Кто может давать официальное разъяснение правовых норм
кто имеет право разъяснять применение законодательства?
IP/Host: 83.245.170.— Дата регистрации: 19.10.2009 Сообщений: 23,632 | Re: кто имеет право разъяснять применение законодательства? В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное. 1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива, как правильно понимать конкретную норму. Официальное толкование, в свою очередь,- подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д. Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Любой орган, имеющий право на нормативное толкование, не ограничен в пределах своей компетенции ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения. ! В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызьвает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование). Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт. Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование. В соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации. Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Российской «Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона, в актах Верховного суда весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности. Значительное внимание в таких постановлениях уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений Верховного суда. Однако, учитывая строго подчиненный и вспомогательный относительно закона характер таких разъяснений, делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону. Большое значение имеют также разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам разрешения хозяйственных споров. Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования – правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону). Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати. Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др. 2. Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не носит обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д. Одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативных правовых актов, помещаемыми в сборниках и справочниках по законодательству. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование, осуществляемое наукой права (специальными научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами) в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность. Взято из учебника Дмитриева «Общая теория права». |
Источник
—
Субъектом толкования, в том числе и толкования-разъяснения, может выступать любое лицо, т.е. разъяснять нормативные акты могут все лица. Однако юридическое значение такого разъяснения, его юридическая обязательность будут неодинаковы: они зависят от правового положения субъекта-интерпретатора. Толкование-разъяснение в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение, бывает официальным или неофициальным. Официальное толкование:
Официальное толкование-разъяснение — это властнообязательное разъяснение, которое дают в официальном порядке специально уполномоченные государственные органы и должностные лица в рамках своей компетенции и которое оформляется в специальных актах-документах. Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным. Нормативное официальное толкование-разъяснение — это официальное разъяснение, которое дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории и потому обладает качеством нормативности, т.е. рассчитано на общий круг лиц и на неопределенное число случаев. Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Оно не содержит (и не должно содержать) новых юридических норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Такие разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения. Если официальное нормативное толкование-разъяснение дастся тем органом, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского). Аутентическое толкование — это официальное толкование-разъяснение, которое исходит от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на аутентическое толкование субъекту, издавшему толкуемый акт, не требуется: оно вытекает из его правотворческого полномочия. Следовательно, все правотворческие органы могут быть субъектами аутентического толкования. В Российской Федерации подобные разъяснения могут издавать Государственная Дума, Президент и другие правотворческие органы. Если официальное нормативное разъяснение дает орган, уполномоченный на то законом, то оно называется легальным (разрешенным по закону, делегированным), причем данный орган должен действовать в рамках своей компетенции. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы. Легальное (делегированное) толкование — это официальное толкование-разъяснение, которое дается компетентными государственными органами, наделенными по закону правом толкования нормативных актов, изданных другими государственными органами. В Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), разъяснения по вопросам судебной практики дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ. Нормативное толкование законов в России дастся обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Акты судебного нормативного толкования формально обязательны для субъектов, применяющих истолкованные нормы, но в отличие от нормативных актов как актов правотворчества акты судебного нормативного толкования не должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего того, чего не было в толкуемых законах. Сами по себе акты судебного нормативного толкования не действуют и не могут быть положены в основу приговоров или решений судов. Они служат лишь аргументом в пользу того или иного понимания и применения нормы права. Казуальное официальное толкование-разъяснение — это официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю, обязательное только для него и имеющее основной целью правильное решение именно данного дела. Казуальное (лат. casus — «случай») [1] толкование не имеет нормативного характера, оно индивидуально, т.е. рассчитано на данный конкретный случай, но в любом случае это толкование норм права. Если нормативное толкование неотделимо от толкуемой нормы, то рассматриваемая разновидность официального толкования неотделима от данного случая (казуса). Оно дается только применительно к данному делу и обязательное значение имеет только для него. Неофициальное толкование-разъяснение — это разъяснение, не имеющее официального, юридически обязательного значения, лишенное властной юридической силы. Влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Здесь нет авторитета власти, но есть власть авторитета. По уровню компетентности, авторитетности неофициальное толкование подразделяется на три разновидности. 1. Доктринальное толкование — это научно-юридическое толкование, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в монографиях, статьях, комментариях к нормативно-правовым актам. Юридическая доктрина имеет для процесса толкования фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права. 2. Профессиональное толкование — это неофициальные разъяснения, основанные на профессиональных знаниях в области права и осуществляемые, как правило, юристами-практиками. Профессиональное, компетентное толкование исходит от специалистов, субъектов, профессионально (по службе) занимающихся соответствующими юридическими вопросами, — судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и т.д. Оно может быть как письменным, так и устным. 3. Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые высказывают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания. В обыденном толковании нередко имеются заблуждения, поверхностные суждения. Однако оно не лишено здравого смысла, житейской мудрости, что немаловажно в случаях, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел (например, в качестве присяжных заседателей). Неофициальное толкование может быть как нормативным, так и казуальным, а по форме выражения — как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Интерпретационные акты Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты-документы официального толкования — интерпретационные акты. Интерпретационные акты — это акты-документы, изданные компетентными государственными органами и содержащие результат официального толкования-разъяснения. В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми и обладают всеми качествами правовых актов:
В то же время интерпретационные акты имеют специфические (видовые) черты:
Интерпретационные акты можно подразделить на акты официального нормативного толкования и акты официального казуального толкования. Как официальные акты-документы интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, в России интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд РФ издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Центральная избирательная комиссия свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете». |
Источник
14.
1. Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти.
3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 настоящей статьи. Деятельность лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечивают информирование лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее — контролируемые лица), о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
5. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
6. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору).
7. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
8. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по государственному контролю (надзору), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований, а также его согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений.
9. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
Открыть полный текст документа
Источник