Конституционно правовые нормы зарубежных стран могут
Содержание статьи
Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды
Понятие и признаки норм
Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.
Определение 1
Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.
Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.
Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:
- регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
- общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
- наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
- учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
- регулирование поведения широкого круга лиц;
- большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
- особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).
Классификация конституционных норм
Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:
- В зависимости от определенности предписании:
- диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
- императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
- В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
- материальные нормы (определяют состав действий);
- процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
- В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
- конституции;
- законы;
- подзаконные акты.
- В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
- страны;
- отдельных ее регионов;
- государственных муниципальных образований.
- По времени действия нормы могут быть:
- постоянными (без определенного срока);
- временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).
Виды конституционных норм
Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.
В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г., которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,. Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).
С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).
Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).
В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).
Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.
Пример 1
Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.
В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).
Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).
Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.
Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.
Источник
Особенности конституционно-правовых норм
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Конспект лекций
Дисциплина Конституционное право зарубежных стран
Укрупненная группа 03. 0000 Гуманитарные науки
Направление 030500. 62 Юриспруденция
Институт Юридический
Кафедра Конституционного, административного и
Муниципального права
Авторы Шарнина Любовь Александровна,
Пунтус Сергей Александрович,
Безруков Андрей Викторович,
Зайнитдинов Николай Александрович
Красноярск
Модуль № 1
«Конституционное право зарубежных стран: общая часть»
Тема лекции 1.
«Конституционно-правовые нормы и отношения, конституционная ответственность»
Особенности конституционно-правовых норм
Структура отрасли права (в том числе и конституционного) являет собою ее внутренне строение, включающее в себя ряд составляющих. Классическое деление отрасли конституционного права предполагает наличие в нем:
1) подотраслей;
2) конституционных институтов (и субинститутов);
3) конституционных норм.
В то же время наукой конституционного права разработаны и иные подходы к структуре отрасли. Например, распространено деление конституционного права на общую и особенную части, включающие в себя конституционно-правовые принципы (идеи, начала), (общая часть) и конкретные группы норм регулирующие, организацию (устройство) гражданского общества и государства.
В качестве примера можно привести и систему конституционного права, предложенную В.В. Маклаковым и В.А. Рыжовым (в целом построенную на синтезе вышеназванных). По их мнению, основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, конституционные нормы и институты.[1]
Но при любом подходе базовым элементом отрасли конституционного права являются конституционно-правовые нормы.
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, закрепленные (или санкционированные) государством, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, и наделяющие его субъектов конституционными правами и обязанностями.
Учитывая, что нормы конституционного права являются одной из разновидностей правовых норм, то им свойственны как общие, так и отличительные черты от иных отраслевых норм.
К общим чертам всех правовых норм, в том числе и конституционно-правовых, относятся такие признаки как:
1. формальная выраженность (хотя имеют некоторые исключения – нормы, содержащиеся в конституционных обычаях и т.п.);
2. общеобязательность (в то же время некоторые нормы (например конституционного обычая) могут не подлежать судебной защите);
3. гарантированность исполнения со стороны государства.
Некоторые авторы утверждают, что к нормам конституционного права также относятся общие правила правовых норм такие как требования обеспечения юрисдикционной применимости коими являются ясность, четкость, недвусмысленность и непротиворечивость.[2]
Особенностью конституционно-правовых норм являются следующие признаки:
1. закрепление в источниках высокой юридической силы;
В первую очередь, речь идет о самом главной источнике отрасли – конституции. Одним из особых юридических свойств является высшая юридическая сила. Высшая юридическая сила показывает главенствующее место конституции в правовой системе государства. При коллизии норм конституции и иных правовых норм, применяются конституционные нормы как обладающие высшей юридической силой.
2.особое содержание;
Особое содержание тесно связано с категорией предмета отрасли конституционного права. Содержанием конституционной нормы являются общественные отношения, входящие в предмет конституционного права.
Как известно, предмет отрасли конституционного права охватывает важнейшие общественные отношения, складывающиеся в той или иной стране в экономической, политической, социальной, духовно-культурных (идеологической) сферах. Поэтому, для предмета конституционного права (и соответственно норм конституционного права) важно не простое включение общественного отношения в текст конституции.
Не всегда норма, включенная в текст конституции, однозначно является регулирующей важнейшие общественные отношения. Например, по народной инициативе в Конституцию Швейцарии 1874 г. была включена (в конце XIX века) и действовала до июня 1971 г. статья о запрете резать скот без предварительного его оглушения. Среди действующих конституций тоже есть подобные примеры: статья 86 Конституции Швейцарии 1999 г. устанавливает возможность сборы налога за потребление горючего; статья 238 Конституции Бразилии 1988 г. говорит о порядке продажи и перепродажи автомобильного топлива, в Конституции Греции 1975 г. есть специальная глава 3 в Разделе VI о «статусе Святой горы Афон», регулирующая даже число ее монастырей. Такие положения можно назвать конституционными положениями второго порядка – они закладывают основы других отраслей права.[3]
3.особенности структуры;
Традиционно правовая норма состоит из трех элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Однако, наличие всех трех элементов в одной статье редко имеет место в отрасли конституционного права. Для конституционного права характерна либо многостатейная форма выражения (когда норма содержится в 2 и более статьях), либо полное отсутствие гипотезы или санкции нормы.
Наиболее часто в конституционных нормах отсутствует санкции. За нарушение норм конституционного права санкция зачастую устанавливается в иных отраслях права.
