Могут ли нормы конституционные права входить в другие отрасли права
Содержание статьи
Место конституционного права среди других отраслей права
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Конституционное право играет особую роль в правовой системе. Данная роль обусловлена тем, что конституционное право ведущая, самая важная отрасль права. Она оказывает руководящее воздействие на остальные отрасли. Данное воздействие осуществляется по 2 главным направлениям : 1. Отношения Финансово-кредитные Конституционное право устанавливает основы содержаниявсех без исключения отраслей права. Это становится возможным благодаря регулированию конституционным правом отношений в тех же сферах, что и другими отраслями права вместе взятыми,однако конституционное право регулирует соответствующие отношения неисчерпывающе, закрепляя лишь их основы. 2.Конституционное право определяет виды, юридическую силу, порядок принятия нормативных актов, являющихся источниками всех отраслей права. Например, конституционное право регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов), устанавливает виды НПА, издаваемых Президентом, Правительством, местными органами власти и т.д. Однако, неверно было бы думать, что конституционное право не испытывает обратного воздействия. Другие отрасли влияют на конституционное право следующим образом: Ø Другие отрасли права устанавливают ответственность за нарушения большинства конституционно-правовых норм, тем самым эти отрасли охраняют конституционное право от нарушений. ( Конституционное право закрепляет право человека на жизнь, но если кто-то лишает человека жизни, то ответственность определяется не конституционным правом, а уголовным правом, а в конституционном праве нет санкции, эта отрасль зависит в данном случае от уголовного права); Ø Многие конституционно-правовые нормы могут быть реализованы лишь через нормы других отраслей права. Например, статья 60 Конституции гласит: «Каждый имеет право в соответствии с закономне только на возмещение имущественного вреда, но и на материальную компенсацию морального вреда». Закон, который упоминается в этой норме Конституции, принадлежит не конституционному праву, а гражданскому праву. Конституционное право отсылает к закону! А сам этот закон не входит в отрасль конституционного права. Вот это и есть слабость конституционного права. Оно вынуждено опираться на другие отрасли. С местом конституционного права в правовой системе связан и вопрос названия отрасли. В советское время отрасль называлась исключительно «советское государственное право». Это было обусловлено тем, что наиболее распространенным субъектом отношений, регулируемых отраслью, было государство и его органы, однако термин «государственное право» имеет и недостатки. Он не позволяет отличить отрасль от других публичных отраслей права. (1974 год — издан учебник в Ленинграде под редакцией Русиновой «Советское конституционное право» — единственный случай подобного названия). В начале 90-х годов в период распада СССР на смену термину «государственное право» пришел термин «конституционное право». Основной причиной данного изменения послужило провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью общества. Именно личность, а не государство, стала считаться главным субъектом любых правоотношений. В связи с этим от названия «государственное право» отказались (но не ввели термин «человеческое право»). Термин «конституционное право» производен от Конституции, однако и он имеет недостатки, поскольку Конституция, хотя и основной, но далеко не единственный источник отрасли. Конституционно-правовые нормы. Метод конституционного права. Конституционное право, как отрасль, состоит из тысяч правовых норм, то есть правил поведения. Конституционно-правовые нормы имеют как общие черты, так и особенные (специфические). Общие: 1. Рассчитаны на индивидуально-неопределенный круг лиц и многократное применение. Правовое положение, чтобы считаться нормой права, должно, таким образом, обладать 2 признаками: ü Распространяться не на единичного человека, а на индивидуально-неопределенный круг лиц. Если правовое положение касается конкретной организации, органов (например, Совета Министров), то оно будет нормой права! ü Норма права действует многократно, то есть применяется в большом числе ситуаций, не исчерпывает себя разовым применением. Если правовое положение не касается единичного человека, но имеет разовый характер, то оно НЕ является нормой права! (Указ президента «О назначении и выборах в Палату представителей» не будет нормативным актом, поскольку его положение затрагивает конкретную избирательную кампанию и имеет разовое значение). То есть правовые положения, которые не являются нормами, называются индивидуально-правовыми предписаниями. ( Если в НПА есть норма права, то это нормативный акт, если нет — то индивидуально-правовой акт). Практическое значение очень большое! Значение выражается в 3 основных моментах: 1.Конституционный суд Беларуси может проверять на соответствие Конституции лишь НПА (если поступает ИПА, то он не будет рассматриваться!) 2.Конституция устанавливает правило об обязательности опубликования только НПА (Если в правовом акте нет нормы права, то его можно не публиковать) 3.