Контаминация вакцины может быть причиной
Содержание статьи
екомбинация вирусов живых вакцин. Контаминация живых вакцин.
Рекомбинация вирусов живых вакцин. Контаминация живых вакцин.
В некоторых случаях, встречающиеся в природе «дикие» вирусы могут угнетать репликацию вакцинного вируса и снижать эффективность вакцинации. Это впервые было отмечено у вакцинных штаммов полиовируса, репликация которых в кишечнике подавлялась конкурентно инфицированием другими энтеровирусами.
Вакцинация живыми вакцинами может сопровождаться рекомбинацией между вакцинными и полевыми штаммами или между вакцинными штаммами. Возможность рекомбинации вакцинных штаммов обнаружена у вирусов разных семейств.
В случае одновременной вакцинации двумя различными аттенуированными штаммами с делециями в двух комплементарных генах потомство рекомбинантного вируса может полностью восстановить вирулентность, как это имело место в случае с вакцинацией против болезни Ауески.
Рекомбинация встречается главным образом у ДНК-вирусов, но может иметь место и у РНК-вирусов. Например, установлена рекомбинация между тремя серотипами вакцинных штаммов Сэбина полиовируса, изолированных из кишечника вакцинированных; некоторые рекомбинанты содержали последовательности трех серотипов. При одновременном введении двух авирулентных штамов ВПГ-1 образуются вирулентные рекомбинанты, вызывающие летальную инфекцию у мышей. Вирулентные рекомбинанты получены из авирулентных штаммов аденовируса. Аналогичные рекомбинанты образовывались в организме овец при одновременном введении им нескольких аттенуированных штаммов различных серотипов вируса катаральной лихорадки овец. Подобное явление отмечено в опытах с ротавирусами.
Внезапное возникновение цитопатогенного штамма вируса диареи КРС из пула нецитопатогенного штамма также обусловлено рекомбинацией. Возможность рекомбинации между полевым вирусом и аттенуированным штаммом вируса обычно незначительна, т.к. для этого необходимо, чтобы оба вируса размножались одновременно, в одних и тех же клетках одного животного. В случае массовой профилактической вакцинации риск такой рекомбинации возрастает. Эти данные свидетельствуют о том, что молекулярная природа аттенуации разных штаммов (серотипов) одного и того же возбудителя может быть различной.
Живые вакцины могут быть загрязнены посторонними вирусами, попадающими в них вместе с биологическими субстратами, используемыми при изготовлении вакцины. Ранним примером, оставившим международный след в истории вакцинации, был занос вируса ящура в США в 1908 г. в качестве контаминанта с вирусом осповакцины, размноженным на телятах. В живых вакцинах, получаемых на куриных эмбрионах, может присутствовать вирус лейкоза птиц. Известны случаи контаминации вакцины против болезни Марека вирусами ретикулоэндотелиоза и аденовирусной инфекции кур. Некоторые контаминирующие вирусы могут обладать онкогенным действием, то есть вызывать неоплазию. Одним из них является полиомавирус обезьян SV-40, вызывающий развитие опухоли у некоторых видов лабораторных животных.
Контаминация этим вирусом некоторых ранних серий инактивированной вакцины против полиомиелита была выявлена ретроспективно. К счастью, спустя длительное время у новорожденных и подростков, получивших парентерально контаминированную SV-40 вакцину, не удалось обнаружить видимого онкогенного эффекта. Особенно опасно загрязнение вакцин вирусами медленных инфекций, поскольку заболевание может проявляться спустя длительное время после вакцинации, а убедительно показать связь их с вакциной другим способом довольно трудно.
В качестве контаминантов живых вакцинных препаратов, применяемых в животноводстве, были обнаружены вирусы синего языка овец, пограничной болезни овец, лейкоза КРС, диареи КРС, ретикулоэндотелиоза птиц. Особенно часто живые вакцины загрязняются вирусом диареи КРС.
Чтобы избежать контаминации живой вакцины RBOK против чумы КРС вирусом диареи (ВД), часто присутствующим в сыворотке крови, используемой при культивировании, вакцинный штамм размножают в культуре клеток Vero, непермиссивной для ВД. С целью предотвращения контаминации этим и другим вирусами сыворотку КРС перед использованием рекомендуется стерилизовать гамма-лучами.
Стабильность живых вакцин при длительном хранении — серьезная проблема, особенно в работе с лабильными вакцинными вирусами, такими как вирус болезни Марека, вирус кори и другие парамиксовирусы. Необходимость хранения и транспортировки таких вакцин при нужной температуре затрудняет их применение в некоторых южных регионах, где поддержание «холодовой цепи» связано с определенными трудностями.
Проблема в известной мере решается добавлением стабилизирующих агентов к вакцине, селекцией термостабильных вакцинных штаммов и оптимизацией режима лиофилизации.
— Также рекомендуем «Преимущества живых противовирусных вакцин. Ранняя защита после вакцинации.»
Оглавление темы «Живые вакцины. Гетерологичные вакцины. Субъединичные вакцины.»:
1. Продолжительность аттенуации вирусов. Длительность аттенуирования вирионов.
2. Вакцинный штамм вируса. Опасность живых вакцин.
3. Рекомбинация вирусов живых вакцин. Контаминация живых вакцин.
4. Преимущества живых противовирусных вакцин. Ранняя защита после вакцинации.
5. Современные методы аттенуации вирусов. Успехи и неудачи разработок по аттенуированию вирионов.
6. Гетерологичные вакцины. Вакцина против оспы людей.
7. Виды гетерологичных вакцин. Гетерологичные вакцины против ротовирусов.
8. Вакцины из очищенных нативных вирусных белков. Виды субъединичных вакцин.
9. Методика создания субъединичных вакцин. Субъединичная вакцина против гриппа.
10. Разновидности субъединичных вакцин. Успехи в разработке субъединичных вакцин.
