Не могу повзрослеть в чем причина
Содержание статьи
Я ещё маленький. Почему подростки не хотят взрослеть?
Наш эксперт — психолог Софья Шноль.
У мамы под крылом
Гиперопека сегодня культивируется обществом. Произошёл обратный ход маятника после того, как выросло поколение так называемых «детей с ключом на шее». Теперь родители стали беспокойнее, намного позже решаются отпускать своих чад куда-то одних или поручать им какие-то дела. Дети, с одной стороны, испытывают на себе больше родительского контроля, а с другой — получают невольный сигнал о том, что мир опасен. Это вызывает лишние страхи и сбивает естественный ход взросления. Для старшеклассника, не имевшего никакого опыта самостоятельности в более юном возрасте, переход от детства к взрослости может стать слишком резким и вызвать чересчур сильный стресс.
Что делать? Отпускать ребёнка постепенно, расширяя круг его возможностей по мере роста, не дожидаясь, пока он пойдёт в последний класс. Так, младший школьник может помогать родителям в простой работе по дому. Ученика средней школы уже вполне можно отпускать одного в магазин. К старшим классам подросток обычно готов самостоятельно перемещаться по городу и решать какую-то часть своих проблем без помощи родителей.
Какие мы нежные!
Страх «выхода в люди» может быть связан с физиологией, а именно с особенностями устройства нервной системы ребёнка. Для высокочувствительных людей всех возрастов попадание в большие открытые пространства со скоплением незнакомых людей — большая нагрузка. Взрослый и хорошо знающий себя человек понимает, как с ней справляться: он может и подготовиться к такой нагрузке, и вовремя дать себе передышку. Подростку же это сложно, он обычно не уверен в своих силах, а потому может предпочесть лучше не выходить «в люди», нежели рисковать.
Что делать? Высокочувствительному подростку нужно научиться отслеживать моменты усталости и избегать избытка информации, чтобы защитить себя от нервных и физических перегрузок. В этом ему поможет спокойная атмосфера дома и поддержка родителей.
Скелет в шкафу
Когда в семье двое детей и один из них стремится вырваться из-под опеки родителей, другой ребёнок, даже если он старший, может для равновесия начать, наоборот, держаться за семью.
Что делать? Постараться разобраться в ситуации. Если дети берут на себя задачу поддержания семейного равновесия, это говорит о какой-то проблеме — например, сложных отношениях между взрослыми в семье или о тяготящей всех семейной тайне. Здесь уместно обратиться за консультацией к психологу.
Тревожные «предки»
Страх выходить в самостоятельную жизнь может быть реакцией ребёнка на скрытую или явную родительскую тревогу. Взрослые могут беспокоиться о будущем или переживать из-за своих упущений в воспитании в прошлом. Проявляется это в том числе в желании ускорить процесс взросления ребёнка. Иногда мама или папа пытается даже подкрепить это следующими словами: «Что ты станешь делать, если я заболею и умру?» или «Ведь когда-то наступит момент, когда нас не будет!» Подобные высказывания взрослеть не помогают, они, наоборот, пугают, вынуждая ребёнка лишь сильнее цепляться за родителей — ведь их так страшно потерять.
Что делать? Разбираться со своими тревогами самостоятельно, не вовлекая в них ребёнка. Один из способов это сделать — пройти психотерапию.
Синдром «опустевшего гнёзда»
Бывает так, что мы вроде бы хотим, чтобы подросток взрослел и начинал самостоятельную жизнь, а в глубине души к этому не готовы. Ребёнок, особенно чувствительный, это интуитивно «считывает» и, как следствие, не спешит взрослеть.
Что делать? Проверять свои родительские реакции. Представьте, что будет, когда ребёнок от вас совсем отделится? Как вы будете жить, что будете чувствовать? Отпускание подростка часто вызывает в родительской жизни пустоту, и это нормально — ведь мы уже так привыкли быть заботливыми родителями и все эти годы ребёнок занимал много места в нашей жизни. Поэтому важно понимать, чем мы сможем заполнить это место, когда оно опустеет.
Антиреклама
У ребёнка по той или иной причине может сложиться непривлекательный образ взрослой жизни. К сожалению, мы, родители, играем в этом не последнюю роль. Наши частые жалобы на проблемы на работе, усталость от семейных забот и хлопот по хозяйству, уныние на лице и постоянное противопоставление «серьёзной взрослости» «беззаботному детству» подчас делают взрослению такую мощную антирекламу, что любой нормальный ребёнок захочет стать Питером Пэном.
Что делать? Помогите ребёнку увидеть положительную сторону взрослости, её преимущества. Делитесь с ним своими радостями, рассказывайте об интересных сторонах своей работы, обсуждайте при нём разные способы распорядиться заработанными деньгами. Важно, чтобы он почувствовал, что обратная сторона взрослой ответственности — это свобода выбора и море возможностей.
