Могут ли ввести норму

Можно ли установить сокращенную норму рабочего времени на уровне организации

Может ли организация устанавливать норму рабочего времени для отдельных категорий работников менее 40 часов в неделю при условии, что такие категории не относятся к категориям лиц, которым по законодательству гарантирована возможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени? Например, установить работнику в трудовом договоре норму 30 часов в неделю и выплачивать при этом полный оклад по штатному расписанию? Несут ли такие действия какие-либо риски, в том числе со стороны налоговых органов?

Может ли организация устанавливать норму рабочего времени для отдельных категорий работников менее 40 часов в неделю при условии, что такие категории не относятся к категориям лиц, которым по законодательству гарантирована возможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени? Например, установить работнику в трудовом договоре норму 30 часов в неделю и выплачивать при этом полный оклад по штатному расписанию? Несут ли такие действия какие-либо риски, в том числе со стороны налоговых органов?

— Законом не запрещено установление иной продолжительности рабочего времени, однако в данной ситуации целесообразней на локальном уровне ввести сокращенное рабочее время для отдельных категорий работников.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может быть более 40 часов в неделю. Как правило, предполагается, что если работник не относится к отдельным категориям, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времении, или в соответствии со ст. 93 работник и работодатель не договорились о неполной рабочей неделе, то последний должен обеспечить сотрудника работой с учетом сорокачасовой рабочей недели. В то же время Трудовой кодекс устанавливает только верхний предел продолжительности рабочего времени. Запрета на изменение продолжительности рабочего времени в меньшую сторону в нем нет. Однако, если компания хочет уменьшить нормальную продолжительность рабочего времени для работников организации, то необходимо иметь в виду, что в такой ситуации размер заработной платы не должен изменяться в сторону уменьшения, поскольку это будет ухудшением положения работника. Также полагаем, что компания может изменить на локальном уровне нормальную продолжительность рабочего времени только для всех сотрудников в целом. Если же есть потребность установить иную продолжительность рабочего времени только для одной категории работников, то, на наш взгляд, имеет смысл установить сокращенное рабочее время для данной категории работников. Отметим, что из ст. 92 ТК РФ следует, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральным законом, а также актами Правительства Р. Ф. Тем не менее, полагаем, что в силу ст.ст. 8 и 9 ТК РФ работодатель также вправе установить сокращенную продолжительность рабочего времени на локальном уровне, если это будет улучшать положение работников. Поскольку сокращенное рабочее время не предполагает уменьшение размера заработной платы, то подобная практика представляется правомерной. Для этого следует в правилах трудового распорядка указать, что для определенных категорий работников может устанавливаться сокращенная рабочая неделя с получением заработной платы в полном размере. Подобные условия необходимо зафиксировать и в трудовых договорах с работниками. Касательно определения нормы рабочего времени на определенные календарные периоды следует руководствоваться Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. В соответствии с п. 1 данного Порядка при продолжительности рабочей недели менее 40 часов норма рабочего времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье путем деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней. На наш взгляд, выплаченная работнику заработная плата будет полностью приходиться на расходы по оплате труда для целей налогообложения.

Источник: журнал «Трудовые споры», № 5, 2013

Источник

Широкий ценз: могут ли в России ввести дополнительные критерии при выплате пособий

Распространить имущественный ценз на все выплаты в рамках социальной поддержки граждан предложил в конце мая глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, это позволит существенно повысить адресность поддержки и, таким образом, снизить уровень бедности в стране. Новая система с апреля этого года применяется при выплатах государственной поддержки семьям с детьми от трех до семи лет — одновременно было введено и их ранжирование, которое позволяет увеличивать размер пособия в зависимости от степени нуждаемости семьи. Подробнее о том, возможно ли распространить имущественный ценз на другие выплаты и какие еще меры необходимо предпринять для борьбы с бедностью — в материале «Известий».

«Больше адресности»

Развивать адресные выплаты и распространить имущественный ценз на большинство выплачиваемых сегодня социальных пособий на текущей неделе предложил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Об этом он заявил в интервью «Известиям».

