Могут ли представители опо принять участие в расследовании причин аварии

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

В состав указанной комиссии также включаются:

представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;

представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности и специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях, а также общественных инспекторов в области промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ее работники, организация, проводившая экспертизу промышленной безопасности, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, лица, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, членам комиссии по техническому расследованию причин аварии, а также в иные заинтересованные государственные органы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Открыть полный текст документа

Источник

При каком условии представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, принимают участие в техническом расследовании причин аварии

Ответы на вопросы из Темы 5. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах по курсу самоподготовки по промышленной безопасности за 2019 — 2020 год — «А 1. Основы промышленной безопасности«.

При тестировании по системе Олимпокс, на это вопрос приводится несколько вариантов ответов:

При каком условии представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, принимают участие в техническом расследовании причин аварии?

Варианты ответов:

А) Нет, они в расследовании не принимают участия.

Б) В качестве членов комиссии по расследованию, но их число не должно превышать 25 % от общего числа членов комиссии.

В) В качестве членов комиссии по расследованию, но их число не должно превышать 50 % от общего числа членов комиссии.

Правильный ответ — В) В качестве членов комиссии по расследованию, но их число не должно превышать 50 % от общего числа членов комиссии.

Пояснение:

Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 (ред. от 11.10.2019) «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2011 N 22520)

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, ПРИЧИН АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

Порядок организации работ по проведению технического
расследования причин аварии на опасном производственном
объекте, аварии гидротехнического сооружения

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

10. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее — комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом Службы или ее территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение (далее — ГТС);

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, собственника ГТС (но не более 50% членов комиссии);

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);

страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или ГТС, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

профсоюзных организаций;

других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

В состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов.

В необходимых случаях в состав комиссии по техническому расследованию могут включаться представители предприятий — изготовителей оборудования (технических устройств), при эксплуатации которого произошла авария.

11. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.

Читайте также:  Цистит может быть причиной молочницы

12. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

13. Техническое расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Службы, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария.

14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на поднадзорном Службе объекте расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию с составлением соответствующих актов. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73.

Этот вопрос входит в билеты Ростехнадзора и применяется при онлайн тестировании по промышленной безопасности в обучающе-контролирующей системе Олимпокс. На сайте Тест 24 подготовлены бесплатные тесты для руководителей и специалистов опасных производственных объектов, для подготовки к аттестации в Ростехнадзоре по — электробезопасности, энергетической безопасности, охрана труда, пожарная безопасность. Ознакомиться со всеми разделами тестирования 2019 — 2020 год по блокам, можно на странице Олимпокс самоподготовка.

Источник

Расследование причин аварий на ОПО — МТК Эксперт

Новости

Все новости

Нам доверяют

Техническое расследование причин аварий на ОПО – это установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии на опасном производственном объекте, определение лиц, ответственных за указанное происшествие, а также разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий.

Порядок проведения технического расследования причин аварий на ОПО и состав мероприятий в рамках данной процедуры установлен Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480.

Так, согласно п. 6 указанного документа, владелец ОПО (ее руководитель или зам. руководителя), на котором произошла авария, должен провести следующие мероприятия:

1. В течение 24 часов с момента происшествия подготовить оперативное сообщение об аварии (оформленное по образцу из Приложения № 1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480) и передать его в:

  • территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария (при временной регистрации передвижных технических устройств – кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
  • вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
  • орган местного самоуправления;
  • государственную инспекцию труда по субъекту РФ;
  • профсоюзную организацию;
  • страховую компанию, с которой заключен договор на обязательное страхование ОПО;
  • соответствующий орган прокуратуры.

2. Если в результате аварии произошел несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направить в указанные выше ведомства:

  • оперативное сообщение (информацию) об аварии (по образцу из приложения № 1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480);
  • оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии (по образцу из приложения № 2 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480).

Обратите внимание – оперативное сообщение об аварии может быть передано по факсу, электронной почте или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование заинтересованных лиц о происшедшем.

3. Принять меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии.

4. Принять меры по сохранению обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии и сохранению жизни и здоровья людей. Если невозможно сохранить обстановку на месте аварии, ее нужно задокументировать (в том числе сфотографировать, подготовить видео- и аудиозапись).

5. Провести мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии.

6. Принять участие в техническом расследовании причин аварии, принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии.

Порядок организации работ по расследованию причин аварий на ОПО

Техническое расследование причин аварий на ОПО имеет целью:

  • Установить обстоятельства и причины происшествия.
  • Определить размер причиненного вреда.
  • Выявить ответственных лиц, виновных в аварии.
  • Разработать меры по устранению последствий аварии.
  • Разработать профилактические мероприятия по предупреждению аналогичных аварий.

Расследование причин аварии на ОПО проводится специальной комиссией (п. 10 Приказа РТН № 480), которую возглавляет представитель Ростехнадзора или его территориального органа.

