Какая из неисправностей не может явиться причиной снижения компрессии
Содержание статьи
Способы проверки компрессии, причины низкой компрессии. Ремонт мотора или его замена?
Компрессией называют величину максимального давления в цилиндре, создаваемого при холостой прокрутке двигателя стартером (например, при отключении свечи зажигания). Компрессию двигателя не стоит путать со степенью сжатия, т.к. это разные понятия.
Компрессия – силовое воздействие на газообразное тело, приводящее к уменьшению занимаемого им объема, а также к повышению давления и температуры. В широком смысле слова компрессия — это величина давления, которое создаётся в цилиндре в конце такта сжатия.
При диагностике неисправностей связанных с перебоями в работе двигателя первым делом необходимо замерить компрессию. Это даст правильное направление для дальнейшего поиска неисправности. Можно сколько угодно улучшать зажигание и подачу топлива, но если цилиндр не достаточно герметичен, то нормально работать он не будет. Своевременный замер компрессии может выявить на ранних стадиях разгерметизацию цилиндров, таким образом сэкономить деньги на ремонте и время в поиске неисправности.
Особенно требовательны к компрессии дизельные двигатели, так как в них воспламенение топлива происходит без использования свечи зажигания. В таком двигателе в разогретый от сжатия в цилиндре воздух (до температуры, превышающей температуру воспламенения топлива) через форсунку впрыскивается порция топлива. Как следствие если нет достойной компрессии, то и не будет условий для воспламенения дизельного топлива. В процессе впрыскивания топливной смеси происходит его распыливание, а затем вокруг отдельных капель топливной смеси возникают очаги сгорания, по мере впрыскивания топливная смесь сгорает в виде факела. Так как дизельные двигатели не подвержены явлению детонации, характерному для двигателей с принудительным воспламенением, в них допустимо использование более высоких степеней сжатия (до 26), что, в сочетании с длительным горением, обеспечивающим постоянное давление рабочего процесса, благотворно сказывается на КПД данного типа двигателей, который может превышать 50%.
Как правильно замерить компрессию
Чтобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи (зажигания или накала) установить компрессометр. Этот прибор представляет собой манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. При вращении коленчатого вала двигателя в шланг нагнетается воздух до тех пор, пока давление в шланге не сравняется с максимальным давлением в цилиндре. Его значение зафиксирует манометр.
При измерениях компрессии надо соблюдать важные правила. Во-первых, двигатель должен быть «теплым». Подача топлива должна быть отключена. Можно, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры. Во-вторых, необходимо вывернуть все свечи. Выборочный демонтаж свечей, практикуемый на некоторых СТО, недопустим, так как увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя стартером. В-третьих, аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер – исправен.
Компрессию измеряют как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. При этом каждый из способов дает свои результаты и позволяет определять свои дефекты. Так, когда заслонка закрыта, в цилиндры, очевидно, поступит мало воздуха, поэтому компрессия будет низкой и составит около 0,6-0,8 МПа. Утечки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. Вследствие этого компрессия становится особо чувствительной к утечкам – даже при малых неплотностях ее значение падает в несколько раз.
При измерении компрессии с открытой заслонкой картина будет иной. Большое количество поступившего воздуха и рост давления в цилиндре, конечно, способствуют увеличению утечек. Однако они заведомо меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия падает не столь значительно (приблизительно до 0,8-0,9). Поэтому замер компрессии с открытой заслонкой лучше подходит для определения более «грубых» дефектов двигателя, таких как: поломки поршней, закоксовывание колец, прогары клапанов, задиры поверхности цилиндров.
В обоих способах измерения желательно учитывать динамику нарастания давления – это поможет установить истинный характер неисправности с большей вероятностью. Так, если на первом такте величина давления, измеряемая компрессометром, низкая (0,3-0,4), а при последующих тактах резко возрастает, — это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец. В таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию.
