Может ли следствие стать причиной своей собственной причины

7 универсальных законов Вселенной. Закон Причины и следствия

«У всего есть своя причина, все имеет свой результат»

Закон Причины и следствия гласит, что каждая причина или действие вызывает определенную реакцию или результат. Как говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!» В свою очередь, у каждого события или результата есть определенная причина или действие. Можно сказать: «Мы пожинаем плоды своего труда.»

Другими словами, все в нашей жизни взаимосвязано и ничего не происходит случайно. Все наши действия имеют свои последствия, и каждое конкретное действие приводит к конкретному результату в нашей жизни. Каждая вещь, которая существует, является следствием причины, предшествовавшей ее созданию.

Почему мы часто сомневаемся, что Закон Причины и следствия работает?

Часто в своей жизни мы сталкиваемся с несправедливостью. Мы видим болезни, горе и страдания людей и не понимаем, почему это происходит. Почему зло остается безнаказанным, а преступники гуляют на свободе? Может сам Мир так несправедливо устроен? Может сам Бог отвернулся от нас?

На самом деле, Закон Причины и Следствия работает всегда и действует одинаково для всех, не зависимо от того, верите вы в него или нет. Просто из-за ограниченности ума в силу того, что вы не можете увидеть причину происходящего и отследить взаимосвязь, происходит непонимание и недоверие к этому замечательному закону!

Деяние (преступление) может «остаться безнаказанным» только определенное время. Бесполезно человеку что-либо предъявлять, если он не созрел для усвоения урока. Ограниченность ума не позволит ему сделать правильные выводы и, как следствие, может привести к увеличению озлобленности и агрессии.

Как понять что Закон Причины и следствия работает?

Чтобы понять, как работает этот закон, нужно всего лишь оглянуться вокруг или посмотреть на свою жизнь. Можно взять какое-нибудь событие и постараться найти те вещи, из-за которых это событие произошло, проанализировать причинно-следственную связь. Это не так просто, как кажется, но можно начать с малого.

Посмотрите на очевидные вещи, на простую взаимосвязь. Например: лишний вес — результат переедания, утром болит голова — вчера лишнего выпил спиртного и т.д. Это банально, скажут многие, не задумываясь над тем, что так работает закон причины и следствия. Но, понимание приходит от малого к большему.

Капайте глубже, находите более сложные закономерности, включайте логику, заставляйте свой мозг работать. Только так вы сможете понять и принять Закон Причины и следствия. Работайте над собой!

Как это не странно, но проанализировать чужие проблемы намного легче, чем свои собственные. Но, никто не запрещал учиться на чужих ошибках. Самоанализу же мешают эмоции и чувства, которые мы испытываем от произошедшего, а также, довольно часто, отсутствие самокритики. «В своем глазу и бревно не заметим…» Проводить анализ лучше на «холодную голову», когда эмоции уступают место логике.

Что дает понимание Закона Причины и следствия?

Самое простое в жизни — это оправдываться, обвинять всех остальных, обвинять саму жизнь. Одна из самых сложных вещей — это посмотреть в зеркало и взять на себя полную ответственность.

Закон Причины и следствия позволяет, трезво оценивая происходящее, не искать виноватых, а жить в гармонии с окружающим миром. Понимание этого закона приближает нас к пониманию устройства Мира и, как следствие, к Замыслу Творца.

В самых «тяжелых случаях», зная как работает Закон Причины и следствия, можно просто верить в его существование и справедливость.

Закон Причины и следствия один из самых интересных, но он не единственный.

