Какие причины могут быть если у ребенка нет аппетита
Содержание статьи
Ребенок плохо ест. 5 причин отсутствия аппетита у детей
Плохой аппетит у ребенка летом — скорее исключение, чем правило, ведь движение и свежий воздух делают свое дело. Однако в жару дети действительно могут есть меньше обычного. Так ли важно следить за количеством съеденного, рассказывает врач-педиатр с 40-летним опытом Юрий Иванович Староверов.
Причина плохого аппетита первая: ем что хочу
С утра в клинике раздается телефонный звонок. Тревожный женский голос сообщает: «Мой мальчик отказывается есть. И это уже не первый раз. Что делать?». Для начала всегда неплохо выяснить, в чем же проявляется отсутствие аппетита. Нередко выясняется, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется. Очевидно, что проблема избирательного аппетита прямого отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема педагогическая: в семье растет узурпатор и эгоист.
А что же все-таки делать? Важно, чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4 часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких разговоров о еде.
Многие возражают: «Так ведь он так не будет есть и целый день». Ничего страшного. Природа создала человека таким образом, что он вполне безболезненно может обходиться без еды (но не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок…
Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если папа обычно «на ходу» перекусывает бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом.
Причина вторая: перекусы
Другой распространенный вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой. Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. Или школьник возвращается домой, когда взрослые еще на работе. Он достает из холодильника и съедает кусок колбасы. Возвращается мама, предлагает ему поесть, а у него нет аппетита.
Если вы хотите, чтобы у ребенка был аппетит, не следует подкармливать его между приемами пищи.
Причина отсутствия аппетита третья: индивидуальное развитие
Как известно, дети очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный, носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный, малоподвижный, предпочитает тихие игры, любит слушать, когда ему читают книжки. Первый, как правило, худенький независимо от того, чего и сколько съедает, — все сгорает в его энергетической топке. Второй обычно хорошо упитан, хотя может съедать и меньше первого. Потребности детей в пище в значительной мере зависят от затрат на физические нагрузки, рост, теплопродукцию, борьбу с инфекциями. На улице похолодало — ребенок стал лучше есть; ускоряется рост в периоде полового созревания — улучшается аппетит; побегал на улице — «нагулял аппетит».
Наряду с различиями в энергетических потребностях у каждого ребенка свои возможности пищеварения (расщепления и всасывания пищи), своя интенсивность обмена веществ. И в зависимости от этого потребность в пище у детей одного возраста также может существенно различаться.
Мерилом адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а уровень его развития: темпы роста, упитанность, своевременность появления у него новых навыков.
Зачастую обращаются к врачу не потому, что ребенок плохо ест, а в связи с тем, что: «Кормлю его, кормлю, а у него все равно ребра торчат». И порой чрезвычайно трудно убедить маму (а особенно бабушку), что так и должно быть, что это нормально.
А должно так быть потому, что дети растут неравномерно. До 3 лет продолжается так называемый «период первой полноты», когда прибавки веса несколько опережают темпы роста. А вот после 3-4 лет начинается период вытягивания (так называемый «полуростовой скачок роста»). Ребенок ускоряется в росте, и складывается впечатление, что он худеет. И в первый класс большинство детей идет худенькими, стройными.
«Большинство, но далеко не все» — скажете вы, и будете правы. Да, действительно, дети кроме всего прочего различаются между собой и особенностями телосложения. Одни узенькие с удлиненной цилиндрической грудной клеткой, с длинными руками и ногами и с малым количеством жировой ткани — астеники. Другие с широкой грудной клеткой, крепким костяком, хорошо развитой мускулатурой и склонностью к повышенному жироотложению. И то и другое совершенно нормально. Но отчего такие различия? Может быть, дело в питании? Все гораздо проще. Посмотрите на себя в зеркало. Ребенок похож на вас не только цветом глаз и формой ушей, но и особенностями телосложения.