Источник
ÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ
ðÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ — ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÓÔÏÊËÉÅ ÉÌÉ ÔÑÖÅÌÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÚÄÏÒÏרÑ, ÒÁÚ×É×ÛÉÅÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÏÊ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ. ðÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÍÅÓÔÎÙÍÉ (ÁÂÓÃÅÓÓ × ÍÅÓÔÅ ÉÎßÅËÃÉÉ, ÇÎÏÊÎÙÊ ÌÉÍÆÁÄÅÎÉÔ, ËÅÌÏÉÄÎÙÊ ÒÕÂÅÃ É ÄÒ.) ÉÌÉ ÏÂÝÉÍÉ (ÁÎÁÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÉÊ ÛÏË, âãö-ÉÎÆÅËÃÉÑ, ÜÎÃÅÆÁÌÉÔ, ÍÅÎÉÎÇÉÔ, ÓÅÐÓÉÓ, ×ÁËÃÉÎÏ-ÁÓÓÏÃÉÉÒÏ×ÁÎÎÙÊ ÐÏÌÉÏÍÉÅÌÉÔ É ÄÒ.). äÉÁÇÎÏÓÔÉËÁ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÏÓÎÏ×ÁÎÁ ÎÁ ÁÎÁÌÉÚÅ ËÌÉÎÉÞÅÓËÉÈ ÄÁÎÎÙÈ É ÉÈ Ó×ÑÚÉ Ó ÎÅÄÁ×ÎÏ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÎÏÊ ÐÒÉ×É×ËÏÊ. ìÅÞÅÎÉÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÄÏÌÖÎÏ ×ËÌÀÞÁÔØ ÜÔÉÏÔÒÏÐÎÕÀ, ÐÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÕÀ É ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÕÀ ÏÂÝÕÀ É ÍÅÓÔÎÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ.
èÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÁ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ
ë ÍÅÓÔÎÙÍ ÒÅÁËÃÉÑÍ ÏÔÎÏÓÑÔ ×ÓÅ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ, ×ÏÚÎÉËÛÉÅ × ÍÅÓÔÅ ×ÅÄÅÎÉÑ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ. îÅÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÅ ÍÅÓÔÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ×ÙÈ ÓÕÔÏË ÐÏÓÌÅ ÐÒÉ×É×ËÉ × ×ÉÄÅ ÇÉÐÅÒÅÍÉÉ, ÎÅ ÐÒÅ×ÙÛÁÀÝÅÊ 8 ÓÍ × ÄÉÁÍÅÔÒÅ, ÏÔÅËÁ, ÉÎÏÇÄÁ — ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØÀ × ÍÅÓÔÅ ÉÎßÅËÃÉÉ. ðÒÉ ××ÅÄÅÎÉÉ ÁÄÓÏÒÂÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÏÄËÏÖÎÏÍ, × ÍÅÓÔÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ÍÏÖÅÔ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÔØÓÑ ÉÎÆÉÌØÔÒÁÔ.
íÅÓÔÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ × ÄÅÎØ ××ÅÄÅÎÉÑ ×ÁËÃÉÎÙ, ËÁË ÖÉ×ÏÊ, ÔÁË É ÉÎÁËÔÉ×ÉÒÏ×ÁÎÎÏÊ, ÄÅÒÖÁÔÓÑ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 2-3 ÓÕÔÏË É, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÎÅ ÔÒÅÂÕÀÔ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÑ ÌÅÞÅÎÉÑ.
óÉÌØÎÁÑ ÍÅÓÔÎÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ (ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ ÂÏÌÅÅ 8 ÓÍ, ÏÔÅË ÂÏÌÅÅ 5 ÓÍ × ÄÉÁÍÅÔÒÅ) Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÏÔÉ×ÏÐÏËÁÚÁÎÉÅÍ Ë ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÍÕ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÀ ÄÁÎÎÏÇÏ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ.
ðÒÉ ÐÏ×ÔÏÒÎÏÍ ××ÅÄÅÎÉÉ ÁÎÁÔÏËÓÉÎÏ× ÍÏÇÕÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÞÒÅÚÍÅÒÎÏ ÓÉÌØÎÙÅ ÍÅÓÔÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ, ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÑÀÝÉÅÓÑ ÎÁ ×ÓÀ ÑÇÏÄÉÃÕ, Á ÉÎÏÇÄÁ ÚÁÈ×ÁÔÙ×ÁÀÝÉÅ ÐÏÑÓÎÉÃÕ É ÂÅÄÒÏ. óÕÄÑ ÐÏ ×ÓÅÍÕ, ÜÔÉ ÒÅÁËÃÉÉ ÉÍÅÀÔ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÕÀ ÐÒÉÒÏÄÕ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÏÂÝÅÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÅ ÎÁÒÕÛÁÅÔÓÑ.
ðÒÉ ××ÅÄÅÎÉÉ ÖÉ×ÙÈ ÂÁËÔÅÒÉÁÌØÎÙÈ ×ÁËÃÉÎ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÉÅ ÍÅÓÔÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÙ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÍ ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÍ ÐÒÏÃÅÓÓÏÍ × ÍÅÓÔÅ ÁÐÐÌÉËÁÃÉÉ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ. ïÎÉ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÐÏ ÉÓÔÅÞÅÎÉÉ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÇÏ ÓÒÏËÁ ÐÏÓÌÅ ÐÒÉ×É×ËÉ, É ÉÈ ÎÁÌÉÞÉÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÅÐÒÅÍÅÎÎÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÅÍ ÄÌÑ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ. ôÁË ÐÒÉ ×ÎÕÔÒÉËÏÖÎÏÊ ÉÍÍÕÎÉÚÁÃÉÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ×ÁËÃÉÎÏÊ âãö × ÍÅÓÔÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ÞÅÒÅÚ 6-8 ÎÅÄÅÌØ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ × ×ÉÄÅ ÉÎÆÉÌØÔÒÁÔÁ ÄÉÁÍÅÔÒÏÍ 5-10 ÍÍ Ó ÎÅÂÏÌØÛÉÍ ÕÚÅÌËÏÍ × ÃÅÎÔÒÅ É ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅÍ ËÏÒÏÞËÉ, × ÒÑÄÅ ÓÌÕÞÁÅ× ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÐÕÓÔÕÌÑÃÉÑ. äÁÎÎÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÁ ×ÎÕÔÒÉËÌÅÔÏÞÎÙÍ ÒÁÚÍÎÏÖÅÎÉÅÍ ÖÉ×ÙÈ ÁÔÔÅÎÕÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ ÍÉËÏÂÁËÔÅÒÉÊ Ó ÏÓÔÁÔÏÞÎÏÊ ×ÉÒÕÌÅÎÔÎÏÓÔØÀ. ïÂÒÁÔÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ × ÔÅÞÅÎÉÅ 2-4 ÍÅÓÑÃÅ×, Á ÉÎÏÇÄÁ É × ÂÏÌÅÅ ÄÌÉÔÅÌØÎÙÅ ÓÒÏËÉ. îÁ ÍÅÓÔÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÏÓÔÁÅÔÓÑ ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÊ ÒÕÂÞÉË ÒÁÚÍÅÒÏÍ 3-10 ÍÍ. ÷ ÓÌÕÞÁÅ ÅÓÌÉ ÍÅÓÔÎÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ ÉÍÅÅÔ ÉÎÏÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ, ÒÅÂÅÎËÁ ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÒÏËÏÎÓÕÌØÔÉÒÏ×ÁÔØ Õ ÆÔÉÚÉÁÔÒÁ.