Вот все 7 Универсальных Законов Вселенной:

  • Закон Ментализма
  • Закон Соответствия
  • Закон Вибрации
  • Закон Полярности
  • Закон Ритма
  • Закон Причины и следствия
  • Закон Гендера (пола)

Плюс Закон Притяжения — Основной Закон Вселенной

Понравилась статья — подписывайтесь на канал! Дальше будет интереснее

Источник

4. 11 çàèìîçàâèñèìîñòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ âîñï (Âèòàëèé Èâàíîâ)

Ìîæåò ëè ñëåäñòâèå âëèÿòü íà ïðè÷èíó? Âîçüìèòå èñòîðèþ ÷åëîâå÷åñòâà, è Âû óâèäèòå, êàê ïîñòîÿííî ïðîèñòåêàíèå ñëåäñòâèÿ è åãî âîñïðèÿòèå çàñòàâëÿåò ëþäåé ñîâåðøåííî ïî-èíîìó ïðåäñòàâèòü ñåáå ïðè÷èíû, èõ âûçâàâøèå. Èçìåíåíèå æå â óìàõ ïåðâîïðè÷èíû, â ñâîþ î÷åðåäü, åùå ðàç ìåíÿåò âîñïðèÿòèå ñëåäñòâèÿ. Òàê ìîæåò áûòü áåç êîíöà, è áåç êîíöà òàê ïðîèñõîäèò.
 Ýòî, íåñîìíåííî, îòíîñèòñÿ ê èäåàëüíîìó ìèðó. Íî èäåàëüíûé ìèð âåäåò ê èçìåíåíèþ ìàòåðèàëüíîãî, êàê ìèíèìóì, â íàñòîÿùåì è áóäóùåì. Çíà÷èò, íåëüçÿ óòâåðæäàòü î íåïðåëîæíîé îäíî íàïðàâëåííîñòè ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé. Òàêîé ïîäõîä ïðèìèòèâåí.
 Êðîìå òîãî, â ðåàëüíîñòè âî âçàèìîñâÿçàííîì, èíòåãðàëüíîì ìèðå ìàòåðèàëüíîì îäíî ñëåäñòâèå âûòåêàåò èç ìíîãèõ ïðè÷èí, è îäíà ïðè÷èíà äàåò íåèñ÷èñëèìîå ìíîæåñòâî ñëåäñòâèé. È ïðîöåññ ýòîò ïðîèñõîäèò îäíîâðåìåííî âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ. Äâà ñîáûòèÿ, èç êîòîðûõ îäíî, â ïðåäñòàâëåíèè îäíîãî èíäèâèäà, — ïðè÷èíà, äðóãîå æå — ñëåäñòâèå; ñ òî÷êè çðåíèÿ èíäèâèäà äðóãîãî, â íåêîåì äðóãîì ñìûñëå, ìîãóò ïîìåíÿòüñÿ ìåñòàìè, è ïåðâîå ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì, à âòîðîå — ïðè÷èíîé.
 Âñå â íàøåì ñîçíàíèè âçàèìîñâÿçàíî è çàâèñèìî íå â îäíîì íàïðàâëåíèè — èç ïðîøëîãî â áóäóùåå, íî âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ îäíîâðåìåííî. Ïðîøëîå âëèÿåò ñàìî íà ñåáÿ, íà íàñòîÿùåå è íà áóäóùåå. È íàñòîÿùåå áåñêîíå÷íûì ÷èñëîì ñâÿçåé çàâÿçàíî â òóãîé óçåë, âëèÿåò òàêæå ñàìî íà ñåáÿ, íà ïðîøëîå è íà áóäóùåå. È äâèæóùååñÿ ïðåäñòàâëåíèå íàøå î áóäóùåì âëèÿåò íà ïðåäñòàâëåíèå íàøå î ïðîøëîì è íàñòîÿùåì.
 Ìîæåò áûòü, âîîáùå íå âñåãäà ïðàâèëüíî ãîâîðèòü î «ïðîøëîì, íàñòîÿùåì è áóäóùåì», à íàäî ãîâîðèòü î íàøåì öåëîñòíîì, ìåíÿþùåìñÿ ïðåäñòàâëåíèè î âçàèìîñâÿçàííûõ ÿâëåíèÿõ ìèðà ìàòåðèàëüíîãî?
 Çàìå÷àòåëüíûé ïðèìåð âëèÿíèÿ ñëåäñòâèÿ íà íàøå âîñïðèÿòèå ïðè÷èí — Îêòÿáðüñêèé ïåðåâîðîò 1917 ãîäà â Ðîññèè è ïîñòåïåííîå èçìåíåíèå îòíîøåíèé ê íåìó ó ìèëëèîíîâ ëþäåé âìåñòå ñ âûçâàííûìè èì èçìåíåíèÿìè óñëîâèé æèçíè.
 Çàìåòèì òàêæå, ÷òî ñ ðàçâèòèåì ìèðà ðàñòåò è âçàèìîñâÿçàííîñòü â íàøåì ñîçíàíèè âñåõ ñîáûòèé: è â íàñòîÿùåì, è â ïðîøëîì, è â áóäóùåì.

