Конфликты могут быть вызваны следующими причинами
Содержание статьи
Причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
- различия в целях;
- плохая координация или ее отсутствие;
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
- различия в восприятии;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- различия ожидания;
- различия в ценностях и представлениях;
- различия в потребностях;
- неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Рисунок 3 — Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
- неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
- нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
- недооценка фактов и их значения;
- ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
- слухи;
- невольная дезинформация;
- посторонние факты или группы фактов;
- подозрение в умышленной утайке фактов;
- вопросы качества;
- вопросы количества;
- вопросы «лучшего доказательства»;
- ценность авторитетных источников;
- спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
- произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
- угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
- задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
- постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
- кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
- безответственно;
- непредсказуемо;
- насильственно либо вызывает страх;
- неуместно, грубо, преувеличенно;
- эксплуатирует отношения;
- нарушает обещание;
- не оправдывает положительных ожиданий;
- эгоистично;
- является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- основа отношений (принудительные/добровольные);
- ценность отношений для различных сторон;
- совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
- ожидания от взаимоотношений;
- вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
- длительность отношений;
- сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
- важность взаимоотношений;
- обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
- дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
- уровень авторитетности и доверия;
- баланс сил в отношениях;
- негативный остаток от предыдущих конфликтов;
- история отношений;
- ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Пример 1. Конфликт взаимоотношений
В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.
Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.
Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.
Пример 2. Важность фактора отношений
Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.
Директор завода его выслушал, но предложение не принял.
Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
- системы верований и поведения всего общества;
- общие нормативные ценности;
- групповые системы верований и поведения;
- профессиональные ценности и нужды;
- культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
- идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
- традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
- представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
- терпимость в отношении других ценностей;
- в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
- методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
- отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
- этические аспекты ситуации.
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
- численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
- природа законной власти;
- географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
- структура подотчетности;
- возраст;
- статус, права и роли женщин и мужчин;
- религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
- роль традиций;
- фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
- законодательство;
- политика/принципы и образы действий;
- существование первичных и/или вторичных референтных групп;
- системы безопасности;
- система передачи сведений;
- системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
- понятие собственности;
- договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
- роль религии, ее ритуалы;
- линии подотчетности;
- компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
- мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
- различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
- доступность техники и эффективность ее применения;
- фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
- частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях
После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.
Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов
В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.
Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.
Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.
Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.
Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции
В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.
Источник
Причины возникновения конфликтов
Причины возникновения конфликтов бывают следующие (рис. 10.2):
- 1) объективные;
- 2) личностные;
- 3) организационно-управленческие;
- 4) социально-психологические.
Рис. 10.2. Причины возникновения конфликтов
Объективные факторы возникновения конфликтов – те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации. Они настолько разнообразны, что не поддаются строгой классификации. Можно выделить:
- • естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности;
- • слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
- • недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- • образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами;
- • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Организационно-управленческие причины конфликта – обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных групп:
- • структурно-организационные – несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать;
- • функционально-организационные – неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам;
- • личностно-функциональные – несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами;
- • ситуативно-управленческие – обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным воздействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Основными причинами конфликта могут быть:
- • потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
- • несбалансированное ролевое взаимодействие людей;
- • непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон;
- • различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга;
- • психологическая несовместимость. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и пр. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т.п.;
- • напряженные межличностные отношения;
- • внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп;
- • конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;
- • ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;
- • стремление к власти.
Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими людьми.
Основные причины возникновения конфликта таковы:
- • оценка поведения другого человека как недопустимого;
- • низкий уровень социально-психологической компетентности;
- • недостаточная психологическая устойчивость;
- • плохо развитая у человека способность к эмпатии;
- • завышенный или заниженный уровень притязаний;
- • тип темперамента, акцентуация характера и пр.
Причинами конфликтов в организации могут стать:
- • распределение ресурсов;
- • различия в целях;
- • плохая координация или ее отсутствие;
- • взаимозависимость задач (матричная организационная структура – нарушен принцип единоначалия; функциональная – каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации);
- • различия ожидания;
- • различия в восприятии;
- • различия в потребностях;
- • различия в представлениях и ценностях;
- • различия в манере поведения и жизненном опыте;
- • неудовлетворительные коммуникации (причина и следствие конфликта).
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рис. 10.3).
Рис. 10.3. Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы, вызывающие конфликт, – это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Они включают неточные факты, искажение информации, несвоевременную ее передачу, ненадежные источники, обильную и противоречивую информация, неточные акценты.
Наиболее часто встречающиеся информационные факторы:
- • неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с представлением о возникновении проблемы и истории конфликта;
- • посторонние факты/группы фактов;
- • нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания;
- • недооценка фактов и их значения;
- • подозрение в умышленном сокрытии фактов;
- • невольная дезинформация;
- • ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, включая спорные результаты экспертизы и вопросы, касающиеся новых неопробованных технологий, а также неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
- • слухи;
- • вопросы «лучшего доказательства»;
- • вопросы количества;
- • вопросы качества;
- • произвольная интерпретация использованного языка, особенно выражений типа: «по оценкам», «приблизительно», «около», «значительно», «существенно», «намеренно», «достаточно», «много», «чрезмерно», «слишком много», «приемлемость», «всеобщее согласие», «довольно честный», «достаточно точный» и т.д.;
- • ценность авторитетных источников;
- • спорные вопросы законодательства, политики/доктрины, правил, порядка действий, стереотипов, практики.
Поведенческие факторы могут дать бесконечный список частных примеров. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.
