Может ли возникнуть правоотношение на основе запретительной нормы
Содержание статьи
1 . Административный 2 . Судебный
Административный Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в течение 1 месяца, он вправе обратиться в суд. Судебный В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему.
Может ли возникнуть административное правоотношение на основе соблюдения запретительной нормы административного права?
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть существуют определенные специфические (управленческие) отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, и за их нарушение могут привлекаться к административной ответственности как физические, так и юридические лица.
Исходным в характеристике названных признаков административного правонарушения является само понятие деяния, представляющее собой акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.
Действие представляет собой активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета (например, нарушение правил охоты).
Бездействие — пассивное невыполнение обязанности (например, правил пожарной безопасности). Иногда одни и те же правила могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права. Эти нормы могут принадлежать не только административному праву, но и финансовому, земельному, таможенному, трудовому и другим отраслям права, которые охраняются нормами административного права.
Виновность деяния означает, что правонарушение совершено лицом умышленно или по неосторожности (ст. 2.2). Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, но для административной ответственности этого признака недостаточно, так как субъект административной ответственности включает такие необходимые характеристики, как возраст и дееспособность лица. Например, несовершеннолетний или невменяемый нарушает правила, установленные для пешеходов и при наличии формальной противоправности отсутствует виновность деяния.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Таким деянием признается только то, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административное правонарушение выступает в качестве основания административной ответственности и в то же время такая ответственность — признак административного правонарушения. В некоторых случаях законодательством предусмотрено наличие причинной связи между деянием и его вредоносными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. п. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и др.). Однако административное деяние может считаться формально таковым без вредоносных последствий, и виновный в нарушении этих норм может быть привлечен к административной ответственности, например, гражданин, перешел улицу в неустановленном месте, не создав при этом опасной ситуации в дорожном движении. Квалификация признаков административного правонарушения необходима нам для последующей квалификации состава административного правонарушения и привлечения виновного к административной ответственности.
Инспектор ГИБДД задержал гражданина Муркина, который управлял автомашиной, не имея удостоверения на право управления транспортным средством. При оформлении материалов было выяснено, что после прохождения военной службы по призыву Муркин не встал на воинский учет, проживает без регистрации по месту пребывания и жительства в общежитии завода, комендантом которого является его брат, сам Муркин работает слесарем на автобазе. Кто, за какие правонарушения и к какой ответственности может быть привлечен?
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.
Статья 21.5. Неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Статья 19.15. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
За нарушение правил дорожного движения в г. Москве инспектором ГИБДД была остановлена автомашина «Волга». Проверяя документы на право управления автомобилем, инспектор установил, что водитель — лицо без гражданства, Гамарис Михаэль, управляет автомашиной по доверенности. Гамарис предъявил вид на жительство, в котором была отметка о его регистрации по месту жительства в г. Моршанске Тамбовской области. Других отметок в виде на жительство не имелось.
Есть ли в действиях Гамариса состав административного правонарушения? Какие санкции могут быть к нему применены?
Статья 2.6. Лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Тема 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.
1. Понятие и особенности административно-правовых норм.
2. Виды административно-правовых норм.
3. Реализация административно-правовых норм.
4. Источники административного права.
5. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.
6. Виды административно-правовых отношений.
7. Юридические факты как основание возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.
8. Субъекты административно-правовых отношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему государством устанавливается большое количество административно-правовых норм, с какой целью?
2. Каковы критерии группировки норм административного права?
3. Какова структура административно-правовых норм, в чем особенности?
4. Содержатся ли административно-правовые нормы в Конституции РФ?
5. В чем особенность применения дозволительных административно-правовых норм должностными лицами?
6. Как действуют административно-правовые нормы во времени и пространстве?
7. Кто является субъектом административно-правовых отношений?
8. Какой смысл вкладывается в формулу «властеотношения» и в чем их специфика?
9. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?
Задания:
1. Особенностью административно-правовых норм является и то, что они часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти. Приведите конкретные примеры.
2. Определите гипотезу, диспозицию, санкцию в ст.5.15, ст. 7.16, ст. 12.8 КоАП РФ.
3. Проанализируйте по своему усмотрению ряд законов и подзаконных актов и найдите материальные, процессуальные, обязывающие, запрещающие, дозволительные, стимулирующие, рекомендательные административно-правовые нормы.
Источники и литература:
Конституция РФ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Таможенный кодекс РФ.
Налоговый кодекс РФ.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»// Парламентская газета от 01.06.2001.
Федеральный закон от 04.05 2000 « О пограничной службе РФ» // Российская газета. №89. 11.05.2000.
Федеральный закон от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов » //СЗ РФ. 2000. №2. Ст.150.
Федеральный закон от 12.07.1999 «О материальной ответственности военнослужащих»//СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682.
Федеральный закон от 27.05.1998 (в ред. Федерального закона от 07.08.2000) «О статусе военнослужащих»//СЗ РФ. 1998. № 22. Ст.2331.
Федеральный закон от 28.03.1998 (в ред. Федерального закона от 07.11.2000) «О воинской обязанности и военной службе»//СЗ РФ. 1998. № 13. Ст.1475.
Федеральный закон от 28.03.1998 (в ред. Федерального закона от 21.07.1998) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»//СЗ РФ. 1998. № 13. Ст.1474.
Федеральный закон от 31 июля 1995 г. (в ред. Федерального закона от 07.11.2000, 18.02.1999) «Об основах государственной службы РФ» //СЗ РФ. 1995. № 31. Ст.2990.
