Конфликты могут быть вызваны следующими причинами

Причины возникновения конфликтов

Виды причин возникновения конфликтов

Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):

  1. личностные;
  2. объективные;
  3. социально-психологические;
  4. организационно-управленческие.

Виды причин возникновения конфликтов

Рисунок 1 —  Причины возникновения конфликтов

Личностные причины конфликтов

Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.

Основными причинами возникновения конфликтов являются:

  • невысокий уровень социально-психологической компетентности;
  • акцентуация характера, тип темперамента; 
  • оценка поведения другой личности как недопустимой;
  • недостаточный уровень психологической устойчивости;
  • заниженный или завышенный уровень притязаний;
  • плохо развита способность к эмпатии у человека;
  • и др.

Объективные причины конфликтов 

Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:

  • образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
  • естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
  • слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
  • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
  • недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.

Организационно-управленческие причины конфликтов 

Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:

Виды причин возникновения конфликтов
 
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:

  • различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
  • непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
  • искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
  • разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
  • проблемные межличностные отношения;
  • фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
  • стремление к власти; 
  • ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
  • конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
  • психологическая несовместимость. 

Есть 4 уровня психологической несовместимости: 

  • психофизиологический;
  • индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
  • социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
  • социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.

Причины конфликтов в организации

В организациях причинами конфликтов могут выступать:

  • различия в целях;
  • плохая координация или ее отсутствие;
  • распределение ресурсов;
  • взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
  • различия в восприятии;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • различия ожидания;
  • различия в ценностях и представлениях;
  • различия в потребностях;
  • неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).

Причины межличностных конфликтов

Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).

Причины межличностных конфликтов
 
Рисунок 3 —  Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)

Информационные факторы

Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.

Наиболее частыми информационными факторами являются:

  • неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
  • нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
  • недооценка фактов и их значения;
  • ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
  • слухи;
  • невольная дезинформация;
  • посторонние факты или группы фактов;
  • подозрение в умышленной утайке фактов;
  • вопросы качества;
  • вопросы количества;
  • вопросы «лучшего доказательства»;
  • ценность авторитетных источников;
  • спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
  • произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.

По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:

  • угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
  • задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
  • постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
  • кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
  • безответственно;
  • непредсказуемо;
  • насильственно либо вызывает страх;
  • неуместно, грубо, преувеличенно;
  • эксплуатирует отношения;
  • нарушает обещание;
  • не оправдывает положительных ожиданий;
  • эгоистично;
  • является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.

Факторы отношений

Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • основа отношений (принудительные/добровольные);
  • ценность отношений для различных сторон;
  • совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
  • ожидания от взаимоотношений;
  • вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
  • длительность отношений;
  • сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
  • важность взаимоотношений;
  • обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
  • дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
  • уровень авторитетности и доверия;
  • баланс сил в отношениях;
  • негативный остаток от предыдущих конфликтов;
  • история отношений;
  • ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Читайте также:  Что может быть причиной увеличения и болей грудей

Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.

Пример 1. Конфликт взаимоотношений

В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.

Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.

Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.

Пример 2. Важность фактора отношений

Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.

Директор завода его выслушал, но предложение не принял.

Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.

Ценностные факторы

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают как:

  • личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
  • системы верований и поведения всего общества;
  • общие нормативные ценности;
  • групповые системы верований и поведения;
  • профессиональные ценности и нужды;
  • культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
  • идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
  • традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
  • представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
  • терпимость в отношении других ценностей;
  • в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
  • методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
  • отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
  • этические аспекты ситуации.

Структурные факторы

Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.

Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:

  • численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
  • природа законной власти;
  • географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
  • структура подотчетности;
  • возраст;
  • статус, права и роли женщин и мужчин;
  • религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
  • роль традиций;
  • фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
  • законодательство;
  • политика/принципы и образы действий;
  • существование первичных и/или вторичных референтных групп;
  • системы безопасности;
  • система передачи сведений;
  • системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
  • понятие собственности;
  • договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
  • роль религии, ее ритуалы;
  • линии подотчетности;
  • компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
  • мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
  • различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
  • доступность техники и эффективность ее применения;
  • фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
  • частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.

Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.

Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.

Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях

После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.

Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов

В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.

Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.

Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.

Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.

Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции

В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.