4.большая распространенность норм общерегулятивного характера;
Нормы конституционного права зачастую представлены в виде норм-целей, норм-принципов, норм-дефиниций, норм-символов и т.п.
Нормы конституционного права могут быть классифицированы по различным критериям. Выделяют такие конституционно-правовые нормы как: императивные и диспозитивные; обязывающие, управомочивающие и запрещающие; материальные и процессуальные; постоянные и временные; и др.
Источник
Конституционно-правовые нормы и институты
Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, а также в других актах.
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют методы и формы осуществления государственной власти, являются фундаментальными с политической точки зрения.
Признаки конституционно-правовых норм:
- – регулируют особую сферу общественных отношений, представляющих собой предмет конституционно-правового регулирования;
- – носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);
- – имеют специфические источники, их содержащие (конституции и др.);
- – имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний;
- – регулируют поведение широкого круга субъектов;
- – большинство норм, содержащихся в конституциях, представляют собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
- – особенности их структуры (гипотеза носит условный характер, санкция, как правило, не содержится).
В науке конституционного права существует следующая классификация конституционно-правовых норм:
- 1. По степени определенности предписании:
- – диспозитивные (предполагают возможность выбора вариантов поведения субъекта права, излагаемых в самой норме права);
- – императивные (предписывают строго определенное поведение субъекта права, закрепленное в конкретной норме).
- 2. По назначению в механизме правового регулирования:
- – материальные (предусматривают содержание действия);
- – процессуальные (определяют формы реализации действия).
- 3. По юридической силе различают нормы, содержащиеся:
- – в конституциях;
- – законах;
- – подзаконных актах.
- 4. По территориальным предезам различают нормы, действующие на территории:
- – всей страны;
- – отдельных регионов;
- – муниципальных образований.
- 5. По времени действия:
- – постоянные (не имеют определенного срока);
- – временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Основную массу конституционно-правовых норм составляют нормы-правила, регулирующие конкретные общественные отношения, определяющие права и обязанности субъектов этих отношений, их правомерную деятельность. К ним относятся нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие правовой статус государственных органов, и т.д. По характеру регулируемых отношений они делятся на материальные (ст. 11 Конституции Польши 1997 г., устанавливающая статус политических партий) и процессуальные (ст. 122 Конституции Конго, устанавливающая процедуру принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). Среди материальных норм следует особо выделить организационные или институционные нормы, которые учреждают государственные органы, определяют их структуру и организацию (ст. 24 Конституции Франции, определяющая структуру парламента).
Нормы-цели определяют основные направления развития общества и государства, дают ориентацию для законодательной деятельности (например, ст. 3 Конституции КНР 1982 г. с поправками и изменениями 1993 г. устанавливает цель государства – строительство социализма в модернизированном виде).
Нормы-принципы представляют собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (например, специальный раздел «Принципы политики государства» в конституциях Ирландии, Индии, Пакистана и др.).
Нормы-определения содержат качественную характеристику конституционных институтов, отдельных органов государства (например, характеристика государства как правового, социального в Основном законе (Конституции) ФРГ).
Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например: народное представительство на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
В разных странах близкие по содержанию институты могут существенно различаться. Кроме того, институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других (например, институт омбудсмена).
Наиболее крупные институты конституционного права могут быть охарактеризованы как подотрасли, например парламентское право, избирательное право и т.д.
Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса «Конституционное право зарубежных стран». Система учебного курса строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.
Курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права, а только устанавливает общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.
Источник
Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовые нормы и институты. — dvorkin
Система конституционного права – это внутреннее строение конституционного права, его структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные блоки – конституционно-правовые институты общественных отношений.
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Они закрепляют методы и формы осуществления государственной власти, являются фундаментальными с политической точки зрения.
Классификация конституционно-правовых норм:
- По степени определенности предписании:
– диспозитивные (предполагают возможность выбора вариантов поведения субъекта права, излагаемых в самой норме права);
– императивные (предписывают строго определенное поведение субъекта права, закрепленное в конкретной норме).
- По назначению в механизме правового регулирования:
– материальные (предусматривают содержание действия);
– процессуальные (определяют формы реализации действия).
- По юридической силе различают нормы, содержащиеся:
– в конституциях; – законах; – подзаконных актах.
- По территориальным пределам различают нормы, действующие на территории:
– всей страны; – отдельных регионов; – муниципальных образований.
- По времени действия:
– постоянные (не имеют определенного срока);
– временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Основную массу конституционно-правовых норм составляют нормы-правила, регулирующие конкретные общественные отношения, определяющие права и обязанности субъектов этих отношений, их правомерную деятельность. К ним относятся нормы, устанавливающие права и обязанности граждан, определяющие правовой статус государственных органов, и т.д. Нормы-цели определяют основные направления развития общества и государства, дают ориентацию для законодательной деятельности (например, ст. 3 Конституции КНР 1982 г. с поправками и изменениями 1993 г. устанавливает цель государства – строительство социализма в модернизированном виде).
Нормы-принципы представляют собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (например, специальный раздел «Принципы политики государства» в конституциях Ирландии, Индии, Пакистана и др.).
Нормы-определения содержат качественную характеристику конституционных институтов, отдельных органов государства (например, характеристика государства как правового, социального в Основном законе (Конституции) ФРГ).
Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, институт местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например: народное представительство на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
Наиболее крупные институты конституционного права могут быть охарактеризованы как подотрасли, например парламентское право, избирательное право и т.д.
Источник