Какие вы можете назвать причины появления институтов ответы
Содержание статьи
Институциональная экономика
История институциональной экономики как научного направления насчитывает более чем столетие. Однако, в связи со своеобразием включаемой в нее научно-теоретической проблематики, она до настоящего времени не имеет законченной классификации теорий, которые составляет ее основу.
Понятие институтов, основные теории появления институтов
Термин «институт» (англ. -to institute) в переводе означает «основывать», «устанавливать». Первоначально — это «порядок», «обычай», в дальнейшем (и в современном понимании) — это определенная система правил, которые сложились в обществе в процессе его культурного и экономического развития, регулирующие взаимодействие его участников, определяющие наиболее привычный способ организации деятельности различных сфер общества.
Таким образом, можно сказать, что «институт»- это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.
Замечание 1
Институциональная система (ИС) может быть рассмотрена как определенная совокупность правил, определяющих поведение отдельных людей, которые регламентируют возникающие взаимоотношения между участниками, существующая в любых организациях;
ИС определяет направление движения основных этапов воспроизводственного цикла: цикла производства, цикла распределения, цикла обмена и цикла потребления;
Посредством ИС формируется структура мотивов, определяющих необходимость взаимодействия участников определенного института, как в сфере политики, так и сфере социально-экономической жизни общества, то есть формирование системы побудительных мотивов;
ИС отражает те обстоятельства (конкретные исторические факты), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени.
Замечание 2
В чисто экономическом смысле институты определяют способы использования ограниченных ресурсов. С другой стороны, институты могут и противодействовать экономическому развитию, и в таком случае актуальным становится вопрос изменения институциональной структуры согласно цели повышения эффективности функционирования экономики.
Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:
- координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
- предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
- осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных.
Основания (подходы) существования институтов
Существует несколько взглядов на причины возникновения институтов:
- во-первых, институты внешние — нормативные, то есть «институт» представляет собой правило, которое было предложено к исполнению извне, поэтому только ужесточение санкций за его нарушение сможет заставить его выполнять;
- во-вторых, «институт» — это отражение нравственной позиции личности, которая сама делает выбор различных альтернатив поведения. В этом случае санкция за несоблюдение данного выбора будет выражаться через определенный моральный дискомфорт. Это — этический подход.
- в-третьих, «институт» — это продукт процесса естественного отбора в исторической перспективе, при котором происходит уничтожение институтов, которые исторически изжили себя, и формирование институтов, которые актуальны для общества в настоящий период. Это — эволюционный подход;
- в-четвертых, «институт» — «специфическое знание», передаваемое через поколения посредством культурно-общественных связей, практическая значимость которого подтверждена опытом более ранних поколений. Это — информационных подход;
- в-пятых, «институт» представляет собой многостороннее соглашение среди членов общества. Это — контрактный подход;
- в-шестых, «институт» представляет собой форму социального взаимодействия членов общества между собой, согласно установленных правил. Это — социологический подход;
- в-седьмых, «институт» является формой организации по упорядоченному и согласованному взаимодействию отдельных частей общества. Это — организационный подход;
- в-восьмых, «институт» представляется правилом некоторой игры, которую участник общества ведет с другими участниками общества, имея целью предсказание наиболее вероятного поведения контрагентов. Это — игровой подход;
- в-девятых, «институт» отражает стремление участников уменьшить свои расходы, которые возникают в процессе заключения сделок. Это — трансакционный подход.
Классификация институтов
Существует следующая классификация типов институтов:
По происхождению институты делятся на:
- естественные, которые были созданы без использования какой-либо идеальной нормативной модели;
- искусственные, которые были созданы действиями участниками института, осуществленными согласно идеальной нормативной модели.
По уровню формальности институты делятся на:
- формальные, которые в обязательном порядке должны исполняться всеми участниками или определенной группой участников санкции;
- неформальные, в основе которых лежат формальные и неформальные правила.
По способу возникновения институты делятся на:
- первичные;
- вторичные.
По необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта институты делятся на:
- внутренние институты;
- внешние институты.
По сферам функционирования институты делятся на:
- институты рынка. Это фирмы, домашние хозяйства, государство;
- институты политики (партии, общественные объединения);
- институты идеологии (различные религиозные конфессии, национальные идеи) и т.д.
По степени распространенности институты делятся на:
- всеобщие институты (отдельные виды законодательных актов);
- групповые институты (правила внутреннего распорядка));
- единичные институты (например, договора подряда).
