Конституционно правовые нормы могут быть только материальными

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. При этом понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют:

а) черты, общие для всех социальных норм;

б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.);

в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права — это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы — это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства. Таковыми в Конституции Российской Федерации являются ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» — обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

Конституционно правовые нормы могут быть только материальными

1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. Представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. Отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. Обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:

1) содержание, зависящее от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Читайте также:  Может ли щитовидка быть в норме а гормоны нет

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, выявить их специфические свойства и особенности.

Классификация конституционно-правовых норм может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»).

Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).

Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

Читайте также:  Анализ мочи у детей норма белка для

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Правовой институт понимается как совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

Источник

Что такое конституционно-правовые нормы и их виды

Конституционно-правовые нормы, вопреки расхожему мнению, содержатся не только в Конституции. Разберемся, что это за нормы, как отличить их от других категорий норм, что они регулируют, где их найти (все на конкретных примерах).

Нормы конституционного права — что это?

Начнем с определений:

  • конституционное право — это отрасль права, которая регламентирует основы госустройства, порядок формирования органов госвласти и принципы их деятельности, цель которой — обеспечение соблюдения прав человека;
  • норма права — общеобязательное правило поведения, которое установлено государством и находится под его охраной, предоставляющее юридические права или возлагающее юридические обязанности и исполнение которого обеспечивается государством (на эту тему у нас есть отдельная статья «Что такое правовая норма», в ней все подробно расписано).

Конституционно правовые нормы могут быть только материальными

Конституционно-правовые нормы — это введенные и обеспечиваемые государством обязательные для всех правила поведения, регламентирующие конституционные правоотношения.

Конституционные нормы считаются исходными и служат основой для норм других отраслей права (см. ст. «Критерии деления системы права на отрасли»).

Где содержатся конституционные нормы

Нормы этой отрасли права можно найти не только в Конституции, но и в других юридических актах (они называются источниками права).

Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

Источниками конституционного права выступают:

  • Конституция РФ;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • международные акты;
  • внутригосударственные договоры;
  • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты Конституционного суда РФ;
  • акты Верховного суда РФ.

Особенности конституционно-правовых норм

Нормы этого вида имеют специфические особенности, отличающие их от других категорий норм. К таким признакам можно отнести следующее:

  1. Нормы конституционного права регулируют наиболее общие и существенные стороны жизни общества: закрепляют политическую, экономическую, социальную и культурную основу устройства общества.
  2. Большая их часть содержится в таких первичных юридических актах, как Конституция РФ и уставы субъектов РФ.
  3. Обладают своеобразным составом субъектов: народ, государство, народности, госорганы различного уровня.
  4. Чаще всего не обладают классической для правовой нормы структурой (т. е. гипотеза, диспозиция, санкция). Обычно конституционная норма состоит из гипотезы и диспозиции, очень редко присутствует санкция (подробнее на этом остановимся далее).
  5. В процессе использования на практике подавляющее большинство таких норм не порождают конкретное правоотношение, а служат для определения или установления правового состояния или статуса субъектов права (например, состояние в российском гражданстве, наличие безусловного права на жизнь и др.).
  6. Такие нормы реализуются в основном через нормы других отраслей права

Обратите внимание! Конституционные нормы определяют прежде всего базовые принципы, которые должны быть использованы при реализации норм иных отраслей права. Они определяют госустройство РФ, ее экономический и социальный строй, положение гражданина, систему органов власти и т. д.

Виды конституционно-правовых норм

Классификацию конституционно-правовых норм можно провести, например, по нижеперечисленным критериям (возьмем наиболее распространенные).

По действию в пространстве

По этому критерию нормы можно подразделить:

  • на обладающие силой на всей территории РФ (нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов);
  • обладающие силой на территории субъектов РФ (нормы конституций (уставов) субъектов РФ);
  • обладающие силой на территории муниципальных образований (устав городского округа, например).

По степени определенности предписаний

В зависимости от определенности нормы могут быть:

  • Императивными. Не могут меняться по воле субъектов правоотношений, подлежат неукоснительному исполнению. Например, ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
  • Диспозитивными. Дают субъектам правоотношений возможность в определенных пределах действовать по своему усмотрению. Например, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).
  • Рамочными. Наделены характеристиками и императивных, и диспозитивных, т. е. позволяют субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению, но до установленных законом четких пределов. Например, ст. 8 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» определяет, что кандидат на должность судьи КС РФ обязательно не должен быть моложе 40 лет (одно из требований). Таким образом, с одной стороны, законом установлены некие рамки, но, с другой стороны, внутри них субъект правоотношений волен в своем выборе.

