Может ли человек нарушить правовые нормы не желая этого

Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при этом нормы моральные, и наобо­рот? Приведите примеры.

5

1 ответ:

0 0

Гражданин идет вечером через парк. Видит, что в кустах злоумышленник насилует девушку. По нормам морали человек ринется на защиту барышни, огрел злоумышленника камнем по голове, причинив черепно-мозговую травму, девушку спас и помог добраться до ближайшего травмпункта. Он не нарушил норм морали, он все сделал правильно. Но злодей получил еще и средней тяжести вред здоровью. Он пошел в травмпункт, снял побои и обратился с заявлением в милицию. Тем самым гражданин, который спас даму несет ответственность за нанесение средней тяжести вреда здоровью, повлекшего временную нетрудоспособность. Статья 112 УК РФ.

Другой пример. Происходят те же действия, вот только гражданин решил сбежать с места будущего преступления и отправился домой. После чего позвонил в полицию и сообщил об этом случае. В итоге: Полиция не успела. Девушка была изнасилована и задушена. По правовым нормам, он сделал все правильно, но его действия можно считать аморальными.

Читайте также

1) Жванецкий не станет владельцем дома, после смерти Славкина.

Статья 572. Договор дарения

п.3. Договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен.

2)Статья 1151. Наследование выморочного имущества

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации

Переводя с русского на русский, собственником дома станет Российская федерация, т.к ни кого у Славкина не было.

Да ему нужно получить гражданство рос.федер. В связи с тем что он выехал ещё в Совестком Союзе.

Путин :-):-):-):-):-):-)

Ответ:

Объяснение:

Ст. 63 ТК РФ разрешает заключение трудового договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет, если получено разрешение одного из родителей и органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Т.к. согласие органа опеки и попечительства получено не было, издательство не имело права принимать Данилкину на работу. Отказ отца здесь роли не играет. Данилкина обладает частичной трудовой правосубъектностью (для ее трудоустройства необходимо согласие органов и родителя). Директор издательства не имел права расторгать трудовой договор до суда, т. к. на основании ст. 269 ТК РФ работодатель не имеет права расторгать трудовой договор с работниками в возрасте до 18 лет по своей инициативе без согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

Я считаю что каждый должен добиваться своей поставленной цели!

Я хочу стать хирургом и спасать жизни больным людям. Хочу чтобы слово » болезнь» исчезло из нашей жизни, чтобы все радовались, веселились и жили долго и счастливо. У каждого человека своя мечта и цель и если у него есть желание это сделать у него обязательно это получится, главное — хотеть.

Источник

Обществознание

План урока:

Функции социальных норм

Отклоняющееся поведение

Виды отклоняющегося поведения

Проступки

Правонарушения

Преступления

Виды ответственности за противоправное поведение

От каждого человека социум ожидает определенной манеры поведения, выполнения им обязанностей и ролей, соответствующих социальному статусу. Все негласные стандарты, общепринятые образцы поведения в обществе называют социальными нормами.

1

Функции социальных норм

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе — свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

2

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

Читайте также:  Какое количество лейкоцитов в моче норма

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни — выделяются среди остальных людей. В этих случаях девиация служит благой цели — открытию научных законов, созданию произведения искусства, самопознанию. Примеры позитивного отклоняющегося поведения редки, чаще всего в обществе встречается именно негативное отклонение.

3

Очень часто общество признает достижения гениальных ученых, художников, писателей, изобретателей уже после их смерти. Все потому, что гении опережают общественный прогресс, сильно выделяются среди остальных людей, чем вызывают неодобрение, непонимание социума.

Это интересно! Джордано Бруно — известный итальянский ученый, живший в 16 веке. Он выдвинул идею о том, что Земля не является центром вселенной, не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Бруно заявил, что во вселенной очень много небесных тел, и не исключено, что на некоторых из них может существовать жизнь. Взгляды Джордано Бруно противоречили учению римской католической церкви, поэтому ученого сожгли на костре.Однакоблагодаря Джордано Бруно весь мир, со временем перешел от Геоцентрической (все планеты вращаются вокруг Земли) к Гелиоцентрической (планеты вращаются вокруг Солнца) модели мира.