ë ÏÂÝÉÍ ÒÅÁËÃÉÑÍ ÏÔÎÏÓÑÔ ÉÚÍÅÎÅÎÉÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ É ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÅÍ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ. îÁ ××ÅÄÅÎÉÅ ÉÎÁËÔÉ×ÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ ×ÁËÃÉÎ ÏÂÝÉÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÓÐÕÓÔÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÓÏ× ÐÏÓÌÅ ÐÒÉ×É×ËÉ, ÉÈ ÐÒÏÄÏÌÖÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÏÂÙÞÎÏ ÎÅ ÐÒÅ×ÙÛÁÅÔ 48 ÞÁÓ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÐÒÉ ÐÏ×ÙÛÅÎÉÉ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÄÏ 38ó É ×ÙÛÅ ÏÎÉ ÍÏÇÕÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ÂÅÓÐÏËÏÊÓÔ×ÏÍ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÓÎÁ, ÁÎÏÒÅËÓÉÅÊ, ÍÉÁÌÇÉÅÊ.
ïÂÝÉÅ ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÚÄÅÌÑÀÔ ÎÁ:
- ÓÌÁÂÙÅ — ÓÕÂÆÅÂÒÉÌØÎÁÑ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ ÄÏ 37,5 ó, ÐÒÉ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÉÉ ÓÉÍÐÔÏÍÏ× ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÉ;
- ÓÒÅÄÎÅÊ ÓÉÌÙ — ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ ÏÔ 37,6 ó ÄÏ 38,5 ó, ÕÍÅÒÅÎÎÏ ×ÙÒÁÖÅÎÎÁÑ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÑ;
- ÓÉÌØÎÙÅ — ÌÉÈÏÒÁÄËÁ ×ÙÛÅ 38,6 ó, ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÅ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÉÎÔÏËÓÉËÁÃÉÉ.
ïÂÝÉÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÐÏÓÌÅ ÉÍÍÕÎÉÚÁÃÉÉ ÖÉ×ÙÍÉ ×ÁËÃÉÎÁÍÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÎÁ ×ÙÓÏÔÅ ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÏÇÏ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ÐÒÏÃÅÓÓÁ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÎÁ 8-12 ÄÅÎØ ÐÏÓÌÅ ÐÒÉ×É×ËÉ Ó ËÏÌÅÂÁÎÉÑÍÉ Ó 4 ÐÏ 15 ÄÅÎØ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÐÏÍÉÍÏ ×ÙÛÅÐÅÒÅÞÉÓÌÅÎÎÏÊ ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉËÉ ÏÎÉ ÍÏÇÕÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ËÁÔÁÒÁÌØÎÙÈ ÓÉÍÐÔÏÍÏ× (ËÏÒÅ×ÁÑ, ÐÁÒÏÔÉÔÎÁÑ, ËÒÁÓÎÕÛÎÁÑ ×ÁËÃÉÎÙ), ËÏÒÅÐÏÄÏÂÎÏÊ ÓÙÐÉ (ËÏÒÅ×ÁÑ ×ÁËÃÉÎÁ), ÏÄÎÏ ÉÌÉ Ä×ÕÓÔÏÒÏÎÎÉÍ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÅÍ ÓÌÀÎÎÙÈ ÖÅÌÅÚ (ÐÁÒÏÔÉÔÎÁÑ ×ÁËÃÉÎÁ), ÌÉÍÆÁÄÅÎÉÔÏÍ ÚÁÄÎÅÛÅÊÎÙÈ É ÚÁÔÙÌÏÞÎÙÈ ÕÚÌÏ× (ËÒÁÓÎÕÛÎÁÑ ×ÁËÃÉÎÁ). ðÏÑ×ÌÅÎÉÅ ÓÉÍÐÔÏÍÏ× Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÒÅÐÌÉËÁÃÉÅÊ ×ÁËÃÉÎÎÏÇÏ ×ÉÒÕÓÁ É ÎÅ ÉÍÅÅÔ ÎÉÞÅÇÏ ÏÂÝÅÇÏ Ó ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÍÉ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑÍÉ. ëÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÜÔÉ ÒÅÁËÃÉÉ ÐÒÏÈÏÄÑÔ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÄÎÅÊ ÐÏÓÌÅ ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÑ ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ.
ðÒÉ ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÞÅÓËÉÈ ÒÅÁËÃÉÑÈ ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÆÅÂÒÉÌØÎÙÈ ÓÕÄÏÒÏÇ, ËÏÔÏÒÙÅ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÂÙ×ÁÀÔ ËÒÁÔËÏ×ÒÅÍÅÎÎÙÍÉ. þÁÓÔÏÔÁ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÓÕÄÏÒÏÖÎÙÈ (ÜÎÃÅÆÁÌÉÔÉÞÅÓËÉÈ) ÒÅÁËÃÉÊ ÐÏ ÄÁÎÎÙÍ ÍÎÏÇÏÌÅÔÎÉÈ ÎÁÂÌÀÄÅÎÉÊ ÏÔÅÞÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÐÅÄÉÁÔÒÏ× ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÄÌÑ áëäó-×ÁËÃÉÎÙ 4:100 000. ÷×ÅÄÅÎÉÅ áëäó-×ÁËÃÉÎÙ ÍÏÖÅÔ ÔÁËÖÅ Ñ×ÉÔØÓÑ ÐÒÉÞÉÎÏÊ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÐÒÏÎÚÉÔÅÌØÎÏÇÏ ËÒÉËÁ, ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÝÅÇÏÓÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÞÁÓÏ× É, ÐÏ-×ÉÄÉÍÏÍÕ, Ó×ÑÚÁÎÎÏÇÏ Ó ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ×ÎÕÔÒÉÞÅÒÅÐÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ.
ðÒÉ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÉ ÓÉÌØÎÙÈ ÏÂÝÉÈ ÒÅÁËÃÉÊ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉÞÅÓËÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ.