- по степени определенности участников институты делятся на:
- ориентированные на конкретных, определенных участников;
- ориентированные на неопределенных участников, любых участников, то есть всех, кто в состоянии выполнить действия, предписываемые этим институтом.
Источник
Как объяснить появление новых социальных институтов и отмирание старых?
Голосование за лучший ответ
Мария Знаток (283) 5 лет назад
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества, и возникает в обществе для удовлетворения той или иной социальной потребности.
Формирование социальных институтов
Возникновение социальных институтов связано с процессами упорядочения, стандартизации и формализации социальных связей, которые называются институционализацией. При превращении социальных связей в социальные системы и возникают институты.
В обществе существует иерархия социальных институтов, адекватная социальным системам, в которых действуют эти институты: демосоциальные, экономические, политические, духовные.
Качество социальных общностей, где возникают социальные институты, меняется: они дополняются новыми свойствами. Социальные институты находятся в непрестанном развитии и совершенствовании путем реформ, эволюции, революций. Причиной появления новых и совершенствования старых социальных институтов является прежде всего возникновение новых и развитие прежних потребностей. Например, в постсоветской России возникли такие институты, как Федеральное собрание, Конституционный суд, рынок и т. п., произошла диверсификация системы высшего образования, появились частные вузы.
Кроме того, причиной возникновения социальных институтов является появление новых ценностей — идеалов лучшего будущего, возникающих в обществе. Они оказывают громадное влияние на институциональные потребности, ценности, нормы, убеждения, а через них — на институционализацию статусов-ролей данного общества: семейных, бытовых, трудовых и т. п. Можно выделить три культурных уровня институционализации новых ценностей, статусов и ролей в социальных связях: 1) новые знания и убеждения людей; 2) новые нормы поведения; 3) новые ценности.
Становление социальных институтов, адекватных общественным системам (демосоциальной, экономической, политической, духовной), соответствует последовательности превращения важнейшие общественных потребностей в актуальные. Становление социальных институтов (процесс институционализации) семьи, денег, права, образования, торговли, науки и других проходит несколько этапов, которые накладываются один на другой.
Во-первых, возникает какая-то общественная нужда (неудовлетворенность), присущая многим. Этот период сопровождается беспорядком, дезорганизацией, свободой социальных связей.
Во-вторых, идет формирование общественной потребности (мотива, плана, средств и т. п.) некоторыми людьми, ее реализация требует организованных действий в данной общественной сфере.
В-третьих, стихийно (путем проб и ошибок) и сознательно формируются социальные регуляторы (ценности, нормы убеждения), а также процедуры (привычки, обычаи, традиции), которые им соответствуют.
В-четвертых, устанавливается система санкций (наказаний и поощрений) за соблюдение социальных регуляторов.
В-пятых, возникают системы статусов и ролей, разделяющих членов социальной группы. Это завершающий этап, потому что социальный институт — это статусно-ролевая система социальных связей, образующая сущность социальной системы.
Становление и развитие социальных институтов связано с изменением их общественных функций, которые достаточно многообразны.
Во-первых, это функция закрепления социальных связей с помощью системы институциональных регуляторов, придающих действиям людей стандартизированный и регулярный характер.
Во-вторых, это интегративная функция, обеспечивающая: а) сплочение в социальную группу; б) соединение усилий членов группы, вызывающее кумулятивный эффект социального института.
В-третьих, это социализирующая функция, передача накопленного институционального опыта от одного поколения к другому и формирование необходимого для данного общества типа людей.
Источник
1.2. Причины появления институтов.
Каковы причины появления и воспроизводства институтов? Одно из любимых определений Норта: «Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь».2Институты являются необходимым продолжением присущих человеку способов обработки информации.
Как известно, изменение системы общественных институтов определяется непосредственной деятельностью самих людей. Только от целенаправленных действий людей зависит то, какой вид примет та или иная система общественных институтов. Однако деятельностью людей, направленной на создание или преобразование системы общественных институтов, вполне могут управлять и какие-то иные факторы, не зависящие от субъективной воли этих людей. В своих поступках люди обычно бывают совершенно свободны, тогда как в своих целях они подчинены объективным обстоятельствам. Какие же объективные обстоятельства способны заставить людей создавать или изменить ту или иную систему общественных институтов?
Таким обстоятельством являются требования, предъявляемые к поведению людей тем или иным способом общественного производства. Каждый отдельно взятый способ общественного производства только в том случае сможет эффективно функционировать, если поведение людей не будет препятствовать, во — первых, функционированию производственно-технологических процессов и, во — вторых, процессам активизации трудовой деятельности своих экономических конкурентов.