Виды отклоняющегося поведения

В зависимости от масштабов девиации, выделяют уровни отклоняющегося поведения:

  1. Личностный уровень — это отклоняющееся поведение одной отдельно взятой личности (ученик систематически не выполняющий домашнее задание, заядлый курильщик, отшельник, нарушитель закона);
  2. Групповой уровень — это девиация характерная для определенной общественной группы (футбольные фанаты, нарушающие общественный порядок, учащиеся 7-Б систематически прогуливающие уроки);
  3. Государственный уровень — это отклоняющееся поведение людей, наносящее вред всему государству, представляющее опасность на государственном уровне (терроризм, взяточничество).

В зависимости от того, насколько большую опасность представляют последствия негативного отклоняющиегося поведения, выделяют:

  • Проступки (Саша не уступил место пожилой женщине в автобусе).
  • Преступления (Артем ограбил ювелирный магазин).

4

Так же различают отклоняющееся поведение личности, опасное только для нее самой и девиацию, наносящую вред всем окружающим.

Пример. Анастасия Ивановна заядлый курильщик, но она не курит в общественных местах, старается, чтобы дым от сигарет не вдыхали окружающие ее люди. Василий Петрович тоже курит, но он напротив, не беспокоится об окружающих. Василий Петрович курит на работе, прямо у себя в кабинете, дома на кухне, на улице, даже когда гуляет со своей дочкой на детской площадке.

Правонарушения

Девиация может выходить за рамки нравственности, а может напрямую нарушать правовые нормы[1]. Если человек нарушил негласные правила поведения в обществе, поступил не так, как от него ожидали окружающие, в ответ он получит неодобрение, высказанные вслух упреки. Такие действия, не соответствующие культурным нормам, не наносят заметного вреда социуму, но вызывают в нем неодобрение.

Другое дело, если действия личности нарушают принятые в обществе законы. В этом случае, речь заходит о правонарушениях. Правонарушение — это виновное действие, связанное с нарушением правовых норм, несущее определенную опасность, вред обществу. К правонарушениям относят мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурную брань в общественном месте, грабеж. Правонарушением может считаться не только определенное действие, но и бездействие индивида.

Пример. Медсестра не оказала своевременную медицинскую помощь больному, пострадавшему во время аварии. Ей показалось, что травмы больного несерьезные, и он может подождать, пока она допьет чай и закончит беседовать со своей коллегой. В результате больной умер, а медсестру обвинили в преступлении совершенном по неосторожности.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют два вида правонарушений: проступки и преступления.

5

Проступки

Проступки наносят относительно небольшой вред обществу, в отличие от преступлений. К проступкам относят: распитие алкоголя в общественном месте, уклонение от уплаты алиментов, безбилетный проезд в автобусе, рисование на стенах жилого дома. Таким образом, проступки не несут прямой угрозы жизни и здоровью людей, государственной безопасности.

В зависимости от того, в какой сфере жизни были совершены противоправные действия, выделяют виды проступков:

  1. Дисциплинарные — связаны с неисполнением рабочих обязанностей, нарушением трудовой дисциплины.Дисциплинарным проступком являетсясвоевольное оставление рабочего места, опоздание на работу, приход на работу в нетрезвом виде, неисполнение своих обязанностей.
  2. Гражданско-правовые проступки. К ним относят все действия, наносящие вред чужому имуществу: несвоевременная оплата кредита, преднамеренная поломка чужого телефона, нарушение условий сделки, несоблюдение условий договора, нарушение авторских прав. Самым распространенным видом наказания за гражданский проступок является штраф и необходимость возмещения вреда.
  3. Административные проступки — это нарушение общественного порядка, действия, посягающие на права и свободы граждан. Административным проступком является: парковка в неположенном месте, неисполнение родительских обязанностей, включение музыки на всю громкость в три часа ночи, курение на детской площадке.

Если человек совершил проступок- его ждет наказание, вплоть до ареста на несколько суток. Однако уголовная ответственность[2] наступает только за совершение более серьезных правонарушений — преступлений.