Личное мнение
Лена Ленина:
- Если подросток не хочет взрослеть, ему нужно искусственно создать трудности, чтобы он стал ответственнее. Например, купить животное, за которым он вынужден будет ухаживать. Или отправить его на месяц к бабушке, которой нужно помогать.
Источник
Инфантилизм: есть ли шанс повзрослеть?
- 10.03.2019
Инфантилизм — это отсутствие достаточного для определенного возрастного периода уровня эмоционального и волевого компонента личности. «Инфант» в переводе с латинского — дитя, так называли детей королевской крови до двух лет.
Говоря о таком психологическом феномене, как инфантилизм, мы обычно представляем себе следующую картину: великовозрастный человек, опекаемый матерью и неспособный самостоятельно принимать решения. На самом деле, инфантилизм может проявляться таким образом, что окружающие могут и не заметить его. Незрелость может выглядеть как неспособность договариваться, агрессивная реакция на неудачу, страх сменить работу и построить близкие отношения, сваливание ответственности за свою жизнь и благополучие на других (родителей, врача, руководителя и др.), неумение ставить цели, и, как следствие, движение по течению жизни.
Инфантилизм — это застраивание на определенной детской стадии развития личности, продолжение детства во взрослом возрасте. Это не патология, в отличие от психического инфантилизма, а расстройство эмоционально-волевой сферы. Инфантильный человек остается в детском возрасте на уровне реакций в силу тех или иных причин.
Как это происходит? Ребенок в определенной ситуации ведет себя таким образом, который позволяет ему добиваться желаемого. Например, когда ему хочется новую игрушку, он устраивает истерику в магазине, рыдая и топая ногами. Маме стыдно, она, желая прекратить «концерт», потакает капризам отпрыска и совершает покупку. Это срабатывает раз, другой. Ребенок начинает применять подобные стратегии поведения постоянно. Поведенческий репертуар доводится до автоматизма, становясь сначала навыком, а затем стереотипом поведения, установкой. Все автоматические действия переходят на бессознательный уровень, человек перестает контролировать свое поведение и применяет эти установки даже тогда, когда они не работают, усложняя жизнь окружающим и себе. Например, взрослый мужчина, пытаясь добиться своего, может топать ногами, крушить мебель, стрелять, разбивать машины, драться лишь потому, что у него осталась реакция 5-летнего ребенка, кричащего и топающего ногами в стрессовой ситуации. Другой взрослый выбирает тактику избегания. Обидевшись на всех и вся, он решает: «Все проблемы я решать не могу, для меня это слишком тяжело, поэтому я уйду от мира в монастырь, на необитаемый остров, в болезнь или в запой».
Чем отличается поведение взрослого и ребенка? Действия ребенка до определенного возраста аффективны (эмоциональны), но с течением времени человек начинает использовать более сложные модели поведения — действия становятся волевыми, то есть осознанными.
Человеку свойственно не замечать в себе инфантильные черты. За помощью к психологу часто обращаются «взрослые родители» с жалобами на сорокалетних детей с требованием: «Научите меня, как сделать так, чтобы мой сын наконец повзрослел». К сожалению, это фактически невозможно — инфантилизм передается «по наследству». Прежде всего, родителю необходимо самому избавиться от детских реакций и установок.
Понять и увидеть, какие формы поведения можно назвать инфантильным, под силу не только специалисту-психологу. Сложнее дело обстоит с пониманием причин.
Как всегда, истоки психологических проблем нужно искать в детстве. Инфантильность, как черта характера — это результат неправильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. В этом возрасте родителям необходимо научиться делегировать ребенку ответственность за себя и за свои поступки. Потребность в самостоятельности и признании является одной из базовых, она может начать проявляться гораздо раньше, в глубоком детстве. Например, ребенок может в возрасте одного года пробовать есть самостоятельно. Родители часто не замечают этого первого «Я — сам!» Или им удобно не замечать? Легче самой покормить ребенка, чем потом отмывать всю кухню.
Итак, причина первая: родителям так удобно. В этом же прослеживается один из характерных признаков инфантилизма — желание сиюминутного удовольствия, неумения видеть последствия и отдаленные результаты своих поступков.
Причина вторая: жестокое воспитание и сверхтребовательные родители, желающие, чтобы дети поступали так, как они хотят. «Ты должен стать таким, каким я не стал!» В этом случае, вырастают правильные, законопослушные, но не самостоятельные, не реализующие себя люди. Без родителей они не способны сделать ни шагу. Сломалась машина — звоню папе, к гинекологу — с мамой.
Причина третья: безрадостное, тяжелое детство — работа по дому, уход за младшими детьми и пожилыми родственниками. В этом случае, человек, вырастая, желает отдохнуть от непосильных обязанностей и во взрослой жизни добирает то, чего он не дополучил ребенком.
Причина четвертая: родители не доверяют миру в целом и своему ребенку в частности, и, как следствие, чрезмерно его опекают. Мама сама боится жить, ее пугает окружающий мир, поэтому она перестраховывается: «Не ходи гулять, это небезопасно».
Сами же родители реагируют по-детски на тяжелые ситуации (развод, проблемы на работе и пр.) обидами, скандалами, конфликтами и желанием, чтобы кто-то другой о них позаботился.
Причина пятая: недостаток собственной значимости неадекватная самооценка родителей. Таким взрослым свойственно использовать детей как инструмент для удовлетворения своих невротических потребностей в любви, признании и власти. «Ты без меня никто, ничего не сможешь, ни на что не годишься». Такие фразы отбирают у детей веру в себя и желание действовать.
Причина шестая: вседозволенность и попустительство. Ребенок получает все «по щучьему велению, по моему хотению», без всяких усилий с его стороны. В семье нет дисциплины и правил.
Причина седьмая: в семьях алкоголиков и наркоманов могут вырасти безответственные, импульсивные дети, не умеющие элементарных вещей, например заплатить за квартиру. Происходит это потому, что родители не стали примером самостоятельности. Но может и возникнуть и обратная реакция — дети алкоголиков часто рано взрослеют.
Есть еще одна глобальная причина инфантильности индивида — ювенилизация общества. Это ориентация человека на молодежное мировоззрение и поведение. Увлечение социальными сетями, погоня за вечной молодостью, потребительские кредиты, поздние браки, бездетность. Эта тенденция началась еще в прошлом веке. В 1980 году советские исследователи провели нейрофизиологическое обследование взрослого населения Москвы: многие взрослые люди имели детскую или подростковую энцефалограмму. «Страна стала напоминать разросшийся детский сад», — резюмировал по этому поводу сотрудник Российского института культурологии Олег Румянцев.
Прогресс, облегчая человечеству жизнь, ввергает его в пучину инфантилизма. У мужчины нет острой необходимости жениться с целью выжить — есть микроволновка, стиральная машина, фастфуд; женщине необязательно учиться готовить, стирать и шить. Нет потребности выходить замуж — есть центральное отопление (не нужен кто-то, кто будет колоть дрова), есть гипермаркет (не нужен мужчина-охотник).
Какие характеристики присущи инфантильным людям?
Иждивенчество, отсутствие трудовой мотивации. В современном мире есть возможность выживать, не работая. В Финляндии предложили всем жителям выплачивать по 600 евро просто так, но дальновидные люди отказались от подобного эксперимента, предвидя всю его пагубность для цивилизованного общества.
Главенствующая потребность в удовольствии и развлечениях. Работа любого рода вызывает у него скуку, а развлечения рано или поздно надоедают, жизнь теряет смысл.
Утрата цели или ее отсутствие. Инфантильный человек не способен работать на перспективу, ему надо «здесь и сейчас», отдаленные и глобальные цели — не для него.
Безответственность на всех уровнях. Инфантильный индивид не в состоянии отвечать ни за себя, ни за кого-то другого. В его проблемах всегда виноват кто-то другой. Его мироощущение предполагает, что ему все должны, и кто-то более могучий о нем позаботится — родители, правительство, врачи, чиновники, школа, Бог.
Гиперответственность — «Я всемогущий, я сделаю всех счастливыми». Но проблема в том, что поинтересоваться потребностями других, узнать, что для них счастье, инфантилу в голову не приходит, поэтому он с завидной упорностью идет к своей цели, делая несчастными своих самых близких.
Инфантильность — «болезнь» бесполая, она поражает и мужчин, и женщин. Однако в проявлении инфантилизма есть гендерные различия.
Многие мужчины, подсознательно не желая взрослеть, совершают инфантильные поступки: женятся на молодой девушке, оставляя старую жену за бортом, погружаясь в пучину молодости и драйва. Такой мужчина полагает, что чем моложе жена, тем моложе он сам.
Есть и другая категория представителей сильного пола — те, кто вообще не хотят жениться. Им немного за тридцать, у них прекрасная карьера, бурная личная жизнь. В современном обществе таким людей называют кидалтами. Они увлекаются компьютерными играми, дорогими гаджетами, фэнтази, мультфильмами, путешествиями и т.д. Погружение в детские развлечения служит им психологической разрядкой. То есть инфантилизм — это не то, что охватывает всю личность целиком. Часто бывает так, что человек в чем-то инфантилен, а в чем-то — зрел. Например, у успешного мужчины есть жена, дети, бизнес и… куча любовниц. Чаще всего инфантильными бывают отношения с людьми, в профессии человек может быть вполне взрослым, у него может быть прекрасная карьера, высокий пост, но нет навыка построения близких отношений вообще или длительных отношений с одним человеком в частности.
