Может ли общество обойтись без языковых норм
«Может ли общество обойтись без языковых норм?»
«Может ли общество обойтись без языковых норм? » Цель: выяснить, насколько необходимы и значимы языковые нормы в обществе. Задачи: 1) выявить всё многообразие мнений по проблемному вопросу; 2) дать определение понятию нормы; 3) спроектировать и обсудить ситуацию отсутствия языковых норм. План:
Также публицистика, например, рассчитана на широкую аудиторию, поэтому должна соответствовать общепринятым требованиям, а то есть — норме; художественная речь кроме образности изложения и богатства речи требует правильности языка, и только в этом случае становится классикой, служащей ориентиром в учебной и учебно-научной сфере ).
Наличие кодифицированной нормы делает язык понятным для всех, независимо региональных и социальных условий, любому элементарно образованному носителю русского языка, а это, в свою очередь, влияет на развитие общности и государственности ).
| |||
Конкурс рисунков и произведений дпи «Остановись, мгновенье!» «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может обойтись без неё» | А. С. Пушкин в семье Маруси помирал дед. Не от голоду, слава Богу,… Молотов по радио объявил, что «страна наша обеспечена всем необходимым и может обойтись теперь без карточной системы в снабжении»…. | ||
План. Русский язык в системе языков мира Национальный язык. Современный… Культура речи невозможна без правильности речи, а значит, без знания языковых норм. Сегодня мы обсудим, что такое норма, какими бывают… | На тему «Воздух» ученик 2 класса Бобровский Илья учитель начальных… Мы его не видим, не чувствуем. Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды — несколько дней, а без воздуха — самое… | ||
Программа разработана в соответствии Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной… | Ветрами изрезано, веками отравлено Слуги — они не играют важной роли в описанных событиях, а потому можно обойтись и без них | ||
«культура речи» Цель контрольной работы — проверить умения студентов видеть, узнавать, понимать, адекватно использовать нормативные варианты языковых… | Жизни Нотариус (не отрываясь от письма). Душевное в жизни, конечно, важно, но и без материальных ценностей не обойтись, согласитесь | ||
Феномен трансовой поэзии хиппи … | Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного… «раскрыться», проявив свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребёнок просто не может существовать, без чего… |
Источник
Может ли общество обойтись без языковых норм?
МКОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока-дискуссии по русскому языку в 10 классе по теме
«Может ли общество обойтись без языковых норм».
Учитель русского языка
высшей категории
Цветенберг Светлана Семёновна
с. Верх-Бехтемир
2013г.
Тема урока «Может ли общество обойтись без языковых норм».
Цель урока: 1.создание условий для развития коммуникативных навыков, обсуждение проблемного вопроса «Может ли общество обойтись без языковых норм?».
Задачи:
Выяснить, насколько необходимы и значимы языковые нормы в обществе.
Развивать умение логически верно излагать свои мысли, дискутировать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывать доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать; воспитывать сознательное отношение к языку, способность чувствовать, понимать и любить слово.
Тип урока: получение новых знаний.
Виды деятельности: коллективный, диалогический.
Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
Технология встречных усилий учителя и учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный момент.
II. «Разминка» — психотренинговые упражнения, связанные с темой урока, цель — создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
1. Приём «Эпиграф»
«Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности» Д.С.Лихачёв
Учитель: прочитайте эпиграф к уроку, осмыслите его, подумайте, как может быть он связан с темой урока, пока не известной вам?
Учитель: о чём мы будем говорить сегодня на уроке, попытайтесь сформулировать тему урока.
Учитель обобщат предположения учащихся, записывает тему на доске.
Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу.
Высказывают свои предположения.
Пытаются сформулировать тему урока.
Включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.
III. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель: создание ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит задачу, решение которой потребует определённых усилий.
1. Приём «Цель и цели». Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения.
— Сформулируйте свои, важные для вас цели урока, начиная со слов «Я хочу»
-Сообщение целей урока учителем.
Формулируют цели со слов:
-Я хочу научиться
— Я хочу узнать
-Я хочу понять и т.д.
-самостоятельно формулируют цель;
— учет разных мнений;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
IV.Контрольно- подготовительный — цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.
Приём «Знаю — не знаю».
Учитель: ведущими на уроке сегодня у нас будут понятия «русский язык как государственный», «языковая норма».
— Для начала скажите, а что такое норма вообще?