Îò íàøåãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðîøëîì è íàñòîÿùåì çàâèñèò íàøå áóäóùåå.  òî æå âðåìÿ, íàøå ïðåäñòàâëåíèå î ïðîøëîì èìååò ñâîå áóäóùåå, è ïðåäñòàâëåíèå íàøå î áóäóùåì èìååò ñâîå ïðîøëîå. Êàê ìàòåðèàëüíûé ìèð, òàê è èäåàëüíûé èçìåíÿþòñÿ â ñòîðîíó óâåëè÷åíèÿ êîëè÷åñòâà èñ÷åðïûâàþùåé èíôîðìàöèè, è óâåëè÷åíèå ýòî ïðîèñõîäèò äîñòàòî÷íî ðàâíîìåðíî ïî âñåé ñôåðå êà÷åñòâ. Ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è áóäóùåå — óñëîâíûå êàòåãîðèè èäåàëüíîãî ìèðà, îñè ñîçíàíèÿ. Ëþáîé èäåàëüíûé îáúåêò íàõîäèòñÿ íå â òî÷êå íà øêàëå îñè âðåìåíè «ïðîøëîå —> áóäóùåå», à â òðåõìåðíîì ïðîñòðàíñòâå èäåàëüíîãî ìèðà ñóáúåêòà èëè ñóáúåêòîâ, îñÿìè êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ: ïðîøëîå, íàñòîÿùåå, áóäóùåå.  ýòîì ïðîñòðàíñòâå îí óâåëè÷èâàåò ñîáñòâåííûå ðàçìåðû, âíóòðè ñåáÿ èçìåíÿåòñÿ è îáðåòàåò íîâûå ñâÿçè ñ äðóãèìè îáúåêòàìè èäåàëüíûìè.

Читайте также:  Муж не может сходить в туалет по маленькому причины

Ðàíüøå, ÷åì ãîâîðèòü «ñëåäîâàòåëüíî», íàäî ïîäóìàòü: íå æåëàåì ëè ìû óáåäèòü ñåáÿ, ÷òî íàì èçâåñòíà ïðè÷èíà; íå ãîðäûíÿ ëè ýòî? Ãîâîðÿ «ñëåäîâàòåëüíî», ìû âñåãäà óñòàíàâëèâàåì íåêîòîðóþ íîâóþ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííóþ ñâÿçü â èäåàëüíîì, íî äàëåêî íå âñåãäà, ñîîòâåòñòâåííî, îòêðûâàåì åå â ìàòåðèàëüíîì. Ýòà èäåàëüíàÿ ñâÿçü ìîæåò îòâå÷àòü ÷åìó-íèáóäü ìàòåðèàëüíîìó, à ìîæåò íå ñîîòâåòñòâîâàòü íè÷åìó.
 Ëåãêî ñêàçàòü «ñëåäîâàòåëüíî» è î÷åíü òðóäíî îòêðûòü âñå äåéñòâèòåëüíûå ñâÿçè ÿâëåíèé.