Если исключить из получателей тех, кто обладает достаточно высоким доходом и в дополнительной поддержке не нуждается, то государство сможет быстрее помочь оставшимся гражданам поднять уровень жизни, уверен он. Таким образом, по его мнению, уровень бедности в стране можно будет снизить почти вдвое еще до 2030 года.

— Нужно внедрять больше адресности, в том числе учитывая имущественный ценз. Если у человека есть два дома, две машины, то понятно, что он уже не может претендовать на выплаты, — отметил он.

Напомним, что новые правила выплаты государственной поддержки семьям с детьми от трех до семи лет (это одно из самых массовых пособий в стране) правительство утвердило в конце марта. Действовать они начали с апреля этого года.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В правительстве тогда отметили, что в этом году размер выплаты будет варьироваться в зависимости от уровня дохода семьи. При этом для семей с невысоким доходом размер поддержки может оказаться выше, чем при предыдущей системе расчетов.

— В прошлом году пособие назначалось в размере 50% от регионального прожиточного минимума на ребенка. В этом году, если при выплате пособия в размере 50% регионального прожиточного минимума среднедушевой доход семьи не достигнет регионального прожиточного минимума, пособие будет назначено в размере 75% регионального прожиточного минимума, — поясняется в сообщении правительства.

Читайте также:  Организованный осадок мочи норма

Если же при увеличении выплаты среднедушевые доходы в семье не поднимутся до уровня прожиточного минимума, то пособие будет назначаться в размере 100% регионального прожиточного минимума на ребенка.

Имущественный ценз

Решение о праве на получение поддержки будет приниматься, в том числе, исходя из имеющегося у семьи имущества. Предполагается, что это позволит предотвратить случаи, когда средства господдержки выплачиваются обеспеченным семьям, которые в них не нуждаются — например, имеющим несколько автомобилей, недвижимость и высокий уровень дохода. Ранее с просьбой ввести такие ограничения обращались представители общественных организаций и власти регионов.

Доход будет рассчитываться с учетом средств, полученных в результате трудовой или творческой деятельности (это зарплата и гонорары), доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, процентов по вкладам, алиментов и других социальных выплат. Но если в семье есть ребенок с инвалидностью, то выплата в 10 тыс. рублей в месяц по уходу, которую получают родители, в составе доходов учитываться не будет.

При оценке нуждаемости в расчет будут принимать студентов до 23 лет, живущих с родителями и обучающихся в очной форме, а также детей, которые находятся под опекой.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

С учетом введенных ограничений, претендовать на получение средств поддержки могут семьи, которые имеют одну или несколько квартир при условии, что общая площадь, которая приходится на одного члена семьи, не превышает 24 кв. м. Если один из членов семьи страдает тяжелым или хроническим заболеванием, которое делает совместное проживание невозможным, занятая им площадь учитываться не будет.

Кроме того, семьи могут иметь одно нежилое помещение, один гараж, до 1 га земли в загородной местности или до четверти га — в городской черте (земли дальневосточного гектара или полученные в рамках мер поддержки в расчет не принимаются) и автомобиль мощностью до 250 лошадиных сил, но старше пяти лет. В случае, если семья является многодетной, а в автомобиле более пяти пассажирских мест, из этого правила будут сделаны исключения.

Также в стране вводят «правило нулевого дохода», по которому права на получение поддержки лишаются семьи, которые (за отдельными исключениями) не получают никакого официального дохода.

— Оно предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами, — говорится в сообщении правительства.

Новые правила не имеют обратной силы — даже если семья не может претендовать на получение выплат в соответствии с этими условиями, выплаты, назначенные ранее, отменены не будут, уточняют в Минтруде.

Тринадцать и треть

Всего с начала реализации указа в мае прошлого года выплаты были назначены на 5,5 млн детей в возрасте от трех до семи лет включительно, рассказали «Известиям» в Минтруде. В ведомстве обратили внимание, что эта цифра считалась нарастающим итогом, в случае наличия в семье нескольких детей этого возраста, выплата назначалась на каждого из них.

В текущем году на эти цели выделено 321,5 млрд рублей. В ближайшие три года из бюджета на эти цели планируется выделить почти триллион рублей, ранее уточняли в ведомстве.

Всего, по оценкам Росстата, к концу 2020 года за чертой бедности жили 13,3% россиян (19,6 млн человек) — их доходы были ниже прожиточного минимума. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало больше на 400 тыс. человек.