— Какие правила, кроме языковых вам известны?
— Следовательно, нормы в обществе необходимы? Для чего?
Учитель: значит, норма выполняет какие функции? (коммуникативную, культурную, эстетическую).
Учащиеся высказывают свои мнения. (Норма — это правило).
Учащиеся отвечают (правила поведения в обществе. Законодательство — это свод правил).
Учащиеся в парах формулируют и записывают(норма нужна для того, чтобы люди понимали друг друга правильно, отличали образованного человека от необразованного, для порядка и т.д.).
— извлечение необходимой информации;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания,
-умение определять уровень собственных знаний;
— умение вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество.
V. Сотворчество. (в классе столы стоя полукругом, учащиеся видят друг друга).
Цель: поддержание активности, интереса учащихся, совместное решение задач урока.
1. Дискуссия
Учитель: а какое значение в этом контексте имеет языковая норма?
Учитель: Языковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
— Речь была о языке государственном, значит, официальном, а в неофициальной обстановке, т.е. в разговорной речи, разве мы всегда соблюдаем все языковые нормы? Ведь сказал же когда-то чешский писатель Я.Гашек: «Каждый говорит, как умеет».
— Если я скажу досуг вместо досуг, вы меня не поймете?
— Вы согласны с данной точкой зрения? (вопрос к наименее активным участникам).
— (Кто-то из детей может возразить). Согласно мнению лингвистов, коммуникативный акт может состояться и при нарушениях нормы, главное, чтобы речь участника коммуникативного акта была понята другими.
— Учитель: в начале беседы мы пришли к выводу о том, что нормы, в том числе и языковые, необходимы. Но сейчас выяснили, что можем общаться и нарушая их. Если это так, следовательно, наше суждение было ошибочно, и без языковых норм мы сможем все-таки обойтись?
Ст. 1.6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка [Федеральный закон 2005].
— Учитель обобщает: литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма указывает на их коммуникативную целесообразность.
— Учитель: снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах. По вашим наблюдениям, где довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка и это очень «режет слух»?
— Как вы докажите, что ваше суждение верно?
— Вы согласны с данной точкой зрения? (вопрос к наименее активным участникам).
— Как вы думаете, неверное ударение мешает восприятию смысла? Аргументируйте свой ответ.
— Сделайте вывод: нужно ли единообразное произношение?
Учитель обобщает: соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.
-Учитель: итак, к каким выводам мы приходим?
-Учитель обобщает: соблюдение языковой нормы делает язык понятным для всех, независимо от региональных и социальных условий, любому образованному носителю русского языка, а это, в свою очередь, влияет на развитие общности и государственности.
-Учитель: итак, может ли общество обойтись без языковых норм?
— Актуально ли понятие «языковая норма» для современного русского языка? Ответ аргументируйте.
Учащиеся обсуждают вопрос. (Русский язык, как одна из основ государственности, сплачивает общество, делает его единым, поэтому в нем должны быть зафиксированы определенные закономерности и принципы, общие для всех — нормы).
Учащиеся обмениваются мнениями.
Учащиеся обсуждают вопрос, высказывают своё мнение. (если в определенном круге люди привыкли говорить именно с нарушением нормы, они будут считать это произношение общепринятым).
Учащиеся высказывают своё мнение и делают вывод. (Мы можем не соблюдать языковую норму в разговорном стиле общения, но когда речь заходит о научных текстах и деловых, которые требуют однозначного толкования и точности в изложении, норма должна строго соблюдаться).
Учащиеся обсуждают вопрос, высказывают своё мнение. (В публичных выступлениях, деловом общении).
Учащиеся приводят примеры слов, в которых часто делают ошибки в ударении — на
·чал, начала
·, по
·нял, поняла
·, при
·нял, приня
·ть, призы
·в, созы
·в и др.
Учащиеся обсуждают вопрос и делают вывод. (Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи).
Учащиеся обсуждают вопрос, записывают вывод.(В разговорной речи мы можем не соблюдать языковые нормы, или соблюдать их не всегда, но когда речь идет об официальной ситуации общения, соблюдение языковых норм необходимо)
Учащиеся делают главный вывод: наличие языковой нормы в обществе значимо и необходимо.
— осознанное построение речевого высказывания;
— доказательство;
— учет разных мнений
— сравнение;
— формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
— учет разных мнений;
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
— извлечение необходимой информации;
— доказательство;
— учет разных мнений
VI. Итог урока:
Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
А я для вас припасла несколько вопросов.
