Международный контроль исполнения норм может включать инспекцию
Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля. Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению. Институт контроля в МП — межотраслевой; его нормы «разбросаны» по различным отраслям этой системы нрава (право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное морское право и т.д.). Предметом контроля являются те международные обязательства государств и других субъектов международных отношений, выполнение которых контролируется (контроль в области прав человека, контроль за разоружением, контроль в области охраны окружающей среды и т.п.). Различают вилы и формы международного контроля. Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый:
Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В МП закреплены следующие формы контроля:
В международных отношениях весьма часты случаи сочетания двух форм контроля, осуществляемого согласно одному документу. Могут устанавливаться различные комбинации форм контроля, что и определяет особенности организации и осуществления контроля по конкретному международному договору. Например, контроль может протекать параллельно в обеих формах, и выводы, полученные в результате применения национальных средств, могут использоваться международным органом, в рамках которого также осуществляются определенные контрольные мероприятия (Е. Ю. Устинова). Перечень видов и форм контроля в настоящее время постоянно расширяется в связи с расширением сферы международного сотрудничества и сужением области «вопросов, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств». |
Источник
Список вопросов базы знаний
Вопрос id:871539
К видам международных правонарушений не относится
?) недружественный акт
?) международный деликт
?) преступление против мира и безопасности человечества
?) международное преступление
Вопрос id:871540
К видам систем коллективной безопасности относятся
?) экономическая и техническая
?) материальная и исполнительная
?) региональная и муниципальная
?) универсальная и региональная
Вопрос id:871541
К документально не закрепленным нормам международного права относится
?) договор
?) судебный прецедент
?) закон
?) правовой обычай
Вопрос id:871542
К жертвам международных вооруженных конфликтов не относятся
?) гражданское население
?) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение
?) военнопленные
?) комбатанты
Вопрос id:871543
К запрещенным методам ведения войны не относится
?) использование военных хитростей
?) убийство сдавшихся
?) разрушение культурных центров
?) объявление об отказе в пощаде
Вопрос id:871544
К лицам, находящимся под защитой не относятся
?) раненные
?) комбатанты
?) военнопленные
?) гражданские лица на территории противника
Вопрос id:871545
К межгосударственным отношениям не относят отношения с участием
?) наций, борющихся за независимость
?) граждан разных государств
?) государств
?) государственно-подобных образований
Вопрос id:871546
К международным принципам сотрудничества государств не относится принцип
?) уважения прав человека
?) невмешательства во внутренние дела государств
?) добросовестного выполнения международных обязательств
?) суверенного равенства государств
Вопрос id:871547
К мерам по предотвращению гонки вооружений нельзя отнести
?) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружения
?) помощь союзникам в разработке новых видов вооружений
?) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий
?) меры по нераспространению ядерного оружия
Вопрос id:871548
К нетипичным субъектам международного права относят
?) транснациональные корпорации
?) вольный город и Ватикан
?) международные организации
?) государства
Вопрос id:871549
К региональным системам коллективной безопасности нельзя отнести
?) Организация Американских Государств
?) НАТО
?) российскую систему противоракетной обороны
?) систему коллективной безопасности СНГ
Вопрос id:871550
К специальным принципам международного экономического права не относят
?) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему
?) принцип суверенного равенства
?) принцип преференций для развивающихся стран
?) принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами
Вопрос id:871551
К числу источников международного права не относят
?) договор
?) правотворческое решение международной организации
?) судебный прецедент
?) обычай
Вопрос id:871552
К числу основных источников права внешних сношений не относится
?) Конвенция о специальных миссиях
?) Венская конвенция о дипломатических сношениях
?) Венская конвенция о праве международных договоров
?) Венская конвенция о консульских сношениях
Вопрос id:871553
К числу основных источников права международных договоров относится
?) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
?) Венская конвенция о праве международных договоров
?) ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
?) Всеобщая декларация прав человека
Вопрос id:871554
Комиссия ООН по праву международной торговли
?) ЭКОСОС
?) ЮНСИТРАЛ
?) ЮНЕСКО
?) ЮНИСЕФ
Вопрос id:871555
Конституция РФ устанавливает право обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека в соответствии с международными договорами РФ, когда
?) в стране вводится чрезвычайное положение
?) гражданин того пожелает
?) разрешат компетентные государственные органы
?) исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты
Вопрос id:871556
Лица из числа медицинского и духовного персонала, которые входят в состав вооруженных сил
?) лица с двойным гражданством
?) некомбатанты
?) комбатанты
?) лица, находящиеся под защитой
Вопрос id:871557
Лицо, не являющееся гражданином данного государства, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по какому-либо признаку находится вне страны своего гражданства и не может пользоваться ее защитой —
?) иностранный гражданин
?) беженец
?) бипатрид
?) беглец
Вопрос id:871558
Материальная ответственность выражается в форме
?) реституций и репараций
?) ограничения суверенитета
?) рестораций и сатисфакций
?) декларативных решений
Вопрос id:871559
Международная организация обладает ___ правосубъектностью
?) основной
?) гражданской
?) производной
?) зависимой
Вопрос id:871560
Международные организации —
?) не являются субъектами международного права
?) первоначальный субъект международного права
?) производный субъект международного права
?) нетипичный субъект международного права
Вопрос id:871561
Международные организации наделяются международной правосубъектностью —
?) государствами
?) ООН
?) юридическими лицами
?) Международным Судом
Вопрос id:871562
Международные стандарты в области прав человека — это
?) нормативный минимум, который государства могут превышать
?) нормативный максимум, который не могут превышать государства
?) нормативный минимум, который государства не могут превысить
?) пожелания мирового сообщества слаборазвитым странам
Вопрос id:871563
Международные трибуналы действуют на основе
?) Конституций стран, где они созданы
?) Уставов
?) законов страны, население которой пострадало
?) Конституции РФ
Вопрос id:871564
Международный контроль исполнения норм может включать
?) реституцию
?) инспекцию
?) агрессию
?) блокаду портов или берегов другого государства
Вопрос id:871565
Место расположения штаб-квартиры ООН
?) Москва
?) Нью-Йорк
?) Брюссель
?) Вена
Вопрос id:871566
Направляющее государство для исполнения консульских полномочий выдает своему представителю
?) верительную грамоту
?) консульский патент
?) справку о состоянии здоровья
?) загранпаспорт
Вопрос id:871567
Национально-освободительные движения обладают
?) производной правосубъектностью
?) ограниченной правосубъектностью
?) первоначальной правосубъектностью
?) дополнительной правосубъектностью
Вопрос id:871568
Не имеют статуса комбатанта или военнопленного
?) личный состав вооруженных сил
?) личный состав добровольческих отрядов
?) наемники
?) военные корреспонденты
Вопрос id:871569
Нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные большинством государств —
?) универсальные нормы
?) локальные нормы
?) документально закрепленные нормы
?) региональные нормы
Вопрос id:871570
Общеуголовные преступления, попадающие под юрисдикцию двух или более государств —
?) транснациональные корпорации
?) спорные преступления
?) транснациональные преступления
?) международные проступки
Вопрос id:871571
Объектами международного космического права не являются —
?) космические объекты
?) космонавты
?) небесные тела
?) воздушные суда
Вопрос id:871572
Объявление войны
?) освобождает агрессора от международной ответственности
?) делает войну законной
?) не может быть оправданием и прикрытием агрессии
?) дает право применять запрещенные виды вооружений
Вопрос id:871573
Обязанность государств воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации иллюстрирует принцип
?) территориальной целостности
?) суверенного равенства
?) равноправия и самоопределения народов
?) уважения прав человека
Вопрос id:871574
Организацией Объединенных Наций создан Комитет по
?) эксплуатации космических ресурсов
?) мирному использованию космического пространства
?) ограничению распространения космических технологий
?) испытанию ядерного оружия в космическом пространстве
Вопрос id:871575
Органом Совета Европы не является
?) Конгресс местных и региональных властей Европы
?) Парламентская Ассамблея
?) Комитет Министров
?) Европарламент
Вопрос id:871576
Основанием для аннулирования договора не является
?) смена руководства одной из стран-участниц
?) появление новой международной императивной нормы
?) нарушение договора другими участниками
?) коренное изменение обстоятельств
Вопрос id:871577
Основной принцип международного гуманитарного права —
?) уважения прав человека и основных свобод
?) мирного разрешения споров
?) нерушимости границ
?) суверенного равенства
Вопрос id:871578
Основным источником консульского права является
?) Конвенция о специальных миссиях
?) Венская конвенция о праве международных договоров
?) Венская конвенция о консульских сношениях
?) Венская конвенция о дипломатических сношениях
Вопрос id:871579
Основополагающим принципом международной безопасности является принцип
?) суверенного равенства
?) невмешательства
?) равной безопасности и ненанесения ущерба безопасности государств
?) всемерного соблюдения прав человека
Вопрос id:871580
Охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения — одно из направлений деятельности
?) ИКАО
?) МАГАТЭ
?) ЮНЕСКО
?) НАТО
Вопрос id:871582
По форме нормы международного права делятся на
?) локальные и универсальные
?) краткие и многословные
?) документально закрепленные и документально не закрепленные
?) письменные и печатные
Вопрос id:871583
Пользование воздушным пространством государства допустимо —
?) с его разрешения
?) по разрешению ООН
?) на основании двусторонних договоров
?) по своему усмотрению любым государством
Вопрос id:871584
Право убежища не признается
?) при преследовании по политическим мотивам
?) при преследовании по религиозным мотивам
?) при совершении лицом неполитического преступления
?) при преследовании по национальным мотивам
Вопрос id:871585
Правовое положение иностранных граждан не регулируется
?) законодательством их собственного государства
?) уставами международных организаций
?) законодательством страны пребывания
?) международными договорами
Вопрос id:871586
Правовой режим Антарктиды регулируется —
?) национальным законодательством Антарктиды
?) Договором об Антарктике
?) Конституцией РФ
?) Уставом ООН
Вопрос id:871587
Правосубъектность международных организаций ограничена
?) США
?) Советом Безопасности ООН
?) Генеральным Секретарем ООН
?) уставными целями и задачами
Вопрос id:871588
Предоставление иностранцам экономических прав, специально оговоренных в законе или международном договоре —
?) преференциальный режим
?) специальный режим
?) режим наибольшего благоприятствования
?) национальный режим
Вопрос id:871589
Предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, в рамках одного экономического союза или развивающимся странам —
?) специальный режим
?) преференциальный режим
?) национальный режим
?) режим наибольшего благоприятствования
Источник
. Главное в контрольной деятельности — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения непосредственной деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля являются сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдением; аэрофотосъемкой (если она разрешена договором); использованием искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектированием; обменом информацией и специальными докладами; участием в работе совещаний и т. д. Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм. Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных организаций, органов — комиссий, комитетов, советов и т. д. (ООН, МАГАТЭ, МОТ, Комитет по правам человека, Совместный комитет по реадмиссии, Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, Межгосударственный совет по антимонопольной политике и др.). Значительная часть международных договоров содержит специальные нормы о контролировании действительного положения в области реализации обязательств. Государства рассматривают контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров. Практика идет по пути усиления роли контроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальных вопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащих мер проверки. Результатом контрольной деятельности являются доклады, сообщения, другие материалы проверки, имеющие правовое значение. На их основе государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствующие решения — правоприменительные акты. Правоприменение. Оно представляет собой деятельность, завершающуюся принятием государствами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного индивидуального акта на основе норм международного права (например, резолюция Совета Безопасности ООН, решение Международного Суда ООН, решение ЕСПЧ). Результатом правоприменительной деятельности могут быть рекомендации государствам или иным субъектам (предложения и рекомендации комитетов по правам человека, по ликвидации расовой дискриминации, по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ и др.). Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях, когда происходят сбои нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов. Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее подходящими для данного случая, если такие способы специально не оговорены в договоре. Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических обстоятельствах: 1) использование данных контрольной деятельности; 2) получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах и организациях, из докладов государств; 3) проведение расследования; 4) судебное или арбитражное разбирательство. Например, в ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. говорится, что, если Комитет против пыток сочтет целесообразным провести расследование, он назначает одного или нескольких своих членов для проведения расследования и срочного представления Комитету соответствующего доклада. Расследование может включать, с согласия государства-участника, посещение его территории. Полномочия по проведению расследований возлагаются и на Совет Безопасности ООН. Об этом говорится в Уставе ООН, а также в ряде договоров (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и др.). Достаточно полную и разнообразную информацию может получать Международный Суд ООН. Во-первых, факты, имеющие отношение к делу, сообщают Суду сами участники спора. Он может обращаться непосредственно к государствам в целях получения доказательств на месте, требовать от представителей сторон предъявления любого документа или объяснений. Во-вторых, Суд заслушивает свидетелей и экспертов. В-третьих, он может поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору. Юридическая квалификация и принятие решения — следующие стадии международного правоприменительного процесса. Когда деятельность государств несовместима с нормами, реакция государств и юридическая оценка этого облекаются в соответствующую форму — соглашение (коллективное решение), решение (индивидуальное решение государства, решение организации, органа, в том числе судебного). Обосновывая решение, соответствующий орган дает юридическую оценку действиям государства- исполнителя (нарушителя), ссылаясь на нормы международного права. Правоприменительная деятельность завершается принятием правоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу). Примерами могут служить резолюции Совета Безопасности ООН (от 23 декабря 2006 г., от 24 марта 2007 г., от 3 марта 2008 г., от 9 июня 2010 г.), предусматривающие санкции в отношении Ирана. Решения о применении санкций были приняты Советом Безопасности на основании Устава ООН (ст. 41) в связи с тем, что Иран не осуществил полную и окончательную приостановку выполнения всех проектов, несовместимых с режимом нераспространения ядерного оружия, не предпринял шаги, предписанные ему МАГАТЭ, не возобновил сотрудничество с ним, не выполнил требования и рекомендации Совета Безопасности. |
Источник