Кодификация норм международного права может быть
Содержание статьи
Кодификация норм международного права
Кодификация международного права — это разработка и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменная фиксация международных обычаев, осуществляемая на неофициальном уровне. Понятие «кодификация» имеет и более широкое значение — объединение в едином правовом акте норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений.
Наряду с общей кодификацией, охватывающей нормы данной отрасли права, встречается частичная кодификация, применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача — именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте.
Кодификация международного права может носить официальный и доктринальный характер. Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации, которая осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г.
Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).
Отмечая вклад авторитетных проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией.
Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.
Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.
Источник
. , , . , .. .
.. , : . . , , III ( , , .). 1982 . . . 16 1994 ., 26 1997 . , 15 . .
(opinio juris), , , , .. .
, , :
) — , ;
) — — , ;
) , ;
) — ;
) , , ;
) .
, , , (), . (, ). : , , (), .
, — , , , , . , . — , , .
, , . : — .
—
, , , . , . . 1969 . « ». . , — () , , .
, , . , , « ».
, . 38 ( ). . 38 :
«1. , , :
a) , , , , ;
b) , ;
c) , ;
d) , . 591, .
2. ex aequo et bono, ».
, , . . 38 . .
— . — (tacitum pactum), . .
() — :
- ;
- , ;
- , ;
- , ;
- ;
- .
— : , , , (opinio iuris), , . . «» . 38
, « , ». , , .
, , , , , . .. opinio iuris. , « opinio iuris , . , . ».
, .
, . , . , . . . , (« ») 100-110 .
, . , , , , , , — . 1967 . , .
. , () , .
(, ), .
(. usage). — , . (, ). .
. .
, , , — . , , , , .
, ; , , , , . , 23 1969 . 1986 ., . « , » 1978 . .
. . «» . 38 . « , ». , ; :
- , ;
- .
, — , (« »); () . , , , , . , , , ( , ). : « »; « »; « , »; « »; « , » .
. , .
, , . , , (, . ).
, . . , . 38 , , .
. 2 . 38 . (ex aequo et bono). , . . . . : « ex aequo et bono , ».
.
1969 . . . , , , .
. , , , , , .
.
, . , , , — . , 1996 . , , , .
, , , . : , ( ); , — (); , — ().
.
1974 . , . . . , — . : « pacta sunt servanda , , , . , , , , , ». .. , , .
. , , , .
.
, , , . , , , . , 1990 . (, ) , ().
() 1975 . , , . .
, . , — . , . ; , 2/3 , — . , , . , , 1948 ., 1960 ., , , 1970 . . , — , . , . , . 108 . 69 . — . (, ).
, (, , , ..). .
. . — . .
— 1, , . « , ». .
, . . 1 «» . 13 . 21 1947 ., « 34 , ».
. . 15 , . , , . . . :
- ;
- ;
- .
, , , , . 60- 2008 . : ; ; ; ; ; ; ; (aut dedere aut iudicare).
, .
. , , . , , . , — , , .
— , . .
. , . . . . . . . , , , , . .. , : . .. () . . , , , . , .
. :
) — ( );
) ;
) ;
) ;
) — .
— , , (, ..), . , . , , .
; , — .
— , , .
( ). , ( ) . , , .
«» . : , , , , . .
. . , , . , .
, . , , , , .
.. . , , , .
-; , . 2 1969 . . () :
) — -, -;
) — ( ), ;
) — . .. . , — , . , — . , . 103 . 1982 . , 1958 .;
) — , ;
) — , , ;
) , ( ), ( , — , , ..).
« » (. hard law) « » (. soft law).
« » , .
« » , , , («», «», « ») , , , .
. , (. 5, 6, 8).
. . , . . , , (erga omnes), . , . .
. : ; ; ; ; ; ; . , , , 1970 .
6 . 2 : « , , , , ». 1975 . : ; ; , , , .
, . , , , .
— , . — , , , , , , . , — .
. 1970 .: « ».
(jus cogens). 53 1969 . (jus cogens): « , , , ». 53 jus cogens. 2001 . — jus cogens: , , , , ; , ; .
, ( , .) ( , ..).
, .
— . . , . , , .
, ( ) . , , , (, ). , . ; . , , . , : , ; ; . .. , , , .
— , , , jus cogens «» . , .
Источник
Кодификация международного права
Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу-лирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.
Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (с 1982 г. — «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов-лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Меж-дународные нормативные акты ЮНЕСКО».
Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует «Treaty Series»; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «Европейская договорная серия».
Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: «Международное право в документах» (М., 1982), «Международное публичное право». Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), «Действующее международное право». Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).
Источник
Кодификация международного права
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов. Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела; в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс. Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права. При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности. Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д. Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций. Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др. Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права… 1970 г.). Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации. Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами. Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (с 1982 г. — «Сборник международных договоров СССР»), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. «Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи». Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник «Международные нормативные акты ЮНЕСКО». Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует «Treaty Series»; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — «Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ»; в рамках Совета Европы издается «Европейская договорная серия». Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: «Международное право в документах» (М., 1982), «Международное публичное право». Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), «Действующее международное право». Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997). Литература Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982. Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного права // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988. Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном международном праве. Казань, 1989. Лукашук И. И. Механизм международно-правового регулирования. Киев,1980. Лукашук И. И. Обычные нормы современного международного права // Московский журнал международного права. 1994. №2. Лукашук И. И. Международное «мягкое» право // Государство и право. 1994. № 8-9. Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980. Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972. Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984. Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник международного права. 1978. М.,1980. Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6. Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3. Черниченко С. В. Нормы международного права, их структуры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980. Черниченко С. В. Нормы международного права, их создание и особенности их структуры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М.,1980. Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981. Глава 5 |
Источник