Источник

Причины возникновения конфликтов

Причины возникновения конфликтов бывают следующие (рис. 10.2):

  • 1) объективные;
  • 2) личностные;
  • 3) организационно-управленческие;
  • 4) социально-психологические.

Рис. 10.2. Причины возникновения конфликтов

Объективные факторы возникновения конфликтов – те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации. Они настолько разнообразны, что не поддаются строгой классификации. Можно выделить:

  • • естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности;
  • • слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
  • • недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
  • • образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами;
  • • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Читайте также:  По каким причинам может быть отменен аукцион

Организационно-управленческие причины конфликта – обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных групп:

  • структурно-организационные – несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать;
  • функционально-организационные – неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам;
  • личностно-функциональные – несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами;
  • ситуативно-управленческие – обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным воздействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Основными причинами конфликта могут быть:

  • • потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
  • • несбалансированное ролевое взаимодействие людей;
  • • непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон;
  • • различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга;
  • • психологическая несовместимость. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и пр. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т.п.;
  • • напряженные межличностные отношения;
  • • внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп;
  • • конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;
  • • ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;
  • • стремление к власти.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими людьми.

Основные причины возникновения конфликта таковы:

  • • оценка поведения другого человека как недопустимого;
  • • низкий уровень социально-психологической компетентности;
  • • недостаточная психологическая устойчивость;
  • • плохо развитая у человека способность к эмпатии;
  • • завышенный или заниженный уровень притязаний;
  • • тип темперамента, акцентуация характера и пр.

Причинами конфликтов в организации могут стать:

  • • распределение ресурсов;
  • • различия в целях;
  • • плохая координация или ее отсутствие;
  • • взаимозависимость задач (матричная организационная структура – нарушен принцип единоначалия; функциональная – каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации);
  • • различия ожидания;
  • • различия в восприятии;
  • • различия в потребностях;
  • • различия в представлениях и ценностях;
  • • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • • неудовлетворительные коммуникации (причина и следствие конфликта).

Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)

Информационные факторы, вызывающие конфликт, – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Они включают неточные факты, искажение информации, несвоевременную ее передачу, ненадежные источники, обильную и противоречивую информация, неточные акценты.

Наиболее часто встречающиеся информационные факторы:

  • • неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с представлением о возникновении проблемы и истории конфликта;
  • • посторонние факты/группы фактов;
  • • нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания;
  • • недооценка фактов и их значения;
  • • подозрение в умышленном сокрытии фактов;
  • • невольная дезинформация;
  • • ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, включая спорные результаты экспертизы и вопросы, касающиеся новых неопробованных технологий, а также неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
  • • слухи;
  • • вопросы «лучшего доказательства»;
  • • вопросы количества;
  • • вопросы качества;
  • • произвольная интерпретация использованного языка, особенно выражений типа: «по оценкам», «приблизительно», «около», «значительно», «существенно», «намеренно», «достаточно», «много», «чрезмерно», «слишком много», «приемлемость», «всеобщее согласие», «довольно честный», «достаточно точный» и т.д.;
  • • ценность авторитетных источников;
  • • спорные вопросы законодательства, политики/доктрины, правил, порядка действий, стереотипов, практики.

Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.

В отношении конфликта нас интересует поведение, которое:

  • • задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;
  • • угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
  • • постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку;
  • • кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;
  • • непредсказуемо;
  • • безответственно;
  • • эксплуатирует отношения;
  • • насильственно и вызывает страх;
  • • не оправдывает положительных ожиданий;
  • • эгоистично;
  • • нарушает обещание;
  • • неуместно, грубо, преувеличенно;
  • • является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неуместно в данной ситуации.

Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Следует обратить внимание на такие аспекты:

  • • основа отношений (добровольные/принудительные);
  • • сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
  • • ожидания от взаимоотношений;
  • • важность взаимоотношений;
  • • ценность отношений для разных сторон;
  • • длительность отношений;
  • • совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;
  • • вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
  • • баланс сил в отношениях;
  • • различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
  • • история отношений;
  • • обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;
  • • уровень доверия и авторитетности;
  • • негативный осадок от прошлых конфликтов;
  • • ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
Читайте также:  Не могу зайти в настройки роутера в чем причина

Проиллюстрируем дисбаланс в отношениях сторон следующими примерами.