Преступления

Преступления наносят более ощутимый вред социуму, в отличие от проступков. Они посягают на жизнь и здоровье людей, благосостояние общества, государственную безопасность. Примеры преступлений: дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах, убийство, кража документов, нанесение тяжких телесных повреждений, угон автомобиля.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют виды преступлений:

  • Небольшой тяжести;
  • Средней тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Так как существует большая разница между проступком и преступлением, наказания за их совершение так же будут различаться.

6

Виды ответственности за противоправное поведение

За дисциплинарные, административные и гражданские проступки предусмотрено наказание в виде:

  • Лишения специальных прав (водительских);
  • Штрафа;
  • Ареста на несколько суток.

За совершение преступлений следует уголовная ответственность: конфискация имущества, запрет на выполнение профессиональных обязанностей, лишение свободы. Серьезность наказаний зависит от категории преступлений, степени нанесенного вреда социуму.

Словарь

1. Правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, закрепленные законом.

2. Уголовная ответственность — это наказания, назначаемые государством при совершении преступлений.

Читайте также:  Нормы мочи во время беременности

Источник

§41. Правоотношения

Стр.189

При реализации каких функций права могут возникнуть правоотношения?

Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.

Как разновидности общественных отношений правоотношениям присущи следующие признаки:

• Их участники наделяются взаимными правами и обязанностями. Если один субъект правового отношения наделен правом, то на другой возлагается юридическая обязанность. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого.

• Отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией их прав и обязанностей. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно.

• Имеют сознательно — волевой характер. С одной стороны, они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. С другой стороны, часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

• Гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Другие разновидности общественных отношений такой охраны не имеют.

Как вы думаете, какие из отличительных черт правоотношений не позволяют установить правовые нормы, регулирующие правила поведения в очередях? Какие ещё общественные отношения и почему не могут быть урегулированы нормами права?

Право устанавливает определенный эталон общественных отношений, который государство берет под свою защиту. Через правовые нормы за участниками этих отношений закрепляют их права, обязанности и ответственность. Важную роль при этом играет государство, которое является обязательным и полноправным участником любых правоотношений. В них оно выступает в качестве карающей и контролирующей силы, а может быть силой охранительной и организующей. В любом случае именно возможность использования государственного принуждения обеспечивает реализацию норм права и устойчивость правоотношений.

Стр.190

Справедливо ли утверждение, что государство само устанавливает нормы правоотношений?

До тех пор пока общественные отношения соответствуют принятым в обществе законодательно закрепленным нормам, государство избегает активно в них вмешиваться. Лишь для наиболее важных сфер оно устанавливает формы документального оформления общественных отношений. Так, при рождении ребенка необходимо получить свидетельство о рождении; при достижении четырнадцати лет — паспорт; при окончании школы — аттестат; при поступлении на работу оформить трудовую книжку. Оформление этих и подобных документов никак не изменяет общественных отношений, т.к. целью этого является лишь обеспечение и защита прав их участников.

Как вы думаете, свидетельствует ли увеличение числа отношений, которые регистрируются и регламентируются государством, о снижении морального уровня общества?

Однако, как только кто — либо из участников общественных отношений перестал выполнять свои обязанности или соблюдать чужие права, государство вправе вмешаться в эту ситуацию. Например, никто не может оспорить право фабрики продавать свой товар потребителю. Но в том случае, если произведенный товар некачественный и его использование угрожает жизни и здоровью людей, органы государственной власти не только имеют право изъять из продажи такой продукт, но и в определенных случаях даже приостановить деятельность предприятия.

В чём различие между государственным и общественным контролем за законностью действий участников правовых отношений?

Надо различать контроль, который осуществляет само государство как за деятельностью своих органов, так и за частной сферой, и тот контроль, который исходит от общества. Первый осуществляется в рамках властных полномочий органами государства, второй организационно независим от государства и реализовывается гражданами как частными лицами. Контрольные полномочия в той или иной степени есть практически у всех органов государственной власти. В конституциях зарубежных стран, а также в российской доктрине конституционного права выделяется контрольная ветвь власти. В России к контрольной власти относят органы прокуратуры, уполномоченных по правам, счетную палату, органы конституционного контроля.