Порядок подготовки и принятия НПА значительно больше урегулирован в законодательстве, чем порядок подготовки и принятия ИПА. 1996 год — республиканский референдум, и в то время острое противостояние между Парламентом и Президентом: Президент хотел изменять, а Парламент не хотел, но в результате Верховный Совет согласился и назначил на 24 ноября, но группа депутатов Верховного Совета обратилась в Конституционный суд с предложением проверить это положение: « назначить референдум на 24 по след. вопросам». Но КП суд почему-то принял это постановление и вынес заключение, признав те пункты неконституционными. И поэтому до сих пор существует дискуссия по поводу легитимности нашей Конституции. 2. Обязательность. За нарушение конституционно-правовых норм могут наступать различные виды юридической ответственности (то есть нарушается конституционное право, а ответственность предусмотрена другими отраслями!!). ü Уголовная. Наступает за нарушение конституционного права на жизнь, за умышленное искажение результатов голосования, за нарушение конституционного права на неприкосновенность личной жизни. Наступает за наиболее тяжкие деяния (преступления). ü Административная. Наступает за менее серьезные правонарушения, например, за агитацию в день голосования. ü Дисциплинарная. Применяется нанимателем по отношению к работникам. Например: выговор, увольнение. Дисциплинарная ответственность может наступить за нарушения должностным лицом государственного органа срока подготовки ответа на обращение гражданина, потому что право на обращение в государственный орган закреплено в Конституции. ü Конституционно-правовая ответственность. В отличие от всех вышеназванных видов ответственности, конституционно-правовая ответственность предусмотрена самой отраслью конституционного права. Например: роспуск Палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, роспуск местного Совета Депутатов за систематическое или грубое нарушение законодательства, ликвидация или приостановление деятельности общественного объединения за нарушение законодательства, лишение гражданина государственной награды. Из примеров видно, что субъектами конституционно-правовой ответственности выступают самые различные образования и лица. Привлекать к этому виду ответственности в праве не только суды, но и другие органы государства. (Президент, Палаты Парламента) Формальная определенность Конституционно-правовые нормы имеют формы своего выражения. В отличие от моральных норм, юридические нормы должны быть четко зафиксированы. Можно сказать, что она проявляется в их письменной фиксации. Специфические (особенные) черты конституционно-правовых норм: 1. Обобщенный характер. В конституционном праве значительное число норм устанавливают не конкретные права или обязанности, а представляют собой общее правоположение. Они распространяются на очень широкий круг лиц, отношения во многих или даже всех сферах общества. Рассматриваемая черта наиболее ярко выражена в конституционных принципах (демократического, социального, правового государства, принципе разделения властей, верховенства права). 2.Многие конституционно-правовые нормы являются нормами-целями, нормами-задачами. Такие нормы определяют ориентиры, которые должны быть достигнуты государством. Таким образом, нормы цели, нормы-задачи носят обязывающий характер для государства. (Нормы в чем-то похожи на одну черту, но здесь больше высвечивается обязанность государства). Так в Конституции для государства непосредственно закреплены 3 нормы-цели (те, где прямо сказано, что это цель): ü Высшей ценностью и целью общества и государства назван человек, его права и свободы (статья 21). ü Сделать территорию Беларуси безъядерной зоной (статья 18). Беларусь первая страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия! Цель реализована. 1968 год — Международный договор «О нераспространении ядерного оружия» (но он не запрещал распространения в 5 странах, так как у них уже есть оружие). ü Добиться статуса постоянного нейтралитета Беларуси (статья 18). Норма очень редко встречается в других Конституциях государств, которые нейтральные. Их очень мало (Швейцария, Австрия, Туркменистан). Нейтральное государство не имеет права принимать сторону одной из враждующих сторон. То есть не имеет права помогать какой-то стране в конфликте, войне, не может позволить размещаться на своей территории военные базы. Принцип: «Мая хата з краю!» Во время Второй мировой войны Швейцария, когда появлялись самолеты на ее территории, то не смотрели, чей этот самолет, и сбивали любые самолеты. ( Около 200 самолетов были сбиты). Нейтральная страна не может быть членом военных международных союзов. НЕ РЕАЛИЗОВАНА эта цель! Нормы-задачи. Большое число норм задач содержится в программном Законе «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики РБ». 3. Усеченный состав.Для конституционно-правовых норм (многих из них) характерно отсутствие гипотезы и санкции. Рассмотренные черты конституционно-правовых норм определяют метод конституционного права. |
Источник
Место конституционного права среди других отраслей права
Конституционное право играет особую роль в правовой системе. Данная роль обусловлена тем, что конституционное правоведущая, самая важная отрасль права. Она оказывает руководящее воздействие на остальные отрасли. Данное воздействие осуществляется по 2 главным направлениям :
1.
