Групповые нормы что такое какие санкции группа может применить к человеку

Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности

Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются? Об этом пойдет речь далее.

Цели

Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы — групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы — сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование. Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.

Виды норм

Норма в переводе с латинского «образец действий». Т. е. определенное правило поведения. Поэтому на вопрос о том, что такое групповые нормы, можно кратко ответить, что это правила, по которым живет определенный коллектив, социум. Их подразделяют на:

  • социальные;
  • психические.

Что такое психические нормы

Про социальные нормы, более или менее, понятно интуитивно. Социальные групповые нормы — правила поведения, которые выработаны группой. Они, как правило, где-то зафиксированы. Библия, кодекс, устав, инструкция. Хотя это необязательно. Например, нормы морали нигде не отражены и передаются в ходе социализации личности (воспитание, образование и т. д.).

Психические нормы — это требования, которые общество предъявляет к личности. Чтобы было более понятно, что такое групповые нормы (психические), перечислим их.

Примеры

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Виды санкций

Мы подробно объяснили про групповые нормы, что это такое. Какие санкции предусмотрены за их нарушения? Постараемся разобраться. В зависимости от того, какую норму человек нарушил, зависит суровость наказания. Но независимо от этого, все они подразумеваются на:

  • негативные формальные;
  • негативные неформальные.

Отличие их в том, что одни (формальные) применяются по определенным правилам. Неформальные санкции носят эмоциональный характер. Они нигде не закреплены, не записаны. Например, как можно осудить человека за аморальный поступок по определенным правилам? Это происходит спонтанно, на эмоциях.

Читайте также:  Компьютеров по санитарным нормам может быть в одном кабинете

Формальные санкции — закреплены в определенных правилах, законах, уставах. Они применяются по определенным процедурам.

Примерами подобных санкций будут:

  • решения судов;
  • штрафы;
  • выговоры на работе;
  • лишение премии и т. д.

Но не всегда санкция синоним «наказание». Существуют и позитивные. Их цель — поощрить человека за образцовое правило поведение. Они также подразделяются на формальные и неформальные. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  • одобрение коллег;
  • премия к заработной плате;
  • дополнительный отпуск;
  • награды, медали, кубки;
  • почетное звание и т. д.

Социальный контроль

Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.

Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.

А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.

Самоконтроль

Важно для человека — иметь самоконтроль. Это высшая ценность личности, когда он сам себя ограничивает не нарушать общественные правила поведения.

В одном из психологических тестов есть вопрос: «Если нет полиции, перейдете ли вы на красный сигнал светофора?» Большинство честно ответят: «Да». И это будет правильно. Но люди с повышенным чувством самоконтроля с искренностью ответят: «Нет». Им неважно, смотрят ли на них другие люди, они выполняют правила и нормы всегда.

Девиантное поведение

Их антиподы — люди с девиантным поведением. Они, наоборот, при любой возможности будут нарушать общественные правила. Такие люди знают, что такое групповые нормы. Но они даже и не думают им следовать. Это, прежде всего, наркоманы, уголовные элементы, люди, страдающие алкоголизмом. Общество старается им помочь, но если это не получается, то оно изолирует их от себя.

Источник

Групповые нормы и социальные санкции.

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Социальные санкции (от лат. ненарушимое, строжайшее постановление) — это оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к членам за конкретные социальные действия. Различают позитивные и негативные санкции: первые — поощрение за одобряемые действия, вторые — наказания за нежелательные действия.Квалификация действий зависит от типа общества, группы и непосредственно определяется господствующими в них ценностными ориентациями и нормами. Одни социальные санкции строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными органами и лицами (например, правовые), другие являются неформальными, применяются активными членами общества, группы (например, моральные). Как и система социального контроля в целом, социальные санкции структурированы по уровню общности и сферам действия. На уровне общества формируются обобщенные санкции, обладающие максимальным престижем и объемом влияния. На более конкретных уровнях действуют санкции, зависящие отособенностей соответствующих институтов, профессий, организаций, ячеек общества.Все виды санкций образуют некоторую систему; действие каждой из них зависит от других санкций и от ряда факторов социальной среды (например, стиль руководства, соответствие силы санкции и значимости поступка, самооценка, нравственный потенциал группы и т. п.).

Групповые роли.

Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи требуют специфических паттернов поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи — специфические паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, вероятно, будут сообщать группе информацию или высказывать свою точку зрения, заниматься поиском и анализом информации или мнений. От воспринимающего информацию или точку зрения ожидают выяснения мыслей и мнений других людей по стоящим перед группой проблемам. Воспринимающий информацию или точку зрения — человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.

Поддерживающие ролитребуют специфических паттернов поведения, которые помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов. Поддерживающая роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов.

От «переводчиков» ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и гендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, чтобы помочь членам группы понять друг друга.

Процедурные ролитребуют специфических паттернов поведения, которые помогают группе при решении проблем. Процедурная роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе при решении проблем. Члены группы, которые играют процедурные роли, в свою очередь, подразделяются на диспетчеров, протоколистов и хранителей.

Эгоцентрические ролиотражают специфические паттерны поведения, которые концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым. Эгоцентрическая роль — специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.

