Какие могут быть причины списания аптечки
Содержание статьи
Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи
Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.
Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.
Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Налогообложение
Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).
1.1 Налог на прибыль
Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).
Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).
Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).
Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).
Так, в перечне №169н должны содержаться:
— изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);
— изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);
— прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);
— прочие средства.
То есть лекарственные препараты в приведенном перечне №169н не значатся.
А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.
Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».
Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.
С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).
Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.
Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).
Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту — Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.«к» п. 3 Правил финансового обеспечения).
При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).
Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).
Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.
Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).
Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.
Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
1.2 Единый налог при УСН
В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога (письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).
Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов (п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.
В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.
1.3 НДС
Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):
— товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;
— счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;
— товар принят к учету.
В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.
Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.
Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.
Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).
Бухгалтерский учет
Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).
Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, в рублях |
Приняты к учету медицинские аптечки | 10 | 60-1 | 100 000 |
Отражен «входной» НДС | 19 | 60-1 | 10 000 |
Принят НДС к вычету | 68 | 19 | 10 000 |
Погашена задолженность поставщику | 60-1 | 51 | 110 000 |
Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации | 20,23,25,26,44 | 10 | 100 000 |
Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ) | 76 | 86 | 100 000 |
Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов | 69-1 | 76 | 100 000 |
Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов | 86 | 98-2 | 100 000 |
Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации. | |||
Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов | 98-2 | 91-1 | 100 000 |
Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек
И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности.
Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.
Статья актуальна на 07.02.16
Источник
Причины и основания для списания материальных ценностей
Организуем процесс списания материальных ценностей
Материальные ценности подлежат списанию, если они:
- Израсходованы в процессе обычного производственного процесса при изготовлении конечной продукции или полуфабрикатов.
- Утратили свои первоначальные свойства и не могут использоваться по назначению.
В первом случае для списания каждой партии сырья и материалов не нужно специально оформленного в письменном виде разрешения руководства — списание производится по установленным нормам, которые должны быть обоснованными и утвержденными руководителем предприятия. Процесс списания имеет свои особенности, о которых речь пойдет в одном из последующих разделов.
Во втором случае списание матценностей требует индивидуального подхода, и в каждом случае списание производится комиссионно.
Методы списания матценностей должны найти отражение в учетной политике предприятия. Детализация процессов списания (шаблоны документов на списание, регламент их оформления и отражения на счетах бухучета, иные аспекты) прописываются во внутренних нормативных актах предприятия (Положении по учету и списанию матценностей, приказах, распоряжениях, инструкциях).
Таким образом, еще до начала списания матценностей предприятию необходимо регламентировать этот процесс (разработать внутренние положения и инструкции) и закрепить важные учетные аспекты в учетной политике.
Списание материальных ценностей как естественный процесс производства продукции
Списание матценностей в процессе производства — естественный процесс. Невозможно изготовить изделие, не израсходовав те или иные материалы. При этом не имеет значения, какого вида конечная продукция изготавливается — списание сырья неизбежно. Его количество и виды зависят от сложности и состава конечного продукта.
Основная особенность данного процесса списания — регулярность. Сырье и материалы списывают на предприятии по отчетным периодам (ежедневно, подекадно, помесячно, поквартально). От своевременности списания сырья и материалов зависит достоверность учетной информации:
- о себестоимости продукции (полуфабрикатов, незавершенного производства и др.);
- об остатках запасов на складе на текущий (отчетный) момент времени.
Процесс списания матценностей на нужды производства ранее был организован с учетом Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. С 01.01.2021 года данные указания утратили свою силу. Им на смену пришел ФСБУ 5/2019 «Запасы», которые не прописывает регламент списания матценностей столь подробно. Организация может сама разработать свои правила списания, основываясь на прежним указаниях.
Подробнее о новом ФСБУ 5/2019 мы писали здесь
Основание для списания сырья и материалов на нужды производства
Списание фактически израсходованных МПЗ и отнесение их стоимости на затраты производства осуществляются на основании специального акта (материального отчета), составленого в произвольной форме, в котором отражается информация:
- о материале (наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию);
- о заказе (изделии, продукции), для изготовления которого материал израсходован;
- о ненормативных расходах материалов (перерасходе/экономии), их объемах и причинах возникновения;
- иные сведения (например, количество изготовленной продукции, объемы выполненных работ и др.).
Расходы на материалы отражаются на соответствующих счетах бухучета и формируют себестоимость готовой продукции (полуфабрикатов, незавершенного производства).
Согласно п. 43 ФСБУ 5/2019 операции, приводящие к изменению вида запасов (например, отпуск в производство), не являются основанием прекращения признания запасов активами.
Как провести инвентаризацию ТМЦ, читайте в статье
Списание материальных ценностей по иным причинам
Списание матценностей в связи с невозможностью их дальнейшего использования может происходить:
- По причине появления дефектов, выявления брака, поломки, потери исходных качеств и свойств.
- В связи с истечением срока службы.
- По иным причинам (моральное устаревание, чрезмерные расходы по содержанию матценностей и др.).
Расскажем подробнее о каждой группе.
Группа 1
Примеры причин из первой группы, по которым матценности становятся непригодными для дальнейшего использования:
- воздействие агрессивных сред в процессе эксплуатации (коррозия металла / разбухание деревянных поверхностей из-за повышенной влажности, растрескивание корпусов вследствие вибрационных нагрузок и др.);
- естественные процессы окружающей среды (выгорание поверхностей от солнечного света, истирание обивки мебели в процессе эксплуатации и т. д.);
- неправильная эксплуатация (ошибки при раскрое ткани или обрезке заготовки, применение ненормативных режимов обработки и т. д.);
- форс-мажорные обстоятельства (утрата первоначальных свойств после пожара, наводнения, урагана);
- скрытый производственный брак (поломка, возникающая до истечения срока эксплуатации объекта по причине недоработок производителей).
Эта группа характеризуется своей непредсказуемостью — предсказать пожар или момент проявления производственного брака невозможно. Поэтому перед материально ответственными лицами и специалистами бухгалтерии стоит задача своевременного списания ставших непригодными матценностей со счетов бухучета. От скорости закупки новых партий материалов зависит непрерывность технологического процесса, а вовремя задокументированное списание повышает достоверность информации в отчетности (о стоимости имущества предприятия и технологических потерях).
Группа 2
В отдельную группу мы выделили такую причину списания матценностей, как истечение срока службы.
Эта причина более предсказуема по сроку — у каждого вида материальных ценностей свой допустимый срок эксплуатации, устанавливаемый производителем. Он может исчисляться в днях (например, по продовольственным товарам), месяцах или в годах (к примеру, металлические заготовки, полиэтиленовые трубы, деревянные бруски и т. д.).
Особенность данной причины — объект по истечении срока службы еще способен использоваться и далее по назначению. Однако пользователю не стоит забывать, что:
- отдельные матценности по истечении срока эксплуатации должны быть утилизированы в обязательном порядке;
- матценности с истекшим сроком эксплуатации могут повлиять на качество готовой продукции и/или быть небезопасными в эксплуатации.
Поэтому важно вовремя списывать просроченные матценности, заботясь в первую очередь не о материальной экономии, а о жизни и здоровье людей, контактирующих с такими объектами имущества, и наносимом окружающей среде вреде.
Группа 3
В последнее время списание матценностей по причинам из этой группы встречается нередко. Это связано с техническим прогрессом и инновационными технологиями.
Скорость появления новых технологий и прогрессивных материалов с каждым годом все возрастает, поэтому и скорость замены матценностей новыми и современными также увеличивается.
Потенциальные угрозы успешности бизнеса в виде морального устаревания матценностей подстерегают на каждом шагу. К примеру, несовременные интерьеры офисов могут оттолкнуть от предприятия часть потенциальных клиентов. А применение устаревших материалов при изготовлении продукции лишит конкурентных преимуществ и приведет к потере покупателей и заказчиков.
Основанием для списания материальных ценностей в рассмотренных случаях также является акт на списание (подробности см. далее).
Основание для списания матценностей по иным причинам
Процесс списания материальных ценностей в связи с невозможностью их дальнейшего использования сопровождается оформлением нескольких документов. Основной из них — акт на списание. До и после его появления может возникнуть необходимость в составлении ряда других документов, например:
- служебной записки — она является первичным источником информации о необходимости списания объекта материальных ценностей (оформляется материально ответственным лицом или иным сотрудником предприятия, за кем объект закреплен);
- дефектной ведомости — с ее помощью детализируются выявленные дефекты и определяется объем восстановительных работ или устанавливается факт невозможности ремонта (ее составление возлагается на специалистов компании с привлечением при необходимости независимых экспертов);
- иных документов (акта на утилизацию объекта, акта на разборку и др.).
Для списания товаров в данном случае за основу можно взять форму ТОРГ-16.
Также можно использовать форму ТОРГ-15
Акт о порче, бое, ломе ТМЦ (ТОРГ-15)
Таким образом, основанием для списания матценностей по причине невозможности их дальнейшего использования также является акт. Его оформление происходит специально созданной комиссией, и утверждается он руководителем предприятия.
Очень подробно обо всех этапах списания неликвидных ТМЦ рассказано в материале КонсультантПлюс. Воспользуйтесь пробным бесплатным доступом, если у вас еще нет доступа к системе.
***
Материальные ценности списывают по разным причинам: при отпуске в производство, при выявлении фактов невозможности их дальнейшего использования (порче, обнаружении дефектов и др.). Основанием для отражения в учете выбытия материальных ценностей служит акт на списание.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».
Источник