Самым распространенным прибором для проверки компрессии является упомянутый выше компрессометр. В отличие от незамысловатых отечественных конструкций иностранные фирмы выпускают целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позволяющих проводить измерения на автомобилях любых марок и моделей.
Быстро и эффективно измеряют компрессию современные мотор тестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки. Ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. Тем самым удается одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свечей, что особенно важно для многоцилиндровых двигателей.
Недостаток измерения мотор-тестером заключается в том, что получаемые результаты выражаются в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, работающему лучше. Лишь самые дорогие мотортестеры способны измерять абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигателя и их сопоставления с действительным давлением в цилиндре.
Основное правило, которое следует помнить: в большинстве случаев результаты замеров компрессии являются относительными. Это значит, что в первую очередь необходимо опираться на разницу в значениях компрессии у различных цилиндров, а не на саму ее абсолютную величину.
Поиск причин низкой компрессии
Если было обнаружено снижение компрессии в одном из цилиндров, следующим этапом необходимо выявить причины этой неисправности. Вообще причин снижения компрессии две – утечки могут происходить либо через компрессионные кольца, либо через клапана и их седла. Чтобы проверить, кто именно виноват, необходимо залить немного моторного масла в «слабый» цилиндр (через свечной канал) и повторить замер компрессии. Секрет в том, что добавленное моторное масло уменьшит зазор в паре поршень-цилиндр (при работе исправной цилиндропоршневой группы (ЦПГ) этот зазор герметизируется кольцами) и компрессия вырастет. Конечно, в двигателе с непосредственным впрыском стоит обратить внимание на то, что в поршне имеется выемка и часть масла будет оседать в ней (т.е. масла надо налить столько, чтоб наполнить эту выемку до краёв и чуть перелить). Если после добавления масла в цилиндр компрессия осталась прежней, значит необходимо ремонтировать клапана (притирать и т.д.).
Если компрессия поднялась (при замере с маслом), значит, виноваты кольца в этом цилиндре. Дальше два пути – либо разбор двигателя, либо раскоксовка и промывка масляной системы. Разумеется, сначала стоит попробовать сделать раскоксовку. И если не поможет тогда ремонт. Однако если раскоксовка помогла в дальнейшем стоит усилить наблюдение за этим цилиндром и планировать замену колец.
Все причины низкой компрессии
Если вы столкнулись с потерей компрессии или ее просадкой в одном из цилиндров, точную причину стоит искать следующим образом.
Сверху за герметичность камеры сгорания отвечают клапана, но снижение компрессии может быть не только из-за утечек в паре тарелка клапана/седло клапана. Отложения смолистых веществ на клапанах могут снижать площадь впускного канала (дополнительное сопротивление впуску), или даже препятствовать полному закрытию клапана. Появление отложений на клапане и нарушение его прилегания к седлу приводят к ухудшению теплоотвода (тепло от клапана рассеивается через седло, к которому он прилегает) и, в последствии, к прогоранию клапана. Но клапан может прогореть еще и из-за уменьшения теплового зазора: в этом случае при прогреве двигателя клапан перестанет нормально прилегать к седлу. Образовавшаяся кольцевая щель между тарелкой клапана и его седлом снижает компрессию. Через эту щель прорываются раскаленные газы и сжигают тонкую кромку тарелки, что еще больше снижает компрессию. Двигатель теряет мощность, а тарелка клапана сгорает.
Неправильно выставленные фазы газораспределения могут быть причиной снижения компрессии вследствие несвоевременного открытия/закрытия клапанов. Эта проблема влияет на все цилиндры одинаково, т.е. на перепадов компрессии между цилиндрами не будет обнаружено.
