Год нет детей какие могут быть причины
Содержание статьи
Брак, семья без детей
В статье использлваны материлы из журнала «Вода живая».
Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».
Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они — не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…
Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит «еще родишь здорового»? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?
«Мы пытаемся»
— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.
К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.
— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.
«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.
«Хочушки»
Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.
Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»
Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей
Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов — то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.
«По-особому помолиться»
В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)
Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.
По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».
— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…
Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».
Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».
Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.
Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.
Читайте также — Семейная проблема
Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!»
Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?
Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана
Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».
В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».
Захария и Елисавета
Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.
— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.
Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.
О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».
По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».
Читайте также — Горе бездетного брака и славное Рождество Богородицы
Доверие Господу
История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».
Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».
История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.
— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!
Не только в Социальной концепции Русской Православной Церкви, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.
Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елисавета) с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».
— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.
Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!
Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова/открытые источники
Читайте также:
- Бездетность: Наказание или промысл?
- Размышления бездетной
- Семейная проблема
Источник
Психология бесплодия: почему у здоровых пар не получается иметь детей
«Не могу забеременеть, хотя проблем со здоровьем нет» — всё чаще современные женщины жалуются на невозможность завести ребёнка по психологическим причинам. В таких случаях врачи разводят руками: с точки зрения физиологии с женщиной всё в порядке, но беременность почему-то не наступает. Автор Дэйли Бэби вместе с опытными специалистами разбиралась, что такое психологическое бесплодие, кто подвержен этому и как бороться.
Психологическое бесплодие — не миф
Для того, чтобы зачать и выносить малыша недостаточно лишь физического здоровья. Важно, чтобы будущие родители разобрались со своими психологическими проблемами и были готовы к новому этапу в жизни. Что это значит?
Представьте: пара мечтает о ребёнке. В течение нескольких месяцев молодые люди сдают анализы, ходят по врачам и готовятся стать родителями. Специалисты выносят вердикт: вы совершенно здоровы и можете иметь детей. Однако проходят недели, месяцы, может, даже годы, а беременность не наступает. С медицинской точки зрения бесплодной считается пара, у которой не появляется ребёнок в течение года регулярных незащищённых половых актов.
Так в чём же дело, если физически оба партнёра здоровы? Узнав такую пару поближе, можно заметить: девушка жутко боится родов и самого факта появления в себе нового человека. Мужчина может переживать о финансах — получает не так много, а ведь ещё кредит за машину платить надо. Ребёнка оба искренне хотят, но где-то глубоко внутри себя ставят блоки: «мы не справимся», «ещё не время, у нас слишком много проблем» и «я боюсь».
Комментирует Оксана Наумова, клинический психолог со специализацией по системной психосоматической терапии RECALL HEALING, гештальт-терапевт 2 ступени (специализация «Травмотерапия в гештальт-подходе»).
— Бесплодие — это комплекс различных психологических и физиологических факторов, которые приводят к нарушению в репродукции человека. Когда на фоне физиологического здоровья пара не может зачать и выносить ребёнка, говорят о возможной психологической причине.
Бесплодие бывает и мужское, и женское. Его могут вызывать внутренние противоречия в отношении рождения детей, конфликты с родителями, партнёрами, возрастные кризисы, желание строить карьеру.
Рождение детей может помешать таким планам. Высокий уровень инфантилизма будущих родителей, различные страхи становятся серьёзным препятствием к осуществлению мечты стать родителями.
Симптом — это всегда следствие, необходимо прояснять, из чего он проистекает, что ему предшествует.
Перинатальный психолог, доула и мама четверых детей Юлия Плотникова также считает, что бесплодие нередко имеет психологическую основу.
— У самодостаточного, любимого и любящего человека, которого с детства окружали заботой и вниманием, меньше рисков иметь психологическое бесплодие. Если же с самого детства были какие-то проблемы в семье, воспитании, взаимоотношениях с окружающими, есть вероятность возникновения сложностей и с зачатием. Очень часто женщина детородного возраста, здоровая и полная сил, просто морально не готова к материнству. На неё давят родители, муж, общество: нужно рожать. А она вроде и не против, но не получается. Природа удивительно умна. Организм чувствует: что-то не то, есть какая-то опасность извне, не время беременеть. Эти зажимы нужно снимать, посещая не гинеколога, а психолога или даже психотерапевта, — объясняет Юлия.
