Какие нормы могут быть нарушены в предложении

Синтаксические нормы русского языка определяют правила построения словосочетаний и предложений. В совокупности с морфологическими нормами они регулируют грамматические нормы.

При регулировании построения отдельных словосочетаний синтаксические нормы определяют правила присоединения определений, приложений, дополнений к главному слову. При регулировании построения предложений формируются правила, определяющие порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, использование однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов; связи между частями сложного предложения.

Рассмотрим основные правила, определяемые синтаксическими нормами.

Управление

Управление — это вид подчинительной связи в словосочетании, в котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже.

Типичные ошибки

Ошибка

Пример

Пояснение

Ошибки в управлении из-за влияния близких по значению слов

Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное

Глагол вспомнить требует управления в винительном падеже (вспомнить что-либо).

А глагол напомнить — управление в винительном и дательном падеже (напомнить кому-либо что-либо)

Часто такие ошибки встречаются у глаголов со значением речи, чувств, мысли, передачи информации.

Ошибки в управлении однокоренных слов

удивляться его терпению — удивлён его терпением

Стоит отметить, что это различное управление у однокоренных слов — это в большей степени исключения. Большинство однокоренных слов имеют одинаковое управление.

Подмена управления однокоренных слов

верить в победу — уверенность в победе;

платить/заплатить/уплатить за проезд — оплатить проезд;

Ошибки в использовании предлогов в синонимичных конструкциях

Спуститься с горы — выбраться из ямы

Предлог с употребляется при действии, направленном с поверхности чего-либо.

Предлог из — при действии, направленном изнутри наружу.

Экспансия предлогов по и о

беседа по экономике (неверно) — беседа об экономике (верно)

доказывать об этом (неверно) — доказывать это (верно)

Ошибки при использовании глаголов ввиду, благодаря, вопреки, согласно

Ввиду задержке (неверно) — ввиду задержки (верно)

Ввиду требует родительного падежа; благодаря, вопреки, согласно — дательного падежа

Нанизывание падежей, чаще всего родительного падежа

измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека

Согласование

Согласование определяется как подчинительная связь определяемого слова с главным словом и связь подлежащего и сказуемого.

Типичные ошибки

Ошибка

Пример

Пояснение

Смысловое согласование при согласовании имени существительного мужского рода

Директор школы выдала учителям премии.

В разговорном стиле подобное согласование допускается. В официальном стиле такое согласование не допускается.

Ошибки при согласовании с числительными два, три, четыре

Два больших стула, две большие вазы

Имена существительные мужского и среднего рода ставятся в родительный падеж; имена существительные женского рода — в именительном падеже.

Ошибки с именами существительными, имеющими собирательное количественное значение

Большинство поддержало докладчика;

Большинство команды поддержало тренера.

НО: Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера

Сказуемое при собирательных именах существительных ставится в единственном числе. Исключениями являются случаи, когда: 1) между подлежащим и сказуемым есть другие части речи во множественном числе; 2) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе;

3) есть однородные сказуемые.

Ошибки в согласовании сказуемого и однородных подлежащих

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты. — Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

Согласование зависит от порядка слов в предложении:

При прямом порядке употребляется множественная форма сказуемого. При обратном порядке — единственная форма.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения — это те члены предложения, которые связаны одним и тем же словом и играют одну и ту же синтаксическую роль.

Выделяют следующие типы ошибок при употреблении однородных членов

Ошибка

Пример

Пояснение

Объединение в однородные члены не сопоставимые логически понятия

Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор.

В предложении с однородными членами необходимо отслеживать логику перечисления понятий.

Управляемое слово относится к разным рядам однородных членов

Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Слово «ликвидации» в данном случае относится как к слову «неполадок», так и слову «ремонта». Поэтому возникает логическая неточность, которую необходимо избегать.

Выражение однородных членов разнотипными формами

высокая, со стройной фигурой девушка

Он ранен и контуженный.

Однородные члены должны иметь однотипную структуру.

Использование двойных сопоставительных союзов (не только … но и; не столько … сколько; как … так и; хотя… но; то … то) при однородных членах

Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Данные части сопоставительных союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами.

Нарушение лексической и синтаксической сочетаемости однородных членов при общем главном члене

Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам.

Декабристы любили и восхищались русским народом

В первом предложении нарушены нормы лексической сочетаемости — прислушиваться к запросам.

Во втором предложении нарушены нормы синтаксической сочетаемости — любили русским народом.

Причастные обороты

Причастные обороты встречаются чаще в письменной речи, чем в разговорной. Поэтому ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, регламентируют употребление причастных оборотов на письме.

Читайте также:  Клинический анализ мочи расшифровка у взрослых норма таблица

Типичные ошибки

Ошибка

Пример

Пояснение

Употребление частицы бы, союзов и союзных слов в составе причастного оборота

Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

Причастия не имеют наклонения, поэтому подобные конструкции недопутимы.

Нарушение порядка расположения причастного оборота и определяемого слова

Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь

У него было раскрасневшееся лицо от мороза

Причастный оборот нельзя разбивать другими членами предложения или определяемым словом.

Неразличение страдательных и действительных причастий

Читающая девочка — читаемая девочка

Действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (читающая девочка). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга).

Деепричастные обороты

Так же, как и причастные обороты, они употребляются в письменной речи и имеют определенные трудности в употреблении.

Типичные ошибки

Ошибки

Пример

Пояснение

Действие, выраженное деепричастием, не относится к действующему подлежащему

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

В данном примере подлежащим является слово «шляпа», а деепричастие относится к дополнению «у меня». Чтобы соблюдались синтаксические нормы, необходимо преобразовать предложение.

Использование деепричастных оборотов в безличных предложениях и пассивных конструкциях

Возвращаясь домой, мне стало грустно.

Выходя из окружения, боец был ранен в голову

Данные ошибки связаны с тем, что деепричастие не относится к действующему подлежащему.

Сложные предложения

Нарушение синтаксических норм в сложном предложении связано, в основном, с ошибками построения простых предложений в составе сложного и использования союзов, союзных слов и частиц.

Типичные шибки

Ошибка

Пример

Пояснение

Большое количество придаточных в сложном предложении

Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались и проявляют тенденцию к дальнейшему росту, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в сохранении атмосферы «холодной войны» и ликвидации массового стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки.

Использование разнотипных конструкций в одном предложении

Представитель нашей делегации выдвинул два положения: 1) без России Совет Европы не может полноценно функционировать; 2) необходимость стабилизации положения на Кавказе.

Использование в одной части сложного предложения простого двусоставного, а в другой части — простого назывного является ошибкой.

Смещение конструкции

Последнее, о чём я скажу, это о перерасходе средств (неверно). — Последнее, о чём я скажу, это перерасход средств (верно).

В первом примере под влиянием придаточного предложения изменилась конструкция главного предложения. Это недопустимо.

Одновременное использование нескольких союзов

Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома.

Опущение или необоснованное добавление указательных слов

Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стихи

неуместное использование одного союза или союзного слова вместо другого

Нельзя мириться с таким положением, когда работы выполняются наспех

Отрыв придаточного предложения от определяемого слова

Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы

Источник

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство — здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче — неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой — нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю — неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.

    Повествует читателей.

  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.

    Все были рады, счастливы и веселые.

  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.

    В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

  1. Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

    Мысль развивается на продолжении всего текста.

  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «… всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

  1. Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним — место; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!!!
    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки
  1. В переносе слов;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание
    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
Пунктуационные ошибки
  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;
Графические ошибки

Графические ошибки — различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

  • Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
  • Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
  • Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже).

Смотри также:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Источник

Читайте также:  Норма анализ мочи для женщин