёнку имеют 7 матерей (35%), 4 матери (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку.
7 матерей (35%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка. 3 женщины (15%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и больным ребёнком.
Авторитарный стиль воспитания используют 5 матерей (25%), в 4 семьях (20%) контроль за действиями ребёнка со стороны матери практически отсутствует.
Выраженное положительное отношение к ребенку имеют 5 отцов (25%), 4 отца (20%) испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. 5 отцов (25%) проявляют искренний интерес к делам ребёнка, в трёх семьях (15%), напротив, отцы не интересуются делами ребёнка.
6 мужчин (30%) устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребёнком. В 3 семьях (15%) отцы используют авторитарный стиль воспитания, в 12 семьях (60%) контроль за действиями ребенка со стороны отца практически отсутствует. В трёх семьях (15%) отцы верят в ребёнка, считают его успешным.
В целом по семьям выраженное эмоциональное благополучие наблюдается в трёх семьях — оба родителя испытывают выраженное положительное отношение к ребёнку. Выраженное эмоциональное неблагополучие наблюдается в одной семье, где оба родителя испытывают негативные чувства по отношению к ребёнку. В трёх семьях отношения матери и отца к ребёнку различаются — при ровном отношении одного родителя наблюдается выраженное негативное отношение со стороны другого.
Таким образом, подтверждается частная гипотеза о влиянии родительского отношения на возникновение энуреза у детей.
Первой методикой, предложенной для изучения особенностей личностного развития детей, была графическая методика «Кактус». В результате анализа рисунков детей, страдающих бронхиальной астмой, можно выделить, что у 35% детей наблюдается высокий уровень агрессивности (очень много иголок, длинные, расположенные близко друг к другу, импульсивность, неуверенность в себе); у 5 детей (20%) можно констатировать средний уровень агрессивности (меньше иголок. тревога, неуверенность); у 8 детей (40%) выявлен слабо выражен уровень агрессивности (мало иголок, у них были цветущие кактусы, оптимизм, нежность).
Согласно проведенному исследованию, только для половины детей, страдающих энурезом, характерна открытость, принятие сверстников и взрослых, только для 45% детей оптимизм является неотъемлемой чертой характера, 20% детей имеют высокий уровень тревожности, 30% детей — средний уровень, у 50% — детей низкий уровень тревожности.
Для наглядности представим результаты исследования графически:
Согласно полученным результатам, у четверти детей, страдающих энурезом, наблюдается высокий показатель агрессивности. Это можно считать достаточно высоким процентом, указывающим на эмоциональное неблагополучие детей.
Что касается других показателей, измеряемых методикой, они наглядно представлены на рисунке 2:
К сожалению, рисунок наглядно показывает, что многие дети, страдающие энурезом, испытывают эмоциональное неблагополучие, выражающееся в скрытности и пессимизме. Так, более половины детей, страдающих энурезом, демонстрируют скрытность (60%) и пессимизм (55%). Учитывая возраст детей, участвующих в исследовании, налицо эмоциональное неблагополучие большинства детей, что может быть причиной невротического ночного недержания мочи. Исходя из этого, психотерапия энуреза должна быть направлена, в первую очередь, на коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка и снижению его невротических проявлений.
Показатели уровня тревожности детей наглядно представлены на рисунке 3:
Исходя из результатов исследования, почти у половины детей, страдающих энурезом, наблюдается неадаптивный уровень тревожности. Так, у 25% детей тревожность повышена, у 20% — низкий уровень тревожности (скрытая тревожность).
Для определения самооценки детей мы воспользовались методикой «Лесенка». Каждому ребёнку показывают нарисованную на бумаге лестницу с 7 ступенями, средняя ступень имеет форму площадки. Испытуемому говорится, что на 3-х нижних ступеньках находятся плохие дети (чем ниже, тем хуже), на площадке — не плохие и не хорошие, а на 3 верхних ступенях — хорошие дети (чем выше, тем лучше). Ребёнку предлагается разместить на ступенях некоторых детей, с которыми ребёнок взаимодействует, в том числе и себя.
Согласно проведенному исследованию, более половины детей, страдающим от энуреза, свойственна неуверенность в себе. Это подтверждает результаты предыдущей методики о том, что страдающие энурезом дети испытывают эмоциональное неблагополучие.
Последний тест, который мы предложили детям — тест тревожности.
По результатам исследования 6 детей, страдающих энурезом, имеют высокий уровень тревожности, 11 детей — средний уровень, у 3 детей низкий уровень тревожности (скрытая тревожность). Таким образом, у детей, страдающих энурезом, преобладает неадаптивная тревожность (высокая, либо скрытая тревожность. Наглядно результаты по этой методике представлены на рисунке 4:
Рисунок наглядно показывает, что уровень тревожности детей, страдающих энурезом, говорит об эмоциональном неблагополучии детей.
После анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основе эмпирического исследования можно утверждать, что личностное развитие детей, страдающих энурезом, имеет свою специфику. Это проявляется в своеобразии формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникативной сферы и восприятия ребёнком внутрисемейных отношений.
2. Особенности родительского отношения к ребёнку, страдающему энурезом, характеризуются дефицитарностью и изменениями в структурных компонентах.
На основе проведённого исследования была разработана тактика психотерапии энуреза.
Литература
1. Абрамович Э.Е. Диагностика и лечение энуреза в условиях детской поликлиники: Дисс…. канд. мед. наук. М., 2000.
2. Абрамович Э.Е. Раннее выявление энуреза у детей. // Педиатрия. -1999. — № 4.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: пер. с англ. — Санкт-Петербург; Питер, 2001.
4. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. — М., 1995.
5. Володина Ю. О. Некоторые аспекты клинико-анамнестического и психосоматического статуса у детей, страдающих энурезом // Вестник новых медицинских технологий — 2000 — Т. VII, № 3-4. — С. 88.
6. Герд Л. Психиатрия и психотерапия. — М., 2012.
7. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. — СПб.: Спец Лит, 2000.
8. Исмаилов А.Ш., Казаева А.В. Диагностика и лечение энуреза: медико-психологический подход // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — №36. — С. 50-55.
9. Казанская И.В., Отпущенникова Т.В. Энурез: классификация, причины, диагностика и лечение // Вопросы современной педиатрии. — 2003. — №6. — С. 58-66.
10. Леоненко Е.А., Тимошенко Г.В. Метафорическая психотерапия. — М., 2011.
11. Папаян А.В. Энурез у детей. / Под ред. Ю.В. Наточина. — СПб.: Фолиант, 1998.
Источник