Причина четвертая: нагрузки
Вам, конечно, приходилось наблюдать за детьми. Дома, на улице они способны часами бегать, прыгать, скакать, кувыркаться. Ребенок по природе своей — сгусток энергии, требующей выхода. По мере расхода этой энергии возникает потребность в ее пополнении, то есть появляется аппетит. Чрезвычайно редко (даже не припомню) жалуются на отсутствие аппетита дети, систематически занимающиеся спортом.
В нашей клинике была обследована довольно большая группа девочек-пловчих и девочек-гимнасток. У нас проводилось профилактическое обследование нахимовцев и кадетов. Плохого аппетита не замечено ни у кого. И дело не в том, что их у себя плохо кормят. Просто у них у всех высокий уровень физических нагрузок.
Высокие энергозатраты — и у ребенка нет проблем с аппетитом.
Возможно, что в приведенном примере также имеет значение феномен «коллективного питания». Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.
А вот родные полного мальчика жалуются на отсутствие у него аппетита. Оказывается, от физкультуры он освобожден по какому-то надуманному предлогу, после школы дополнительно занимается иностранным языком, в музыкальной школе играет на скрипке, вечером — за компьютер. Обычный современный ребенок! Чему же здесь удивляться? Да у него и при пониженном аппетите сохраняется избыточный вес.
Чем же здесь можно помочь? Придется ломать весь сложившийся уклад семейной жизни. Недостаточно дать своему отпрыску полезный совет. Тут нужен личный пример. Придется утром выходить с ним на пробежку, днем играть с ним в футбол, зимой кататься на лыжах, летом — на велосипеде, возить его в бассейн, ходить в походы. Либо — признать свою родительскую несостоятельность и оставить все как есть.
Причина пятая: кормление через силу
Ну конечно, вызвать аппетит насильно нельзя, а вот заставить есть своего ребенка безо всякого аппетита возможно. И многие идут именно этим путем. Часто можно услышать: «Ну вот, сразу заставить! Мы своего ребенка не заставляем, мы его уговариваем». Действительно, каких только уловок не изобретают домочадцы, чтобы насытить любимое чадо.
Конечно, запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков.
Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний.
Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.
Пища для ребенка значит очень многое — это его рост, его развитие, его энергия и его здоровье. Но понижение аппетита у ребенка — это вовсе не трагедия. Конечно, это может быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат погрешностей питания.
У дочери в 2,5 года была следующая ситуация. Начала отказываться от еды, сначала избирательно, потом даже от любимых продуктов. Длилось это около трех недель. Педиатр не видела в этом ничего страшного,говорила, не заставлять, убрать перекусы. Когда дочь три дня подряд ела 2 ложки каши утром, а оставшийся день пила только воду, я стала впадать в панику. При этом ребенок просил кушать, но отказывался от всего, что я предлагала. К счастью, как раз нам предстоял плановый осмотр у стоматолога, где у нас обнаружился стоматит. Как только начали лечить десны, дочь начала кушать все лучше с каждым днем. Поэтому, относитесь внимательней к своим детям и убедитесь, что ребенок здоров.
2015-02-11, Жанетт
дочка плохо ела, когда пошла в школу. ясное дело — нахватается булочек и шоколадок, какой уж тут суп? В том году нам наконец ввели карточки на питание, теперь не даю просто наличных денег, ест в столовой (суп, гречку, овощи), и дома с аппетитом тоже ест нормальную еду. Может быть это и довольно жесткая мера, но зато желудок будет здоровый, и лишнего веса не будет. А то на некоторых современных детей страшно смотреть — им 10 лет, и уже двойные подбородки(
2015-08-24, Сергеенко Алисия
У нас на пьедестале — МАКАРОНЫ! Плюс котлета))). готов есть и каждый на завтрак, обед и ужин. Перекусов у нас нет, сладкое строго после еды. Но никакая другая еда его не интересует, разнообразие состоит только в разной форме макарошек. Я его не заставляю, но мягко предлагаю другое. Бывает, иногда съест гречку или омлет… Пока не придумала, что с этим делать.
2016-11-22, ushell
я считаю ,что над ребенком не нужно прям « трястись» ведь он еще маленький и его иммунная система только формируется , понятное дело ,что он будет болеть, иногда иметь плохой аппетит .мы с мужем предпочитаем просто поддержать организм нашего чада и зимой даем витаминки бэби формула мишек для иммунитета ,так я спокойна
2018-03-22, Пузенко
Через недельки полторы приема элькара уже кушал намного лучше, ну а еще через какое то время к нормальному питанию пришли нормальной едой и продуктами, а то целыми днями одни печенюшки и выпрашивал.
2015-12-22, Klarina
Не знаю как у кого, но у нас поесть нормальную еду — это целая проблема, хотим сами не знаем чего, это не буду, то не хочу. У меня в последнее время уже нервы начинают сдавать.
2015-12-19, YUY20
Было такое, тоже прошли, не завидую вам. Надо к доктору ребенка отвести, так как у нас, когда такое было, то приписали элькар пить, после этого аппетит только наладился.
2015-12-21, Klarina
Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
У школьника плохой аппетит: в чем причина
Одна из основных родительских обязанностей касается того, что ребенка нужно накормить. Постепенно это становится не просто обязанностью, но и самой главной родительской привычкой и задачей. Казалось бы, чего проще — накормить обедом ребенка при современном обилии продуктов питания? Оказывается, так просто не у всех. Есть дети, которых со слов родителей невозможно накормить. Они ничего не едят или очень плохо едят. Интересно, родители преувеличивают, или проблема плохого аппетита реально существует и широко распространена? В этой статье мы поговорим о причинах плохого аппетита у школьников и постараемся найти пути решения данной проблемы.
Что такое аппетит?
Аппетит — это предвкушение, приятные ощущения, которые испытывает человек перед приемом пищи или во время этого. Желание есть — совершенно понятное и естественное желание каждого человека. Пища — это источник энергии для нормальной жизнедеятельности. Естественно, если ребенок отказывается от еды, то его родители начинают сильно тревожиться: «А все ли хорошо со здоровьем?»
Если с таким вопросом мама приведет школьника к врачу, то внимательный доктор вместо того, чтобы назначить лекарство, задаст кучу встречных вопросов. А вопросы эти покажутся родителям очень странными и порой не имеющими отношения к проблеме. Действительно ли продолжительность прогулки, школьные нагрузки и отношения с одноклассниками имеют отношение к аппетиту, или же все эти проблемы надуманные? Ниже мы обсудим наиболее частые причины плохого аппетита у детей школьного возраста.
Аппетит пропадает при острых заболеваниях
Да, никто с этим не спорит. Поэтому так и хочется все-таки найти у своего ребенка этакую невиданную болячку, от которой он перестал есть. И задача по ее поиску падает на плечи участкового врача или гастроэнтеролога.
Однако стоит помнить следующее: снижение или отсутствие аппетита при острых и воспалительных болезнях — это нормально. Это своеобразная реакция организма на заболевание: нужно направить свои силы на борьбу с инфекцией и «разгрузить» печень, которая в данный момент борется с токсинами. Несколько дней без полноценного питания ребенок выдержит. Главное, чтобы он пил.
Но назвать такую болезнь, при которых бы не было других симптомов кроме плохого аппетита довольно-таки сложно. Все равно есть другие признаки: боли, повышение температуры, рвота, катаральные симптомы, нарушение мочеиспускания и многие другие. Да и такие простейшие исследования, как общий анализ крови и мочи, копрограмма, рентгенография, обязательно помогут в постановке диагноза. Следовательно, после диагностики острого заболевания и ее лечения у соответствующего специалиста аппетит наладится.
Хронические болезни тоже влияют на аппетит?