Ìîæåò áûòü, òî, ÷òî ìû ïîíèìàåì ïîä áóäóùèì, — òîëüêî îäíà èç ïðîåêöèé íåêîåãî ïðîöåññà áîëåå ñëîæíîãî, ÷åì òå÷åíèå âðåìåíè, êàê îíî íàìè òåïåðü ïîíèìàåòñÿ? Ìîæåò áûòü, ïðîøëîå, íàñòîÿùåå, áóäóùåå îáúåêòèâíî åäèíû è ïðåäñòàâëÿþò ñîáîþ ëèøü òðè ïðîåêöèè èçìåíåíèÿ ñóùåãî, îòîáðàæåííûå â íàøåì ñîçíàíèè. Ò.å. îíè — ýòî åùå òðè îñè ñîçíàíèÿ, òàê æå, êàê è âçàèìîðàñïîëîæåíèå ìàòåðèàëüíûõ îáúåêòîâ, õàðàêòåðèçóþùååñÿ òðåìÿ ïðîåêöèÿìè ïðîñòðàíñòâåííûõ èçìåðåíèé? Ìîæåò áûòü, âðåìåííû â ýòîì ìèðå òîëüêî ëèøü «ÿ», èíñòàíöèè, è âû÷ëåíÿåìûå èìè èç íåïðåðûâíîãî è íåïðåðûâíî è ñîâîêóïíî ìåíÿþùåãîñÿ ìèðà, îòíîñèòåëüíûå äàííûõ «ÿ», îòäåëüíûå ìàòåðèàëüíûå è èäåàëüíûå åãî ÷àñòè?
 Áðåííî è äèñêðåòíî ëèøü òî, ÷òî âîñïðèíèìàåòñÿ «ÿ» êàê «îáúåêòû». Âíå «ÿ» ìèð åäèí, áåñêîíå÷åí è âå÷åí. Òàê æå è ìèðîâûå «çàêîíû» âû÷ëåíÿþòñÿ «ÿ», ñóáúåêòàìè, èç íåïðåðûâíîãî è åäèíîãî. «Çàêîíû» ýòè òàêîâû, êàêîâî óñòðîéñòâî íàøåãî ñîçíàíèÿ.

Источник

Причина и следствие. Как добиваться чего угодно в жизни и работе

Евгений Фролов

Основатель Evolution Management

Наверняка в вашей работе не все идеально. Очень вероятно, что вы пишете планы на неделю, на месяц, но они не исполняются. А может быть даже такое, что они в основном не исполняются. 

Вероятно, существуют различные конфликтные ситуации с коллегами, бывает недопонимание с сотрудниками. И все это приводит к тому, что цели, которые вы ставите перед собой, не достигаются. Доход не на том уровне, на каком хотелось бы. Все это может привести к большому количеству ошибок, из-за которых можно потерять бизнес или место работы. 

Но нам нужно достигать целей и выполнять задачи. Для того, чтобы понять, как именно это делать, разберем два ключевых понятия, две важных точки зрения, от которых зависит все, что с вами происходит. Первое понятие — это «Причина», второе – «Следствие». 

Что значит быть причиной

Причина — это когда мы на что-то оказываем влияние: звоним клиенту, продаем товар или услугу, убеждаем в том, что ему это нужно. Если клиент приобрел товар, и деньги зашли в компанию, мы являемся причиной этого. Соответственно, нам начисляют комиссионные, тогда мы — причина того, что у нас появились нужные комиссионные. В принципе, зарплату платят за то, что человек вступает в состояние причины. 

Быть в состоянии причины — значит выполнять понятные шаги для достижения цели или задачи: произвести товар, нанять сотрудника, сдать отчетность. Это личное понимание человека, что от него зависят обстоятельства.

Илюстрации.001 (3).jpeg

Что значит быть следствием

Состояние следствия бывает позитивным и негативным. Позитивное – это когда мы едим что-то вкусное, нам делают массаж, устраивают сюрприз, мы получаем от этого удовольствие – это позитивные моменты следствия. 

Но чаще всего, в жизни, если человек выступает в роли следствия, – это неприятно: клиент послал, произошел брак, из-за этого сделали удержание из зарплаты. В итоге негативные последствия ставят нас в состояние следствия.

Состояние следствия – когда кто-либо или что-либо оказывает на нас влияние. В состоянии следствия стоит умозаключение: я никак не могу повлиять на эти вот обстоятельства. 