Примером того, как определенная часть общества способна воспрепятствовать функционированию определенных производственно-технологических процессов, является поведение феодалов и наемных рабочих на ранних этапах становления промышленного способа производства. Здесь речь идет о феодальном налогообложении купцов и ремесленников Действительно, если купцов и предпринимателей нещадно обирать, то очень трудно будет обеспечить стабильное и эффективное развитие нового способа общественного производства.
Примером препятствия развитию процессов активизации трудовой деятельности предпринимателей является деятельность части государственных чиновников в том же историческом периоде. «Опека», проявляемая этими чиновниками над деятельностью предпринимателей, зачастую оборачивалась элементарным рэкетом, что существенно снижало готовность людей к активизации своих предпринимательских способностей.
Основным фактором, обеспечивающим приведение системы общественных институтов в соответствие с требованиями эффективного функционирования каждого отдельного способа общественного производства, является конкурентная борьба, осуществляемая между отдельными человеческими обществами. Любое человеческое общество, находящееся в среде других таких же обществ, должно быть экономически и политически сильным. Без этого условия невозможно выжить и занять достойное место среди других обществ.
Поэтому высшая власть любого общества заинтересована в создании такой системы общественных институтов, которая способствовала бы усилению его экономической и военной мощи. Если бы представителям высшей власти этих обществ, сразу же после перехода к новому способу общественного производства, была бы известна модель системы общественных институтов, в наибольшей мере соответствовавшая данному способу общественного производства, то они непременно создали бы такую институциональную систему.
Однако при переходе общества к новому способу общественного производства никто не знает, какой должна быть наиболее эффективная институциональная модель и как подойти к ее созданию. Такая модель создается в результате тернистого пути, усеянного многочисленными ошибками и их последующими исправлениями. Как правило, человеческие общества переходят к новому способу общественного производства в условиях функционирования прежней модели общественных институтов. Вследствие этого, развитие нового способа общественного производства сталкивается с различными препятствиями. Главным из этих препятствий является поведение людей, не соответствующее требованиям нового способа общественного производства.
По мере того как представителями высшей власти общества раскрываются конкретные формы проявления тех или иных препятствий, ими создаются общественные институты, необходимые для их преодоления. Осознание истинных причин возникновения этих препятствий происходит не сразу. Поэтому, создаваемые общественные институты не сразу принимают ту форму, которая в наибольшей мере отвечает требованиям эффективного развития нового способа производства. В большинстве случаев приходится перепробовать несколько вариантов различных общественных институтов для того, чтобы найти самый подходящий вариант.
Множество раз изменяя различные компоненты преобразуемой системы общественных институтов, власть постепенно приближается к созданию наиболее эффективной институциональной системы. По мере исправления допущенных ошибок в стране постепенно формируется такая система институтов, которая в наибольшей степени соответствует новому способу общественного производства.
Таким образом, само появление и функционирование нового способа общественного производства медленно, но неуклонно воздействует на процесс изменения системы общественных институтов, постепенно приспосабливая ее к себе, и тем самым превращая ее в совершенно новую институциональную систему.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1 Институтом не является А Деньги Б Издержки
1. Институтом не является: А) Деньги Б) Издержки В) Государство Г) Собственность Д) Ни один из этих ответов
2. Какие Вы можете назвать причины появления институтов? а) низкие трансакционные издержки; б) высокие трансакционные издержки; в) низкие производственные издержки; г) высокие трансформационные издержки; д) предельные издержки.
3. Что не входит в состав института? а) неформальные нормы; б) организации; в) система наказания; г) формальные нормы.
4. Чем определяются большая устойчивость неформальных норм? а) длительностью их эволюции; б) искусственным установлением «сверху» ; в) судебной практикой; г) законодательством; д) обществом.
5. Что относится к формальным правилам? а) конституция; б) традиция; в) обычай; г) закон; д) категория.
6. Что такое трансакционные издержки? а) это издержки, связанные с производством продукции; б) это издержки, связанные с производством товаров и услуг; в) это издержки, не связанные с производством; г) это издержки на покупку сырья и материалов; д) это издержки, связанные с покупкой услуг. .
7. Какие издержки не относятся к трансакционным издержкам? а) издержки поиска информации; б) издержки оппортунистического поведения; в) издержки обслуживания станков и оборудования; г) издержки защиты прав собственности; д) переменные издержки.