Конфликт взаимоотношений. В один из отделов конструкторского бюро был принят новый сотрудник высокой квалификации – профессионал своего дела. Сотрудники отдела часто проводили нерабочее время вместе. В качестве лидера всегда выступал руководитель отдела. Вновь принятый сотрудник стал душой коллектива и перенес центр внимания в неформальной обстановке на себя. Это послужило причиной конфликта между руководителем и новым сотрудником, что проявилось в завышении требований к новому сотруднику и занижении оценки его результатов.

Важность фактора отношений. Математик разработал метод оптимального раскроя материала и пришел на завод, чтобы проверить его экспериментальным путем. Директор выслушал его, но не принял предложение. Тогда математик пришел в цех, сел играть с рабочими в домино, обыграл их и тем самым приобрел авторитет. После этого ему уже не составляло труда предложить рабочим раскроить материал по его методу.

Ценностные факторы – это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают как:

  • • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);
  • • групповые системы верований и поведения (см. выше);
  • • системы верований и поведения всего общества (см. выше);
  • • общие нормативные ценности;
  • • профессиональные ценности и нужды;
  • • идеологию, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;
  • • религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;
  • • традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;
  • • представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;
  • • терпимость в отношении иных ценностей;
  • • восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;
  • • способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности;
  • • отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого, «статус-кво»;
  • • этические аспекты ситуации.

Структурные факторы – это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить. К ним можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: систему управления, право собственности, нормы поведения, социальную принадлежность и пр.

Они обычно связаны с существованием формальной или неформальной организации социальной группы, в них могут входить:

  • • природа законной власти;
  • • численность, земля, деньги, время, персонал и другие конечные ресурсы;
  • • структура подотчетности;
  • • статус, роли и права мужчин и женщин;
  • • возраст;
  • • законодательство;
  • • географическое положение, добровольная/вынужденная изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов;
  • • системы безопасности;
  • • роль традиций;
  • • системы правосудия (закон, поощрения/наказания, правонадзор, равенство и доступность);
  • • принципы/политика и образы действий;
  • • контракты, договоры, меморандумы о взаимопонимании и обещания;
  • • роль религии и ее ритуалы;
  • • религиозные установления и системы получения и сдерживания обещаний, клятв, получения работы и пр.;
  • • линии подотчетности;
  • • системы передачи сведений;
  • • наличие первичных и/или вторичных референтных групп;
  • • мнения людей, имеющих тот же статус, или широкой публики;
  • • различные социальные нормы (почитание родителей, уважение к старшим) и стандарты;
  • • понятие собственности;
  • • распределение ресурсов, включая денежную систему, компенсация за труд, распределение товаров и услуг, накопление денег или товаров и пр.;
  • • доступность техники и эффективность ее использования;
  • • общие и частные институционализированные или просто подразумеваемые «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
  • • фиксированные доходы, расходы, обстоятельства (дефицит бюджета, взаимоотношения между государствами);
  • • фиксированные даты, время, меры (праздники, количество часов в сутках, ограничения скорости и т.п.).

Структурные факторы часто можно рассматривать как структурные ограничения: законодательные, формальные, организационные. Факторы конфликта можно назвать структурными, когда необходимо изменить то, что зафиксировано. При этом структурный конфликт не обязательно связан с законом.

Приведем примеры конфликтов, вызванных различными структурными факторами.

Конфликт из-за противоречия в юридических положениях.

После выхода закона об образовании стали возникать конфликты между частными школами и налоговой инспекцией. Закон об образовании освобождает школу от налогов, но налоговая инспекция, руководствуясь инструкциями министерства финансов, требует их выплаты.

Конфликт, вызванный рядом структурных факторов. В детском доме девочку четырех лет, маленькую и худенькую, выглядевшую младше своих лет, поместили в группу младших детей (трехлетних). Девочка чувствовала себя там прекрасно, стала лидером и любимицей и детей, и воспитателей. Через два года ее, согласно инструкции, перевели в подготовительную группу, так как на следующий год она по возрасту должна была идти в школу. Поскольку до сих пор она была в младшей группе и занималась по ее программе, то оказалось, что у нее нет знаний и навыков, которые есть у детей ее группы. Ей не удалось занять положение лидера. В результате у девочки произошел срыв, ее поведение стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала капризной и непослушной.

Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции. Маршал Жуков хотел войти в здание штаба. Часовой потребовал предъявить документы. Сопровождавший Жукова генерал стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» По Жуков сказал, что часовой прав и действует согласно уставу.

Источник