Магистраты при издании эдиктов могли отменять нормы цивильного права

Эдикты магистратов как источник римского права

Определим роль эдиктов магистратов как источника римского права, а также установим их особенности.

Одной из специфичных форм правообразования в римском праве были эдикты магистратов.

Слово «эдикт» происходит от слова dico (говорю). Первоначально эдикт обозначал устное объявление магистрата по определенному вопросу.

Впоследствии эдикт приобрел специальное значение программного объявления, которое по сложившейся практике производили в письменной форме республиканские магистры при вступлении ими в должность.

В собственных эдиктах, которые были обязательны для издававших их магистратов, они устанавливали, какие правила будут в основе их деятельности и освещали иные важные вопросы.

Эдикт, который содержал своеобразную годовую программу деятельности магистрата, называлсяпостоянным. Он отличался от разовых объявлений по отдельным случайным вопросам.

Формально эдикт как источник римского права являлся обязательным лишь для того магистрата, который издал его. Соответственно, действовал он только тот год, в течение которого магистрат обладал властными полномочиями.

Однако в реальности пункты эдикта, ставшие удачным выражением интересов господствующего класса, воспроизводились и в эдикте вновь избранного магистрата, т.е. приобретали своеобразную устойчивость.

Новые потребности общества реализовывались, в том числе и при помощи эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта.

Организуя гражданский процесс, претор стал отказывать в иске, когда согласно букве цивильного права должна была предоставляться защита, и наоборот.

Подобным образом решались трудности, которые возникали из-за несоответствия старых норм цивильного права новым принципам устройства общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не устранялись исконные нормы, имевшие популярность у консервативных римлян.

Претор и другие магистраты, которые издавали эдикты, не имели права отменять или изменять законы, издавать новые законы и иные источники права.

Однако как руководитель судебной деятельности претор имел возможность придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы определенное положение данного источника.

Правотворческая деятельность судебных магистратов находилась в процессе постоянного развития. Поначалу претор не подвергал сомнению авторитет и силу цивильного права и способствовал его реализации, подкрепляя своими исками общественные отношения, урегулированные нормами цивильного права. По мнению юриста Папиниана, претор в подобных случаях помогал применению цивильного права.

Впоследствии претор произвел следующий шаг: при помощи своего эдикта как источника римского права он устранял пробелы цивильного права. В дальнейшем эдикт претора стал включать пункты, направленные на изменение и исправление цивильного права. Претор не обладал правом на отмену норм цивильного права.

Таким образом, преторский эдикт, формально не отменяя норм цивильного права, указывал способы признания новых отношений, и поэтому являлся формой правообразования. Предоставляя средства защиты вопреки положениям цивильного права, преторский эдикт формировал новые нормы права.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права и его источником, поскольку преторский эдикт быстро реагировал на новые запросы жизни и удовлетворял их.

В результате подобной правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций наряду с исконным гражданским правом сформировалась новая система норм, которая получила название преторское право, поскольку наибольшее значение в данной правотворческой деятельности приобрел именно преторский эдикт.

Нормы преторского права, которые переходили из одного эдикта в другой эдикт, приобретали значение обычного права и воспринимались как цивильное право.

Эдикты правителей провинций в большей степени заимствовали содержание из преторского эдикта. Правотворчество претора и остальных судебных магистратов не могло удержать свое значение по мере усиления власти императоров, которые стремились поставить под контроль и деятельность судебных инстанций. Помимо этого основные категории необходимых исков были уже установлены.

Во II веке нашей эры император Адриан поручил юристу Юлиану провести кодификацию отдельных постановлений, которые содержались в преторских эдиктах. Созданная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной. Однако император сохранил за собой право на внесение в него дополнений.

С этого момента правотворческая деятельность претора и других магистратов завершилась, а своеобразное противостояние цивильного и преторского права ушло в прошлое. Подобное сближение происходило и в отношении обычая и практики путем издания соответствующих императорских распоряжений.

Формально различие двух систем (цивильного и преторского права) имело место вплоть до Юстиниана (VI век нашей эры).

Источник

ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ. ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ

Дуализм Римского права

Одна из важнейших черт римской правовой системы — дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.

Читайте также:  Микроскопия осадка мочи лейкоциты норма у детей

Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores — почетные должности).

Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, — для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.

Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право «живым голосом цивильного права». Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

Эдикты магистратов

Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции) 8 Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. 2006. № 9. С. 6-11.. Эдикты магистратов. Полномочия издавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистрат делал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будут лежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянные эдикты «законом на год» (lex annua).

