Какими могут быть нарушения градостроительных норм
Содержание статьи
Существенное нарушение градостроительных и строительных норм
Существенное нарушение градостроительных и строительных норм
Постройка будет считаться самовольной, когда существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.
Модельный гражданский кодекс Содружества Независимых Государств градостроительные нормы называет архитектурными (ст. 232).
Градостроительные нормы и правила основываются на положениях Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Следует отметить, что в свете происходящей в настоящее время градостроительной реформы, большинство ранее действовавших норм в данной области отменены. Но ими продолжают руководствоваться и государственные органы и застройщики, либо эти нормы действуют формально (уполномоченными государственными органами не отменены) и применяются в части, не противоречащей новому Градостроительному кодексу РФ. Например, Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 года № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации».
Нарушением градостроительных правил являются несоблюдение планировки застройки населенного пункта, конкретной улицы, осуществление надстроек, ухудшающих внешний вид здания. Сюда можно отнести и нарушения, связанные с несоблюдением или нарушением разрешений, о которых шла речь в предыдущем подразделе настоящей главы, например, грубое отступление от проектной документации (нарушение этажности, отклонения от габаритов постройки).
Строительные нормы и правила содержатся в отдельных законах — например:
— Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости»;
— Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
и в подзаконных нормативных актах — например:
— Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17 сентября 2002 г. № 123 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июля 2001 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил РФ «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 года № 1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий».
На территории города Владивостока действуют Правила организации строительных работ, утвержденные решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 года № 122.
Перечень норм, которые нужно соблюдать застройщику, очень широк и подробно не исследуется автором, так как строительство объектов недвижимости без нарушений норм права не является темой исследования в настоящей работе.
Нарушения строительных норм и правил могут быть различными по содержанию, в том числе выражаться в снижении прочности, устойчивости или надежности постройки. До вступления в силу Кодекса об административных нарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее Кодекс об административных правонарушениях РФ) данные нарушения подробно раскрывались в Положении о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.07.1993 года № 729.
Так, с учетом требований ст. 222 ГК РФ, истцу правомерно было отказано в удовлетворении иска в части взыскания затрат на возведенные им объекты и сооружения. Основанием этому послужило отсутствие проектно-сметной документации, необходимых разрешений соответствующих государственных органов и нарушение строительных норм и правил.
Известны случаи, когда застройщики, осуществляя строительство с нарушением установленных законом норм, оспаривали конституционность этих норм. Так, гражданка О.П. Бовина обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ, считая, что положения статей 16 (использование земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий), 20 (осуществление градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки), 62 (отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство в случае несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка) Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 года № 73-ФЗ нарушают ее права, закрепленные статьями 18 и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. В действующем Градостроительном кодексе РФ данные нормы права содержатся в статьях 2 и 51.
Конституционный суд РФ обосновано отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы, указав, что обжалуемые нормы не нарушают конституционные права и направлены на реализацию статей 9 (часть 1), 17 (часть 3), 36 (части 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ.
ГК РФ требует, чтобы допущенное нарушение было «существенным», при этом, не конкретизируя какие нарушения надо считать таковыми. Для решения этого вопроса может быть использовано заключение специалиста или назначена экспертиза. Закон умалчивает о том, будет ли постройка считаться самовольной, если компетентные органы найдут указанные нарушения, а застройщик сможет их устранить. В такой ситуации можно предположить, что существенность нарушений заключается в их неустранимом характере.
Если постройка возведена на законном месте, а нарушения при строительстве носят несущественный характер либо имеются нарушения при выдаче необходимых разрешений или при вводе объекта в эксплуатацию, то застройщик будет нести ответственность лишь по нормам Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 9.4, 9.5). То есть, постройку нельзя будет признать самовольной, и к ней не будут применяться соответствующие правовые последствия, о которых речь идет в § 1 главы 2 данной работы.
Как показывает практика, недобросовестные застройщики устраняют даже существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, так как закон этого не запрещает. Таким образом, легализуют самовольную постройку, минуя уполномоченный на это суд.
Возведенный объект недвижимости (объект завершенного строительства) должен быть введен в эксплуатацию. Для этого необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию (ст.55 Градостроительного кодекса РФ). Оно представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Таким образом, данный документ может служить доказательством отсутствия каких-либо нарушений градостроительный и строительных норм. Но отсутствие акта приемки объекта в эксплуатацию не является признаком самовольной постройки.
К сожалению, известны случаи вынесения незаконных судебных решений.
Например, решением Артемовского городского суда со ссылкой на положения ч. 1 ст. 218 ГК РФ за гражданином Е. признано право собственности на гараж, возведенный им на выделенном земельном участке. Однако вопросы о том, возведено ли строение в соответствии со строительными нормами и правилами, получены ли необходимые разрешения специальных служб, судом не обсуждались. В итоге, суд признал права собственности на объект недвижимости, строительство которого было осуществлено без соблюдения требований закона. Вышестоящей инстанцией данная судебная ошибка была ликвидирована.