«Мне попался невероятно сложный клиент! Да никто ему не сможет продать!  На этом клиенте вот эта технология работать не будет. Попробуйте сами!» Выгнали с работы, шеф какой-то больной, с этой компанией все не так — это мысли в состоянии следствия.

Илюстрации.001 (2).png

В состоянии следствия невозможно добиться целей

Почему я делаю на этом большой акцент: дело в том, что только в состоянии причины, в постоянном поиске способов быть причиной можно добиться нужных результатов. 

В состоянии следствия мы будем только получать взбучки и по голове, будут постоянные расстройства. В этом состоянии нет шансов добиться роста показателей, расширения организации, ну и самое главное – невозможно добиться своих целей.

Кто достигает успеха: упорные или везучие?

Давайте на это посмотрим еще с одной стороны. В отношении причины и следствия можно также провести параллель с таким понятием как «успех» и «удача». 

Успех – очень желаемое состояние. Обычно успешным человеком называют того, у кого в жизни все ладится и получается: у него большой дом, хорошая машина, красивая жена, умные и здоровые дети, они периодически ездят отдыхать. На работе человека ценят, у него все ладится, он позитивный. То есть, жизнь удалась, значит человек достиг успеха.

Может показаться, что удача – это тоже самое. Например, оставили наследство, выиграл в лотерею, познакомился с правильным человеком, оказался в нужное время в нужном месте. Может показаться, что успешные люди становятся успешными именно благодаря удаче. 

Но, если мы рассмотрим то, как случается удача, то поймем, что на самом деле не знаем конкретных шагов или технологии «Как быть удачливым». Зато существует технология «Как быть успешным». 

И, на самом деле, успех состоит из точных шагов. Этому можно учиться и практиковаться. Если взять любого, действительно способного, успешного человека, то можно увидеть, что он много работал, учился и выполнял действия, направленные на достижение своей мечты, цели или задачи.

Как практиковать причинность в жизни и работе

Какой вывод я хочу, чтобы мы здесь сделали? Если мы хотим успеха, нам важно выступать в роли причины. То есть мы должны считать, что все зависит от нас, все, что в жизни происходит, – это наша точка зрения, наши решения и наши мысли. 

Если же мы думаем:  «Вот бы удача пришла ко мне, и я наконец-то стал бы счастливым», то мы будем следствием. Мы будем ждать, чтобы откуда-то пришло счастье, и думать, будто никак не можем на это повлиять. 

Читайте также:  По какой причине могут не пустить в россию на границе

Когда вы читаете эту статью, когда изучаете, как работает организующая схема, как устроена ваша компания, что от вас ожидается — важно смотреть на эти вещи с точки зрения причины. Нужно всегда задавать себе вопрос «Как я могу повлиять? Как я могу исправить ту или иную ситуацию?».

Илюстрации.001.jpeg

И каждый раз, когда возникает мысль: «от меня это не зависит», «это сотрудники не такие», «с экономикой что-то не так», «рынок сложный», «клиенты какие-то больные» — важно понимать, что это говорит состояние следствия. В итоге оно не приведет к той цели, которую человек перед собой ставит. 

Бывает сложно смотреть на жизнь в состоянии причины. Бывают такие обстоятельства, когда действительно чувствуешь, что с тобой поступили несправедливо: например, заказчики месяцами тянут с оплатой по договорам, хотя со своей стороны вы все сделали во время. Тогда может возникнуть идея: «Ну, с рынком сложности, я-то как на это повлияю?». 

Действительно, бывает не очевидно, как можно что-то изменить. Но, стоит продолжать задавать себе вопрос: «Как лично я могу повлиять на расширение компании? Что мне нужно еще изучить?». 

Если постоянно задаваться этим вопросом, расширять свой кругозор и отвечать на вопрос: «Как я могу на это повлиять?», рано или поздно мы будем находить все более действенные рычаги для того, чтобы рос наш личный доход и доход всей организации.