Обеспечивающие решение, поддерживающие и процедурные роли должны помогать группам быть эффективными, тогда как эгоцентрические роли уменьшают эффективность групп. Участники, которые исполняют эгоцентрические роли, — это «агрессоры», «шутники», «отсутствующие» или «монополисты».

Развитие малой группы.

Образование и развитие МГ включает 4 стадии.На 1-й стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-псих-ские качества каждо­го, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение проте­кает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу.

2-я стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, обра­зования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникно­вения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации.

На 3-й стадии отношения между членами МГ постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура доб­росовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совмест­ной деятельности.

На 4-й стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выражен­ным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-псих-ский и эмоциональный консенсус.

В итоге на высшем этапе своего развития МГ превращается в коллектив, которому при­сущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уваже­нием руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добро­порядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1)доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2)доброжелательная и деловая критика; 3)свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей Группы; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5)достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел; 6)удовлетворенность принадлежностью к группе; 7)высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию(колебание) у кого-либо из членов группы; 8)принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 9)высокая сплоченность всех членов группы.

Групповая сплоченность(ГС).

ГС — это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

ГС можно наблюдать и в неформальных компаниях подростков, которые ищут любую возможность, чтобы собраться, даже когда этим «сборищам» активно мешают родители. Эмоциональная близость в семьях — это тоже проявление ГС, так как все члены семьи отождествляют себя с семьей. Любая религиозная секта должна поддерживать у всех членов секты не только ощущение принадлежности и включенности в единый организм, но и глубокую эмоциональную привязанность друг к другу.

Читайте также:  Норма общего белка в моче у мужчин

Источник

Тема 5. Групповые нормы и санкции

Тема 5. Групповые нормы

Групповые (ролевые) ожидания

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий.

Всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций.

Группа через систему этих ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли.

Для того, чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют два образования: групповые нормыигрупповые санкции.

Групповые нормы

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна; это согласие по поводу оценки тех или иных жизненных явлений и ситуаций.

Функции норм:

  • достижение групповых целей

  • регуляция деятельности

  • трансляция требований общества

  • помощь группе в сохранении себя как целого

  • выработка группой позиции для соотнесения своих мнений

  • выработка группой своего отношения к социальному окружению

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов, группы опираются на групповые ценности.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Читайте также:  Анализ мочи лабораторные нормы

Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества.

Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества.

Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой и таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и специфические, выработанные именно данной группой.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы:

  • как осуществляется принятие индивидом групповых норм,

  • насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм,

  • как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые санкции — реакция группы на реализацию человеком групповых норм.

Групповые санкции могут быть двух типов:

  • поощрительные (позитивные) — повышение статуса

  • запретительные (негативные) — давление и отвержение

Давление и отвержение возрастают в зависимости от степени сплоченности группы и значимости нарушенной нормы для интересов группы.

«Статус» либо «позиция» — место индивидума в системе групповой жизни.

Источники статуса:

Статус придается индивидуму группой, и в этом смысле определятеся групповой ценностью.

В качестве статусной свойства может выступать любая социальная либо индивидуальная черта: внешняя привлекательность либо уродливость (к примеру, шрамы на лице), юность и старость, высокий рост и т. д.

Ex: Среди борцов сумо, к примеру, ценится большой вес. Он владеет несомненной статусной ценностью в данной профессиональной группе. В то же время посреди профессиональных жокеев таковой ценностью, напротив является миниатюрность.

То, чем индивидум обладает, что он знает либо умеет, может иметь либо не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой делается оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными способами. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным различием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. Д. Не считая того, статусом могут быть личностные свойства, воспринимаемые организацией либо группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт либо компетентность.

Функции статуса:

  • вознаграждение (статусные знаки действуют как заслуги за достижение, полученные методом напряженной работы либо благодаря огромным способностям)

  • мотивация (выступают как мотивирующие причины, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения в группе)

  • облегчение общения (описывает, какова позиция индивидума по отношению к иным внутри группы, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т.д., т.е. статусные знаки придают общению определенность)

Соответствие статусов

Каждый статус может сравниваться с другими по тому либо иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, обязан быть привязан к вкладу каждого индивидума в групповую либо организационную деятельность.

Соответствие статусных знаков настоящим заслугам индивидума перед группой является принципиальным фактором групповых действий.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они показывают поведение, направленное на его корректировку.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, часто появляются конфликтные ситуации. Эго происходит, к примеру, когда индивиды передвигаются в группы с другими статусными критериями либо же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

Групповое давление:

Члены группы, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на других в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности.

Стремление к соц. одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии др. в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Генри Израел — механизмы, посредством которых индивидуумы оказывают давление на других и, в свою очередь, сами подвергаются их влиянию.

Индивидуумы устанавливают 3 основных вида отношений друг с другом, а именно:

  • «требуемые» взаимоотношения,

  • «избегаемые»

  • «катастрофические».

В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, которые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, которые могли бы не отвечать ожиданиям др. и в свою очередь оказывают на них давление.

Требуемые взаимоотношения существуют как результат убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу.

3

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник