Какие могут быть причины отклонения поведения
Содержание статьи
Девиантное поведение: виды, причины и признаки
Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки специалистов, например, психологов или психиатров. Случаются ситуации, когда девиант может навредить окружающим, поэтому его отправляют в психиатрическую клинику. Регулирование деятельности подобных людей происходит при помощи психиатров, полиции и наркологов.
Виды девиаций
Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. За трудным ребенком необходим постоянный контроль.
Девиантное поведение различается по видам, а причины, приводящие к такому поведению, могут быть самыми разными. Ученые выделили ряд форм коррекции поведения таких людей:
- Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения.
- Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.
- Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.
- Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.
- Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.
- Профессиональный подразумевает работу с человеком, который протестует против негласных правил и норм корпоративной этики.
- Этнокультурный — некорректное поведение в рамках отдельного общества.
Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение среди подростков характеризуется:
- зависимостью от алкоголя и наркотиков;
- курением;
- склонностью к суициду;
- стремлением к повреждениям себя;
- уходом из дома;
- воровством;
- использованием матерных слов;
- необычным внешним видом.
Причины девиантного поведения
Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению:
- Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия.
- Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия.
- Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему.
Признаки девиации
В психологии выделили 3 основных признака девиации:
- Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.
- Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.
- Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.
Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.
Условно также могут выделять и другие признаки девиации:
- частое возникновение конфликтов с окружающими;
- наличие страхов, фобий и депрессий;
- инфантильное поведение;
- нежелание получать новые знания;
- нарушение сна, бессонница;
- упрямство и проявление агрессии.
Все описанное выше относится к девиантному поведению, что не является нормой. Такое поведение может проявиться как в комплексе, так и единично. Чтобы предотвратить развитие более опасного поведения, такие люди должны встать на учет к специалисту, который окажет профессиональную помощь. В некоторых случаях помогает самостоятельное восстановление психоэмоционального состояния. В этом может помочь курс Викиум «Детоксикация мозга».
Источник
Причины возникновения девиантного поведения
Киреева Яна Александровна
Социальный педагог
Специальная общеобразовательная
школа № 2 (открытого типа)
Санкт — Петербурга
Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?
Неблагополучная среда. На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.
Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.
Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования.
Постоянная критика. Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше, и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения — достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия1.
Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.
Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
- стремление получить сильные впечатления;
- заболевания ребенка;
- повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
- неблагополучная ситуация в семье;
- стремление к самостоятельности и независимости;
- недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
- отставание в учебе;
- пренебрежение со стороны сверстников;
- непонимание взрослыми трудностей детей;
- недостаточная уверенность ребенка в себе;
- отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
- стрессовые жизненные ситуации;
- напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
- примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
- чрезмерная занятость родителей;
- конфликты с родителями;
- обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
- постоянные нарекания, брань в семье;
- слабость интеллектуальной сферы ребенка;
- повышенная коммуникативность детей;
- низкий уровень эмоционально — волевого контроля у детей;
- одиночество, непонимание другими;
- излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
- неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
- генетическая предрасположенность;
- неравномерность психофизического и полового созревания;
- отсутствие навыков социального поведения;
- снижение культуры, интеллектуального уровня;
- масса свободного времени;
- скука, «просто так»;
- желание обратить на себя внимание;
- неполные семьи;
- экономическая нестабильность;
- влияние улицы.
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
- причины социального и психологического характера;
- причины, связанные с возрастными кризисами.
В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:
- негативную психическую напряженность;
- акцентуированную готовность к риску;
- психическую ригидность;
- выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;
- непредсказуемость поведения;
- высокую агрессивность.
Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения3.
Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско — родительских, детско — детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм. С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; мира компьютерных игр; а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.
Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций4.
Список литературы:
- Psyh/: [Электронный ресурс]: https://psyh./psihologiya-lichnosti/emotsii/deviantnoe- povedenie.html /. (Дата обращения: 18.02.2012).
- Майсак. Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Автореф. дисс…..к. психол. н. М., 2001.
- Шнейдер Л.Б. девиантное поведение детей и подростков.- М.: Академический проект; Трикста, 2005.- 336 с.
Автор: Яна Киреева
Источник
Девиантное поведение: причины, виды, формы
Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.
Что это такое?
В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.
Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.
Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.
Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:
- аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
- наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
- низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.
Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция — равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.
Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:
- аффективное и импульсивное реагирование;
- значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
- недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
- поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
- высокий уровень готовности к асоциальному поведению.
Виды девиантного поведения
Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):
- Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
- Антисоциальное, еще одно его название — делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов — имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
- Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также — аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.
Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:
- негативно окрашенные (всевозможные зависимости — алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
- позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
- социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).
В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:
- Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
- психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
- игры (активирующие азартное поведение),
- сексуальное удовлетворение,
- ресурсы интернета,
- религия,
- покупки и т.п.
- Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
- Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
- Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение — вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
- с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
- с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
- Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
- Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры — воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
- Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).
Причины возникновения
Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.
Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:
- Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
- Социальные факторы:
- особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
- окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
- влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
- Личностные факторы.
- нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
- искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
- искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).
Профилактика
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
- проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- ребенок часто становится зачинщиком драки;
- преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
- Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией — создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
- Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
- Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
- Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
- испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
- познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
- доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
- творчество.
- Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения.
Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.
Видео:
Источник