Женский инфантилизм тоже проявляется в нежелании заводить семью или, наоборот, в желании поскорее выйти замуж, желая переложить любую ответственность на плечи мужа. Такие женщины имеют неадекватно высокий уровень притязаний во всем, они — капризные принцессы, все их желания должны исполняться. В муже они видят отца, который должен решать все ее проблемы. «Ты должен меня защищать, а я буду делать то, что хочу». То есть у нее — только права, а у мужа — одни обязанности. Такую модель существования можно назвать паразитической.
Другая категория инфантильных женщин — это те, у кого есть острая потребность все контролировать. Они ведут себя как маленькие девочки, которые боятся, не доверяют миру. Это очень по-детски — представлять себя причиной всего (мама с папой ругаются из-за меня) или видеть себя всемогущей (я могу им помочь, все в этом мире зависит от меня). Она не признает, что у нее проблема и приходит на консультацию с вопросом, что ей делать, чтобы ее близкие стали послушными и удобными для нее. Доминирующая и чрезмерно опекающая жена и мать никогда не получит зрелого, ответственного мужа и сына, а ее дочь, вероятнее всего, вырастет похожей на нее. Часто женщины выходят замуж за очень мягкого мужчину, чтобы было кем помыкать и повышать свою самооценку, унижая и обесценивая своего партнера.
Еще одна форма инфанилизма у женщин — погоня за молодостью. Пластические операции, инъекции, аппаратные процедуры. Прекрасно, когда женщина следит за собой. Но некоторые представительницы слабого пола переходят все грани разумного. Новые губы, носы, грудь, ресницы и брови. В 2015 году в Москве на бьюти-процедуры было потрачено 67 млрд. рублей.
Есть и другой тип инфантильных женщин. Они не ходят к косметологу, носят платок и регулярно посещают церковь, подают нищим, кормят бездомных кошек и собак. Но при всей внешней благодетельности они не дают жить окружающим их близким: ни мужу (часто его уже нет в живых — инфаркт или инсульт), ни детям, ни внукам. Они не хотят ни слушать, ни слышать, манипулируют своими близкими. Если что-то идет не так, как они задумали, хватаются за сердце или жалуются на давление. Это типично детское поведение — уходить в болезнь и использовать ее для того, чтобы безраздельно властвовать. Когда ты болеешь — можно все, а тем более, если в твоей болезни они же (близкие) и виноваты!
Иногда жизнь дает шанс человеку самому избавиться от инфантильных установок и поведения. Путь это лежит через потери: финансов, помощи родителей, отношений, нынешнего места жительства. Одни используют эту возможность повзрослеть, в случае с другими жизненные невзгоды усугубляют инфантильные реакции, заставляя их бежать от реальности (алкоголь, наркотики, суицид).
Часто люди специально ведут себя по-детски, рационально и с выгодой используют свой инфантилизм. «Я не умею, мне никогда не научиться, у меня ничего не получится», на самом деле, это послание звучит так: «Отстаньте от меня поскорее, я даже пробовать не собираюсь. Сделайте все за меня!»
Что же теряет человек, который не желает сознательно или бессознательно расставаться с детством? Детский образ жизни всегда ограничен и такому человеку никогда не будет интересно в этом мире. Ребенком быть проще, всегда есть кто-то, кто все за тебя решит. То есть инфантил всегда ждет помощи, заботы, денег. Режим ожидания позволяет примерить на себя образ жертвы. Может ли жертва быть счастлива?
Ожидание длиною в жизнь — это инфантилизм чистой воды. Пока вы ждете, ваши желания — это фантазии, а жизнь проходит мимо в бесплодных мечтаниях и обидах на несправедливое устройство мира.
Как быть? Чтобы стать взрослым, надо уметь отделиться от своих родителей. Это главное условие взросления. Зрелые отношения с родителями — это уважение, почитание и дистанция.
Инфантилизм связан с «неправильным» воспитанием, значит можно свалить всю вину на родителей. Это и есть инфантильная позиция. Ребенок не отвечает за свое личное развитие, но когда вырастает, ответственность за свою жизнь ложится на его плечи. Зрелый взрослый скажет: «У родителей я научился быть только ребенком, а взрослым — нет, мне пришлось это делать самому, и у меня получилось».
Автор: Савилова Елена Петровна
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: инфантилизм, родители, дети, ответственность, самостоятельность, безответственность, зрелость, личность, эмоция, воля
Источник фото: pixabay
Источник