Комиссия назначается, исходя из характера и возможных последствий аварии, приказом Ростехнадзора (его территориального органа) в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

В состав комиссии включаются представители:

  • органа исполнительной власти субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО;
  • организации, эксплуатирующей ОПО (но не более 50% членов комиссии);
  • вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);
  • страховых компаний, с которыми заключен договор на страхование ОПО;
  • профсоюзных организаций;
  • предприятий-изготовителей оборудования, при эксплуатации которого произошла авария (при необходимости);
  • других организаций в соответствии с законодательством РФ.

При авариях, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды.

Для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения могут привлекаться соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения качественных и количественных измерений.

Обратите внимание – в состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов.

Следует учитывать, что расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками, передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария. При этом учет указанных устройств производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором они зарегистрированы.

Особо отмечается, что расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в Ростехнадзоре, но не зарегистрированных (неучтенных) в нем, проводится территориальным органом ФСЭТАН, на территории деятельности которого произошла авария.

Работа комиссии по расследованию причин аварии на ОПО

Комиссия приступает к работе незамедлительно с даты подписания Ростехнадзором приказа о проведении расследования аварии.

В течение 30 календарных дней (таков нормативный срок расследования) комиссия должна составить акт технического расследования причин аварии на ОПО, оформленный по образцу из Приложения № 3 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480, а также подготовить другие материалы.

Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

Следует отметить, что срок расследования может быть увеличен приказом территориального органа Ростехнадзора, назначившим данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.

В ходе расследования причин аварии комиссия осуществляет следующие мероприятия:

1. Производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях – видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии.

2. Взаимодействует с аварийно-спасательными подразделениями, рассматривает их докладные записки, оперативные журналы о ходе ликвидации аварии.

3. Опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения.

4. Выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения.

5. Выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования.

6. Выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности.

7. Проверяет:

  • соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
  • качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений;
  • соответствие области применения оборудования;
  • наличие и исправность средств защиты персонала;
  • квалификацию промышленно-производственного персонала ОПО;
  • наличие договора (полиса) обязательного страхования ОПО;
  • качество технической документации на эксплуатацию ОПО.

8. Устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений, следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования).

9. Определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения.

10. Предлагает меры по устранению причин аварии, а также предупреждению возникновения подобных аварий.

11. Определяет ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.

Комиссия вправе привлечь к расследованию экспертные организации и экспертов в области промышленной безопасности, специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях (п. 4 статьи 12 ФЗ №116).

Окончательный расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии производит организация-владелец ОПО. Документ подписывается ее руководителем и главным бухгалтером и прилагается к акту технического расследования.

По поручению председателя комиссии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации для получения заключения.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляет организация, эксплуатирующая ОПО.

В течение 3 рабочих дней с момента получения результатов расследования руководитель эксплуатирующей ОПО организации издает приказ, определяющий:

  • меры по устранению причин и последствий аварии;
  • меры по обеспечению безаварийной и стабильной работы ОПО;
  • меры по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности.

Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию, в течение 10 рабочих дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий представляется руководителем эксплуатирующей организации:

  • в территориальный орган Ростехнадзора;
  • в организации, представители которых участвовали в проведении технического расследования.

Порядок оформления, учета и анализа материалов расследования причин аварий на ОПО

Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии и может включать в себя:

1) приказ о назначении комиссии по техническому расследованию;

2) акт технического расследования;

3) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп и другие решения председателя комиссии;

5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных подразделений о ходе ликвидации последствий аварии;

7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности;

8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации промышленно-производственного персонала ОПО и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

9) справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба, в том числе экологического;

10) акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве (при наличии пострадавших);

11) копию договора (полиса) на обязательное страхование ОПО;

12) сведения о нарушениях требований норм и правил промышленной безопасности, с указанием конкретных пунктов соответствующих документов;

13) копию оперативного сообщения об аварии, направленного в Ростехнадзор;

14) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии (при сроке задержки более 24 часов);

15) копию приказа территориального органа Ростехнадзора о продлении сроков расследования причин аварии (в случае, если расследование продлевалось);

16) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения.

К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых документов и необходимые фото- и видеоматериалы.

Организация, на ОПО которой произошла авария, не позднее 3 рабочих дней после окончания расследования рассылает по одному экземпляру указанных выше материалов:

  • в центральный аппарат или территориальный орган Ростехнадзора, проводивший расследование,
  • в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии;
  • в соответствующий орган прокуратуры;
  • в другие органы (организации), определенные председателем комиссии.

Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.

Далее материалы технического расследования причин аварии рассматриваются в территориальном органе и в центральном аппарате Ростехнадзора. По результатам анализа документов ФСЭТАН принимает решение:

1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;

2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;

3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;

4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.

Обратите внимание – учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей ОПО, в специальном журнале учета аварий (по рекомендуемому образцу из приложения № 4 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480).

Один раз в полугодие при наличии аварий информация о них и причинах их возникновения представляется в орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект.

Кроме того, владелец ОПО по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных управлений, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления должен в течение 3 рабочих дней после получения запроса предоставлять информацию:

  • о причинах возникновения аварий;
  • о принимаемых (принятых) мерах по устранению (предупреждению) аварий.

Источник