Приём: «Возвращение к эпиграфу». Цель: оценивание соответствия эпиграфа изучаемой теме и качество предположений учащихся.
«Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности» Д.С.Лихачёв
— Соответствовал ли эпиграф теме урока.
— Назовите ключевые слова темы.
— Как вы считаете, что в нашем занятии было для вас полезным?
— Где можете применить полученные знания?
— Что было для вас самым трудным?
— А самым интересным?
Отвечают на вопросы.
По тому, как человек говорит, мы можем судить о его интеллигентности, образованности.
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
— формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
VII. «Рефлексия».
Приём «Рюкзачок».
Расскажите о своих успехах на уроке. Начните свои высказывания с любого предложения:
— У меня сегодня получилось.
— У меня сегодня не получилось
— Я и не подозревал, что.
Учитель: вы скоро вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
— адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
— контроль и оценка результатов деятельности;
— самооценка на основе критерия успешности;
— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Список литературы
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.
2. Комплексный нормативный словарь современного русского языка) / ред. Г. Н. Скляревская, Е. Ю. Ваулина. СПб., 2007.
3. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1998.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации // Российская газета. 2005. 7 июня.
5. Сайт «Социальная сеть работников образования». https://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/10-klass-yazykovaya-norma-urok-diskussiya
6. Сайт учителей русского языка и литературы.
13PAGE 15
13PAGE 14715
·
Источник
На кой нам языковые нормы, или «Зачем говорить правильно?»
Йорик задумался: почему так принципиально говорить «звонИт», а не «звОнит»? Что плохого в «экспрессо» вместо «эспрессо»? Ну почему, в конце концов, «класть», а не «ложить», но «положить»? Зачем говорить так, как нам рекомендуют умные дяди и тёти, которые составляют словари и пишут правила языка?
Для начала разберём понятие языковой нормы.
«Языковая норма — это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Норма обязательна и охватывает все стороны языка», — пишет Википедия.
Во-первых, слово «традиционно» в этом определении указывает на то, что языковую норму создают люди, народ, формирующий традицию, и её затем закрепляют лингвисты и филологи в своих работах, суть которых: перечисление и некоторый (в Интернете довольно неглубокий) анализ.
Во-вторых, следуя из первого, если люди создают норму. Так каким же образом она для них обязательна? То есть, можем ли мы говорить, что раз человек совершает процесс дыхания, то дыхание для него обязательно? Да, оно необходимо для поддержания жизнедеятельности, но никто не обязал человека к этому. Он делает это сам.
Правда, традиции не бывают устойчивыми по двум причинам:
- Одновременно может существовать несколько конкурирующих традиций (это справедливо не только для языковой сферы);
- Со временем любая традиция терпит изменения и в итоге становится другой традицией.
Из-за этого общая языковая норма не может образоваться естественным путём: всегда будут существовать разные варианты одних и тех же языков и правил, что мы видим на примере диалектов. Чтобы противодействовать этому процессу, уравновешивать его, языковеды формируют норму искусственным путём, объявляя тот или иной вариант произношения правильным и призывая людей придерживаться этой версии, а не иной и не придумывать свои.
Получается, что языковые нормы — это правила организации системы речевой коммуникации, своего рода законы, что-то «юридическое» в области языка.
На аналогию с государственным законом можно возразить, что за нарушение законодательства обычно наказывают, а за нарушением языковых норм никаких санкций не следует, но на это можно ответить, что осуждение общества и есть своего рода наказание. Проблема скорее в том, насколько это регулируется и насколько законопослушные люди находятся рядом с нарушителем в момент «преступления» (языковая полиция однажды выедет и за тобой).
Таким образом вопрос: «Зачем говорить правильно?» следует понимать как вопрос: «зачем следовать общепринятым правилам?». При этом уточним, что под «говорить правильно» Йорик понимает «говорить в соответствии с литературной нормой».
Литературная норма — частный случай языковой нормы.
Ответ следует искать в целях, которые эти правила преследуют, и в эффективности их достижения этими самыми правилами.
«Литературная норма отличается рядом свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична, а, во-первых, изменчива во времени и, во-вторых, предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения», — пишут на той же Википедии.