þÔÏ ËÁÓÁÅÔÓÑ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ, ÔÏ ÔÁËÉÅ ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ËÁË ×ÁËÃÉÎÏÁÓÓÏÃÉÉÒÏ×ÁÎÎÙÊ ÐÏÌÉÏÍÉÅÌÉÔ (÷áð), ÇÅÎÅÒÁÌÉÚÏ×ÁÎÎÁÑ âãö-ÉÎÆÅËÃÉÑ, ÜÎÃÅÆÁÌÉÔ ÐÏÓÌÅ ËÏÒÅ×ÏÊ ÐÒÉ×É×ËÉ, ÍÅÎÉÎÇÉÔ ÐÏÓÌÅ ÖÉ×ÏÊ ÐÁÒÏÔÉÔÎÏÊ ×ÁËÃÉÎÙ ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ × ÏÄÎÏÍ É ÍÅÎÅÅ ÓÌÕÞÁÅ ÎÁ ÍÉÌÌÉÏÎ ×ÁËÃÉÎÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ.
þÒÅÚÍÅÒÎÙÅ ÐÏ ÓÉÌÅ ÔÏËÓÉÞÅÓËÉÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÓÃÅÎÉ×ÁÀÔÓÑ ËÁË ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ, ÅÓÌÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ × ÐÅÒ×ÙÅ ÔÒÏÅ ÓÕÔÏË ÐÏÓÌÅ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÔÓÑ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÍ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ (ÐÏÄßÅÍÏÍ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ×ÙÛÅ 39,5ó, ÏÚÎÏÂÁÍÉ, ×ÑÌÏÓÔØÀ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÓÎÁ, ÁÎÏÒÅËÓÉÅÊ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ — Ò×ÏÔÏÊ, ÎÏÓÏ×ÙÍÉ ËÒÏ×ÏÔÅÞÅÎÉÑÍÉ É ÄÒ.) É ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ 1-3 ÓÕÔÏË. ïÂÙÞÎÏ ÔÁËÉÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ××ÅÄÅÎÉÑ áëäó, ôÅÔÒÁËÏËÁ, ÖÉ×ÏÊ ËÏÒÅ×ÏÊ ×ÁËÃÉÎÙ, ÐÒÏÔÉ×ÏÇÒÉÐÐÏÚÎÙÈ ÓÐÌÉÔ-×ÁËÃÉÎ É ÄÒ. ÷ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÑ ÍÏÖÅÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ËÒÁÔËÏ×ÒÅÍÅÎÎÙÍÉ ÆÅÂÒÉÌØÎÙÍÉ ÓÕÄÏÒÏÇÁÍÉ É ÇÁÌÌÀÃÉÎÁÔÏÒÎÙÍ ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ.
ðÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ, ÐÒÏÔÅËÁÀÝÉÅ × ÆÏÒÍÅ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÉÈ ÒÅÁËÃÉÊ, ÄÅÌÑÔÓÑ ÎÁ ÍÅÓÔÎÙÅ É ÏÂÝÉÅ. ëÒÉÔÅÒÉÑÍÉ ÌÏËÁÌØÎÏÇÏ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÏÇÏ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ×ÙÓÔÕÐÁÅÔ ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ É ÏÔÅË ÔËÁÎÅÊ, ËÏÔÏÒÙÅ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÑÀÔÓÑ ÚÁ ÏÂÌÁÓÔØ ÂÌÉÖÁÊÛÅÇÏ ÓÕÓÔÁ×Á ÌÉÂÏ ÎÁ ÐÌÏÝÁÄØ ÂÏÌÅÅ 1/2 ÁÎÁÔÏÍÉÞÅÓËÏÊ ÚÏÎÙ × ÍÅÓÔÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ×ÁËÃÉÎÙ, Á ÔÁËÖÅ ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ, ÏÔÅË É ÂÏÌÅÚÎÅÎÎÏÓÔØ, ÓÏÈÒÁÎÑÀÝÉÅÓÑ Ó×ÙÛÅ 3-È ÄÎÅÊ ÎÅ ÚÁ×ÉÓÉÍÏ ÏÔ ÒÁÚÍÅÒÏ×. îÁÉÂÏÌÅÅ ÞÁÓÔÏ ÍÅÓÔÎÙÅ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÉÅ ÒÅÁËÃÉÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ×ÁËÃÉÎ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ÓÏÒÂÅÎÔ ÇÉÄÒÏËÓÉÄ ÁÌÀÍÉÎÉÑ (áëäó, ôÅÔÒÁËÏË, ÁÎÁÔÏËÉÓÎÙ).
óÒÅÄÉ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÔÁËÖÅ ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÏÂÝÉÅ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÉÅ ÒÅÁËÃÉÉ: ÁÎÁÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÉÊ ÛÏË, ËÒÁÐÉ×ÎÉÃÁ, ÏÔÅË ë×ÉÎËÅ, ÓÉÎÄÒÏÍ ìÁÊÅÌÌÁ, ÓÉÎÄÒÏÍ óÔÉ×ÅÎÓÁ-äÖÏÎÓÏÎÁ, ÍÎÏÇÏÍÏÒÆÎÁÑ ÜËÓÓÕÄÁÔÉ×ÎÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÍÁÎÉÆÅÓÔÁÃÉÑ É ÏÂÏÓÔÒÅÎÉÅ ÂÒÏÎÈÉÁÌØÎÏÊ ÁÓÔÍÙ É ÁÔÏÐÉÞÅÓËÏÇÏ ÄÅÒÍÁÔÉÔÁ Õ ÄÅÔÅÊ. éÍÍÕÎÉÚÁÃÉÑ ÍÏÖÅÔ ×ÙÚ×ÁÔØ ÉÎÉÃÉÁÃÉÀ ÉÍÍÕÎÏËÏÍÐÌÅËÓÎÙÈ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ — ÓÙ×ÏÒÏÔÏÞÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÉ, ÇÅÍÏÒÒÁÇÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÁÓËÕÌÉÔÁ, ÕÚÅÌËÏ×ÏÇÏ ÐÅÒÉÁÒÔÅÒÉÉÔÁ, ÇÌÏÍÅÒÕÌÏÎÅÆÒÉÔÁ, ÔÒÏÍÂÏÃÉÔÏÐÅÎÉÞÅÓËÏÊ ÐÕÒÐÕÒÙ É ÄÒ.