8. Какие издержки относятся к трансакционным издержкам? а) издержки на заработную плату учителя; б) затраты семьи на оплату мобильного телефона; в) затраты фирмы на закупку сырья и материалов; г) затраты семьи на бензин; д) затраты семьи на побелку потолка, залитого соседями с верхнего этажа.
9. По Веблену, институты — это: а) обычаи, привычки, нормы б) нормы, соглашения в) законы, конституции г) обычаи, соглашения
10. Любой институт определяется через: а) правила б) права в) соглашения г) соотношение соглашений
11. В письменной форме зафиксированы правила: а) формальные б) формализуемые в) неформальные г) неформализуемые
12. Локальные правила — это правила: а) Экономические б) политические в) этические г) контрактационные
13. Институты, по Д. Норту — это совокупность правил: а) формальных б) неформальных в) криминальных г) формальных и неформальных
14. Институты: а) увеличивают трансакционные издержки б) сокращают трансакционные издержки в) увеличивают неопределенность г) сокращают определенность
15. Рутина- это: а) неформальный групповой институт б) формальный групповой институт в) непредсказуемый образец поведения фирм г) предсказуемый образец поведения фирм
16. Рутины, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы называются: а) отношенческие б) экологические в) технологические г) смешанные
17. Нормы: а) ориентированы на достижение результата б) носят только добровольный характер в) не ориентированы на достижение результата г) носят только принудительный характер
18. Классификацию трансакций в соответствии с их главными свойствами предложил: а) Коммонс б) Норт в) Уильямсон г) Митчелл
19. Торговые трансакции создают в рыночной системе: а) стимулы для производства материальных ценностей б) материальные ценности в) распределение прибылей и убытков г) распределение только прибылей
20. Верны ли утверждения? А) Институт — ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов с целью упорядочения их взаимодействий В) Институт — это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия. Подберите правильный ответ А — да, В — нет А — нет, В — да А — да, В — да
21. Понятие «мягкой инфраструктуры» используют в а) теории общественного выбора б) классическом институционализме в) теории прав собственности г) неоклассической теории
22. Увеличение экономических прав человека и ограничение сфер деятельности государства в неоинституционализме называют а) «мягкой инфраструктурой» б)конституционной трансформацией в)системной организацией г) «жесткой инфраструктурой»
23. Разграничьте представленные варианты действий индивида между различными моделями поведения: а) Цель б) Атрибут в) Требование г) Условие д) Фактор долженствования е) Санкция ж) Соглашение
24. Верны ли утверждения? А) Асимметричность правового положения сторон типична для трансакций рационирования и управления В) Асимметричность правового положения сторон характерна для торговой трансакции Подберите правильный ответ А — нет, В — нет А — да, В — да А — нет, В — да А — да, В — нет
25. Верны ли утверждения? А) Взаимоотношения между советом директоров и управляющим фирмой являются примером трансакции рационирования В) Взаимоотношения управляющего фирмой с членами совета директоров — это трансакция управления Подберите правильный ответ А — да, В — нет А — нет, В — да А — нет, В — нет А — да, В — да
26. Верны ли утверждения? А) Действия кредитора и заемщика на рынке свободных денежных капиталов являются примером торговой трансакции В) Действия кредитора и заемщика — это примеры трансакции рационирования Подберите правильный ответ А — да, В — да А — нет, В — да А — да, В — нет А — нет, В — нет
27. Верны ли утверждения? А) Институт — это совокупность, состоящая из правила или нескольких правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этих правил В) Институт — это договоренности между хозяйственными единицами, определяющие способы кооперации и конкуренции Подберите правильный ответ А — нет, В — да А — да, В — нет А — да, В — да А — нет, В — нет
28. Верны ли утверждения? А) Поведение законодателей на политическом рынке является примером торговой трансакции В) Поведение законодателя на политическом рынке есть пример трансакции управления Подберите правильный ответ А — да, В — да А — да, В — нет А — нет, В — да
29. Верны ли утверждения? А) Поведение рабочего и мастера являются примером трансакции рационирования В) Поведение рабочего и мастера — это пример трансакции управления Подберите правильный ответ А — нет, В — нет А — да, В — да А — да, В — нет А — нет, В — да
30. Верны ли утверждения? А) Симметричность правового положения сторон возможна лишь в случае трансакции рационирования В) Симметричность правового положения сторон характерна только для трансакции торговой Подберите правильный ответ А — да, В — нет А — нет, В — да А — да, В — да А — нет, В — нет