Предполагается, что справиться с бедностью может помочь адресная выплата пособий, а также упрощение процедуры их оформления с помощью так называемого «социального казначейства». Это система, позволяющая подать заявление на оформление той или иной выплаты по принципу «одного окна», без сбора и предоставления дополнительной информации. Ее создание было анонсировано в России в конце весны — вскоре после того, как Владимир Путин подписал указ о ранжировании социальных выплат для малообеспеченных семей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По подсчетам замглавы Минтруда Алексея Скляра, которые приводит пресс-служба ведомства, оформить эти выплаты без подачи дополнительных документов могут до 95% заявителей. Решения по дальнейшему упрощению процедуры могут быть приняты по итогам «работы в новом формате».

Из-за распространенности неформальной занятости и «серой» оплаты труда адекватно оценивать уровень нуждаемости семей по показателю денежных доходов сложно. Поэтому имущественный ценз может быть дополнительным инструментом для корректировки оценки нуждаемости, отмечает старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Елена Горина.

Действующие ограничения, по ее мнению, «сложно назвать строгими» — они нацелены, прежде всего, на то, чтобы исключить из числа получателей «вопиющие случаи». Однако такие, по ее словам, среди получателей мер поддержки в реальности встречаются достаточно редко.

Вещи есть, денег нет

В то же время при подаче заявления на оформление выплаты учитывается факт наличия того или иного имущества, но не его рыночная стоимость, обращает внимание ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина.

— Так, например, если у семьи с доходом ниже прожиточного минимума есть в собственности большой земельный участок (более 1 га), но он находится в отдаленном труднодоступном районе, и нет возможности достаточно быстро продать его или сдать в аренду, то семья всё равно лишится возможности получить социальные выплаты, — рассуждает собеседница издания.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Это может «отрезать» от возможности получить помощь жителей депрессивных районов или территорий, предупреждает проректор по стратегии и работе с органами власти Финансового университета Александр Сафронов. В этом случае в собственности семьи могут быть значительные по площади участки земли или недвижимость, не имеющие в реальности никакой ценности, рассказал он в разговоре с «Известиями».

— Очевидно, что когда речь идет о применении имущественного ценза, прежде всего, имеются в виду получатели «серого» дохода. Однако борьба с ними — не прерогатива ведомства, ответственного за социальную защиту населения. Этим должна заниматься налоговая служба, — подчеркивает он.

Читайте также:  Оксалаты в суточной моче норма ребенок

Более эффективным способом справиться с бедностью, по его мнению, мог бы стать комплекс мер, направленный на профилактику ее причин — в том числе, на совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства и прав работников на рынке труда.

На вход и выход

Чтобы адресные меры поддержки действительно оказались эффективными, необходимо одновременно повышать их доступность для тех, кто в них действительно нуждается, солидарны все опрошенные эксперты.

У повышения адресности выплат есть два направления — помимо снижения ошибок включения, когда поддержку получают не те, кому она необходима, важно также снижать и ошибки исключения, когда поддержки оказываются лишены те, кто в ней нуждается, либо в случаях, когда размер поддержки оказывается очень низким, напоминает Елена Горина.

— Ужесточение одних критериев «на вход» в программу должно сопровождаться смягчением других — для более социально уязвимых категорий, а также повышением размеров поддержки. Как это было сделано в случае выплат на детей от трех до семи лет, — подчеркивает она.

По данным Росстата, в 2019 году среди тех, кто имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, более 23% не получали никаких социальных выплат, обращает внимание Елена Гришина.

— Поэтому [помимо исключения тех, кто не нуждается в поддержке,] важно упрощать процедуры назначения помощи и повышать информированность людей о социальных выплатах, на которые они имеют право, — отмечает собеседница «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Кроме того, по ее мнению, при оценке имущественной обеспеченности было бы более корректно учитывать рыночную стоимость и ликвидность имущества, а не только факт его наличия.

В целом же, говорить о распространении практики применения имущественного ценза сегодня сложно, поскольку в России мало федеральных мер социальной поддержки, которые предоставлялись бы, основываясь непосредственно на критерии низкого дохода, отмечает Елена Горина.

— Пока нет ясности, к каким еще выплатам можно было бы применить имущественный ценз на федеральном уровне. Но это не должны быть меры поддержки, которые сейчас предоставляются без учета уровня дохода, — обращает внимание она.

«Известия» обратились в Минтруд и Минфин с просьбой оценить предложение распространить имущественный ценз на другие выплаты. В Минфине изданию рекомендовали обратиться в Минтруд как профильное ведомство, отвечающее за меры социальной защиты населения.

Социальная поддержка должна быть направлена на тех, кто действительно в ней нуждается. Поэтому меры, которые направлены на борьбу с бедностью, уже проектируются с учетом комплексной оценки нуждаемости, пояснили изданию в Минтруде.

— Так, с 1 июля вводится ряд дополнительных выплат для малообеспеченных семей. Помощью будут охвачены женщины, ожидающие ребенка и вставшие на ранний учет по беременности, а также родители в одиночку, которые воспитывают детей в возрасте от восьми до 17 лет, — уточнили в ведомстве.

Источник

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разработать нормы труда?

Ответ на вопрос:

Вопрос о нормировании труда может решаться на локальном уровне организации.

Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504.

Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя. Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из его заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Нормативно-правовая база

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

Статья 160. Нормы труда

Нормы труда — нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы — устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

(Часть в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.)

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

КСС «Система Кадры» 2015

2.Литература

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 2, Февраль 2014

Разрабатываем систему нормирования труда

Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта в 2014 году предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим Минтруд России выпустил Методические рекомендации, призванные помочь при разработке систем нормирования труда в учреждениях*.

* Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях утверждены приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504.

Зачем нужно нормировать труд

В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций (далее — Рекомендации) основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
  • обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;
  • повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Система нормирования труда

Согласно пункту 2 Рекомендаций, при разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении формируется комплекс решений, определяющий:

  • нормы труда, применяющиеся в учреждении, по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций);
  • методы и способы установления норм труда;
  • порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
  • порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
  • меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
Читайте также:  Удельный вес мочи у беременных норма в таблице

Установление системы нормирования труда. Систему нормирования труда рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда в учреждении (п. 20 Рекомендаций). В него можно включить разделы:

1. Применяемые в учреждении нормы труда;

2. Порядок внедрения норм труда;

3. Порядок организации замены и пересмотра норм труда;

4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

При этом в приложении к разделу 1 приводятся:

1) ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;

2) примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

3) расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

4) методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда. › |

› | Положение о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Рекомендаций).

Работника необходимо ознакомить с нормами труда при заключении трудового договора (п. 23 Рекомендаций). В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания также рекомендуется в трудовом договоре указать, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени. Работники должны быть извещены о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие (п. 24 Рекомендаций).

Ответственность за разработку и внедрение. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя (п. 5 Рекомендаций). Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из его заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы (п. 6 Рекомендаций).

Подходы к разработке системы нормирования труда

При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении (п. 7 Рекомендаций). В ходе анализа условий выполнения этих процессов в учреждении рекомендуется учитывать:

  • используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг);
  • параметры работы и обслуживания применяемого оборудования;
  • условия труда на рабочих местах;
  • формы организации труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • иные параметры (в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда).

Использование типовых норм. При определении норм труда рекомендуется проанализировать имеющиеся типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Рекомендаций). › |

› | Речь идет о нормах труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Согласно пункту 9 Рекомендаций, на основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

  • нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
  • нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
  • нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций, объемов работ).

Назначение норм труда. Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Нормы труда могут определяться на:

  • отдельный вид работ;
  • взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда);
  • законченный комплекс работ (комплексная норма труда).

Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Рекомендаций).

Работа по определению норм труда. Она включает (п. 17 Рекомендаций):

  • анализ трудового процесса на основе стандарта оказания госуслуги, разделение его на части;
  • выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
  • проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
  • определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения этих процессов. › |

› | При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, могут применяться временные и разовые нормы труда (п. 19 Рекомендаций).

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Разовые нормы труда определяются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

Методики определения некоторых норм и примеры расчета приведены в приложениях к Рекомендациям.

Важно запомнить

Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

КСС «Система Кадры» 2015

21.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

Подписка

Источник