Конституционные нормы избирательного права могут быть
Нормы избирательного права
Статья посвящена анализу и классификации норм избирательного права в РФ.
Понятие «норма» очень широкое. Если мы посмотрим на общелитературное понятие «норма», то это есть установленная мера, средняя величина чего-либо, например: норма выработки, норма литературного языка, норма выпадения осадков. Но норма — это и узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь. Итак, мы видим, что понятие «норма» имеет употребление во всех науках. Для анализа мы отталкиваемся от общеметодологического понятия «социальная норма», которая также имеет широкое толкование: как общее правило поведения людей в обществе, эталон, масштаб, образец, которым руководствуются в обществе.
Особой разновидностью социальных норм выступают правовые нормы. С одной стороны, эти нормы, порожденные социальной динамикой общества несут в себе его сущностно-содержательные характеристики и не могут рассматриваться в отрыве от него. С другой стороны, они отличны от всех других социальных норм своей санкционированностью государством и общеобязательным значением. При этом общеобязательность все же достигается возможностью государственного принуждения, а не потому, что данные нормы охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы, причинно- следственные связи, образцы поведения, как это утверждают отдельные авторы. Другие социальные нормы также «охватывают наиболее повторяющиеся социальные процессы» и являются «образцами поведения», однако это не делает их правовыми.
Таким образом норма избирательного права-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок неотъемлемого механизма российского демократического государства, его республиканского строя, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить свободные и законные выборы народных представителей.
Совокупность норм избирательного права составляет подотрасль конституционного права, и по данному основанию выделяются следующие группы норм.
Первую группуобъединяет нормы по объекту правового регулирования. Это совокупность норм, устанавливающих общие принципы действия избирательного законодательства. гарантийные нормы, которые обеспечивают введение в избирательное право института организационных, информационных и процессуальных гарантий реализации и защиты субъективных избирательных прав граждан России.
Вторую группусоставляют нормы, обеспечивающие важнейшие гарантии прав граждан Российской Федерации, связанные с учетом и регистрацией избирателей, составлением избирательных списков, образованием избирательных округов и избирательных участков.
Третья группа образована нормами, закрепляющими важнейшие принципы функционированием избирательной системы, оформляет статус и структуру избирательных комиссий, порядок их формирования, принципы организационной деятельности комиссий, принципы гласности в их деятельности, правовой статус членов избирательных комиссии и соответствующие меры юридической ответственности, применяемые к избирательным комиссиям.
Четвёртая группа— это нормы, которые связаны с гарантиями граждан на выдвижение кандидатов, регламентируют сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, порядок регистрации кандидатов, устанавливают их статус.
Пятая группавключает нормы, закрепляющие гарантии прав на получение и распространении информации о выборах, устанавливающие принципы информационного обеспечения выборов, информирования избирателей, регулирующие обнародование опросов общественного мнения, порядок участия СМИ в предвыборной агитации, общие условия и правовые ограничения ее проведения.
Шестую группу составляют нормы, связанные с гарантиями прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования
Седьмую группу образуют нормы, регулирующие порядок обжалования нарушений избирательных прав. Они устанавливают основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата списка кандидатов, отмены решений об итогах голосования, закрепляют процессуальные сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений, принципы и основания юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Восьмую группу составляют нормы, закрепленные в различных нормативных правовых актах, заключительные и переходные наложения. Недооценивать эту группу норм нельзя, поскольку именно они устанавливают условия вступления в силу нормативных актов, утраты ими юридической силы, важные переходные положения, связанные с порядком применения отдельных статей, совмещением выборов, гарантиями для отдельных категорий лиц и органов, конкретизируются условия участия в выборах отдельных субъектов избирательных правоотношений и т.д.
По роли в механизме правового регулирования избирательные нормы можно дифференцировать на нормы общего и конкретного содержания.
Нормы общего содержания устанавливают исходные принципы, категории, которые относятся ко всем выборным институтам. Это в первую очередь нормы общих положений главы первой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», а также федеральных законов: «О выборах Президента Российской Федерации» (глава I), «О выборах депутатов Государственной Думы» (глава I).