Некоторые современные двигатели регулируют подачу воздух в цилиндры не привычной для нас дроссельной заслонкой, а высотой/фазами подъема впускных клапанов (Valvetronic у BMW, MultiAir у Fiat и проч.). Теоретически при неисправностях системы регулировки подъемов клапанов компрессия так же может снижаться, т.к. подъем клапанов при замере может быть не полным. Влияние этой неисправности на все цилиндры будет одинаково, если неисправность постоянная. Однако если неисправность носит плавающий характер, замер компрессии будет показывать каждый раз новые данные, и судить о неисправности конкретного цилиндра по компрессии в этом случае опрометчиво. Причиной могут быть как неисправность управления электроклапаном регулирования фаз газораспределения выпускных клапанов, так и сбои датчика.
Снизу за герметичность камеры сгорания отвечают элементы цилиндропоршневой группы. К снижению компрессии приводит износ и как следствие увеличение зазоров в ЦПГ, что также сопровождается увеличенным пропуском газов в картер. Такие же последствия дает изменение геометрии (деформация поршня или цилиндра) по причине перегрева двигателя, залегание колец, задиры на зеркале цилиндра, сломанное компрессионное кольцо. Прогоревший поршень в первую очередь проявляет себя посторонними шумами при работе двигателя, и лишь затем снижением компрессии в цилиндре.
Отдельно выделим прогар прокладки головки блока цилиндров. Эту неисправность можно дополнительно проверить, создав давление в цилиндре при закрытых клапанах (допустим компрессором), и понаблюдав за появлением пузырьков в расширительном бачке системы охлаждения, либо услышав шум в соседнем цилиндре.
Ремонт мотора или замена на контрактный?
Вообще любые неисправности, которые привели к снижению компрессии в цилиндрах двигателя, устранимы. Если проблема кроется в клапанах/ГБЦ, то ремонт и восстановление обойдется в 300-600 рублей. Гильзовка одного цилиндра обойдется в 80-120 рублей. Если были повреждены поршни, то необходимо заменить их. Цена вопроса сильно варьируется от мотора и производителя поршней. Например, на сильно страдающие «масложором» моторы TFSI поршень Kolbenschmidt стоит около 200 рублей, а оригинал – 650 рублей за штуку (эти поршни идут в сборе со всеми кольцами).
К этим суммам следует добавить расходы на снятие и установку мотора, его разборку и сборку. В итоге получается, что капремонт популярного с точки зрения проблем по ЦПГ мотора 2-литрового TFSI/TSI обойдется в сумму порядка 3600 рублей. Это если менять все четыре поршня. Контрактный двигатель стоит от 2500 до 3000 рублей (плюса работа по замене, а также расходники – 1000 рублей). В этом случае – а мы говорим о моторах TFSI/TSI – многие люди идут на капремонт, в процессе которого устанавливают модернизированные поршни, с которыми проблема «масложора» исчезает.
Также на капремонт с гильзовкой блока идут владельцы автомобилей, чьи моторы хронически страдают износом ЦПГ: появлением задиров на стенках цилиндров. Это касается многих бензиновых моторов BMW, Mercedes (и упомянутых выше моторов Audi/VW), а также широко распространенного двигателя G4KD/4B11 (Kia, Hyundai, Mitsubishi), которого разборках практически не предлагают. Тут целесообразно решить проблему раз и навсегда.
Если проблема с компрессией связана с износом ГБЦ, то также можно смело рассматривать вариант с ее восстановлением. Работа обойдется, как мы упоминали, в 300-600 рублей плюс порядка 200-400 рублей за ее снятие и установку с заменой прокладки.
В большом количестве других случаев, если к снижению компрессии привела случайность, ошибки в обслуживании или огромный пробег, можно смело рассматривать вариант с заменой мотора на контрактный. Моторы, не пользующиеся большим спросом, обойдутся в 1000 – 2000 рублей, плюс порядка 600 – 1000 рублей на снятие и установку с заменой масла и необходимых расходников.
Источник
Тестовые задания по МДК 02.01.Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей.
Тестовые задания по дисциплине: «Организация деятельности слесаря по ремонту автомобилей».
Тема 1. Двигатель
Кривашипно-шатунный механизм
Какие параметры не влияют на значение рабочего объема цилиндров?
а) Длина шатуна.
б) Диаметр поршня.
в) Объем камеры сгорания.
г) Ход поршня.
В цилиндрах каких двигателей в начале такта сжатия отсутствует топливовоздушная смесь?
а) Карбюраторных.
б) Дизельных.
в) Дизельных и карбюраторных.
При такте сжатия в цилиндрах карбюраторных двигателей находится…
а) воздух,
б) топливовоздушная смесь,
в) топливо?
По каким признакам можно сделать заключение об износе или потере упругости поршневых колец?
а) По повышенному расходу масла и дымному выхлопу.
б) По стукам в верхней части двигателя.
в) По перегреву.
г) По снижению мощности.
д) По неустойчивой работе.
Компрессия в цилиндрах двигателя в наибольшей мере зависит от технического состояния…
а) цилиндропоршневой группы,
б) газораспределительного механизма,
в) системы охлаждения,
г) системы смазки?
Какая из перечисленных неисправностей не может явиться причиной снижения компрессии:
а) износ гильз и поршневых колец,
б) отсутствие тепловых зазоров в клапанном механизме,
в) ослабление крепления головки блок цилиндров,
г) увеличение тепловых зазоров в клапанном механизме,
д) повреждение прокладки между головкой и блоком цилиндров?
Компрессия в цилиндрах измеряется …
а) на полностью прогретом двигателе,
б) на холодном двигателе,
в) при закрытых дроссельных и воздушной заслонках,
г) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках,
д) на прогретом и холодном двигателе при любом положении заслонок?
При измерении компрессии …
а) выворачивается свеча только на проверяемом цилиндре,
б) выворачиваются свечи на всех цилиндрах?
Какими способами устраняются неплотности в местах прилегания головки к блоку цилиндра?
а) Подтяжкой гаек крепления головки.
б) Заменой прокладки.
в) Установкой дополнительной прокладки.
г) Нанесением герметизирующих материалов по периметру прокладки.
д) Всеми перечисленными способами.
Гайки крепления головки блока цилиндров подтягивают на…
а) холодных двигателях,
б) полностью прогретых двигателях,
в) холодных двигателях грузовых и прогретых легковых автомобилей?
Газораспределительный механизм
Тепловые зазоры в клапанных механизмах устанавливают для того, чтобы исключить…
а) разрушение коромысел и штанг,
б) неплотное закрытие клапанов,
в) повышенный износ кулачков,
г) все перечисленные последствия?
С какого номера цилиндра рекомендуется начинать проверку наличия тепловых зазоров в приводе клапанов изучаемых двигателей?
а) С первого.
б) Со второго.
в) С третьего.
г) С любого.
В каком положении находятся впускные и выпускные клапаны, если в цилиндре двигателя поршень расположен в ВМТ конца такта сжатия?
а) Впускной открыт.
б) Впускной закрыт.
в) Выпускной открыт.
г) Выпускной закрыт.
В каком положении находятся впускные и выпускные клапаны, если в цилиндре двигателя поршень расположен в ВМТ конца такта выпуска?
а) Впускной открыт.
б) Впускной закрыт.
в) Выпускной открыт.
г) Выпускной закрыт.
В каком положении находятся впускные и выпускные клапаны, если в цилиндре двигателя поршень расположен в НМТ конца такта впуска?
а) Впускной открыт.
б) Впускной закрыт.
в) Выпускной открыт.
г) Выпускной закрыт.
В каком положении находятся впускные и выпускные клапаны, если в цилиндре двигателя поршень расположен в НМТ конца такта рабочий ход?
а) Впускной открыт.
б) Впускной закрыт.
в) Выпускной открыт.
г) Выпускной закрыт.
Тепловы зазоры в клапанных механизмах обычно проверяют и регулируют на двигателе…
а) холодном,
б) полностью прогретом,
в) на холодном или прогретом в зависимости от конструктивных особенностей газораспределительного механизма.
Какими щупами измеряют тепловые зазоры?
а) Плоскими.
б) Круглыми.
в) Любыми.
Тепловой зазор нормальный, если соответствующий щуп проходит в зазор и извлекается из него…
а) свободно,
б) с усилием?
Тема 2. Система охлаждения
На полностью прогретом двигателе температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в интервале…
а) 10-90ºС,
б) 40-80ºС,
в) 80-100ºС,
г) 120-140ºС.
В каком положении должен находится клапан термостата, если температура жидкости в рубашке охлаждения выше 90ºС:
а) в открытом,
б) в закрытом,
в) в одном из указанных положений в зависимости от особенностей устройства системы охлаждения?
Каково основное назначение расширительного бачка?
а) Увеличение количества охлаждающей жидкости в системе.
б) Обеспечение постоянного объема жидкости, циркулирующей в системе.
в) Создание лучших условий для контроля уровня жидкости.
Применение в системе охлаждения «жесткой» воды, содержащей большое количество солей, ведет:
а) к образованию накипи,
б) к повышению коррозии.
в) к перегреву двигателя,
г) ко всему названному?
Каковы наиболее вероятные последствия обрыва или пробуксовывания ремня вентилятора:
а) Перегрев двигателя.
б) Переохлаждение двигателя.
Каковы наиболее вероятные последствия отложения накипи в системе охлаждения:
а) Перегрев двигателя.
б) Переохлаждение двигателя.
Каковы наиболее вероятные последствия заклинивания клапана термостата в закрытом положении:
а) Перегрев двигателя.
б) Переохлаждение двигателя.
Каковы наиболее вероятные последствия заклинивания клапана термостата в открытом положении:
а) Перегрев двигателя.
б) Переохлаждение двигателя.
В системе охлаждения, заполненной антифризом, уровень жидкости при холодном двигателе, который проверяется в расширительном бачке, должен быть…
а) на метке «MIN»,
б) выше метки «MIN» на 3-5 см,
в) ниже метки «MIN» на 3-5 см,
г) в одном из указанных положений?
При значительной утечке антифриза в пути в систему добавляют…
а) воду,
б) антифриз?
Тема 3. Система смазки
Наиболее опасные последствия возникают, если давление масла в смазочной системе становится слишком…
а) большим,
б) малым?
Давление в смазочной системе исправного двигателя при увеличении частоты вращения коленчатого вала должно….
а) увеличиваться.
б) уменьшаться,
в) не изменяться?
Проверка уровня масла в двигателе с помощью щупа выполняется…
а) на работающем двигателе в режиме холостого хода,
б) через 3-4 мин после остановки двигателя,
в) в любом из указанных случаев?
Снижение уровня масла в поддоне картера в процессе длительной эксплуатации автомобиля…
а) во всех случаях свидетельствует о неисправном техническом состоянии узлов, механизмов и систем двигателя.
б) во всех случаях не является признаком неисправности,
в) во всех случаях служит показателем технического состояния двигателя?
Сливать отработанное масло из системы смазки следует…
а) сразу же после выключения двигателя,
б) после снижения температуры охлаждающей жидкости до 40˚С,
в) после охлаждения двигателя до температуры окружающей среды,
г) на холодном или горячем двигателе в зависимости от его конструктивных особенностей?
Тема 4. Система питания двигателя
35. Каковы наиболее вероятные последствия системы питания дизельного двигателя при снижении давления впрыска топлива?
а) Трудность пуска двигателя.
б) Работа двигателя с перебоями.
в) Дымный выхлоп.
Каковы наиболее вероятные последствия системы питания дизельного двигателя при
неравномерной подачи топлива форсунками секциями насоса?
а) Трудность пуска двигателя.
б) Работа двигателя с перебоями.
в) Дымный выхлоп.
Каковы наиболее вероятные последствия системы питания дизельного двигателя при
избыточной подачи топлива в цилиндры двигателя?
а) Трудность пуска двигателя.
б) Работа двигателя с перебоями.
в) Дымный выхлоп.
Каковы наиболее вероятные последствия системы питания дизельного двигателя при
уменьшенной подачи топлива в цилиндры?
а) Трудность пуска двигателя.
б) Работа двигателя с перебоями.
в) Дымный выхлоп.
39. Какая из перечисленных неисправностей не может быть причиной снижения давления впрыска топлива?
а) Износ плунжера.
б) Износ гильзы.
в) Ослабление пружины форсунки.
г) Увеличение диаметра отверстий распылителя форсунки вследствие износа.
Тема 5. Сцепление
40. Несоответствие свободного хода педали установленному значению может привести к:
а) пробуксовыванию сцепления,
б) затрудненному переключению передач,
в) ускоренному износу сцепления,
г) любой из указанных неисправностей?
41. Регулировка свободного хода осуществляется путем воздействия на…
а) привод выключения сцепления,
б) механизм сцепления,
в) привод и механизм,
д) привод или механизм?
42. Неисправность, при которой сцепление пробуксовывает, проявляется, когда педаль сцепления:
а) отпущена,
б) нажата,
в) находится в одном из крайних положений,
г) перемещается из исходного в нижнее положение?
43. Чаще всего пробуксовка проявляется при движении автомобиля…
а) груженого,
б) порожнего,
в) на подъем,
г) по горизонтальному участку дороги?
44. Длительная эксплуатация автомобиля с неисправным (пробуксовывающим) сцеплением ведет к …
а) разрушению накладок ведомого диска,
б) увеличению свободного хода педали сцепления,
в) уменьшению либо отсутствию свободного хода педели,
г) любому из указанных последствий?
Какие причины чаще всего вызывают пробуксовку сцепления?
а) Отсутствие свободного хода педали.
б) Попадание воздуха в гидропривод выключения.
в) Замасливание фрикционных накладок.
г) Снижение упругости или поломка нажимных пружин.
Вследствие каких причин сцепление может «вести»:
а) большого свободного хода педали,
б) отсутствия свободного хода,
в) попадание воздуха в гидропривод,
г) любых из указанных причин?
При каких неисправностях сцепления возникают трудности при переключении передач?
а) Сцепление «ведет».
б) Сцепление пробуксовывает.
в) Сцепление «ведет» или пробуксовывает.
Какие последствия вызывает длительная эксплуатация автомобиля, на котором «ведет» сцепление?
а) Ускоренный износ деталей коробки передач.
б) Преждевременный износ подшипника муфты выключения сцепления.
в) Возникновение поломок в коробке передач.
г) Затруднения при преодолении крутых подъемов дороги.
В случае негерметичности гидропривода выключения сцепления возникает неисправность, при которой сцепление…
а) «ведет»,
б) пробуксовывает,
в) «ведет» и пробуксовывает?
Каковы наиболее вероятные причины шума и вибрации, возникающие при нажатии на педаль сцепления?
а) Большой свободный ход.
б) Отсутствие свободного хода.
в) Попадание воздуха в гидропривод.
г) Износ подшипника муфты выключения сцепления.
д) Заедание рычажков выключения сцепления в опорах.
Ответы.
1-а,в;
2-б;
3-б;
4-а;
5-а,б;
6-г;
7-а,г;
8- б;
9-а,б;
10-а;
11-б;
12-а;
13-б,г;
14-а,в;
15-а,г;
16-б,в;
17-а;
18-а;
19-б;
20-в;
21-а;
22-б;
23-г;
24-а;
25-а;
26-а;
27-б;
28-б;
29-а;
30-б;
31-а;
32-б;
33-в;
34-а;
35-а;
36-б;
37-в;
38-а;
39-г;
40-а;
41-д;
42-а;
43-а,в;
44-а,в;
45-а,в,г;
46-а,в;
47-а;
48-а,в;
49-а;
50-г.
Источник