Отношения Финансово-кредитные
Конституционное право устанавливает основы содержаниявсех без исключения отраслей права. Это становится возможным благодаря регулированию конституционным правом отношений в тех же сферах, что и другими отраслями права вместе взятыми,однако конституционное право регулирует соответствующие отношения неисчерпывающе, закрепляя лишь их основы.
2.Конституционное право определяет виды, юридическую силу, порядок принятия нормативных актов, являющихся источниками всех отраслей права. Например,конституционное право регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов), устанавливает виды НПА, издаваемых Президентом, Правительством, местными органами власти ит.д.
Однако, неверно было бы думать, что конституционное право не испытывает обратного воздействия. Другие отрасли влияют на конституционное право следующим образом:
Ø Другие отрасли права устанавливают ответственность за нарушения большинства конституционно-правовых норм, тем самым эти отрасли охраняют конституционное право от нарушений. ( Конституционное право закрепляет право человека на жизнь, но если кто-то лишает человека жизни, то ответственность определяется неконституционным правом, а уголовным правом, а в конституционном праве нет санкции, эта отрасль зависит в данном случае от уголовного права);
Ø Многие конституционно-правовые нормы могут быть реализованы лишь через нормы других отраслей права. Например, статья 60 Конституции гласит: «Каждый имеет право всоответствиисзаконом не только на возмещение имущественного вреда, но и на материальную компенсацию морального вреда». Закон, который упоминается в этой норме Конституции, принадлежит не конституционному праву, а гражданскому праву.
Конституционное право отсылает к закону! А сам этот закон не входит в отрасль конституционного права. Вот это и есть слабость конституционного права. Оно вынуждено опираться на другие отрасли.
С местом конституционного права в правовой системе связан и вопрос названия отрасли. В советское время отрасль называлась исключительно «советское государственное право». Это было обусловлено тем, что наиболее распространенным субъектом отношений, регулируемых отраслью, было государство и его органы, однако термин «государственное право» имеет и недостатки. Он не позволяет отличить отрасль от других публичных отраслей права. (1974 год — издан учебник в Ленинграде под редакцией Русиновой «Советское конституционное право» — единственный случай подобного названия). В начале 90-х годов в период распада СССР на смену термину «государственное право» пришел термин «конституционное право». Основной причиной данного изменения послужило провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью общества. Именно личность, а не государство, стала считаться главным субъектом любых правоотношений. В связи с этим от названия«государственноеправо» отказались (но не ввели термин «человеческое право»). Термин «конституционное право» производен от Конституции, однако и он имеет недостатки, поскольку Конституция, хотя и основной, но далеко не единственный источник отрасли.
Источник
Конституционное право. Ответы на экзаменационные билетыЛ. В. Дудкина, 2009
4. Соотношение конституционного и других отраслей права
Конституционное право — ведущая отрасль российского права. Конституционное право является комплексной отраслью. Этими двумя положениями определяется положение конституционного права в системе российского законодательства.
Конституционное право тесно связано с другими отраслями права, так как закладывает основы правовой системы государства. В Конституции РФ заложены как основные положения специальных отраслей, так и некоторые общеправовые принципы, являющиеся универсальными.
Конституционное право содержит принципы таких отраслей права, как:
1) гражданское право (свобода экономической деятельности, признание равенства всех форм собственности — ст. 8 Конституции РФ);
2) земельное право и природоресурсное право (земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности — ст. 9);
3) уголовный процесс (ограничение тайны переписки на основании судебного решения — ст. 28);
4) семейное право (материнство и детство находятся под охраной государства — ст. 38);
5) право социального обеспечения (каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту — ст. 39);
6) жилищное право (каждый имеет право на жилище — ст. 40);
7) медицинское право (право на охрану здоровья и медицинскую помощь — ст. 41);
8) экологическое право (право на благоприятную экологическую среду — ст. 42);
9) налоговое право (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57);
10) военное право (защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина — ст. 58);
11) муниципальное право (органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью — ст. 132) и других отраслей.