С течением времени магистраты удачные нормы своих предшественников переносили в свои эдикты, в связи с чем различались эдикты новые и перенесенные. Так создавалась система магистратского (преторского, так как наибольшее значение в этой сфере имели преторские эдикты) права.

Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишь содействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению, применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право, заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формального права отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляя цивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита). Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом.

Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник). Пер. с македонского/Под ред. д.ю.н., проф. В.А.Томсинова. М.: Зерцало, 2000..

Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

Кодификация эдиктов

По мере того как усиливалась власть императора, правотворчество претора и других судебных магистратов теряло свое значение. Хронологические рамки наибольшей преторской активности — 250-80 гг. до н.э. Во II в. н.э. по поручению императора Адриана юрист Юлиан провел кодификацию отдельных постановлений, содержащихся в преторских эдиктах, и создал «постоянный эдикт» (edictum perpetuum). Он был одобрен императором и объявлен Сенатом неизменным. Право делать дополнения к эдикту осталось только за императором. С этого времени правотворческая деятельность преторов прекратилась. Различие цивильного и преторского права как двух систем права, хотя формально сохранилось вплоть до Юстиниана (VI в. н.э.), фактически утратило с этого времени свое значение. Сами римляне (Институции Юстиниана, 2.10.3) считали, что сближение цивильного права и права преторского происходило, с одной стороны, вследствие обычая, с другой — вследствие улучшений, вводимых императорскими конституциями. Сам «постоянный эдикт» не дошел до нас, но был реконструирован по комментариям юристов.

Читайте также:  Реакция мочи норма мужчины

Источник

Эдикты магистратов

Одной из форм правообразования, характерной для римского права, были эдикты магистратов (рис. 18). Термин “эдикт” происходит от слова “dico” — говорю. В соответствии с этим первоначально он обозначал устное объявление магистрата по тому или иному правовому вопросу. С течением времени эдикт получил значение программного заявления, которое в соответствии с традицией делали республиканские магистраты при вступлении в должность, но уже в письменной форме. По сообщениям Гая, наибольшее значение имели эдикты преторов, как городского, так и перегринского, которые ведали гражданской юрисдикцией по спорам (первый — между римскими гражданами, второй — между Перегринами или Перегринами и римскими гражданами), а также правителей провинций, курульных эдилов и квесторов.

В эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и так далее. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых заявлений. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Отсюда эдикт часто называли законом на год. Однако те пункты эдикта, которые оказались удачным выражением существующих правоотношений, повторялись и в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали устойчивое значение. Постоянная составляющая, переходящая из эдикта в эдикт, получила обозначение — edictum tralaticium. Нормы преторского права, переходящие из эдикта в эдикт, стали приобретать значение обычного права.

Рис. 18. Эдикты магистратов

Экономическое и социальное развитие римского государства неизбежно вело к усложнению общественных отношений, и как следствие выявилось несоответствие неподвижных и малочисленных норм цивильного права потребностям экономического развития. Эдикты магистратов, и прежде всего преторов, стали инструментом решения этих проблем.

Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске в тех случаях, когда по букве цивильного права должна была быть предоставлена защита, но это противоречило принципам справедливости, и, наоборот, давать право на иск в случаях, не предусмотренных цивильным правом. Тем самым праву придавался более мобильный характер, хотя формально не отменялись традиционные нормы, к которым римляне относились с особым почтением.

Ни претор, ни другие магистраты не обладали компетенцией в области законотворчества. Они не могли отменять или изменять законы, принимать новые. Закон не мог исходить от магистрата, поскольку закон в этот период выражает волю народа. Однако магистрат руководил деятельностью суда и в силу особой власти (imperium) давал судебную защиту новым общественным отношениям, нуждавшимся в ней, т. е. силой своей власти претор при известных обстоятельствах мог защитить несобственника, как собственника, оставив без защиты того, кто был собственником по цивильному праву. Но он не мог превратить несобственника в собственника.

Подобного рода правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала претор не посягал на авторитет и силу норм цивильного права, а только помогал их осуществлению, подкрепляя их своими исками. Затем с помощью своего эдикта претор стал заполнять пробелы цивильного права. И, наконец, эдикт претора стал содержать пункты, направленные на изменение и исправление цивильного права. Например, когда старое, агнатское родство, основанное на подчинении власти одного домовладыки, стало терять свое значение, претор объявил в своем эдикте, что в определенных случаях наследство будет закреплено не за известным наследником, а за другим лицом. Претор не имел права отменять нормы цивильного права и не делал этого. Наследник по цивильному праву не утрачивал своего права, но он становился номинальным наследником, так как преторский эдикт обеспечивал защиту другому лицу. Право наследника оставалось “голым”, поскольку было лишено исковой защиты.