Вы можете организовать работу компании таким образом, чтобы получать ожидаемую прибыль каждую неделю. Узнайте на трехдневном онлайн-практикуме, как сделать это.

970 x 257.jpg

Источник

Причина и следствие. Записки на полях книги «Почему». Часть первая.

Этой мой первый пост — записки на полях книги Саманты Клейберг “Почему. Руководство по поиску причин и принятию решений”.

Кто виноват и что делать?

Довольно большая часть проблем как в бизнесе, так и в личной жизни, по моему мнению, является следствием нашего неумения правильно устанавливать причинно-следственные связи.

В чем это выражается:

  • мы что-то делаем предполагая получить одни последствия, а получаем “как всегда”;
  • мы приравниваем шанс события к вероятности вины или невиновности («заблуждение прокурора»);

Расчет вероятностей чреват неточностями, но самые серьезные ошибки возникают, когда выводы основываются на одной лишь вероятности какого-либо события («Уж слишком много совпадений»). Некорректна обывательская “логика”: некое событие слишком невероятно, чтобы случиться, а значит, единственное разумное объяснение – это причинно-следственная связь. Следует всегда помнить, что вероятность того, что какое-то событие произойдет с отдельным человеком, может быть низка, однако в принципе данное событие возможно.

  • мы неправильно оцениваем действия или бездействия и так далее.

Спросим себя: “Почему мы не умеем это делать?”

В “моей мифологии” (=картине мира) причиной этого является то, что мало кого из нас этому учили, мало кто изучал Матчасть (теорию) по этому вопрос. Главный вызов для нас: как отличить при анализе каузальные и некаузальные паттерны осуществления событий?

Термины и понятия

Каузальность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие).

Казуальность (от лат. casus — случай, случайность) — учение о случайности; теория о том, что в мире господствует случайность, не поддающаяся обобщению.

Причина – это нечто, повышающее вероятность следствия, без чего следствие могло произойти, а могло и не произойти, и способное при должных обстоятельствах это следствие произвести.

Знание реальных причинно-следственных связей помогает нам предсказывать будущее, объяснять прошлое и успешно, то есть с получением желаемого результата, вмешиваться в ход событий. Однако вместо тщательно выверенных баз данных, собираемых исключительно в рамках научных исследований, мы имеем дело с громадным массивом неопределенных сведений, полученных в результате простых наблюдений.

Как следствие мы сталкиваемся с массой проблем при формулировании выводов о причинных зависимостях. Самые важные проблемы заключаются в поиске причин на основе:

  • неточных данных или данных, в которых отсутствуют необходимые переменные и результаты наблюдений (если мы не фиксируем фактов курения, не начнем ли выискивать другие условия, вызывающие рак легких?),
  • сложных взаимосвязей (что происходит, когда для наступления следствия требуется целая последовательность событий?),
  • причин и следствий нерегулярных ситуаций (что вызвало резкий обвал фондового рынка в 2010 году?).

Основная проблема в сфере экономики – определить, поможет ли реализация той или иной программы достичь поставленной цели. Это очень похоже на проблемы общественного здравоохранения, например попытки определить, поспособствует ли ограничение продаж газированных напитков борьбе с ожирением. Эта задача – одна из самых сложных, так как во многих случаях сам факт реализации программы инициирует изменения в системе.

В сфере управления персоналом и юридической одна из главных проблем – выявление взаимосвязи между каузальными и моральными суждениями.

Невозможно устранить все источники ошибок и смещений. Но реально эффективнее выявлять случаи, когда вмешательство этих факторов возможно, и учитывать последствия.

А был ли мальчик?

В некоторых случаях мы считаем поиск причин настолько трудным , что оставляем это дело как безнадежное. Это удивительно, особенно если учесть, насколько важна в нашей жизни идея каузальности.

Дело просто-напросто состоит в том, что нет как единой философской теории о том, что такое причины, так и единого полностью доказанного расчетного метода их выявления с абсолютной достоверностью. Кроме того (и это куда серьезней), мы можем идентифицировать различные факторы как причины одного и того же события, в зависимости от того, какое определение используем. При этом неясно, в чем же истина.