ë ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÍ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑÍ Ó ÁÕÔÏÉÍÍÕÎÎÙÍ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏÍ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÃÅÎÔÒÁÌØÎÏÊ É ÐÅÒÉÆÅÒÉÞÅÓËÏÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ (ÜÎÃÅÆÁÌÉÔ, ÜÎÃÅÆÁÌÏÍÉÅÌÉÔ, ÐÏÌÉÎÅ×ÒÉÔ, ÓÉÎÄÒÏÍ çÉÊÅÎÁ-âÁÒÒÅ), ÍÉÏËÁÒÄÉÔ, À×ÅÎÉÌØÎÙÊ ÒÅ×ÍÁÔÏÉÄÎÙÊ ÁÒÔÒÉÔ, ÁÕÔÏÉÍÍÕÎÎÁÑ ÇÅÍÏÌÉÔÉÞÅÓËÁÑ ÁÎÅÍÉÑ, ÓÉÓÔÅÍÎÁÑ ËÒÁÓÎÁÑ ×ÏÌÞÁÎËÁ, ÄÅÒÍÁÔÏÍÉÏÚÉÔ, ÓËÌÅÒÏÄÅÒÍÉÑ É ÄÒ.
ó×ÏÅÏÂÒÁÚÎÙÍ ÐÏÓ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÍ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÅÍ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÅÒ×ÏÇÏ ÐÏÌÕÇÏÄÉÑ ÖÉÚÎÉ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÏÎÚÉÔÅÌØÎÙÊ ËÒÉË, ÉÍÅÀÝÉÊ ÕÐÏÒÎÙÊ (ÏÔ 3 ÄÏ 5 ÞÁÓÏ×) É ÍÏÎÏÔÏÎÎÙÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ. ïÂÙÞÎÏ ÐÒÏÎÚÉÔÅÌØÎÙÊ ËÒÉË ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÓÌÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ËÏËÌÀÛÎÏÊ ×ÁËÃÉÎÙ É ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎ Ó×ÑÚÁÎÎÙÍ Ó ÜÔÉÍ ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ÍÉËÒÏÃÉÒËÕÌÑÃÉÉ × ÇÏÌÏ×ÎÏÍ ÍÏÚÇÅ É ÏÓÔÒÙÍ ÐÒÉÓÔÕÐÏÍ ×ÎÕÔÒÉÞÅÒÅÐÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÎÚÉÉ.
îÁÉÂÏÌÅÅ ÔÑÖÅÌÙÅ ÐÏ Ó×ÏÅÍÕ ÔÅÞÅÎÉÀ É ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑÍ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÔÁË ÎÁÚÙ×ÁÅÍÙÅ ×ÁËÃÉÎÏÁÓÓÏÃÉÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ — ÐÁÒÁÌÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÏÌÉÏÍÉÅÌÉÔ, ÍÅÎÉÎÇÉÔ, ÜÎÃÅÆÁÌÉÔ, ËÌÉÎÉÞÅÓËÁÑ ÓÉÍÐÔÏÍÁÔÉËÁ ËÏÔÏÒÙÈ ÎÅ ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÏÔ ÔÁËÏ×ÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ Ó ÄÒÕÇÉÍ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏÍ ×ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÑ. ÷ÁËÃÉÎÏÁÓÓÏÃÉÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÜÎÃÅÆÁÌÉÔÙ ÍÏÇÕÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÐÏÓÌÅ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ ÐÒÏÔÉ× ËÏÒÉ, ÐÒÏÔÉ× ËÒÁÓÎÕÈÉ, áëäó. äÏËÁÚÁÎÁ ×ÅÒÏÑÔÎÏÓÔØ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ×ÁËÃÉÎÏÁÓÓÏÃÉÉÒÏ×ÁÎÎÙÍ ÍÅÎÉÎÇÉÔÏÍ ÐÏÓÌÅ ÐÏÌÕÞÅÎÉÑ ÐÒÉ×É×ËÉ ÐÒÏÔÉ× ÜÐÉÄÅÍÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÁÒÏÔÉÔÁ.
ðÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ÐÏÓÌÅ ××ÅÄÅÎÉÑ ×ÁËÃÉÎÙ âãö ×ËÌÀÞÁÀÔ ÌÏËÁÌØÎÙÅ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ, ÐÅÒÓÉÓÔÉÒÕÀÝÕÀ É ÄÉÓÓÅÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÎÕÀ âãö-ÉÎÆÅËÃÉÀ. ÷ ÞÉÓÌÅ ÌÏËÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÞÁÓÔÏ ×ÓÔÒÅÞÁÀÔÓÑ ÐÏÄÍÙÛÅÞÎÙÊ É ÛÅÊÎÙÊ ÌÉÍÆÁÄÅÎÉÔÙ, ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÅ ÉÌÉ ÇÌÕÂÏËÉÅ ÑÚ×Ù, ÈÏÌÏÄÎÙÅ ÁÂÓÃÅÓÓÙ, ËÅÌÏÉÄÎÙÅ ÒÕÂÃÙ. óÒÅÄÉ ÄÉÓÓÅÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÎÙÈ ÆÏÒÍ âãö-ÉÎÆÅËÃÉÉ ÏÐÉÓÁÎÙ ÏÓÔÅÉÔÙ (ÏÓÔÉÔÙ, ÏÓÔÅÏÍÉÅÌÉÔÙ), ÆÌÉËÔÅÎÕÌÅÚÎÙÅ ËÏÎßÀÎËÔÉ×ÉÔÙ, ÉÒÉÄÏÃÉËÌÉÔÙ, ËÅÒÁÔÉÔÙ. ôÑÖÅÌÙÅ ÇÅÎÅÒÁÌÉÚÏ×ÁÎÎÙÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ÏÂÙÞÎÏ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÉÍÍÕÎÏÄÅÆÉÃÉÔÏÍ É ÎÅÒÅÄËÏ ÚÁËÁÎÞÉ×ÁÀÔÓÑ ÌÅÔÁÌØÎÙÍ ÉÓÈÏÄÏÍ.
ìÅÞÅÎÉÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ
÷ ÒÁÍËÁÈ ËÏÍÐÌÅËÓÎÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ ÜÔÉÏÔÒÏÐÎÏÅ É ÐÁÔÏÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ; ÏÒÇÁÎÉÚÕÅÔÓÑ ÝÁÄÑÝÉÊ ÒÅÖÉÍ, ÔÝÁÔÅÌØÎÙÊ ÕÈÏÄ É ÒÁÃÉÏÎÁÌØÎÁÑ ÄÉÅÔÁ. ó ÃÅÌØÀ ÌÅÞÅÎÉÑ ÌÏËÁÌØÎÙÈ ÉÎÆÉÌØÔÒÁÔÏ× ÎÁÚÎÁÞÁÀÔÓÑ ÍÅÓÔÎÙÅ ÍÁÚÅ×ÙÅ ÐÏ×ÑÚËÉ É ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÑ (õ÷þ, ÕÌØÔÒÁÚ×ÕËÏ×ÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ).
ðÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÉ ÐÏËÁÚÁÎÏ ÏÂÉÌØÎÏÅ ÐÉÔØÅ, ÆÉÚÉÞÅÓËÏÅ ÏÈÌÁÖÄÅÎÉÅ (ÏÂÔÉÒÁÎÉÑ, ÌÅÄ ÎÁ ÇÏÌÏ×Õ), ÖÁÒÏÐÏÎÉÖÁÀÝÉÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ (ÉÂÕÐÒÏÆÅÎ, ÐÁÒÁÃÅÍÁÔÏÌ), ÐÁÒÅÎÔÅÒÁÌØÎÏÅ ××ÅÄÅÎÉÅ ÇÌÀËÏÚÏ-ÓÏÌÅ×ÙÈ ÒÁÓÔ×ÏÒÏ×. ðÒÉ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑÈ ÏÂßÅÍ ÐÏÍÏÝÉ ÄÉËÔÕÅÔÓÑ ÔÑÖÅÓÔØÀ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÏÊ ÒÅÁËÃÉÉ (××ÅÄÅÎÉÅ ÁÎÔÉÇÉÓÔÁÍÉÎÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ËÏÒÔÉËÏÓÔÅÒÏÉÄÏ×, ÁÄÒÅÎÏÍÉÍÅÔÉËÏ×, ÓÅÒÄÅÞÎÙÈ ÇÌÉËÏÚÉÄÏ× É ÐÒ.).
÷ ÓÌÕÞÁÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ÐÏÓÉÎÄÒÏÍÎÁÑ ÔÅÒÁÐÉÑ (ÐÒÏÔÉ×ÏÓÕÄÏÒÏÖÎÁÑ, ÄÅÇÉÄÒÁÔÁÃÉÏÎÎÁÑ, ÐÒÏÔÉ×Ï×ÏÓÐÁÌÉÔÅÌØÎÁÑ É Ô. Ð.). ìÅÞÅÎÉÅ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ âãö-ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ Ó ÕÞÁÓÔÉÅÍ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÆÔÉÚÉÁÔÒÁ.
ó ÃÅÌØÀ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ×ÁËÃÉÎÙ Ó ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅÍ ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÑ (áäó-í, âãö-í) É ÉÎÁËÔÉ×ÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ (ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ) ×ÁËÃÉÎÙ ×ÍÅÓÔÏ ÖÉ×ÙÈ (ÉÎÁËÔÉ×ÉÒÏ×ÁÎÎÁÑ ÐÏÌÉÏÍÉÅÌÉÔÎÁÑ ×ÁËÃÉÎÁ, ÂÅÓËÌÅÔÏÞÎÁÑ ËÏËÌÀÛÎÁÑ ×ÁËÃÉÎÁ). äÌÑ ÐÒÅÄÕÐÒÅÖÄÅÎÉÑ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÓÂÏÒ ÁÎÁÍÎÅÓÔÉÞÅÓËÉÈ ÄÁÎÎÙÈ Ï ÎÁÌÉÞÉÉ ÁÎÁÆÉÌÁËÔÉÞÅÓËÉÈ ÒÅÁËÃÉÊ ÎÁ ÐÒÉ×É×ËÕ, ÕÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÀÔ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÐÒÉ×É×ÁÅÍÏÇÏ Ë ÇÅÔÅÒÏÌÏÇÉÞÎÏÍÕ ÂÅÌËÕ, ××ÏÄÑÔ ÁÎÔÉÇÉÓÔÁÍÉÎÎÙÅ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ É ÐÒ. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÐÒÏ×ÏÄÑÔ ÌÁÂÏÒÁÔÏÒÎÙÊ ÁÎÁÌÉÚ ËÒÏ×É, ÍÏÞÉ, ÒÅÎÔÇÅÎÏÇÒÁÆÉÀ ÇÒÕÄÎÏÊ ËÌÅÔËÉ, ÜÌÅËÔÒÏËÁÒÄÉÏÇÒÁÆÉÀ, ÏÒÇÁÎÉÚÕÀÔ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÀ ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ× É ÐÒ.
÷ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÊ ÐÅÒÉÏÄ ÓÌÅÄÕÅÔ ÓÏÂÌÀÄÁÔØ ÝÁÄÑÝÉÊ ÒÅÖÉÍ ÔÒÕÄÁ, ÏÂÅÓÐÅÞÉÔØ ÐÏÌÎÏÃÅÎÎÏÅ ÐÉÔÁÎÉÅ É ÎÅ ÄÏÐÕÓËÁÔØ ËÏÎÔÁËÔÁ ÐÒÉ×ÉÔÙÈ Ó ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÍÉ ÂÏÌØÎÙÍÉ.
ë ÓÏÖÁÌÅÎÉÀ, ÐÏËÁ ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ÉÚÂÅÖÁÔØ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÐÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÈ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ. ðÏÓÔ×ÁËÃÉÎÁÌØÎÙÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÑ ×ÓÅÇÄÁ ÂÙÌÉ ÐÒÅÄÍÅÔÏÍ ÏÓÔÒÙÈ ÄÉÓËÕÓÓÉÊ É ÏÓÎÏ×ÎÙÍ ÁÒÇÕÍÅÎÔÏÍ ÐÏÚÉÃÉÉ ÐÒÏÔÉ×ÎÉËÏ× ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ. íÎÏÇÏÌÅÔÎÉÊ ÍÉÒÏ×ÏÊ ÏÐÙÔ ×ÁËÃÉÎÏÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ ÕËÁÚÙ×ÁÅÔ, ÞÔÏ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÑ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÍ ÓÐÏÓÏÂÏÍ ÐÒÅÄÏÔ×ÒÁÝÅÎÉÑ ÍÁÓÓÏ×ÙÈ ÉÎÆÅËÃÉÊ. õÝÅÒ ÏÔ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ × ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏÊ ÓÔÅÐÅÎÉ ÐÒÅ×ÏÓÈÏÄÉÔ ÕÝÅÒ ÏÔ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ. ï ÜÔÏÍ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÀÔ ÍÎÏÇÏÞÉÓÌÅÎÎÙÅ ÄÁÎÎÙÅ ÷ïú Ï ÞÁÓÔÏÔÅ ÏÓÌÏÖÎÅÎÉÊ ÐÒÉ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÉ ÐÏ ÓÒÁ×ÎÅÎÉÀ Ó ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ÁÎÁÌÏÇÉÞÎÙÈ ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÉÚÎÁËÏ× ÐÒÉ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×.
