Может ли норма расхода топлива быть ниже базовой
базовая норма расхода топлива
Заказать расчет норм расхода топлива по методике НИИАТ можно ЗДЕСЬ
Базовая норма расхода топлива — не приговор. Объясним почему. За все время существования методических рекомендации по расчету эксплуатационных норм, мы привыкли к тому, что все начинается с базовой нормы. Базовая норма расхода топлива всегда бралась из списка Методических рекомендаций, предложенных Минтрансом. И мы с вами всегда старательно пытались «уложиться» в эти нормы чего бы нам это не стоило. Давайте идти в ногу со временем и посмотрим наконец-то реально на обоснованное списание расхода топлива на автомобили.
НЕПОКОЛИБИМОСТЬ БАЗОВОЙ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
1Мы должны понимать что технический прогресс идет вперед семимильными шагами и наименований, марок автомобилей становится все больше и больше. Документ «Методические рекомендации АМ-23р» не успевает обновляться. Мы с вами зациклены на одном документе. Точнее сказать, нас за все эти годы зациклила государственная система. Нас — это не только экономистов, бухгалтеров, механиков, диспетчеров и т.д., но и налоговиков, ревизоров и т.д. Мы все вместе пристально вглядываемся в документ «Методические рекомендации АМ-23р», с надеждой найти наш автомобиль, или хотя бы похожее название. Ну хотя бы похожую марку двигателя. И, увидев хотя бы частичное совпадение букв и цифр, мы с налоговиком или ревизором начинаем вместе кивать и соглашаться, что это именно то что надо. В итоге ревизор вроде не придрался, а нам вроде это и надо. Базовая норма расхода топлива «найдена».
Обращаем ваше внимание, что Распоряжение Минтранса «Методические рекомендации АМ-23р» не зарегистрировано в Минюсте России и официально не опубликовано. Это значит, что данный документ не обязателен для исполнения, а носит рекомендательный характер. Принимая решение в пользу налогоплательщика, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 обратил внимание на это обстоятельство:
…Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер…
а ВАС России не нашел оснований для пересмотра данного решения (Определение ВАС России от 14.08.2008 N 9586/08):
…Исследовав и оценив представленные доказательства по эпизоду, связанному с приобретением обществом горюче-смазочных материалов, суды, руководствуясь положениями статей 252, подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали выводы о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, что произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов экономически обоснованы, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов…
Более того, Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).
2Обратимся к Налоговому кодексу. Если внимательно прочитать ст.252, то в ней написано следующее
…Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме…
И это все. Конечно можно обосновать расходы на ГСМ с помощью Методических рекомендаций. А если нет базовой нормы, то обратиться в НИИАТ. Но нужно понять, что это не обязанность, а ваше право. Не стоит зацикливаться на поиске базовой нормы похожего автомобиля в АМ-23р. Также как не стоит зацикливаться только на НИИАТ. У вас есть выбор. Вы должны понять: главное не «кто» вам рассчитал норму, а главное «как» (по какой методике) вам рассчитали норму.
3Очень важным моментом является следующая задача: это не уложиться в базовую норму расхода топлива, а обосновать реальный расход ваших автомобилей с помощью существующих методик, в том числе описанных в Методических рекомендациях АМ-23р. Вы должны понять, что не вы работаете на базовую норму, а базовая норма расхода топлива должна работать на вас. Обращаясь в НИИАТ вы получаете «сухой» документ, с заветным числом для списания. Но нам многие Клиенты говорят, что им полученной базовой нормы не хватает, и для них это как приговор. Мы абсолютно уверены, что на два одинаковых автомобиля могут быть две разные базовые нормы. На основе опыта полученного при расчете базовых норм по методике НИИАТ, мы констатируем, что это зависит от следующих обстоятельств:
- Снаряженная масса авто может быть разной;
- Передаточные числа коробки передач и главная передача моста может быть разной;
- Размер колес может быть разным;
- Условия эксплуатации могут быть разными (например поселок или мегаполис). Размер поправочных коэффициентов не охватывает эту разницу;
- Манера езды водителя (спокойная или агрессивная). Никто не запрещает ездить слишком агрессивно или слишком спокойно. Однако расход будет другой и базовая норма расхода топлива будет тоже другой соответственно.
ИТОГ:
- Базовая норма расхода топлива это не показатель в который вы обязаны вписаться или уложиться. Базовая норма расхода топлива это индивидуальная норма вашего автомобиля с помощью которой вы обосновываете фактический расход топлива.
Именно исходя из понимания вышесказанного, мы с помощью методики НИИАТ рассчитываем вам индивидуальную базовую норму, с помощью которой вы можете обосновать свои затраты перед налоговым/надзорным органом.
Методические рекомендации АМ-23р
Дополнение к рекомендациям НА-50р
Распоряжение АМ 23 Р Минтранса. Типичные ошибки при расчетах…подробнее
Где взять обоснованные нормы расходы топлива…подробнее
Обоснованность норм и нормы расхода от завода-изготовителя…подробнее
Акт контрольного замера расхода топлива…ЗДЕСЬ
Заказать расчет норм расхода топлива по методике НИИАТ можно…ЗДЕСЬ
Источник
II. Нормы расхода топлив для автомобилей
II. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей установлены следующие виды норм:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;
КонсультантПлюс: примечание.
Изменения в текст абзаца 13 пункта 4 внесены в строгом соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р. По-видимому, аббревиатура СНГ в словосочетаниях «л СНГ», «литрах СНГ» также должна измениться на «л СУГ», «литрах СУГ».
— для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ), — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
— для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абзаце пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже.
— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
свыше 5 млн. человек — до 35%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.
При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. — до 20%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.
При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
КонсультантПлюс: примечание.
Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в абзаце тридцать третьем пункта 5 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
6. Норма расхода топлив может снижаться.
При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;
— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Источник