Указ Президента РФ от 17.05.2000 (в ред. Указа Президента РФ от 01.12.2000.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» //СЗ РФ. 2000. №21. Ст.2168.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2001 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ». Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ. //СЗ РФ. 2001. №16. Ст.1595.
Агеев А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. 1991. №5.
Антонова В.П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // Государство и право. 1998. №8.
Антонова В.П. Институты административного права // Государство и право.1999. №10.
Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. №3.
Кожевников В.В. Толкование норм права // Юрист. 2000. №4.
Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М.: Юрид. лит., 1967.
Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М., 1978.
Минашкин А.В. Система административно- правового законодательства в современной России //Журнал Российского права. 1998. № 10, 11.
Мудрых В.В. Анализ норм об ответственности за нарушение налогового законодательства // Юридический мир. 2000. №9,10,11,12; 2001. №1,2.
Никеров Г.И. Административное право США. — М.: Прогресс, 1977.
Ноздрачев А.Ф., Пронина В.С. и др. О развитии административного законодательства // Государство и право. 1996. № 7.
Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. 2000. № 1.
Петров Г.И. Административная правосубъектность граждан СССР //Правоведение. 1975. №1.
Тихомиров Ю.А. О концепции развития административного права и процесса // Государство и право. 1998. № 1.
Трегубова Е.В. Дозволения и запреты в административном праве // «Административное и муниципальное право», 2009, N 5
Штатина М.А. Возникновение и развитие административного права в странах Латинской Америки // Правоведение 2000, № 1.
Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.
Юсупов В.А. Актуальные проблемы административного права // Советское государство и право. 1991. №11.
Источник
Предпосылки возникновениями функционирования правоотношений. взаимосвязь нормы права и правоотношения
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения. «Интерес — вот что сцепляет членов гражданского общества. … Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей».
Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся: норма права; раводееспособность субъектов, юридический факт.
Взаимосвязь нормы права и правоотношения. Как отмечалось выше, правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие — первое предшествует второму, а не наоборот.
Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно она выражается в следующем.
1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, т.е. вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения — такие отношения официальная власть не стала бы охранять.
2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Правоотношение — это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем помимо собственных некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового отношения.
4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции — на права и обязанности его субъектов, в санкции — на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.
В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, разделяемой большинством теоретиков, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права — фактическое отношение — правоотношение. Согласно второй, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений (Ю.К. Толстой). Последовательность в этом случае уже иная: норма права — правоотношение — общественное отношение.
То есть сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование
соответствующего отношения. Думается, ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения вне связи с правовой нормой и наоборот.
Источник
Тема 5. Административно-правовые отношения. 1. Понятие и особенности административно-правовых отношений.
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений.
2. Структура административно-правовых отношений.
3. Виды административно-правовых отношений.
4. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
5. Общая характеристика и классификация юридических фактов (юридических составов) в административном праве.
Контрольные вопросы
1. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений»?
2. Кто является субъектом административно-правовых отношений?
3. Как определить понятие «объект административно-правовых отношений»? Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.
4. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?
5. Почему административные правоотношения, как правило, являются властеотношениями?
6. Как следует понимать «вертикальность» и «горизонтальность» административных правоотношений? Приведите примеры.
7. Почему в административном праве индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (административные акты) занимают основное место среди юридических фактов?
МОДУЛЬ II
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Тема 6. Система субъектов административного права.
1. Понятие, признаки субъекта административного права.
2. Соотношение субъекта административного права и субъекта административных правоотношений.
3. Классификация субъектов административного права.
4. Юридические свойства административно-правового статуса субъектов административного права.
Контрольные вопросы
1. Какие основные признаки субъектов административного права вы знаете?
2. Чем отличаются социальные признаки субъекта административного права от юридических?
3. В чем отличие правового статуса субъекта административного и гражданского права?
4. Идентичны ли понятия субъект административного права и субъект административного правоотношения?
5. По каким основным критериям осуществляется классификация субъектов административного права?
6. Какие категории индивидуальных субъектов административного права вы знаете?
7. Каких субъектов административного права можно отнести к категории коллективных?
Тема 7. Граждане как субъекты административного права
1. Административная правосубъектность граждан: понятие, виды, юридическое значение. Административная правоспособность, дееспособность, трансдееспособность и деликтоспособность граждан: понятие, момент возникновения, содержание.
2. Административно-правовой статус граждан: понятие, содержание, виды.
3. Права и обязанности граждан по административному праву: общая характеристика, признаки, классификация.
4. Административно-правовой механизм регулирования административных прав и обязанностей: нормативная основа, порядок предоставления прав, ограничения пользования правом, прекращения действия прав и обязанностей.
5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: порядок въезда, передвижения, пребывания и проживания на территории Российской Федерации.
Контрольные вопросы
1. Какие выделяют элементы административно-правового статуса граждан?
2. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чем заключаются ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?
3. Как соотносятся нормы конституционного и административного права в регулировании статуса граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?
4. По каким критериям можно классифицировать права и свободы граждан, реализуемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?
5. Какие можно назвать виды обязанностей граждан в сфере управления?
6. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан? Назовите эти факторы и в качестве примеров сошлитесь на нормативные акты, которые предусматривают их.
7. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? В чем сущность и каковы основания подобных правоограничений?
8. Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика их статуса?
9. Каков порядок получения заграничных паспортов для выезда за пределы Российской Федерации?
10. Имеются ли законодательные ограничения в праве граждан на выезд из Российской Федерации?
11. В чем различие понятий «демонстрация», «шествие», «собрание», «митинг», «пикетирование», «забастовка»?
12. В чем выражается свобода вероисповедания граждан?
Источник