31. Верны ли утверждения? А) Трансформационные издержки связаны с изменением физических характеристик блага В) Трансформационные издержки связаны с изменением институциональных ( «правовых» ) характеристик блага Подберите правильный ответ А — нет, В — нет А — да, В — нет А — нет, В — да А — да, В — да
32. В рамках экономической системы в целом О. Уильямсон выделил следующие уровни: а) институциональное соглашение б) институциональная среда в) международные соглашения г) индивид
33. Трансформационными издержками производства представители неоинституционализма называют издержки, а) связанные с торговыми наценками б) связанные с функционированием государственных структур в) характеризующие правовые затраты г) связанные с изменением и воспроизводством физических характеристик благ
34. Установите соответствие между понятиями и их содержанием 1 институт 2 институциональная среда 3 институциональное соглашение 4 неформальные правила а) договоренности между хозяйственными единицами, определяющие способы кооперации и конкуренции б) правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник групп в) совокупность основополагающих социальных, политических, юридических, экономических правил, определяющих рамки деятельности индивидов г) совокупность, состоящая из правил и внешнего механизма принуждения к их исполнению
35. В каком из типов трансакций, согласно Дж. Коммонсу, предполагается одинаковый правовой статус участников этих трансакций? а) в рамках управленческой трансакции; б) в рамках рационирующей трансакции; в) в рамках рыночной трансакции; г) ни в одном из вышеперечисленных типов трансакций.
36. Если ценовая эластичность спроса для товара равняется — 0, 5, то это означает, что: а)всякие изменения цены изменяют спрос на 50%; б) увеличению количества товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает уменьшение цены на 0, 5%; в) увеличению количества товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает увеличение цены на 2%; г) изменение цены на 0, 5% вызовет такое же изменение количества товара, на который предъявлен спрос; д) снижению количества товара, на который предъявлен спрос, на 1% отвечает увеличение цены на 2%.
37. Фирма производит и продает два товара: А и Б. Первый имеет много заменителей, а второй представляет значительную долю в доходах потребителей. Увеличение цены каждого из товаров приведет: а) к увеличению выручки от продажи товаров; б) к уменьшению выручки от продажи товаров; в) к увеличению выручки от продажи товара А и уменьшению ее от продажи товара Б; г) к уменьшению выручки от продажи товара А и увеличению ее от продажи товара Б;
38. Если с уменьшением цены на один товар на 2% спрос на взаимосвязанный с ним товар уменьшился на 3%, то это означает, что: а) коэффициент ценовой эластичности спроса является отрицательным; б) коэффициент ценовой эластичности спроса превышает 1; в) коэффициент перекрестной эластичности спроса превышает 1. г) коэффициент перекрестной эластичности спроса не превышает 1.
39. Предположим, что предложение товара А абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар возрастет, то равновесная цена: а) уменьшится, а равновесное количество товара возрастет; б) уменьшится, уменьшится и равновесное количество товара; в) увеличится, а равновесное количество уменьшится; г) увеличится, а равновесное количество товара останется неизменным;
40. Если цена товара возросла с 2 до 3 д. е. , а объем спроса на него уменьшился со 1500 шт. до 1000 шт. , то коэффициент ценовой эластичности спроса равен: а) 1, 0; б) 0, 002: в) 5, 0; г) 0, 04. д) 0, 45
41. Какое из приведенных ниже значений коэффициента эластичности по доходу касается товаров первой необходимости: а) меньше 0; б) больше 0, но меньше 1; в) больше 1; г) меньше 1; д) равен 1
42. Совершенствование технологии перемешает: а) линию спроса вправо; б) линию спроса влево; в) линию предложения вправо; г) линию предложения влево;
43. Чем можно объяснить смещение кривой предложения на товар А? А) уменьшением спроса на товар А; б) предоставлением потребителями преимущества товару А, как входящему в моду; в) снижением цены товара А; г) изменением цен на ресурсы, необходимые для производства товара А;
44. Если рыночная цена ниже равновесной, то: а)возникает дефицит товара; б)появляется излишек товара; в)снижается цена ресурсов; г)на рынке возникает преимущество покупателей. Д)возникает профицит товара.
45. Что может привести к увеличению равновесной цены товара? А)увеличение спроса на товар; б)уменьшение спроса на товар; в)увеличение предложения товара; г)одновременное и одинаковое увеличение спроса и предложения;
ТЕСТ ОКОНЧЕН !
Источник