В отношении конфликта нас интересует поведение, которое:
- • задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен;
- • угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
- • постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку;
- • кажется односторонним, несправедливым, беспричинным;
- • непредсказуемо;
- • безответственно;
- • эксплуатирует отношения;
- • насильственно и вызывает страх;
- • не оправдывает положительных ожиданий;
- • эгоистично;
- • нарушает обещание;
- • неуместно, грубо, преувеличенно;
- • является результатом конфликтов в прошлом и потому, возможно, неуместно в данной ситуации.
Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.
Следует обратить внимание на такие аспекты:
- • основа отношений (добровольные/принудительные);
- • сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
- • ожидания от взаимоотношений;
- • важность взаимоотношений;
- • ценность отношений для разных сторон;
- • длительность отношений;
- • совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;
- • вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
- • баланс сил в отношениях;
- • различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
- • история отношений;
- • обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;
- • уровень доверия и авторитетности;
- • негативный осадок от прошлых конфликтов;
- • ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
Проиллюстрируем дисбаланс в отношениях сторон следующими примерами.
Конфликт взаимоотношений. В один из отделов конструкторского бюро был принят новый сотрудник высокой квалификации – профессионал своего дела. Сотрудники отдела часто проводили нерабочее время вместе. В качестве лидера всегда выступал руководитель отдела. Вновь принятый сотрудник стал душой коллектива и перенес центр внимания в неформальной обстановке на себя. Это послужило причиной конфликта между руководителем и новым сотрудником, что проявилось в завышении требований к новому сотруднику и занижении оценки его результатов.
Важность фактора отношений. Математик разработал метод оптимального раскроя материала и пришел на завод, чтобы проверить его экспериментальным путем. Директор выслушал его, но не принял предложение. Тогда математик пришел в цех, сел играть с рабочими в домино, обыграл их и тем самым приобрел авторитет. После этого ему уже не составляло труда предложить рабочим раскроить материал по его методу.
Ценностные факторы – это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, опасений и нужд);
- • групповые системы верований и поведения (см. выше);
- • системы верований и поведения всего общества (см. выше);
- • общие нормативные ценности;
- • профессиональные ценности и нужды;
- • идеологию, способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям, профессиям;
- • религиозные, культурные, региональные, местные и политические вариации этих ценностей;
- • традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ними ожидания;
- • представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом;
- • терпимость в отношении иных ценностей;
- • восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях;
- • способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности;
- • отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого, «статус-кво»;
- • этические аспекты ситуации.
Структурные факторы – это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить. К ним можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: систему управления, право собственности, нормы поведения, социальную принадлежность и пр.
Они обычно связаны с существованием формальной или неформальной организации социальной группы, в них могут входить:
- • природа законной власти;
- • численность, земля, деньги, время, персонал и другие конечные ресурсы;
- • структура подотчетности;
- • статус, роли и права мужчин и женщин;
- • возраст;
- • законодательство;
- • географическое положение, добровольная/вынужденная изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов;
- • системы безопасности;
- • роль традиций;
- • системы правосудия (закон, поощрения/наказания, правонадзор, равенство и доступность);
- • принципы/политика и образы действий;
- • контракты, договоры, меморандумы о взаимопонимании и обещания;
- • роль религии и ее ритуалы;
- • религиозные установления и системы получения и сдерживания обещаний, клятв, получения работы и пр.;
- • линии подотчетности;
- • системы передачи сведений;
- • наличие первичных и/или вторичных референтных групп;
- • мнения людей, имеющих тот же статус, или широкой публики;
- • различные социальные нормы (почитание родителей, уважение к старшим) и стандарты;
- • понятие собственности;
- • распределение ресурсов, включая денежную систему, компенсация за труд, распределение товаров и услуг, накопление денег или товаров и пр.;
- • доступность техники и эффективность ее использования;
- • общие и частные институционализированные или просто подразумеваемые «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
- • фиксированные доходы, расходы, обстоятельства (дефицит бюджета, взаимоотношения между государствами);
- • фиксированные даты, время, меры (праздники, количество часов в сутках, ограничения скорости и т.п.).
Структурные факторы часто можно рассматривать как структурные ограничения: законодательные, формальные, организационные. Факторы конфликта можно назвать структурными, когда необходимо изменить то, что зафиксировано. При этом структурный конфликт не обязательно связан с законом.
Приведем примеры конфликтов, вызванных различными структурными факторами.
Конфликт из-за противоречия в юридических положениях.
После выхода закона об образовании стали возникать конфликты между частными школами и налоговой инспекцией. Закон об образовании освобождает школу от налогов, но налоговая инспекция, руководствуясь инструкциями министерства финансов, требует их выплаты.
Конфликт, вызванный рядом структурных факторов. В детском доме девочку четырех лет, маленькую и худенькую, выглядевшую младше своих лет, поместили в группу младших детей (трехлетних). Девочка чувствовала себя там прекрасно, стала лидером и любимицей и детей, и воспитателей. Через два года ее, согласно инструкции, перевели в подготовительную группу, так как на следующий год она по возрасту должна была идти в школу. Поскольку до сих пор она была в младшей группе и занималась по ее программе, то оказалось, что у нее нет знаний и навыков, которые есть у детей ее группы. Ей не удалось занять положение лидера. В результате у девочки произошел срыв, ее поведение стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала капризной и непослушной.
Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции. Маршал Жуков хотел войти в здание штаба. Часовой потребовал предъявить документы. Сопровождавший Жукова генерал стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» По Жуков сказал, что часовой прав и действует согласно уставу.
Источник