Общественный контроль имеет иную природу, он обособлен от контрольной власти государства и осуществляется на основе самоорганизации граждан и даже просто отдельными гражданами по их собственной инициативе. В России контролем по собственной инициативе занимаются, как правило, НКО и правозащитные организации, а общественные палаты и общественный контроль насаждаются сверху.

Стр.191

История знает немало примеров, когда с помощью законов пытались установить, как должен человек одеваться, в каких домах жить. Однако подобные законы, как правило, не достигали своей цели и оказывались недолговечными. Как вы думаете, почему? В каких случаях подобные законы будут соблюдаться?

Никакие законы не смогут контролировать права и свободу человека. Ведь свобода человека — это его выбор как жить, как одеваться и т.д., его решения в тех или иных ситуациях. Такие законы могут соблюдаться только при деспотичном государстве, и ни при каком другом. Ни одно государство не пойдет против воли своего народа.

Как вы считаете, может ли один и тот же предмет быть объектом нескольких правоотношений?

Да. «Нарушение, запрещения приобретения оружия, ношения оружия, применение и нанесение вреда здоровью с помощью оружия».

Стр.192

Почему государство не только определяет обязанности участников правоотношений, но и устанавливает границу субъективных прав?

Как правило, обязанности юридических лиц более обширны, чем обязанности физических лиц. Чем это вызвано?

Действия каждого из участников правоотношений в каждой конкретной ситуации регулируются субъективным правом и юридической обязанностью. И то и другое является гарантированным государством видом поведения. Разница заключается в том, что под субъективным правом понимают возможное, допускаемое поведение, а под юридической обязанностью — требуемое.

Так, в случае приобретения какого — либо товара между покупателем и продавцом возникают правовые отношения. При этом каждый из них может и должен руководствоваться в своих действиях своим субъективным правом, не забывая при этом о своих юридических обязанностях. Так, покупатель может выбирать товар, задавать о нём вопросы продавцу, требовать различные документы на товар — это его субъективное право. Но после того, как выбор сделан и покупатель решает приобрести товар, его юридической обязанностью является оплата покупки.

В свою очередь, продавец также имеет свои субъективные права. Он может предлагать покупателю товар, сообщать ему о каких — либо рекламных акциях, выкладывать товар, руководствуясь своими личными интересами, а не интересами покупателя, и т. д. При этом юридические обязанности продавца более многочисленны. Он должен предоставлять полную информацию о товаре, демонстрировать его покупателю, отпускать товар надлежащего качества, предоставлять покупателю платёжный документ (чек), а в ряде случаев даже менять товар или возвращать за него деньги.

Вы, как учащиеся учебного заведения, являетесь участниками правоотношений в сфере образования. Перечислите свои субъективные права и свои юридические обязанности.

В любой торговой точке должен находиться стенд с адресами и телефонами контролирующих организаций. Как вы думаете, для чего?

Читайте также:  Норма удельного веса для мочи

Субъективные права представляют собой предусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов. Юридическая обязанность есть предусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права). Пассивная обязанность носит название запрета (правового запрета). Особой разновидностью юридической обязанности является юридическая ответственность — обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав. Каждому субъективному праву какого — либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов). Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

Обустройство уголка потребителя — обязанность предпринимателя, предусмотренная отечественными нормативными актами. Уголок может быть оборудован как информационный стенд (доска с «кармашками»), в виде перелистываемой книжки или в любом другом формате, удобном для посетителей и представителей надзорных органов. Непременные условия — доступность для покупателя, читаемость и актуальность представленных на доске документов.

В уголке потребителя обязательно должны присутствовать соответствующий закон (типографская версия или распечатка), копии сертификатов и лицензий, дающих предпринимателю право на реализацию продукции или оказание услуг, и телефоны контролирующих органов. К дополнительным документам относятся сертификаты продукции, благодарственные письма и другие представляющие важность бумаги.