Источник
Поствакцинальные реакции и методы их предупреждения
Комментарии
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», 2011 О.В. Шамшева, заведующая кафедрой инфекционных болезней у детей Московского факультета ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздравсоцразвития РФ, профессор, д-р мед. наук
Любая вакцина может вызывать ответную реакцию организма, которая обычно не ведет к серьезным расстройствам жизнедеятельности. Вакцинальные реакции для инактивированных вакцин, как правило, однотипны, а для живых вакцин типоспецифичны. В тех случаях, когда вакцинальные реакции проявляются как чрезмерно сильные (токсические), они переходят в категорию поствакцинальных осложнений.
ВАКЦИНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Подразделяются на местные и общие. К местным реакциям относят все проявления, возникшие в месте ведения препарата. Неспецифические местные реакции появляются в течение первых суток после прививки в виде гиперемии, не превышающей 8 см в диаметре, отека, иногда – болезненностью в месте инъекции. При введении адсорбированных препаратов, особенно подкожном, в месте введения может образоваться инфильтрат. Местные реакции развиваются в день введения вакцины (как живой, так и инактивированной), держатся не более 2–3 суток и, как правило, не требуют назначения лечения.
Сильная местная реакция (гиперемия более 8 см, отек более 5 см в диаметре) является противопоказанием к последующему применению данного препарата. При повторном введении анатоксинов могут развиваться чрезмерно сильные местные реакции, распространяющиеся на всю ягодицу, а иногда захватывающие поясницу и бедро. Судя по всему, эти реакции имеют аллергическую природу. При этом общее состояние ребенка не нарушается.
При введении живых бактериальных вакцин развиваются специфические местные реакции, которые обусловлены инфекционным вакцинальным процессом в месте аппликации препарата. Они появляются по истечении определенного срока после прививки, и их наличие является непременным условием для развития иммунитета. Так, при внутрикожной иммунизации новорожденных вакциной БЦЖ в месте введения через 6–8 недель развивается специфическая реакция в виде инфильтрата диаметром 5–10 мм с небольшим узелком в центре и образованием корочки, в ряде случаев отмечается пустуляция. Данная реакция обусловлена внутриклеточным размножением живых аттенуированных микобактерий с остаточной вирулентностью. Обратное развитие изменений происходит в течение 2–4 месяцев, а иногда и в более длительные сроки. На месте реакции остается поверхностный рубчик размером 3–10 мм. В случае если местная реакция имеет иной характер, ребенка следует проконсультировать у фтизиатра.
Иную картину имеет местная реакция после накожной иммунизации туляремийной вакциной. Практически у всех привитых с 4–5-го дня (реже до 10-го дня) на месте скарификации развивается гиперемия и отек диаметром до 15 мм, по ходу насечек появляются везикулы размером с просяное зерно, с 10–15-го дня на месте прививки образуется корочка, после отделения которой на коже остается рубчик.
К общим реакциям относят изменение состояния и поведения ребенка, как правило, сопровождающееся повышением температуры. На введение инактивированных вакцин общие реакции развиваются спустя несколько часов после прививки, их продолжительность обычно не превышает 48 часов. При этом при повышении температуры до 38° С и выше они могут сопровождаться беспокойством, нарушением сна, анорексией, миалгией.
Общие вакцинальные реакции разделяют на: слабые – субфебрильная температура до 37,5° С, при отсутствии симптомов интоксикации;
средней силы – температура от 37,6° С до 38,5° С, умеренно выраженная интоксикация; с
ильные – лихорадка выше 38,6° С, выраженные проявления интоксикации.
Общие реакции после иммунизации живыми вакцинами развиваются на высоте вакцинального инфекционного процесса, как правило, на 8–12-й день после прививки с колебаниями с 4-го по 15-й день. При этом помимо вышеперечисленной симптоматики они могут сопровождаться появлением катаральных симптомов (коревая, паротитная, краснушная вакцины), кореподобной сыпи (коревая вакцина), одно- или двусторонним воспалением слюнных желез (паротитная вакцина), лимфаденитом заднешейных и затылочных узлов (краснушная вакцина).
При гипертермических реакциях у отдельных детей возможно развитие фебрильных судорог, которые, как правило, бывают кратковременными. Частота развития судорожных (энцефалитических) реакций, по данным многолетних наблюдений отечественных педиатров, составляет для АКДС-вакцины 4:100 000, что является значительно меньшим показателем, нежели чем при применении зарубежных препаратов, содержащих коклюшные микробные клетки. Введение АКДСвакцины может также явиться причиной появления пронзительного крика, продолжающегося в течение нескольких часов и, повидимому, связанного с развитием внутричерепной гипертензии. При возникновении сильных общих реакций назначается симптоматическая терапия.
ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ
Что касается поствакцинальных осложнений, то такие патологические процессы, как вакциноассоциированный полиомиелит (ВАП), генерализованная БЦЖ-инфекция, энцефалит после коревой прививки, менингит после живой паротитной вакцины, встречаются в одном и менее случае на миллион вакцинированных. В таблице приведены осложнения, имеющие причинную связь с вакцинацией.
Сам факт чрезвычайно редкого развития поствакцинальных осложнений свидетельствует о значении индивидуальной реактивности организма прививаемого в реализации побочного действия той или иной вакцины. Особенно ярко это проявляется при анализе осложнений после применения живых вакцин. Так, частота вакциноассоциированного полиомиелита у детей первого года жизни с первичным иммунодефицитом более чем в 2000 раз превышает таковую у иммунокомпетентных детей того же возраста (16,216 и 7,6 случаев на 10 млн привитых соответственно). Проведение вакцинации против полиомиелита инактивированной вакциной (ИПВ) в 3 и 4,5 месяца жизни (согласно календарю прививок России) решило проблему ВАП. Такое тяжелое осложнение, как генерализованная БЦЖинфекция, встречающееся с частотой менее 1 случая на 1 млн первично привитых, обычно развивается у детей с тяжелыми нарушениями клеточного иммунитета (комбинированные иммунодефициты, синдром клеточной иммунной недостаточности, хроническая грануломатозная болезнь). Поэтому все первичные иммунодефициты являются противопоказанием к введению живых вакцин.
Вакциноассоциированный менингит после прививки паротитной вакцины возникает обычно в сроки с 10-го по 40-й день после вакцинации и мало чем отличается от заболевания серозным менингитом, вызванном вирусом эпидемического паротита. При этом помимо общемозгового синдрома (головная боль, рвота) могут определяться слабо выраженные менингеальные симпомы (ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского). В анализах спинномозговой жидкости содержится нормальное или слегка повышенное количество белка, лимфоцитарный плеоцитоз. Для проведения дифференциального диагноза с менингитами другой этиологии проводят вирусологическое и серологическое исследования. Лечение заключается в назначении противовирусных, дезинтоксикационных и дегидратационных средств.