Следует отметить, что, несмотря на аналогичность норм гражданского законодательства во всех странах Содружества Независимых Государств, легальное понятие самовольной постройки в Гражданском кодексе Республики Казахстан (ст.244) не содержит третьего признака самовольности. То есть, по закону Казахстана самовольной можно признать постройку только при наличии первого или второго признаков. Это первый вывод, который можно сделать из анализа нормы. Но возможен и другой вариант — при расширительном толковании нормы «созданное без получения на это необходимых разрешений», то есть, законодатель предполагает отсутствие необходимых разрешений и нарушение соответствующих норм. Данный вывод исходит из взаимосвязи второго и третьего признаков самовольной постройки. Это видно из анализа сложившейся практики «самостроя»: если лицо изначально не получило необходимые разрешения, то и строительство объекта происходит с нарушением соответствующих строительных и градостроительных норм.
Данный признак, при его наличии, по сравнению с другими, легче всего ликвидировать. Поэтому, чаще всего объекты признаются самовольными постройками по причине создания их без получения на это необходимых разрешений или создания на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами. Но умалять значение этого признака не стоит, так как именно он охраняет интересы и права других лиц, обеспечивая безопасность их жизни и здоровья.
Источник
Существенность и неустранимость нарушения строительных норм при возведении самовольной постройки – отказ в иске о признании права
«Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 года:
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Как показало изучение судебной практики, существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суды выясняют, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Для установления наличия (отсутствия) отступлений от градостроительных и строительных правил при возведении самовольной постройки судами, как правило, назначаются судебные строительно-технические экспертизы. Учитывая содержащиеся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснения о недопустимости постановки перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда, вопросы существенности допущенных при возведении самовольной постройки градостроительных норм и правил не могут ставиться на разрешение эксперта.
К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов, публичных интересов послужило, например, основанием для отмены судебных постановлений, состоявшихся по делу по иску администрации муниципального образования к К. о сносе самовольной постройки и по встречному иску К. к администрации муниципального образования о признании права собственности на незавершенный строительством дом.
Решением районного суда в удовлетворении первоначального и встречного исков было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение суда первой инстанции было в части отменено, вынесено новое решение о возложении на К. обязанности снести за его счет самовольно возведенный капитальный объект недвижимости.
Отменяя апелляционное определение в части отмены решения районного суда и вынесения нового решения об удовлетворении требований администрации муниципального образования, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее.
Установлено, что площадь спорного объекта незавершенного строительства составляет 304,8 кв. м. Согласно результатам судебной строительно-технической экспертизы этот объект расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка и лишь незначительная часть пристройки к нему, размером 0,2 м x 6 м, размещена с выступом за красную линию. Общая площадь застройки составила 50% площади земельного участка, что удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект незавершенного строительства не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице.
Удовлетворяя исковые требования о сносе спорного объекта капитального строительства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что он имеет все установленные ст. 222 ГК РФ признаки самовольной постройки, поскольку К. без получения разрешительных документов возводит второй этаж и часть самовольного строения выступает за границы правомерного земельного участка.
Не соглашаясь с данным выводом суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что он сделан без учета разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22, поскольку для правильного разрешения этого дела необходимым является установление обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки и т.д.
Судебная коллегия указала, что возведение второго этажа строения без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса строящегося объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Обращаясь в суд со встречным иском, а также в судебном заседании К. утверждал, ссылаясь на имеющееся в материалах дела заключение экспертов, проводивших судебную строительно-техническую экспертизу, что выявленное нарушение, связанное с неправильным размещением объекта, может быть устранено без сноса объекта строительства.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции при принятии решения о сносе всей самовольной постройки не обсуждено и не установлено, насколько избранный истцом способ защиты прав соответствует допущенному ответчиком нарушению, заключающемуся в осуществлении строительства без необходимого разрешения, а также в размещении этого объекта с выступом за красную линию на 0,2 м на протяжении 6 м, и возможно ли устранение данного нарушения без сноса объекта незаконченного строительства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 18-КГ13-14.).
По другому делу суд, придя к выводу о том, что возведение гаража с нарушением требований отступа от межевой границы не является существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, противопожарные и санитарные разрывы соблюдены, опасности для жизни и здоровья людей указанный объект не представляет, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о сносе гаража, одновременно возложив на ответчиков обязанность по устранению выявленных недостатков постройки путем переустройства ее конфигурации и установления по краю ската крыши снегозадерживающих заграждений.
Вернуться к началу документа: «Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»
Источник
Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве | ГАРАНТ
Статья 66. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве
1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве:
нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации —
влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
разработка градостроительной документации без соответствующих лицензий —
влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации —
влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки —
влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка) —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов архитектуры и градостроительства —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации —
влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон —
влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение красных линий —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;
уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур —
влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве —
влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, юридических лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
3. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
4. Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве налагаются должностными лицами органов архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными соответствующими органами архитектуры и градостроительства, в пределах их компетенции, а также комиссиями, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления.
Разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области градостроительства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Штрафы, поступившие от граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве, зачисляются в соответствующие бюджеты, а также в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут направляться в специальные фонды соответствующих органов архитектуры и градостроительства, средства которых используются на финансирование градостроительной деятельности и развитие материально-технической базы указанных органов архитектуры и градостроительства.
6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.
Источник