Если острой болезни не обнаруживается, но отсутствие аппетита все равно тревожит родителей, так и хочется связать эту проблему с каким-нибудь хроническим заболеванием, а их у современных детей немало. И спектр таких болезней широк: от аденоидов и хронического пиелонефрита до мифического дисбактериоза и дискинезии желчевыводящих путей. Влияют ли они на аппетит? В глобальном смысле нет. Если же ребенок с хроническим заболеванием нормально учится в школе, плюс успевает на дополнительных занятиях, «скачет» по дому все свободное время, то маловероятно, что он не доедает от своей болезни и сильно страдает от этого.
Если же помимо нарушения аппетита, есть другие долгоиграющие проблемы и симптомы, то стоит все-таки заняться лечением у профильного специалиста. Многие хронические болезни дают о себе знать в будущем, обостряются в период полового созревания и в другие периоды. Поэтому каждый родитель должен знать максимальное количество информации об имеющихся проблемах со здоровьем своего ребенка, своевременно посещать лечащего врача и выполнять рекомендации.
Кстати, встречаются индивидуальные особенности обмена веществ, когда человек в принципе ест немного, но при этом он испытывает хороший аппетит. Однако такие особенности не возникают внезапно. Если ребенок с малых лет ест то, что положено, пусть и в небольших количествах, но при этом он не выглядит больным и истощенным, то это нормально.
Плохой аппетит из-за низких энергозатрат
Все логично: чем больше энергии тратит человек, тем больше пищи должно поступать в его организм. Родителям ребенка с плохим аппетитом стоит тщательно проанализировать образ жизни своего ребенка. Как это сделать? В течение 10-14 дней обычной школьной жизни записывать все, что делал ребенок в течение дня, обязательно отмечая время, отведенное на каждое занятие. На что обратить внимание при подведении итогов?
Сколько времени в день ребенок гуляет? Ходьба от дома до школы или от подъезда до машины за прогулку не считаются. Бегает ли он во дворе со своими товарищами, играет ли в подвижные игры, проводит ли время за сезонными развлечениями (санки, лыжи, коньки, велосипед, ролики)? Как он проводит свои выходные? Сколько времени в выходной день ребенок провел на свежем воздухе?
Если выяснится, что ребенок мало гуляет (меньше 1,5-2 часов в будний день, меньше 3 часов в выходной), то нужно проанализировать, почему так происходит? Родители слишком загрузили ребенка учебой, занятиями с репетиторами и кружками? Или же у ребенка нет других интересов, кроме как игры в планшет и просиживания времени в социальных сетях? Следующий шаг родителей после выявления проблемы: нормализация режима дня своего ребенка.
Можно провести простой тест и сделать из него важные выводы относительно аппетита ребенка: уехать в выходной за город и провести весь день на свежем воздухе за активными играми. Наверняка довольный и нагулявшийся ребенок с аппетитом съест предложенный ему ужин и будет с нетерпением ждать следующих выходных, чтобы снова так отдохнуть.
Избирательный аппетит или нарушение пищевого поведения
А вот сейчас мы подошли к самой главной причины плохого аппетита у школьников. Вернее не истинного плохого аппетита, а нежелания есть ту пищу, которая ему предназначена с точки зрения здорового образа жизни. Ребенок не съел творог, но с удовольствием съел сосиски? Школьник отказался от маминого супа, потому что по пути из школы выпил газировку? Первоклассник хмуро отодвинул школьный обед и грызет втихаря от учителя сухарики? Такие ситуации происходят с родителями и их детьми постоянно. Но это не нарушение аппетита и болезнь. Это дефекты воспитания.
Родителями очень легко манипулировать, особенно если найти их слабые стороны. Мама дает ребенку сосиски не потому что, считает их полезными, а так как хочет, чтобы он хоть что-нибудь съел. Лучше сосиска или булочка, чем голодный сон — так считают многие. И получается замкнутый круг. Разорвать его можно только усилием воли родителя, который будет убеждать своего ребенка питаться правильно, рассказывать ему о здоровье и, самое главное, подавать ему собственный пример.
Чем опасно нарушение пищевого поведения? Ведь ребенок вырастет и на булочках, и на пельменях. Вырастет, но неправильное питание в детстве обязательно скажется в будущем, причем размах таких последствий довольно-таки широк (от запоров и хронического гастрита до сахарного диабета и мочекаменной болезни).
Как выявить подобную проблему у собственного ребенка? Очень просто. В течение пары недель досконально записывать все, что съел ребенок с учетом количества съеденного (все печенюшки, конфетки и булочки), а также записывать то, что предлагала ему съесть мама или школьная столовая. Если точек соприкосновения съеденного с предложенным будет очень мало, то придется принимать соответствующие меры.
Могут ли психологические проблемы нарушить аппетит?
Каждый из нас слышал, что личные переживания и различные травмирующие ситуации могут привести к снижению аппетита, хотя у кого-то все происходит с точностью до наоборот. Если взрослые считают, что у детей проблем не бывает, то они очень сильно ошибаются. Бывает так, что дети не рассказывают о проблемах. Или рассказывают, но не слышат ответ родителей. Или слышат не то, что бы им хотелось. Даже если родитель считает детскую проблемой пустяковой или говорит ребенку: «Сам виноват!» — любой ребенок в первую очередь нуждается в поддержке и сочувствии, и только затем в нравоучениях и «разборе полетов».
Как понять, связано или снижение аппетита с психотравмирующей ситуацией? Нужно наблюдать за настроением ребенка, за его отношениями с друзьями и одноклассниками, разговаривать с учителями, искренне интересоваться его школьной жизнью. Если в поведении ребенка ничего не поменялось, и он всегда пребывает в хорошем настроении, то стоит искать другую причину сниженного аппетита.
Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог
Плохой аппетит у ребенка школьного возраста в наше время отмечают не так уж редко. В основном эта проблема возникает у детей младшего школьного возраста. В подростковом периоде организму требуется больше энергии для роста, и родители чаще отмечают, что холодильник не успевает наполняться. А вот в начальных классах дети чаще склонны проявлять избирательность в еде или вовсе отказываться от приемов пищи.
Если не принимать во внимание пониженное количество физических нагрузок у детей, которым вдруг приходится вместо активных прогулок и игр проводить время за партой в школе и за учебниками дома, и исключить вероятность потребления сладостей из школьного буфета, то здоровый ребенок чаще всего отказывается от еды из-за повышенных нагрузок на психику.
Повышенное эмоциональное давление на ребенка может наблюдаться со стороны педагогов: наша система образования ориентирована на показатели успеваемости ребенка и его степень послушания и усидчивости, не естественные для детей возраста 7-11 лет. Давить на школьника могут и, чаще всего, делают родители: после детсадовского детства, где похвалы заслуживал сам факт выполнения задания, ребенка начинают оценивать по отметкам: цифры в дневнике начинают определять, хороший ты или плохой человек. Чаще всего это происходит неосознанно, однако дети отлично чувствуют, когда внимание с особенностей их личности смещается на полученные отметки. Фактором давления служат и отношения в детском коллективе.
Все эти аспекты, вместе и по отдельности, могут вызывать подавленное настроение ребенка, повышенную утомляемость, апатию и, разумеется, снижение аппетита.
Заключение
- Резкое снижение аппетита в совокупности с другими симптомами обычно является признаками острого заболевания или обострения хронической болезни.
- Хронических болезней, проявляющихся только сниженным аппетитом, не существует.
- Здоровый ребенок, который много двигается и ежедневно гуляет обязательно захочет есть, он без еды просто не сможет выжить.
- Избирательный аппетит — это не заболевание, но очень серьезная проблема, обусловленная ошибками в воспитании. Однако исправить ситуацию можно!
- Сниженный аппетит на фоне других психоэмоциональных нарушений служит серьезным поводом для откровенного разговора с ребенком с обязательной последующей помощью в разрешении его проблем.
Пройдите тестСоблюдаете ли вы правила здорового питания? Знаете ли вы принципы здорового питания? Пройдите тест и узнайте всю правду о вашей диете!
Источник