Информационные нормы могут быть только международными

Содержание статьи

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ. Шпаргалка по информационному праву

ВикиЧтение

Шпаргалка по информационному праву
Якубенко Нина Олеговна

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.

5. По сфере их применения (по масштабу действия):

• нормы федерального уровня и действия;

• нормы субъектов РФ;

• нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования:

• общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;

• межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

• отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

• на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Вопрос 60. Перекрестный допрос в уголовном процессе. Понятие, виды, особенности тактики.

Вопрос 60. Перекрестный допрос в уголовном процессе. Понятие, виды, особенности тактики.
Перекрестный допрос – это допрос лица одновременно различными участниками уголовного процесса. Основные цели такого допроса – это проверка и опровержение сведений, которые сообщает

Читайте также:  Бактерии в моче норма дети

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы.

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы.
Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных взысканий.

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.
В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика)

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика)
Деликт (delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве
Норма права – это общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушений принудительной силой государства

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм

1.
Понятие, особенности и виды административно-правовых норм
Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

2.
Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина

2.
Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.Предотвращение и ликвидация угроз

27. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

27. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Одним из определяющих положений информационного права является право собственности, возникающее в связи с информацией, под которым можно понимать право каждого признавать информацию «своей собственной». Для того чтобы ответить на

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

Глава 11 Информационная безопасность

Глава 11
Информационная безопасность
Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права
Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Читайте также:  Анализ мочи норма для анализатора

Источник

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ — Студопедия

Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

Классификация информационно-правовых норм следующая:

1. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов – императивные и диспозитивные.

2. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений.

3. Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Основу информационно-правовой нормы составляет диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций.

4. В зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.

5. По сфере их применения (по масштабу действия):

• нормы федерального уровня и действия;

• нормы субъектов РФ;

• нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования:

• общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности;

• межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

• отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

• на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Источник

Информационно-правовые нормы международного законодательства

Среди международно-правовых стандартов в сфере регулирования информационных отношений в первую очередь необходимо отметить:

1. Всеобщая декларацию прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной ассамблеей ООН, которой установлено право каждого человека на свободу убеждений, мысли, совести, право на образование, а также право на свободное выражение этих убеждений и право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ.

2. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. В указанных актах установлено, что свобода получения и распространения информации реализуется без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ и распространяется на всякого рода информацию.

4. Документы Комитета Министров Совета Европы –

а) Рекомендация “О доступе к официальной информации, находящейся в распоряжении государственных органов” 1981 года и ее новая редакция “О доступе к официальным документам” 2002 года, которая была принята по результатам многолетней работы международной группы экспертов Совета Европы по доступу к официальной информации (DH-S-AC).

б) Рекомендация “О мерах по обеспечению транспарентности средств массовой информации” 1994 года, в которой вполне обоснованно прописывается особый правовой режим “прозрачности” именно электронных СМИ.

в) Рекомендации от 28 февраля 2001 года, № 2 и № 3, которыми регламентируются вопросы использования правовых информационных систем, предоставления судами информации и оказанию других правовых услуг гражданам с помощью новых технологий, предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой информации в электронной форме, к электронным регистрам в правовой области, в том числе посредством использования сети Интернет, а также автоматизация судебных технологий.

Читайте также:  Образец анализа мочи в норме

г) Конвенцию о киберпреступности от 23 ноября 2001 года, нормы которой призваны оказать существенное влияние на различные отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, авторское, гражданское, информационное. Объектом киберпреступлений в соответствии с указанной Конвенцией является ряд охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также иные отношения, связанные с использованием компьютера, компьютерных систем и сетей.

5. Окинавская Хартия Глобального информационного общества 2000 года одной из приоритетных задач определяет формирование нормативной правовой базы при построении глобального информационного общества.

Информационно-правовые нормы Конституции РФ

Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с информацией в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме законов и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы содержится в следующих статьях: ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41-44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56. Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения» таких актов в следующих статьях: ч. 3 ст. 90, ст.102-106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115.

Основу информационного законодательства составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является его основной целью.

Основной объем прав на информацию содержится в ч.4 ст.29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…».

Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих нормах Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч. 1 ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44). Провозглашается гарантия свободы производства и распростране­ния массовой информации в ч. 5 ст. 29.

Однако Конституцией РФ устанавливаются и ограничения прав на информацию, а именно в области государственной тайны (ч. 4 ст. 29); личной тайны и защиты персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 29).

Свободный доступ к нормативно-правовым актам РФ, затрагивающим основные права и свободы граждан провозглашен в норме ч. 3 ст. 15 Кон­ституции РФ.

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость эко­логической информации (ст. 42) и прямо предусматривается ответствен­ность за сокрытие такой информации (ч. 3 ст. 41), а также защищает общество и каждого гражданина от рас­пространения вредной, опасной информации (ч. 2 ст. 29).

Также необходимо отметить, что информационно-правовые нормы Конституции РФ находят свое развитие в законодательстве субъектов РФ. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Дагестан, в которой информационным правам и свободам посвящена статья 28. Главной особенностью данной статьи является то, что конституционная норма не только не содержит запрета цензуры, но и вообще не гарантирует свободу массовой информации. В Конституции РД вообще нет ни слова о средствах массовой информации. Остальные элементы, присутствующие в статье 29 федеральной конституции, есть и в статье 28 Конституции Дагестана. Остальные информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, информации об окружающей среде, права на образование, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания закреплены в следующих статьях: ст. 25, ст. 39, ст. 42-43. Кроме того, Конституция РД устанавливает порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, условия их применения и действия в следующих статьях: ст. 68-72, ст.79-80, ст. 90, ст. 93. Но на уровне данного субъекта ни принят ни один закон, который бы развивал федеральное информационное законодательство.

Источник