Могут ли религиозные и правовые нормы совпадать по содержанию

Соотношение права и религиозных норм — Студопедия

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа – «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – на исповедующих ислам и т.д.

· Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Источник

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ

Из сказанного выше понятно, что правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные — внутреннюю.

Взаимодействуя, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если одной из основных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственно воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена, материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества. Религия «генетически» предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних Якушев А.В. «Религиоведение», М.:, изд. Приор, 2011..

При взаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:

  • — взаимодействие религиозных и правовых норм;
  • — непосредственное воздействие религиозных норм на правовые;
  • — опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений)
  • — взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.).
Читайте также:  Бактерии в моче у грудничка все остальное в норме

Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают очень близкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев юридические нормы текстуально воспроизводят «генетически» предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений и др.)

В результате такого взаимодействия социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.

Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества.

В случае столкновения правовых и религиозных норм, государство может социальными нормативными актами запретить гражданам следовать религиозным предписаниям.

История показала, что попытки силового воздействия на религию со стороны государства вызывали обратную реакцию. Наиболее верующие люди еще сильней сплачивались, и если дамоклов меч нависал и над ними, для них становилось честью умереть за свою веру. Политическое преследование укрепляло их убежденность в своей правоте, и, в конечном итоге, не способствовало укреплению правового порядка и усилению государственности

В развитых государствах официальная церковь защищает установленные, не противодействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятные условия для деятельности религиозных организаций.

Взаимодействие правовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемых государственно-церковных отношениях, которые регулируются правом. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан, или для определенной социальной группы, силы.

Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом Шахов, М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и науке /М.О. Шахов // Вопросы философии. 2009., № 11.- с.65-80.

Источник

Соотношение права и религиозных норм

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран, Сунн, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа -«не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы — мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка об обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия.

  • Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана — на исповедующих ислам и т.д.
  • • Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной

1

Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2003. С. 95-96.

регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Читайте также:  Стафилококк эпидермис норма в моче

Источник

Взаимодействие норм права с религиозными нормами.

Религиозные нормы (конфессиональные) — правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми по поводу отправления религиозного культа.

Возникновение их основано на празнании Бога, если субъект не верит в Бога, то они не регулируют его поведение.

Особенности:

1) Фиксируются, как правило, в письменных источниках (священных книгах);

2) Регулируют помимо культурной (моральной) и иные сферы жизни верующего;

3) Санкция за нарушение — мнение той конфессии, к которой принадлежит человек. Могут подкреплятся мерами организационного характера(отлучение от церкви)

Взаимодействие:

Правовые и религиозные нормы могут взаимодополнять друг друга. Это проявляется в следующем:

1. Право и религия воздействуют на поведение людей, основанное на их сознании и воле.

2. По КРФ ст. 14 РФ — светское государство. Правовое положение церкви регламентируется КРФ, ГК РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997.

3. Многие заповеди закреплены законом («не убий», «не укради»). В мусульманских странах право вообще основывается на религиозных догмах.

4. Религиозные противостояния часто сдерживаются правовыми нормами. Юридические нормы смягчают остроту противостояния, способствуют решению конфликтов договорным путём.

Соотношение некоторых религиозных норм с нормами права характеризуются конфликтностью. Это религиозные нормы разнообразных сект, отрицательно влияющих на личность, разрушающих её ценностные ориентации, взаимоотношения с семьей и т.п. Ст. 239 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами с побуждением их к неисполнению гражданских обязанностей.

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами.

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Систематизированы.

Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2. Это нормы локального действия;

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах;

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны государства – соответствие законодательству;

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания – исключение из организации, общественное порицание и т.д.

Взаимодействие:

1. Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2. Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. Наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Понятие правосознания.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей(положительное или отрицательное). Люди в той или иной мере выражают своё отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, представлениями о праве. Если признать право объективной реальностью, существет субъективная реакция людей на право, т.е. правосознание(Пс). Пс обусловлено в 1 очередь тем, что право регулирует отношения людей, наделённых сознанием. Процесс создания права связан с сознательной деятельностью людей, а право — продукт этой деятельности. Процесс воплощения права в жизнь также является осознанной волевой деятельностью людей.

Пс — совокупность представлений, воззрений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Предмет отражения Пс — юридическая действительность(все явления и процессы, связанные с правом).

Особенность способа отражения Пс является то, что юридическая действительность фиксируется с помощью правовых категорий «юридического права» и «юридическая обязанность» +иные производные понятия(правопорядок, законность/незаконность). Содержание Пс в основном определяется господствующей правовой системой. Пс может быть связано с моралью, политическими воззрениями и т. п.

Читайте также:  Эритроциты в моче новорожденного норма

Т.о. Пс является составной частью правового регулирования и влияет на всех стадиях правового воздействия от правотворчества до правореализации.

Элементы и структура правосознания.

Элементы правосознания – это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура Пс:

1. Рациональный компонент(правовая идеология) — понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Особая роль в правотворчестве и правореализации.

2. Эмоциональный(правовая психология)- чувства, эмоции по поводу права. Влияют на характер и направленность правового поведения(правомерного/неправомерного).

а) Стойкие компоненты — обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты — настроения.

Виды правосознания

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень сознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать ему как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на 3 уровня.

1-й уровень:обыденное правосознание. Этот уровень свойственен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правого регулирования. Люди так или иначе сталктваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию из СМИ, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д.

2-й уровень: профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении — одна из бед нашего общества.

3-й уровень: это научное, теоритическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существетсвенно отличаться от правосознания другой. В марксистко-ленинской литературе подчеркивается противоположность и противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых.

Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание».

Функции правосознания

Согласно устоявшемуся мнению в юридической науки, основными функциями правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на обшественные отношения являются: познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни — социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении отношений к правовой реальности событий, действий и т.д. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане.

Оценочная функция состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению(отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы оценить то или иное поведение с позиции права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция реализуется через систему мотивов, ценностных ориентациях, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения, и имеет особые механизы формирования.

Через правосознание происходит усвоение определенных ценностных ориентаций субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основной устойчивой моральной позицией человека в жизни.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка — готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Положительная правовая установка позволяет, упорядочив процесс правового воздействия, освободить субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решение в стандартных, ранее встречающихся ситуациях.



Источник