Стр.194

Почему для любых правоотношений крайне важно, чтобы участвующие в них субъекты могли нести ответственность за свои поступки?

Любое ограничение дееспособности означает, как правило, лишь временное ограничение возможностей человека в реализации закреплённых в законе прав и исполнении обязанностей. Любой гражданин с момента своего рождения и до смерти является правоспособным человеком, т. е. обладает возможностью иметь предусмотренные законом права и исполнять установленные обязанности. Никто, кроме суда, не может ограничить правоспособность гражданина.

Стр.195

Может ли человек нарушить существующие правовые нормы, не желая этого?

Но иногда бывают ситуации, когда нарушение моральных норм не влечет нарушения правовых и наоборот. Глава семейства, защищая свой дом и семью от грабителей убил нападающих. Скорее всего он будет осужден за превышение пределов необходимой обороны, чему есть масса примеров. Но общество и мораль на стороне этого человека.

Вопросы и задания.

1.Что является содержанием правоотношений?

Содержанием правоотношений являются взаимосвязанные субъективные права и юридические обязанности сторон — субъектов правоотношения. Субъективное право — это указанная в законе и гарантированная государством возможность для лица, наделенного правом, вести себя определенным образом. Субъективное право — это не поведение или деятельность субъекта права, а лишь возможность такого поведения или деятельности.

2.Почему государство не только издаёт законы, но и регулирует некоторые взаимоотношения между людьми?

Потому что закон, прежде всего регулятор правил и законов, поэтому регулирует взаимоотношение.

Стр. 196

3.Что служит основой для возникновения, изменения и прекращения правоотношений?

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Юридические факты характеризуются следующими моментами: *наличие явлений внешнего мира (жизненных обстоятельств); *признание их государством в качестве таковых. Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может служить как один юридический факт, так и несколько.

4.В каких правоотношениях государство выступает как юридическое лицо?

Своеобразие государства как юридического лица публичного права проистекает из его особого положения как всеобъемлющей и единственной суверенной организации публичной власти той или иной страны. Как говорилось, это уникальное качество государства как юридического лица. Другие государственные образования тоже могут обладать тем или иным объемом публичной власти, но их власть не суверенна, она подчинена государственной власти, хотя они и имеют собственные предметы ведения, полномочия, компетенцию (в разный конституциях используются неодинаковые термины). Это относится и к субъектам РФ (территориальные автономий в России нет). Вместе с тем из смысла ст. 76 Конституции РФ вытекает, что, хотя субъекты РФ имеют свои исключительные предметы ведения, правовое регулирование субъекта РФ по этим вопросам должно соответствовать Конституции РФ. Государственные и муниципальным образования связаны суверенной властью государства. В этом проявляются их особенности как юридических лиц публичного права. Государство — исторически первый и важнейший институт политической системы современного общества.

5.Какие ограничения дееспособности существовали в разные исторические эпохи? Чем они обосновывались? Приведите примеры.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности для женщин. В праве Юстиниановой эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все — таки не было и тогда.

6.В чём опасность такого отношения к законам для общества и для государства?

Опасность есть и для общества и для государства, ведь если законы будут только для подчиненных. Тогда в мире начнет твориться хаос, чины начнут творить все что им вздумается не смотря на последствия.

7.Какова степень свободы в правоотношениях между людьми? Какую роль должно играть государство в правоотношениях?

С помощью норм права невозможно установить дружеские отношения между людьми, регламентировать заботу родителей о детях или установить порядок объяснения в любви. Правда, во всех этих случаях действия людей остаются подчиненными определенным нормам, но устанавливает их уже не закон, а обычай, традиция и мораль.

Это понимание не способствует уяснению конституционно — правовой природы и назначения демократического государства — служить орудием и средством осуществления суверенитета народа в целях создания таких условий функционирования общества, когда человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому не защита общества и личности от государства, а условия и способы его превращения в реальный канал, важнейшую форму реализации народовластия, организацию, стоящую на службе общества и человека, — одна из центральных задач конституционно — правовой науки и политической и юридической практики в России.

Источник