По социальному назначению

Нормы конституционного права могут иметь разное значение для общества:

  • Учредительные устанавливают основы общественных устоев (например, нормы ч. 1 Конституции РФ).
  • Регулятивные закрепляют и конкретизируют права и обязанности граждан, полномочия государственных органов, должностных лиц (например, нормы ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Охранительные регламентируют порядок применения принудительных мер (нормы ФКЗ и ФЗ о судопроизводстве).
  • Обеспечительные (гарантийные) служат для обеспечения прав граждан, деятельности органов власти. Например, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется бесплатное и общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
  • Дефинитивные вводят и закрепляют правовые термины (например, ст. 4 ФКЗ «О референдуме РФ»).
  • Коллизионные содержат правила определения права, применимого для регулирования отношений. Например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что нормы международных законов имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Это вопрос мы разбирали в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Оперативные определяют порядок вступления в силу, изменения или отмены тех или иных норм (например, заключительные и переходные в законе).
Читайте также:  Суточная потеря белка в моче выше нормы

По характеру содержащихся в нормах предписаний

По характеру предписаний нормы классифицируют:

  • На управомочивающие. Закрепляют правомочия и права субъектов правоотношений (например, право на свободу и личную неприкосновенность, ст. 22 Конституции РФ).
  • Обязывающие. Регламентируют обязанности субъектов правоотношений исполнять определенные действия (каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, ст. 58 Конституции РФ).
  • Запрещающие. Устанавливают обязанность субъектов правоотношений воздерживаться от некоторых действий (запрещено принуждение к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них, ст. 29 Конституции РФ).

По предмету правового регулирования

Как и во многих других отраслях, конституционные нормы разделяются по предмету правового регулирования:

  • На материальные. Закрепляют права и обязанности субъектов, регламентируют содержание правоотношений. Например, ст. 119 Конституции РФ устанавливает требования к лицам, которые могут стать судьями.
  • Процессуальные. Предусматривают порядок разрешения юридических вопросов. Например, ст. 82 регламентирует процесс принесения присяги Президентом, ст. 129 Конституции РФ определяет порядок назначения и освобождения от должности прокуроров.

По субъектам правотворчества

Конституционно-правовые нормы классифицируются также в зависимости от принявшего их органа:

  • принимаемые федеральными органами власти;
  • принимаемые органами власти субъектов РФ;
  • принимаемые органами власти муниципальных образований;
  • принимаемые международными организациями и объединениями;
  • принимаемые гражданами (например, на референдумах).

Структура конституционно-правовых норм

Выше мы уже обсуждали, что конституционные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции. Структура норм конституционного права редко предусматривает санкцию. Это связано с тем, что конституционное право направлено прежде всего на установление и определение общественного строя и правового статуса субъектов права. Тем не менее санкции в нормах конституционного права все же встречаются. Их условно можно определить скорее не как наказание, а как последствие. Иногда санкции являются отсылочными (в основном к неконкретизированному федеральному закону).

Конституционно правовые нормы могут быть только материальными

Примеры для наглядности мы приводим в таблице ниже.

Норма

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Ч. 4 ст. 3 Конституции РФ

Никто не может присваивать власть в РФ

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону

Ч. 1 ст. 49 Конституции РФ

Пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным

Ст. 111 Конституции РФ

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ

Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы

Обратите внимание! Среди конституционных норм очень много норм-дефиниций (содержащих юридические определения), норм-деклараций (объясняющих цели юридического акта) и норм-принципов (объясняющих основные идеи юридического акта). В таких нормах не выделяют 3 стандартных элемента структуры правовых норм.

Конституционно-правовые нормы и институты

Группа взаимосвязанных правовых норм внутри отрасли права, регламентирующих конкретную разновидность качественно однородных общественных отношений, называется правовым институтом.

Внутри такой отрасли, как конституционное право, также выделяются свои институты, среди которых:

  • институт основ правового статуса человека и гражданина;
  • институт народовластия;
  • институт основ конституционного строя;
  • институт главы государства;
  • институт правительства;
  • институт судебной власти;
  • институт местного самоуправления;
  • институт федеративного устройства РФ и др.

Внутри института права нередко можно выделить подинституты (субъинституты) — меньшие по объему комплексы норм, регламентирующие более узкую группу правоотношений.

Например, институт основ правового статуса личности можно подразделить на такие подинституты, как гражданства, личных прав и обязанностей и т. д. Другой пример — институт главы государства, внутри которого выделяются подинституты президентского вето, инаугурации и др.

Конституционно правовые нормы могут быть только материальными

Формы реализации конституционно-правовых норм

Нормы коституционного права реализуются четырьмя путями: в форме исполнения, соблюдения, использования и применения

Исполнение норм конституционного права

Исполнение — следование обязательным требованиям конституционной нормы в виде выполнения обязанностей. Пусть это нечастый способ реализации для норм Конституции, он все же встречается. Пример исполнения — забота родителями о детях (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Соблюдение норм конституционного права

Соблюдение — воздержание субъекта от нежелательных действий, то есть, соблюдаются нормы, содержащие запреты. Например, соблюдать можно запрет на принудительный труд , запрет на лишение жилища (ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ)

Использование норм конституционного права

Использование — это форма реализации, в ходе которой субъект использует предоставленные Конституцией права. Примером может служить получение высшего образования на конкурсной основе (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ): его можно получить, если субъект пожелает, но получать его необязательно.

Применение норм конституционного права

Применение доступно только для специального субъекта — органа государственной (или местной) власти. Причина этого в том, что применение — это издание властных актов для реализации конституционной нормы. Например, все законодательство о реновации очевидно реализует право на жилище.

***

Итак, нормы конституционного права выражены в Конституции и прочих юридических актах. Это общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства. Существенной особенностью норм конституционного права является основополагающий, базовый характер: конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Структура большинства таких норм не предусматривает санкцию.

Источник