Но ведь сама идея попытки выделить единственную причину может быть недальновидной. Вероятно, сердечный приступ и ограбление совместно привели к смертельному исходу, поэтому их воздействие нельзя разделять.

В конечном счете, хотя поиск причин и труден, главная проблема заключается в безусловном нахождении причин с абсолютной достоверностью. Если же допустить возможность ошибок и поставить цель точно сформулировать, что именно мы можем выяснить и когда, то можно расширить диапазон сценариев, реализуемых с помощью доступных методов, и суметь адекватно описать и подходы, и результаты.

Если, к примеру, каузальные взаимосвязи не единообразны, вероятно, понадобятся разные методы, чтобы их выявить и описать, а также многочисленные эксперименты, чтобы проверить интуитивные взгляды на причинность. Существенная доля нашей работы – просто выяснить, к какому подходу прибегнуть и когда. Что возможно, когда нам есть, из чего выбрать, то есть когда мы обладаем хорошей базой методов.

Почему мы ошибаемся при поиске причин?

Согласно Юму, отыскивая причины, мы чаще всего хотим знать, почему произошло одно событие, а не другое. Рассуждая, как нечто становится причиной, мы делим вопрос на две части: «Что такое причина?» и «Как мы можем отыскать причины?»

Читайте также:  Почему люди не могут быть вместе почему они находят сотни причин

Что еще важнее, вместо поисков неких особых свойств, отличающих причины от не-причин, мы сводим взаимосвязи к закономерностям их наступления. Иными словами, мы изучаем причинно-следственные взаимосвязи путем регулярного наблюдения паттернов их осуществления и учиться причинности можем только на основе опыта регулярности их осуществления.

Однако нам следует помнить, что с помощью одних только наблюдений мы не увидим разницы между регулярностью наступления события и необходимым его условием. Лишь при наличии контрпримера мы способны убедиться, что что-то не есть необходимое условие какого то события.

Для нашего “успеха” необходимо, чтобы причина не только предшествовала следствию по времени, но и причина и следствие были близки и граничить как во временном, так и в пространственном отношении. Нам достаточно сложно изучать каузальные взаимосвязи, которые обнаруживаются с большой задержкой, или если причина пространственно удалена от следствия. Дело в том, что в отношения между двумя событиями могут вмешиваться иные множественные факторы, которые влияют на исходный результат.

Проблема с требованием сопряженности причины и следствия в том, что некоторые каузальные взаимосвязи не удовлетворяют этому паттерну, ограничивая как диапазон случаев, к которым применима эта теория, так и нашу возможность делать верные заключения.

Например, условие смежности не выполняется, когда результат возникает из-за отсутствия некоего фактора (недостаток витамина С вызывает цингу). Если допустить, что причиной события оказывается психологическое состояние (например, убеждение или намерение), мы получим еще один случай истинного каузального отношения при отсутствии физической связи между причиной и следствием. Ученик может делать домашнюю работу потому, что хочет получить высший балл. Таким образом, причиной выполнения задания будет желание заслужить хорошую оценку, но между стремлением и действиями ученика нет физической связи.

Нам следует различать: (1) когда между необходимостью причины для наступления следствия и простым наблюдением того, что за причиной регулярно наступает конкретное следствие, и (2) когда между сутью взаимосвязи, лежащей в основе происходящего, и того, что мы видим на основе наблюдения.

Кант, открыто декларировал несогласие с самой идеей сведения причинности к закономерностям, утверждая, что необходимость есть существенное свойство каузальной взаимосвязи, а поскольку необходимость невозможно вывести эмпирическим путем, нельзя делать и утверждения о причинах на основе наблюдений. По мнению Канта, для каузальной интерпретации наблюдений мы пользуемся априорными знаниями.

Вопрос поиска причины часто сводится к тому, следует ли рассматривать причины как основные кирпичики или силы, созидающие этот мир (и которые нельзя будет свести к другим его законам), или же эта структура – то, что задаем мы сами.