Поэтому конституционное право называют комплексной отраслью. Любые изменения в Конституции могут повлечь глобальные изменения в целом ряде специальных отраслей.
Конституция РФ явилась проводником судебной реформы в РФ, итогами которой является появление таких документов, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Кроме этого, Конституция РФ послужила основой для принятия ряда законов, в той или иной степени развивающих ее положения, таких как Законы «О прокуратуре», «О статусе судей в РФ», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общественных объединениях», «О финансовой основе местного самоуправления», «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» и многих других.
Однако нельзя сводить конституционное право к набору тезисов специальных отраслей. Конституция РФ содержит также нормы, характерные лишь для этой отрасли.
Таковы нормы Конституции о выборах Президента РФ, выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную, полномочиях Конституционного Суда РФ, конституционных поправках и пересмотре Конституции РФ, совместной и исключительной компетенции Российской Федерации и субъектов.
Конституционное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку субъектом правоотношений и там и там может выступать Российская Федерация, имеется и общее правовое поле (например, права иностранных граждан).
С принятием Конституции РФ некоторые отрасли существенно преобразились, а некоторые и вовсе впервые были выделены в самостоятельные (например, муниципальное право). Изменился взгляд и на правопонимание и правоприменение.
В свою очередь специальные отрасли также оказывают влияние на конституционное право, однако оно существенно ограничено верховенством Конституции РФ, что, в принципе, следует признать правильным.
Источник
1.3Соотношение конституционного права с другими отраслями права
Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным правом и этими отраслями права. Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей. Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.
Так, Конституционное право анализирует принципы построения и деятельности органов государственного управления, показывает их место в системе органов российского государства и принципы взаимоотношений с представительными и исполнительными органами. Административное право тесно взаимодействует с Конституционным правом. Будучи ведущей отраслью российского права, Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 11, 117 Конституции РФ) и так далее. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяется федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берет исходные начала в нормах Конституционного права, детализирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и так далее. Следовательно, она определяет исходные положения административного права.
Конституционное право устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.
Положения Конституционного права о свободе труда и праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрете принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции РФ) — являются исходными для трудового права.
Конституционное право, закрепляя компетенцию Российской Федерации и ее субъектов (республик, областей, краев и т.д.) определяет их бюджетные и налоговые права (ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ). Эти государственно-правовые нормы являются исходными для финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения государственных денежных средств.
Конституционное право закрепляет обязанности граждан РФ соблюдать Конституцию РФ, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции РФ). Данные положения являются основополагающими для уголовного права.
В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры (гл. 7 Конституции РФ). Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
При определении круга общественных отношений, регулируемых нормами Конституционного права, следует иметь в виду, что правовое регулирование общественных отношений заключается в установлении прав и обязанностей участников отношений. Конституционно-правовые нормы, устанавливая права и обязанности участников регулируемых ими общественных отношений, придают этим отношениям государственно-правовой характер.
Конституционное право составляют многочисленные нормы; они регулируют широкий круг общественных отношений. Задача состоит в том, чтобы во всем многообразии государственно-правовых отношений найти их общее основное содержание, показать, что конкретные отношения в конечном итоге являются его проявлением. Это позволит дать общую характеристику государственно-правовым отношениям, определить их специфику, обусловливающую объединение указанных общественных отношений в одну группу и их регулирование одной самостоятельной отраслью права.
Очевидно, для правильного решения поставленной задачи надо руководствоваться главным, а именно тем, что Конституционное право составляют нормы, закрепляющие устройство Российской Федерации. Следовательно, надо исходить из сущности российского государства, как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Поэтому роль Конституционного права состоит, прежде всего, в обеспечении вышеперечисленных основополагающих принципов — основания построения всего государства.
Закрепляя основы правового статуса граждан РФ, обладание ими социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, право граждан РФ участвовать в управлении общественными делами, Конституционное право обеспечивает активное участие граждан РФ в осуществлении власти в Российской Федерации. Прежде всего, это конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права и политические свободы граждан и их обязанности.
Народный суверенитет выражается в первую очередь в обладании гражданами РФ всей полнотой государственной власти.
Все это говорит о том, что Конституционное право является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место.
Ведущее место Конституционного права в системе права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, основные принципы других отраслей российского права.
Соседние файлы в папке курсач docx283
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник