Какие могут быть причины повышения тарифов

Почему тарифы на ЖКХ в РФ такие высокие и почему они постоянно растут? ТОП-5 причин.

Ежегодно в середине лета мы наблюдаем рост тарифов на ресурсы: на ХВС, ГВС и отопление. Совсем недавно мы наблюдали беспрецедентный рост цен на вывоз мусора, после реструктуризации этой отрасти и появления региональных операторов. Рост этих составляющих в квитанции требует отдельного анализа, связанного, скорее всего, с темой падения экономики РФ в целом. В данной статье, мы разберем другие существенные причины, обусловленные политикой государства, высокими налогами, коррупцией и низкой энергоэффективностью. Давайте посмотрим более подробно на каждый из этих факторов.

В структуре роста тарифа первое место занимает рост тарифов на воду и отопление.

Кстати сказать, регулярного роста тарифов на содержание и ремонт не происходит. А ведь именно тариф на содержание и ремонт является основным и единственным источником дохода для управляющих компаний. Остальные статьи в квитанции принадлежат ресурсоснабжающим организациям, которые являются в основном МУПами, компаниями с госучастием. Значит не УК и ТСЖ виноваты в росте тарифов! Почему же квитанция в целом за услуги ЖКХ такая дорогая?

Я имею опыт управления ТСЖ. Сам лично столкнулся с этой проблемой, т.к. жители приходили жаловаться ко мне. Приходилось часами объяснять что происходит в нашем государстве и что не я им установил тарифы в квитанциях. Далее по тексту перечислю ТОП-5 причин по убыванию значимости, которые, на мой взгляд, являются основными факторами, обуславливающими высокий тариф и его дальнейший рост. На первое место я бы поставил следующее.

1. Несовершенство судебной системы и закона об исполнительном производстве.

Система взыскания долгов по ЖКХ с физических лиц практически не работает! Имею ввиду судебную систему и систему исполнения решения судов- судебных приставов. Свод законов в этой сфере сегодня позволяет должникам эффективно затягивать судебные процессы, уменьшать пени, увеличивать бюрократию. С физлица сложно взыскать долг- человек закрывает все счета, пользуется счетами родственников, переоформляет машину и тд. В итоге с него нечего взыскать. В этом случае исполнительное производство закрывается, а долг фактически списывается. Если не заплатить судебному приставу, он будет работать по «закону». Как это влияет на тариф и его рост, спросите вы? Очень просто: УК перекладывает эти расходы на добросовестных плательщиков. По какой схеме, читайте в этой статье https://zen.yandex.ru/media/id/5ed5adb560fd1a1f153e4b5f/kuda-uhodiat-dengi-nachislennye-za-otoplenie-5f095223c69c8916d1ef8f87

2. Бюрократизм в государстве и высокие налоги.

Когда я работал председателем правления ТСЖ, практически все деньги содержания и ремонта уходили на зарплаты сотрудникам. Зарплаты сотрудников должны соответствовать современному уровню, иначе люди разбегутся. Не может бухгалтер получать 20 тыс. руб в месяц при полной ежедневной загрузке. Недавно ввели систему ГИС ЖКХ (АИС ЖКХ), система требует постоянной работы- это компьютеры, их обслуживание, ежемесячные отчеты, внесение в нее квитанций и так далее- это человеко-часы рабочего времени.

Трудовые налоги. Чтобы заплатить человеку зарплату на руки 100 руб., (100/0.87)*0,43=49,4 руб. отдай государству в виде налогов: 30% ЕСН, 13% НДФЛ.

3. Огромные штрафы Госжилинспекции.

Часто сталкивался с ситуацией, когда жители жаловались на мелкие недостатки по жилфонду. Приезжала Госжилинспекция с проверкой и накладывала штраф за одну разбитую плитку в размере 40 000 руб., а для УК этот штраф составляет 260 000 руб. Как думаете, кто этот штраф будет платить? Ответ: стукач будет платить и его соседи. На моем канале есть статья на эту тему. Что делают УК, чтобы минимизировать последствия? «Дружат» с начальниками региональной Госжилиспекции. У меня дело до такой дружбы не дошло, поэтому пару таких штрафов пришлось заплатить. Думаю, инспекторы этому были не рады, а государство в очередной раз нажилось на гражданах, которые сами себя и наказали.

4. Низкая энергоэффективность жилфонда. Не заинтересованность УК в энергоэффективности.

Каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда на улице тепло, а батареи шпарят по полной. В итоге, мы открываем окна и тепло уходит в окружающую среду. Часто РСО не соблюдают тепловые режимы по отоплению, несмотря на то, что закон предписывает это делать. В каждом доме должна быть система погодного регулирования, но это бывает не всегда. В итоге, переплата по отоплению может быть в 1,5 раза больше. УК в этом регулировании не заинтересовано. Начисление по отоплению происходит по показаниям общедомового прибора учета. Одним словом, за перетоп платят жители, а не УК.

Читайте также:  Какие могут быть причины забеременеть

5. Несовершенство законодательства, связанного с формой управления товариществом собственников жилья.

Грамотный председатель ТСЖ, может сделать так, что общая стоимость квитанции может быть существенно снижена. Жители сами могут устанавливать тарифы. Это всё красиво только на бумаге. По факту, очень часто, ТСЖ оказываются бессильны перед мотивированными в финансовом плане управляющими компаниями. Сменить способ управления в доме на ТСЖ, прогнав УК, очень сложно. Законы не защищают ТСЖ от произвола управляющих компаний, которые имеют тесную коррупционную связь с Госжилинспекцией. Председатели ТСЖ оказываются не защищенными от них, как, собственно, и от самих же жителей, которые априори считают своего председателя источником всех своих несчастий, но это уже совсем другая история.

Вывод:

существенным фактором, обуславливающим высокие тарифы на ЖКХ и их рост, является несовершенство законодательтсва в этой сфере, нежелание государства разобраться в ситуации. Государству фактически нет никакого дела до простого народа. Без кардинальных перемен в законах, добиться обратной ситуации с тарифами не представляется возможным.

Источник

Загадка тарифов ЖКХ. Почему плата за коммуналку растет быстрее инфляции?

Каждое лето коммуналка в нашей стране традиционно дорожает. Даже в этом году пандемия и падение доходов населения не заставили нашу власть сделать исключение и не повышать тарифы на ЖКХ. Каждый год нам объясняют причину повышения тарифов примерно одинаково: ведь инфляция, у коммунальщиков растут расходы!

Рост тарифов ЖКХ у нас в стране ограничен темпом роста потребительских цен, прогнозируемым по итогам года, а проще сказать – индексом инфляции. По закону у нас действует жесткое тарифное регулирование, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на постоянной основе должна контролировать соблюдение установленных Правительством индексов изменения размера платы за газ, отопление и электричество. В следующем, 2021 году услуги ЖКХ, по прогнозу ФАС, подорожают в пределах 4%.

Но по факту плата за коммуналку растет, серьезно опережая темпы роста потребительских цен. Как же коммунальным службам удается сдирать с жильцов втридорога? Оказывается, есть множество уловок.

Рост тарифов опережает инфляцию

За последние 15 лет тарифы ЖКХ подорожали на 186%, утверждает издательство «Аргументы и факты». И это значительно выше инфляции за тот же период.

«…Что примечательно: чиновники от ЖКХ всегда говорили населению, что «коммунальные тарифы растут на уровень инфляции». Сравниваем. И что видим? Практически каждый год рост тарифов опережал инфляцию. За 15 лет разница составила 62%. В реальности она ещё больше. Если по официальным данным, в 2016–2020 гг. (за исключением 2017-го) «коммуналка» дорожала ровно на 4%, то, по расчётам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2016-м рост составил 4,77%, в 2018-м – 4,29%, в 2019-м – 4,46%, а в 2020-м – 4,11% (и это минимум за пятилетку)», – пишет «АиФ».

Почему коммуналка растет быстрее инфляции?

Вот ведь парадокс: за работой управляющих компаний следят множество федеральных и региональных ведомств, рост тарифов регулируется на законодательном уровне, но все равно коммуналка дорожает усиленными темпами.

Причина здесь в том, что на самом деле существует масса возможностей драть с жильцов втридорога.

Оказывается, государственному контролю подлежит только плата за коммунальные ресурсы: свет, воду, газ, тепло, канализацию, ТКО. Именно эта плата организованно повышается каждый год с 1 июля на определенный процент.

Но есть и другие коммунальные расходы, которые мы видим в квитанции. За формирование этих тарифов, в соответствии с Жилищным кодексом, отвечают сами собственники жилья, то есть государство эту сферу не регулирует. Стоимость этих услуг управляющей компании должна утверждаться на общем собрании собственников квартир. Очень часто жители соглашаются и голосуют за тарифы, которые предлагает им УК, даже не вникая в то, завышены они или нет.

На итоговый размер платежа также влияет не только индексация, но и периодически меняющаяся в регионах норма потребления. Поэтому, установив более высокую норму потребления, можно совершенно на законных основаниях повысить коммунальные платежи.

Помимо этого, повышением тарифов очень часто коммунальщики латают дыры, которые образовываются от неуплаченных должниками сумм за услуги ЖКХ.

В Минстрое отмечают, что объем коммунальной задолженности в 2020 году уже составляет более триллиона рублей.

Еще одной проблемой, которая значительно увеличивает сумму наших квитанций, является износ коммунальных сетей.

В настоящее время, по данным Минстроя, износ коммунальных сетей по стране составляет в среднем 58%.

Инфраструктурные проекты в ЖКХ должно финансировать государство, так как коммунальщикам с проблемой износа коммунальных сетей в одиночку не справиться. Но последовательная политика в этой сфере отсутствует. Государство иногда выделяет деньги на модернизацию сетей, но это разовые акции.

Читайте также:  Если человек пахнет кошачьей мочой причины

Сейчас в нашей стране нужна комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры. Это помогло бы не только повысить качество услуг, но и добиться уменьшения платежей граждан за ЖКУ. Ведь, например, установка простейшего оборудования, позволяющего регулировать поступление тепла в зависимости от температуры, позволила бы сэкономить до 30% платы за отопление.

«Тарифы у нас в среднем ниже, чем в Европе. А платим мы больше – оплачиваем лишние объемы из-за износа сетей, низкого КПД предприятий, воровства и потерь ресурса при доставке в дом. И именно здесь, а не в величине тарифов, главные возможности для обмана населения», – утверждает исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Дорогие друзья, рада приветствовать вас! Я имею высшее экономическое образование и практический опыт в этой сфере более 25 лет. Я пишу о том, что мне интересно и что меня волнует.

Источник

Почему тарифы ЖКХ все время повышаются?

С 1 июля в России традиционно повышаются тарифы ЖКХ.

В целом по России рост не превысит 4 процентов, однако конкретные цифры зависят от регионов – именно власти субъектов РФ принимают окончательное решение о том, насколько увеличатся те или иные суммы в счетах за ЖКУ.

Наибольший рост стоимости ЖКУ прогнозируется в Санкт-Петербурге и Якутии, предельный рост общей стоимости коммуналки в этих регионах достигнет 6 процентов. В Башкирии и Кемеровской области этот показатель достигнет 5,9 процента. В Москве ЖКУ подорожают в среднем на 5, 5 процента.

Не более чем на три процента увеличится стоимость коммунальных услуг в Новосибирской области. Повезло и жителям Дагестана, Кабардино-Балкарии и Псковщины – здесь суммарный рост тарифов не должен превысить 3,3 процента.

А что такое предельный рост тарифов?

Эта общая сумма, на которую может вырасти стоимость ЖКУ. Это не значит, что каждая услуга подорожает на указанный процент. В каждом конкретном случае тарифы на воду, допустим, могут не вырасти вовсе, а электричество, наоборот, подорожает не на несколько процентов, а на большую сумму. Однако в целом стоимость ЖКУ не должна увеличиться более, чем на определенный местными властями процент.

Повышение проводится регулярно с 1 июля, чтобы избежать роста инфляции с начала года. Такое решение правительство России приняло в 2013 году.

Тарифы за ЖКУ постоянно повышаются из-за инфляции?

Это распространенное мнение. На самом же деле федеральный закон об основах регулирования тарифов был принят в 2004 году, и основной принцип изменения был связан с производственными инвестиционными программами, а вовсе не с общим ростом цен.

«То есть предприятие показывает свои затраты, свои планы, и исходя из этого, должна была строиться ценовая политика. Но уже через год с момента вступления закона в силу правительство, опасаясь серьезного роста цен, потому что они могли вырасти очень значительно, принимает решение о введении предельных индексов роста тарифов на коммунальные услуги. И с 2005 примерно по 2016 год тарифы регулировались, исходя из тех затрат, которые сложились», — рассказал корреспонденту Infox.Ru эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин.

Предельный индекс ставили предприятию. Однако в 2016 году было принято решение ввести предельный рост платежей граждан.

«Это совокупные платежи, которые не должны быть больше предельного индекса, и правительство уже несколько лет устанавливает предельные индексы платежей граждан, они не касаются конкретно тепла, воды, электроэнергии, они говорят, что в целом, например, рост коммунальных платежей граждан не должен превышать 4 процента», — пояснил эксперт.

А сэкономить никак?

По мнению исполнительного директора Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ-Контроль») Светланы Разворотневой, необходимо не просто повышать размер платы, а рассматривать каждое конкретное предприятие и проводить публичный аудит, в котором принимают участие независимые эксперты и представители общественности.

Подобный механизм в России уже существует – в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился создать отраслевые советы потребителей, которые должны были рассматривать тарифные заявки и инвестиционные программы. Однако пока у активистов не хватает средств для проведения такой работы, и они вынуждены верить чиновникам на слово. Необходимо привлекать профессионалов, в том числе из силовых структур, чтобы те могли отследить коррупционные сферы и офшоры, в которые могут уходить деньги. Тарифы следует повышать исключительно для улучшения качества работы, уверена Светлана Разворотнева.

Читайте также:  Сахар в моче причины как лечить

Главным же ресурсом она считает повышение эффективности ЖКХ. При более низких, чем в большинстве соседних стран, тарифах платят в итоге больше – «за воровство и потери». Нужна тотальная модернизация коммунальной структуры, но пока технологические решения, которые применяются во всем мире, в России приживаются плохо, признала эксперт.

И что тогда делать?

Можно применять те технологии, которые доступны каждому. К примеру, не все знают, что включенные в сеть устройства даже в «спящем» режиме потребляют энергию. Рекомендуется отключать их. Можно использовать энергосберегающие режимы работы в том случае, если они предусмотрены – прежде всего речь идет о стиральных и посудомоечных машинах. Экономить электроэнергию помогают сберегательные лампы, а воду — исправная сантехника.

Также специалисты рекомендуют установить многотарифные счетчики и всегда внимательно изучать платежные документы. Если какая-то графа не понятна, следует обратиться в УК за разъяснением.

Можно отключить не нужные услуги – к примеру, обслуживание радио или телеантенны.

А управляющие компании тарифы не завышают?

Недобросовестные управляющие компании действительно иногда либо экономят на качестве услуг, либо завышают тарифы. А с ресурсными организациями расплачиваются не вовремя или не в полном объеме.

Именно поэтому в апреле этого года был принят закон, позволяющий расплачиваться за ЖКУ непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Однако для этого требуется активная позиция жильцов – а те отнюдь не всегда готовы тратить личное время и ресурсы на реальную борьбу с недобросовестными коммунальщиками.

«Согласно жилищному кодексу, УК никакие тарифы сами не устанавливают. Они лишь предлагают общему собранию стоимость своих услуг. А общее собрание собственников либо с ними соглашается, либо нет, и выбирает другую управляющую компанию, которая готова за более низкую цену предложить более высокое качество услуг. У нас в этой части абсолютно чистой воды рыночные отношения. И если жители соглашаются и голосуют за эту цену, они с ней согласились. Если ты в магазин пошел и купил колбасу по цене 2 тысячи рублей за килограмм, это было твое решение, а не магазина», — отметил эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин.

В городах выбор УК достаточно велик. В тех местах, где это не так, можно поставить вопрос перед местной администрацией или же организовать ТСЖ и содержать дом самостоятельно на те деньги, которые будут собираться с жителей.

«У нас никто не ограничен в этом отношении, и поэтому когда мне говорят, что вот, управляющие компании что-то навязали, я отвечаю: слушайте, у нас масса случаев, когда люди отказались, сказали не хотим такую, хотим такую, — и пожалуйста», — рассказал Игорь Кокин.

А контролировать УК самостоятельно можно?

За работой управляющих компаний следят множество федеральных и региональных ведомств. Согласно новому постановлению Минстроя, теперь УК должны ежегодно отчитываться перед жителями о выполнении договора. Как считают в министерстве, таким образом жильцы многоквартирных домов получают реальные рычаги воздействия на УК.

Отчет будет занимать 15-20 страниц, в нем должны быть указаны виды выполненных работ, сведения о предоставляемых услугах, данные о расчетах с поставщиками ресурсов, о поступлении и рассмотрении жалоб и предложений и другая информация о деятельности компании по обслуживанию дома.

Однако должны найтись люди, которые способны не только потратить время и прочитать отчет полностью, но и разобраться в нем, а в случае возникновения проблем заняться их решением. Как правило, таких людей не очень много. Даже общие собрания жильцов зачастую проводятся с трудом, так как не все хотят в них участвовать.

Можно ли избежать роста тарифов на ЖКУ?

Можно, если « у нас станет совсем дешевая электроэнергия и нефть, если люди перестанут получать зарплату, а государство будет раздавать бесплатно моторы, трубы и так далее, тогда роста тарифов не будет», считает эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин. Иными словами, это практически не реально.

Можно менять принципы изменения тарифов и предлагать разные варианты, но совсем избежать роста стоимости ЖКУ не удастся. Стоимость энергоресурсов растет, их добыча и производство с каждым годом становится дороже, растет стоимость материалов и оборудования из-за инфляции, увеличивается и заработная плата в отрасли.

«Рост тарифов неизбежен, как мы будем это регулировать, роли не играет, тарифы все равно будут расти», — уверен Игорь Кокин.

Источник