Три прыщика на причинном месте

В 60–70-х годах XX века появились три основных метода, построенные на трудах Юма. Следствие редко проистекает от воздействия единственной причины, поэтому Джон Мэки разработал теорию, представляющую собой набор условий, которые совместно производят следствия. Эта теория позволяет лучше исключить некаузальные взаимосвязи, исходя из сложности причин. Точно так же многие каузальные взаимосвязи включают в себя элемент случайности, когда причины просто с большей вероятностью вызывают соответствующие следствия. Причем необязательно, что подобное будет происходить каждый раз (согласно вероятностным подходам Патрика Суппеса).

Юм также заложил основы контрфактуального подхода, задача которого – дать определение причины, исходя из того, насколько иными могли бы стать следствия, если бы причина не имела места. Например, благодаря кому-то была достигнута победа в игре, поскольку без усилий этого конкретного игрока победить не удалось бы ни за что.

Есть три основополагающие вещи, которые могут выполняться либо только по определенным причинам, либо лучше всего по определенным причинам:

  • прогнозирование,
  • объяснение,
  • вмешательство.

Но модели – всего лишь модели. Можно обнаружить неограниченное количество общих свойств у группы лиц, когда-либо побеждавших на выборах, но это не объяснит, почему победил тот или иной кандидат.

Причины дают более строгие методы предсказания событий, чем корреляции.

Возможно, вы прочли научный доклад о том, что потребление красного мяса повышает смертность. Не зная, однако, почему это так, вы не извлечете из этих сведений практическую пользу. Возможно, любители мяса больше пьют спиртного или избегают физических упражнений. Аналогично, даже если рост смертности не коррелирует с другими факторами риска, но как-то связан с потреблением этого продукта,

На самом деле мы должны не просто осознать взаимосвязь между красным мясом и смертью, а обнаружить причину, действительно вызывающую летальный исход.

Почему это важно для нас?

В других случаях наша цель – объяснить отдельные события. Почему вы опоздали на работу? Докопаться до коренных причин событий важно, во-первых, чтобы построить планы на будущее (Джейн больше не будет ходить в ресторан, где ей подали несвежую пищу, при этом необязательно вообще исключать из рациона конкретные продукты) и, во-вторых, чтобы оценить ответственность (кого Джейн должна винить за свое недомогание).

Самая важная потенциальная область приложения каузального знания – вмешательство. Мы не просто хотим знать, почему случаются те или иные вещи, – есть потребность воспользоваться этой информацией, чтобы предотвратить или вызвать определенные результаты. Вероятно, вам нужно понять, как изменить диетические привычки, чтобы улучшить здоровье.

Мы должны быть уверены, что меняем причины, которые реально повлияют на результат. Если же нацелить их на нечто, так или иначе связанное со следствием (к примеру, запретить спички, чтобы снизить риск рака легких из-за курения), воздействия окажутся неэффективными.

Дело наше еще больше усложняется, если вмешательства имеют побочные эффекты. Итак, требуется узнать не только причины конкретного результата, но и его следствия. Например, увеличение физической активности ведет к потере веса, но «компенсационный эффект» может вынудить людей потреблять больше калорий, чем они сожгли (в результате вес набирается). Вместо того чтобы отыскивать изолированные связи между отдельными переменными, следует понять более масштабную картину взаимосвязей.

Чем дальше, тем больше миром правят данные и алгоритмы, поэтому умение мыслить в категориях причинности больше нельзя рассматривать как необязательную опцию. Нам нужен этот навык, чтобы извлекать из массивов данных полезную информацию и уверенно прокладывать курс в океане повседневных решений.

Чтобы достоверно выявлять и применять причины, нужно разбираться в психологии каузальности (то есть как мы воспринимаем причины и как о них мыслим), знать, как оценивать доказательства (полученные путем наблюдений или экспериментов) и как применять это знание, чтобы принимать решения. В частности, как сведения, которые мы собираем, – и то, как мы ими манипулируем, – влияют на сделанные нами заключения.

Источник