На livejournal есть статья, в которой автор выделяет две цели литературной нормы:
Первая — помочь людям понимать друг друга. «Если говорящий уже — по сумме прошлого опыта общения — полагает, что слушающий (вообще или вот этот конкретный) способен понять слово «творог», так он и не будет просто так придумывать другого способа обозначить то же самое». Интересным следствием этого становится то, что люди всё равно пытаются формировать свои внутригрупповые нормы, и тогда следование или отрицание становятся индикатором «своих» и «чужих», инструментом для поиска единомышленников в каком-то смысле.
Вторая — сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Это цель « обеспечить сохранность и понятность традиционных текстов — (например, юридических, религиозных, считающихся особо ценными литературных) — для следующих поколений. Стихийные нормы меняются весьма быстро, устаревшие тексты становятся сперва «неудобными» для понимания, потом — непонятными в принципе. По всему рунету бродят байки и шутки о том, как «тупые современные дети» не понимают текстов Пушкина или Толстого… хотя по-хорошему, тексты Пушкина уже и нам лучше бы читать с комментариями, историческими и языковыми. Помню, я в детстве очень мучилась вопросом, как же это у Жуковского рифмуются «жён» и «плен» (из той же статьи).
На это всё мы можем возразить, что существуют ведь незначительные отклонения, мелочи. Все эти «эспрессо» и «экспрессо», «ложить» и «класть», «твОрог» и «творОг» и вообще всё то, чем порой донимают особенно дотошные друзья, но что при этом не влияет значительно на коммуникацию, на что всегда можно отмахнуться и сказать: «Ну, ты понял».
Это типичная логика для участников той или иной системы, от государственной и экономической до языковой: всегда кажется, что мелочи неспособны подорвать весь строй и придираться к ним — излишняя строгость. Однако в случае, если не вмешиваться в процесс обособления некоторых групп от общества за счёт отказа от какой-то части общепринятого, то произойдёт что-то вроде разрыва между поколениями, только среди современников. На самом деле, в менее острой форме это итак происходит, потому что люди из социальных низов разговаривают так, что их порой понять не легче, чем иностранца, несмотря на то что язык остаётся формально общим. Мы привыкли, что у разных возрастных групп немного разные тезаурусы, свой слэнг, и отчасти из-за этого существует проблема отцов и детей, но в целом сейчас, когда языковая норма диктуется, когда людей кто-то обязует говорить по правилам, хотя и оставляет регуляцию на совесть общества, язык относительно стабилен, и люди друг друга понимают. Но что, если перестать преподавать в школах языки? Оставить такие предметы, как математика, физика, биология, история, но не язык?
В результате через какое-то время (может, лет через 100, может, меньше) школьники начнут жаловаться на то, что не понимают, чего хотят от них составители вопросов, о том, что в разных учебниках одного и того же предмета авторы пишут по-разному, и будет в общем что-то, напоминающее ситуацию с ЕНТ, только в более глобальных масштабах.
И многие старые тексты перестанут быть понятными, будущие поколения будут терять всё больше и больше потенциального исторического опыта, который могли бы приобрести, существуй между ними и предыдущими эпохами более крепкий коммуникационный мост (а не такой, как был в первом Шрэке). Язык разделится в конце концов на множество подъязыков и перестанет существовать, как таковой.
Возможность мелких попустительств всегда приводит в результате к тому, что эти возможности используются всё больше, и со временем система начинает разваливаться. Как из-за множества маленьких неуплат случился ипотечный кризис 2007-2008, так может случиться и кризис языка, а это гораздо более опасно, потому что это будет не недостаток ресурсов, а недостаток качества инструмента, являющегося одним из главных преимуществ человека перед другими животными.
«Правильная речь соответствует определенным установленным нормам языка, которые, кстати сказать, стремительно меняются с течением времени, — говорила в одном интервью эксперт в области деловой культуры Ирина Денисова. — Нормы формируются в определенной степени стихийно (количество переходит в качество), затем фиксируются и закрепляются в орфоэпических словарях. Перед этим, конечно, проводятся соответствующие исследования в языковых институтах … всевозможные молодежные сленги, профессиональные арго, социальные жаргоны, диалекты, безусловно, хотя и ярко характеризуют своих носителей, обогащают языковое пространство языка в целом, тем не менее могут отдалять людей друг от друга и сделать общение непонятным для всех участников речевого взаимодействия».
И немного веселья под конец:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотры: 908
Источник