Изложение правового материала в этих нормах характеризуется определенными особенностями. Учитывая, что они имеют приоритетный характер и остальные конкретные нормы должны соответствовать им. законодатель стремится закрепить в них важнейшие принципы регулируемых институтов, тогда как непосредственную регламентацию функционирования институтов даст в других разделах, главах, через совокупность конкретных норм.
Таким образом, законодатель совершенно оправданно повышает статус различных правовых институтов, закрепляя важнейшие принципы в общих нормах. Тем самым достигаются их усиленная юридическая защита и устойчивость самого механизма правового института, регламентированного правилами конкретных норм на основе принципов, закрепленных в общих нормах, создающих правовой каркас такого института.
Что касается конкретных норм, то они непосредственно устанавливают права и обязанности, условия их реализации, регламентируют статутные и функциональные характеристики правовых институтов и т.д. Они содержат четкое правило поведения, т.е. в них имеется указание на конкретное право, обязанность или сформулирован запрет на определенный вид поведения.
Безусловно, этими нормами определяется и компетенция органов власти, задействованных в организации избирательного процесса. Так, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» определяются полномочия Центральной избирательной комиссии РФ в области использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» по которой она: устанавливает порядок использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов в части, не урегулированной федеральными законами, а также порядок обеспечения безопасности информации в ГАС «Выборы» и т.д.
Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного права, а содержат четкое предписание поступать в соответствии с правилами, т.е. являются обязательными к исполнению, содержат однозначный вариант действий.
Что касается диспозитивных норм, то они предусматривают возможность выбора варианта действий субъектов избирательно- правовых отношений с учетом указанных в нормах условий и обстоятельств, т.е. допускается регулирование отношений по соглашению сторон.
Альтернативные нормытакже достаточно полно представлены в избирательном законодательстве. Они, как известно, допускают выбор из обозначенных в избирательной норме вариантов поведения.
По характеру содержащего предписания избирательно-правовые нормы дифференцируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Как известно из теории права, с помощью управомочивающих норм закрепляется компетентность субъектов, в данном случае избирательного права, субъекту права представляется определенная возможность поведения, гарантированная обязанностью другого лица Эти правила, закрепленные в управомочивающих нормах, определяют права субъектов действовать тем или иным образом. Обязывающих норм
Что касается обязывающих норм, то к ним относятся все нормы, в которых исключается иной вариант действий, закрепляются обязанности субъектов электоральных отношений соотносить свое поведение с действиями, установленными данными нормами, которые возлагают на субъектов обязанности совершать определенные действия.
Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них указанных, т.е. на субъекта электоральных отношений возлагается обязанность воздерживаться от определенных действий, не совершать их.
Источник
Конституционные принципы избирательного права. — конституция ответы
Принципы избирательного права — это те
условия его признания и реализации, соблюдение которых на
выборах делает эти
выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.
Всеобщее избирательное право. Принцип
всеобщего избирательного права означает, что избирательные
права (или хотя бы
активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически
здоровыми
людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически
нигде не достигается. Всеобщность
означает отсутствие дискриминации по
каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть
невозможность
отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое
и косвенное избирательное право.
Применение принципов прямого или косвенного избирательног
о права или их
определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Прямое
(непосредственное) избирательное право
означает право избирателя избирать и быть избранным
непосредственно в выборный
орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем
большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат —
в США, Италии, Польше,
президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практически
повсеместно при выборах органов местного
самоуправления.
Косвенное
(многоступенчатое) избирательное право
означает, что избиратель выбирает лишь членов
коллегии, которая затем уже
избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или
самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные
выборы могут иметь две
ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются,
например, президент США, Совет штатов Индии,
трехступенчатыми — подавляющая
часть Всекитайского собрания народных представителей.
Равное
избирательное право. Принцип
равного избирательного права предполагает равную для каждого
избирателя
возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой
следствие и одно из
важнейших проявлений конституционно гарантируемого
равноправия граждан. Равенство избирательного
права обеспечивается прежде всего
наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В
зависимости от
избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше,
чем один.
Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на
парламентских выборах в Германии
каждый избиратель имеет по два голоса, а на
выборах представительных органов местного самоуправления в
Баварии — по три.
Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние
на
результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы
представительства: на каждого депутата
должно приходиться одинаковое число
жителей (иногда избирателей).
Принципу равного избирательного права противоречит
плюральный вотум (буквально — множественное
голосование). Согласно этому
принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше
голосов, чем другие.
Принципу
равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее
делят избирателей на группы —
курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и
другим
признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из
этих групп.
Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие
НОАК, которые имеют особое
представительство в собраниях народных
представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются
особые избирательные
курии для родоплеменных вождей.
В некоторых странах допускаются отклонения от
принципа равного избирательного права, имеющие целью
гарантировать
представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить.
Такое
специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших
соответствующие данные
Межпарламентскому союзу.
Тайное
голосование. Принцип тайного
голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля
за
волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого
волеизъявления.
Свободное участие в выборах и обязательный
вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный
вотум связаны с
активным избирательным правом.
Принцип свободных выборов означает, что
избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном
процессе, а если
участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов
выборов
не следует принимать во внимание, какой процент избирателей
проголосовал: если
хотя бы один проголосовал, то выборы
состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной
правовой
системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей.
Неучастие
избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют
чаще всего политические и
экономические обстоятельства. Высокий уровень
абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или
самоуправления небольшой
частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности
органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если
закон устанавливает
обязательный минимум участия в выборах.
В ряде стран предусмотрен обязательный вотум,
т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие
в голосовании.
Цензы
избирательного права и ограничения избирательного права.
Круг лиц, за которыми конституция и
избирательные законы признают избирательные права, ограничивается
так называемыми
цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех
или
иных политических прав.
Рассмотрим
следующие виды цензов.
Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав
по достижению определенного возраста.
В 109 странах активное избирательное
право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет — в
США,
Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейцарии, Финляндии, а
в Бразилии, на Кубе,
в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для
пассивного избирательного права возрастные
цензы выше. Например, президентом
Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел
для избрания
в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в
демократических
государствах не устанавливается.
Ценз
оседлости предполагает, что за
лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно
проживет в данной
стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для
голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой
Зеландии — 3 месяца, которые
нужно прожить на территории избирательного округа.
Ценз
гражданства означает, что к выборам
допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного
государства не менее
установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и
не
требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом
палаты представителей
Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в
гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором — не
менее 9 лет. Ценз грамотности
и образовательный ценз предпола-
гают допуск к выборам лиц, обладающих
установленным объемом образования. В настоящее время он почти
не встречается.
Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке,
а иногда
понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в
основном тогда, когда речь идет о
пассивном избирательном праве. Например,
согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны
неграмотные.
Имущественный
ценз заключается в требовании,
чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем
на определенную сумму или
чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз
практически
везде был отменен.
Моральный
ценз предполагает определенные
нравственные требования к избирателю. Например, в
Исландии от избирателя
требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в
Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах —
лишенные родительских прав и
т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица,
отбывающие наказание в местах лишения свободы по
приговору суда
(Великобритания, Россия).
Религиозный ценз предполагает принадлежность
избирателя к определенной религии. Например, в иранский
парламент могут быть
избраны только лица, исповедующие ислам.
Ценз
пола предполагал недопущение к
выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех
странах. Сегодня
повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные
цензы
представляют собой ограничения как активного, так и пассивного
избирательного права. К ограничениям
пассивного избирательного права относятся
несовместимость и неизбираемость.
Несовместимость заключается в том, что не
подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность
(если оно намерено и
далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо
намерено
и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено
и далее его
осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут
осуществлять руководящие функции в
частных компаниях, предприятиях, если их
деятельность как-то связана с правами государства, не
допускается совмещение
более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть де
путатами
Национального собрания и т. п.
Неизбираемость — это достаточно специальные случаи. Так, во
Франции генеральные инспекторы
административных органов со специальными
поручениями и префекты не могут быть избраны в любом
избирательном округе,
входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или
выполняли их в последние три года до выборов.
Источник