При инъекции в область ягодицы может наблюдаться травматическое повреждение седалищного нерва, клинические признаки которого в виде беспокойства и щажения ноги, на стороне которой был сделан укол, наблюдаются с первого дня. Эти же признаки после введения ОПВ могут быть проявлением вакциноассоциированного полиомиелита.
Тромбоцитопения входит в число возможных осложнений на введение краснушной вакцины. Доказана причинно-следственная связь тромбоцитопении с введением вакцинных препаратов, содержащих вирус кори.
Таблица
Осложнения, имеющие причинную связь с вакцинацией
ПОБОЧНЫЕ РЕАКЦИИ Необходимо выделять побочные реакции, наступающие после введения живых вирусных вакцин (корь, паротит, краснуха, желтая лихорадка). Они связанны с репликацией вакцинного вируса, развиваются с 4-го по 15-й день после прививки и не имеют ничего общего с поствакцинальными осложнениями. При этом могут наблюдаться лихорадка, недомогание, а также сыпь (при введении коревой вакцины), припухлость околоушных желез (у детей, привитых против паротита), артралгия и лимфаденопатия (при иммунизации краснушной вакциной). Как правило, эти реакции проходят в течение нескольких дней после назначения симптоматической терапии.
АНАМНЕЗ
Для того чтобы выяснить, явилось ли ухудшение состояния ребенка следствием присоединения интеркуррентного заболевания или осложнением на прививку, необходимо тщательно собрать сведения об инфекционных заболеваниях в семье, в детском коллективе. Одновременно с изучением анамнеза необходимо обратить внимание на эпидемиологическую ситуацию, т. е. наличие инфекционных заболеваний в окружении ребенка. Это имеет большое значение, поскольку присоединение интеркуррентных инфекций в поствакцинальном периоде отягощает его течение и может вызвать различные осложнения, а также снижает выработку специфического иммунитета. У детей раннего возраста этими интеркуррентными заболеваниями чаще всего бывают ОРЗ (моно- и микст-инфекции): грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная, аденовирусная, микоплазменная, пневмококковая, стафилококковая и другие инфекции. Если вакцинация проведена в инкубационном периоде этих заболеваний, последние могут осложниться ангиной, синуситом, отитом, синдромом крупа, обструктивным бронхитом, бронхиолитом, пневмонией и др.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
В плане дифференциальной диагностики следует помнить о необходимости исключения интеркуррентной энтеровирусной инфекции (ECHO, Коксаки), которая характеризуется острым началом с подъемом температуры до 39–40° С, сопровождается головной болью, болью в глазных яблоках, рвотой, головокружением, расстройством сна, герпетической ангиной, экзантемой, симптомами поражения менингеальных оболочек и желудочно-кишечного тракта. Заболевание имеет выраженную весеннелетнюю сезонность («летний грипп») и может распространяться не только воздушно-капельным, но и фекально-оральным путем.
В поствакцинальном периоде возможно возникновение кишечных инфекций, для которых характерно сочетание общей интоксикации с рвотой, диареей и другими проявлениями поражения желудочно-кишечного тракта. Сильное беспокойство, боли в животе, рвота, отсутствие стула требуют дифференциального диагноза с инвагинацией.
После прививки может быть впервые выявлена инфекция мочевыводящих путей, характеризующаяся острым началом, высокой температурой и изменениями в анализах мочи. Таким образом, учитывая возможность возникновения осложнений на введение различных вакцин, следует иметь в виду, что развитие патологического процесса в поствакцинальном периоде далеко не всегда связано с вакцинацией. Поэтому диагноз поствакцинального осложнения правомерно выставлять только после того, как отвергнуты все остальные возможные причины, приведшие к развитию той или иной патологии.
ПРОФИЛАКТИКА
Важным следует считать постоянное медицинское наблюдение за привитыми в поствакцинальном периоде, оберегать их от чрезмерных физических и психических нагрузок. Необходимо обратить внимание и на питание детей перед и после вакцинации. Это особенно важно для детей, страдающих пищевой аллергией. Они не должны получать в период вакцинации пищу, которая ранее вызывала аллергические реакции, а также продукты, не употребляемые ранее и содержащие облигатные аллергены (яйца, шоколад, цитрусовые, икра, рыба и др.).
Решающее значение играет предупреждение в поствакцинальном периоде инфекционных заболеваний. Не следует ставить перед родителями вопрос о немедленном проведении прививок перед поступлением или сразу после поступления ребенка в детское или дошкольное учреждение. В детском учреждении ребенок попадает в условия большой микробной и вирусной обсемененности, у него изменяется привычный режим, возникает эмоциональный стресс, все это неблагоприятно влияет на его здоровье и потому несовместимо с прививкой.
Определенное значение может иметь выбор времени года для проведения прививок. Показано, что в теплое время года вакцинальный процесс дети переносят легче, поскольку их организм более насыщен витаминами, столь необходимыми в процессе иммунизации. Осень и зима — пора высокой заболеваемости ОРВИ, присоединение которых в поствакцинальном периоде крайне нежелательно.
Детей, часто болеющих острыми респираторными инфекциями, лучше прививать в теплое время года, тогда как детей-аллергиков лучше прививать зимой, вакцинация их весной и летом нежелательна, поскольку возможна пыльцевая аллергия.
Имеются данные, что при проведении вакцинации с целью профилактики поствакцинальной патологии следует учитывать суточные биологические ритмы. Рекомендуется проведение прививок в утренние часы (до 12 часов).
К мерам профилактики поствакцинальных осложнений относится постоянный пересмотр календаря прививок, который осуществляется на государственном уровне, с использованием последних достижений науки в области иммунопрофилактики. Рационализацией сроков и последовательности проведения иммунизации необходимо заниматься каждому педиатру при составлении индивидуального календаря прививок. Иммунопрофилактика по индивидуальному календарю проводится, как правило, детям с отягощенным анамнезом.
В заключение следует сказать, что во избежание развития поствакцинальной патологии необходимо четко следовать инструкции к вакцине, где даются рекомендации относительно доз, схем и противопоказаний к введению препарата.
Вакцинация не проводится в период острого инфекционного заболевания. Противопоказанием к введению живых вакцин является первичный иммунодефицит. Патологическая реакция, обусловленная прививкой, является противопоказанием к использованию в дальнейшем данной вакцины.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник