Какие нормы могут быть нарушены в предложении
Содержание статьи
Синтаксические нормы русского языка определяют правила построения словосочетаний и предложений. В совокупности с морфологическими нормами они регулируют грамматические нормы.
При регулировании построения отдельных словосочетаний синтаксические нормы определяют правила присоединения определений, приложений, дополнений к главному слову. При регулировании построения предложений формируются правила, определяющие порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, использование однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов; связи между частями сложного предложения.
Рассмотрим основные правила, определяемые синтаксическими нормами.
Управление
Управление — это вид подчинительной связи в словосочетании, в котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже.
Типичные ошибки
Ошибка | Пример | Пояснение |
Ошибки в управлении из-за влияния близких по значению слов | Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное | Глагол вспомнить требует управления в винительном падеже (вспомнить что-либо). А глагол напомнить — управление в винительном и дательном падеже (напомнить кому-либо что-либо) Часто такие ошибки встречаются у глаголов со значением речи, чувств, мысли, передачи информации. |
Ошибки в управлении однокоренных слов | удивляться его терпению — удивлён его терпением | Стоит отметить, что это различное управление у однокоренных слов — это в большей степени исключения. Большинство однокоренных слов имеют одинаковое управление. |
Подмена управления однокоренных слов | верить в победу — уверенность в победе; платить/заплатить/уплатить за проезд — оплатить проезд; | |
Ошибки в использовании предлогов в синонимичных конструкциях | Спуститься с горы — выбраться из ямы | Предлог с употребляется при действии, направленном с поверхности чего-либо. Предлог из — при действии, направленном изнутри наружу. |
Экспансия предлогов по и о | беседа по экономике (неверно) — беседа об экономике (верно) доказывать об этом (неверно) — доказывать это (верно) | |
Ошибки при использовании глаголов ввиду, благодаря, вопреки, согласно | Ввиду задержке (неверно) — ввиду задержки (верно) | Ввиду требует родительного падежа; благодаря, вопреки, согласно — дательного падежа |
Нанизывание падежей, чаще всего родительного падежа | измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека |
Согласование
Согласование определяется как подчинительная связь определяемого слова с главным словом и связь подлежащего и сказуемого.
Типичные ошибки
Ошибка | Пример | Пояснение |
Смысловое согласование при согласовании имени существительного мужского рода | Директор школы выдала учителям премии. | В разговорном стиле подобное согласование допускается. В официальном стиле такое согласование не допускается. |
Ошибки при согласовании с числительными два, три, четыре | Два больших стула, две большие вазы | Имена существительные мужского и среднего рода ставятся в родительный падеж; имена существительные женского рода — в именительном падеже. |
Ошибки с именами существительными, имеющими собирательное количественное значение | Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера. НО: Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера | Сказуемое при собирательных именах существительных ставится в единственном числе. Исключениями являются случаи, когда: 1) между подлежащим и сказуемым есть другие части речи во множественном числе; 2) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе; 3) есть однородные сказуемые. |
Ошибки в согласовании сказуемого и однородных подлежащих | Крик и рыдание слышались из соседней комнаты. — Из соседней комнаты слышался крик и рыдание. | Согласование зависит от порядка слов в предложении: При прямом порядке употребляется множественная форма сказуемого. При обратном порядке — единственная форма. |
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения — это те члены предложения, которые связаны одним и тем же словом и играют одну и ту же синтаксическую роль.
Выделяют следующие типы ошибок при употреблении однородных членов
Ошибка | Пример | Пояснение |
Объединение в однородные члены не сопоставимые логически понятия | Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор. | В предложении с однородными членами необходимо отслеживать логику перечисления понятий. |
Управляемое слово относится к разным рядам однородных членов | Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. | Слово «ликвидации» в данном случае относится как к слову «неполадок», так и слову «ремонта». Поэтому возникает логическая неточность, которую необходимо избегать. |
Выражение однородных членов разнотипными формами | высокая, со стройной фигурой девушка Он ранен и контуженный. | Однородные члены должны иметь однотипную структуру. |
Использование двойных сопоставительных союзов (не только … но и; не столько … сколько; как … так и; хотя… но; то … то) при однородных членах | Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. | Данные части сопоставительных союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами. |
Нарушение лексической и синтаксической сочетаемости однородных членов при общем главном члене | Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам. Декабристы любили и восхищались русским народом | В первом предложении нарушены нормы лексической сочетаемости — прислушиваться к запросам. Во втором предложении нарушены нормы синтаксической сочетаемости — любили русским народом. |
Причастные обороты
Причастные обороты встречаются чаще в письменной речи, чем в разговорной. Поэтому ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, регламентируют употребление причастных оборотов на письме.
Типичные ошибки
Ошибка | Пример | Пояснение |
Употребление частицы бы, союзов и союзных слов в составе причастного оборота | Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию. Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть. | Причастия не имеют наклонения, поэтому подобные конструкции недопутимы. |
Нарушение порядка расположения причастного оборота и определяемого слова | Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь У него было раскрасневшееся лицо от мороза | Причастный оборот нельзя разбивать другими членами предложения или определяемым словом. |
Неразличение страдательных и действительных причастий | Читающая девочка — читаемая девочка | Действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (читающая девочка). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга). |
Деепричастные обороты
Так же, как и причастные обороты, они употребляются в письменной речи и имеют определенные трудности в употреблении.
Типичные ошибки
Ошибки | Пример | Пояснение |
Действие, выраженное деепричастием, не относится к действующему подлежащему | Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. | В данном примере подлежащим является слово «шляпа», а деепричастие относится к дополнению «у меня». Чтобы соблюдались синтаксические нормы, необходимо преобразовать предложение. |
Использование деепричастных оборотов в безличных предложениях и пассивных конструкциях | Возвращаясь домой, мне стало грустно. Выходя из окружения, боец был ранен в голову | Данные ошибки связаны с тем, что деепричастие не относится к действующему подлежащему. |
Сложные предложения
Нарушение синтаксических норм в сложном предложении связано, в основном, с ошибками построения простых предложений в составе сложного и использования союзов, союзных слов и частиц.
Типичные шибки
Ошибка | Пример | Пояснение |
Большое количество придаточных в сложном предложении | Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки. | |
Использование разнотипных конструкций в одном предложении | Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе. | Использование в одной части сложного предложения простого двусоставного, а в другой части — простого назывного является ошибкой. |
Смещение конструкции | Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств (неверно). — Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств (верно). | В первом примере под влиянием придаточного предложения изменилась конструкция главного предложения. Это недопустимо. |
Одновременное использование нескольких союзов | Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. | |
Опущение или необоснованное добавление указательных слов | Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стихи | |
неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого | Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех | |
Отрыв придаточного предложения от определяемого слова | Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы |
Источник
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство — здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий, едь вместо поезжай, более легче — неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
- оплатить за проезд, удостоен наградой — нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю — неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
- Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
- Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
- Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
- Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
- Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
- Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
- Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
- Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
- Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
- Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
- Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
- Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
- Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
- Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
- Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
- Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
- Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
- Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
- Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
- Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
- Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
- Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
- Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
- Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
- Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
- Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
- Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
- Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
- Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
- в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Композиционно-текстовые ошибки
- Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
- Ошибки в основной части.
- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
- Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
- Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
Фактические ошибки
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
- Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
- Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
- Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
- Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
- На изученные правила;
- Негрубые (две негрубые считаются за одну):
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
- выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
- Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!!!
- Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
- Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
- Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки |
|
Пунктуационные ошибки |
|
Графические ошибки | Графические ошибки — различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Распространенные графические ошибки:
|
Смотри также:
- Критерии оценивания сочинения
- Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Источник