Таким образом, преторский эдикт, формально не отменяя норм цивильного права, определял пути признания новых отношений и становился формой правообразования. Преторский эдикт быстро реагировал на новые запросы жизни, удовлетворял их и тем самым был, по образному выражению юриста Марциана, “живым голосом цивильного права”. После отмены в 17 г. до н. э. легисакционного процесса рассмотрения судебных споров, эдикты магистратов заняли почти монопольное положение в регулировании гражданского процесса. Это привело к формированию особой нормативной системы, имевшей прикладное значение в отношении цивильного права. Эта нормативная система получила название jus honorarium (от слова honores, почетные должности) — магистратное право, или jus praetorium, т. е. преторское право, поскольку наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел преторс- кий эдикт.

Читайте также:  Может холестерин быть в норме при атеросклерозе

Для выделения специфической природы норм преторско- го права, как бы в противопоставление им, по отношению к институтам цивильного права начинает применяться термин legitimus (законный). Например, iudicium legitimum — судебное разбирательство на основе цивильного права в противоположность гражданскому разбирательству на основе власти претора.

В эпоху принципата за преторами оставалось прежнее право издавать эдикты. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласуются с новыми формами государственного устройства. Преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью, подчиненные Сенату, они потеряли правотворческую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления, и они вынуждены были предоставлять специальные иски. В эдикты предшественников вводилось уже мало нового, и главным образом по предложению Сената или особо влиятельных юристов.

Источник

Римское право. Ответы на экзаменационные билеты. 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов (А. В. Леонтьев, 2009)

4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов

Цивильное право (ius civile) — система римского права, определяющая строго национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское (ius praetorium, или honorarium, от слова «honores» — почетная должность) — система права, которая сложилась наряду с цивильным правом (появился ряд институтов, разработанных судебными магистратами, в основном преторами, путем эдиктов и снабженных новыми средствами защиты).

Цивильное и преторское право постоянно взаимодействовали друг с другом, некоторые правила цивильного права воспроизводились в эдикте, а достижения преторского права переходили в область цивильного права. Императорские конституции и рескрипты иногда заимствовали из эдикта для развития цивильного права. Такое взаимодействие сказывалось на различных институтах права. В некоторых областях на почве преторского эдикта сложились целые новые институты, в других преобразовывалось содержание институтов цивильного права. Например, рядом с квиритской собственностью возникла бонитарная, наряду с цивильным наследником появился преторский владелец наследства. Формальное противоположение цивильного и преторского права в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана. Но еще с эпохи классических юристов появилась тенденция к слиянию этих двух систем в один юридический порядок.

Нормы и институты в кодификации Юстиниана в сущности представляют собой результат начавшегося три столетия назад слияния цивильного и преторского права. Институция Юстиниана: «Но поскольку постепенно из обычая людей, с одной стороны, и нововведений конституций — с другой цивильное право начало приходить к единообразию с преторским правом, то было установлено…» Таким образом, постепенно путем судебной и деловой практики под воздействием императорских конституций, исправляющих действующий закон, возникло новое право.

Эдикты магистратов — это один из источников римского права. При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Большое значение играли эдикты преторов, которые содержали указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Эдикты преторов стали источником образования системы преторского права. Это связано с тем, что в период с III в. до н. э. в Риме активно развиваются общественные отношения. Поэтому существующее в данное время право во многом отставало от времени, и тогда особую ценность приобретал и эдикты, именно они заполняли все пробелы в праве. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально существовали устаревшие нормы, но ни претор, ни другие магистраты не могли отменить или изменить закон. Процесс изменения устаревшего права развивался постепенно. И в результате эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение закона.

В эпоху принципата за преторами по-прежнему сохранялось право издавать эдикты, эдикт ставился наравне с цивильным правом. Но независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими власти больше не согласовывалось с новыми формами государственного устройства. Преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Под сильным влиянием императоров сенат предписывал преторам проводить свои постановления, в результате преторы послушно предоставляли специальные иски. Нововведений было мало, новое добавлялось только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Усиление императорской юрисдикции было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

Источник