Кстати, некоторые психологи предпочитают не использовать слово «бесплодие». Они заменяют его термином «нереализованное желание иметь ребёнка». Ведь психологическое бесплодие довольно легко поддаётся лечению, поэтому этот диагноз временный и подразумевает, что пара пока не может зачать малыша.
Некоторые специалисты уверены: у бесплодия — психосоматическая природа. Невозможность зачать ребёнка рассматривается в этом случае как реакция на психологический или эмоциональный конфликт.
— Пока проблема не выходит за рамки психологии, человек не заболевает. Но как только она переходит в разряд физиологии, мозг переносит конфликт в тело, и болезнь начинает развиваться. Многие болезни — это не что иное, как биологическое взаимодействие между частью мозга, которая контролирует проблемный орган, и самим этим органом, который содержит биологический конфликт. Есть теория, что в жизни не бывает случайностей. Психологическое бесплодие зачастую сигнализирует о неготовности к появлению малыша. Организм как бы даёт людям время для переосмысления жизненных приоритетов и осознания: готовы ли мы стать родителями?
Бывает и так, что пара отчаивается забеременеть и усыновляет ребёнка. А спустя какое-то время супруги рожают совместного малыша. Это и не случайность, и не закономерность. Ведь причины, хранящиеся внутри каждого из пары, разрешаются в свой срок или не разрешаются, — говорит Оксана Наумова.
Почему не получается?
Психологических причин бесплодия очень много. Вот только часть из них:
- боязнь ответственности и нежелание менять свою жизнь из-за малыша,
- страх родов,
- недоверие к партнёру,
- подсознательный страх испортить фигуру, получить растяжки и разрывы,
- финансовое неблагополучие и, как следствие, неуверенность в завтрашнем дне,
- неуверенность в том, что сможешь стать для своего ребёнка хорошим родителем,
- психологическая незрелость: «я ещё сам(а) ребёнок, какие мне дети»,
- давление со стороны окружающих: меня все заставляют повзрослеть и завести наследника. Организм включает защиту: принципиально не буду идти на поводу у «всех».
— Каждый человек является хранителем всей или части семейной истории, того, что он услышал, увидел, пережил.
Каждый сталкивается с многочисленными семейными, социальными и психическими явлениями и процессами, пытаясь обрести целостность с появлением смысла в своём существовании. «Я не хочу быть тем, кто я есть»: эта ситуация может быть причиной бесплодия, когда женщина бессознательно старается препятствовать появлению потомства, дабы прервать род, представителей которого она стыдится. Ещё одним психосоматическим аспектом бесплодия может быть следующее: «не быть такой, какой тебя хотят видеть родители». Это такой бессознательный протест против родителей, — говорит психолог Оксана Наумова.
По словам Оксаны, причиной бесплодия может стать гражданский брак, ведь любой женщине необходима стабильность и безопасность. А рождение ребёнка в небезопасной обстановке — серьёзный стресс для будущей мамы.
— События окружающего мира, в которых находится женщина, могут влиять на функционирование её репродуктивной системы.
Известен феномен аменореи военного времени, когда у женщин не было месячных. Женский организм получал команду: «не время для зачатия» и переставал работать так, как велит ему природа. Женщине и потомку ничего вроде бы не угрожает, а кнопка «вкл» не отжата.
В мирное время женщины не меньше ощущают опасность и бессознательно не позволяют себе забеременеть, например, в период экономического кризиса. Тем более, если у женщины есть финансовые трудности, — объясняет психолог.
Нередко у женщины есть страх боли, боязнь умереть во время родов или потерять младенца. Особенно остро это может ощущаться, если подобные случаи уже были в роду.
— Бессознательное чувствование того, что материнство — это горе, может способствовать внутреннему отказу от него.
Есть культуры, в которых приветствуется рождение мальчиков и отношение к женщине зависит от того, ребёнка какого пола она родила. Неосознанный страх забеременеть девочкой может подавить репродукцию. Религиозные установки так же влияют на реализацию материнской сферы. Женщины — эмоциональные создания, они чётко чувствуют отношение к себе в обществе и реализуют это через своё репродуктивное поведение. Одной из важных составляющих психологических факторов бесплодия является мотивационный конфликт в психике женщины. Она делает всё, чтобы забеременеть, при этом для ребёнка нет места в её внешнем и внутреннем пространствах. Часто женщине важно не ударить в грязь лицом, она задаёт себе вопрос: смогу ли я стать хорошей матерью? Это сильно нервирует будущую мать. Тревоги, опасения — всё это отрицательно сказывается на возможности забеременеть, — поясняет Оксана Наумова.
Юлия Плотникова уверена: важно вовремя решать психологические проблемы, мешающие забеременеть. Ведь они копятся и образуют огромный снежный ком, с которым со временем всё сложнее справиться.
— Одна из возможных причин психологического бесплодия — недоверие к партнёру. Женщина либо вообще не может выбрать себе постоянного спутника жизни, либо не очень доверяет мужчине, который есть в её жизни.
Из этого вытекает много психосоматических ситуаций, мешающих спокойному зачатию. Иногда получается некий замкнутый круг. Женщина пытается забеременеть, у неё не сразу это получается, и появляется страх: вдруг у меня вообще не получится. Возникает много вопросов: почему не получается? Что со мной не так? Всё это негативно сказывается на репродуктивной функции и забеременеть становится ещё сложнее.
Женщина может бояться новой роли. Что произойдёт, когда она станет мамой? Появляется страх потерять независимость, свободу, статус и положение в обществе. Как справляться с ребёнком? Как пережить роды? В какую сторону изменится моя жизнь? Опасений очень много. Такие неосознанные страхи порождают психологические зажимы в теле, способствуют выработке «неправильных» гормонов, которые препятствуют зачатию. Если человек подсознательно чувствует эти страхи, естественно, тело наполняется зажимами и гормонами, не дающими расслабиться и жить здесь и сейчас, — говорит Юлия.
Постоянное напряжение и гонка за результатом, в данном случае, за двумя полосками на тесте — всё это только усугубляет ситуацию. Если женщина одержима идеей забеременеть, и все занятия любовью с супругом сводятся только к одному: зачать малыша, это может дать обратный эффект. Неудача приводит к ещё большему страху, затем случается следующая неудача, страх усиливается. Получается снежный ком. Психологическое бесплодие нередко зарождается, когда попытки завести ребёнка переходят из трепетного ожидания в разряд: «надо» и «должна».
Бывает ли у мужчин психологическое бесплодие?
Психологические причины невозможности зачать ребёнка у женщин встречаются намного чаще, чем у мужчин. Они разнообразнее и шире, но, в целом, схожи.
— Мужчины всё-таки чаще бесплодны физиологически. Однако есть и психологические причины, из-за которых супруг может оказаться не способен зачать малыша. Мужчина, например, не боится рожать, однако может испытывать страх, что его любимая женщина умрёт при родах, особенно если в истории его семьи были такие случаи, — говорит Оксана Наумова.
Так, мужчина неосознанно в нужный для зачатия срок может избегать сексуального контакта, тем самым предотвращая беременность женщины.
— Во время встреч с психологом специалист выявляет причины, которые мешают зачать или выносить ребёнка. Очень важно понять, что именно этой паре мешает стать родителями. Иногда бывает так, что мужчины, сами того не осознавая и не желая, становятся главной причиной психологического бесплодия своей любимой жены. Иногда мужчина не понимает свою жену, не умеет или не хочет поддерживать супругу в такой ответственный момент жизни. Безразличие и отстранённость мужа приводят женщину к мысли о том, что она не хочет иметь детей. Бывает и так, что мужчина подсознательно или даже осознанно не хочет детей от конкретной женщины или вовсе не желает становиться отцом. В этом случае его организм может вырабатывать антитела, снижающие качество спермы или подвижность сперматозоидов, — поясняет Оксана Наумова.
Что делать?
Если при диагностике выясняется, что с физиологической точки зрения у пары всё хорошо, рекомендуется искать причины бесплодия на консультациях у перинатального психолога. Специалист выявит истинные причины невозможности зачать малыша и поможет побороть страхи.
— Заботьтесь о себе, хорошо питайтесь, занимайтесь спортом, практикуйте полноценный сон и отдых, избегайте стрессов. Кроме психотерапии, можно использовать другие методы, например, иглотерапию. И обязательно работайте с профессиональным психологом: он поможет преодолеть все страхи и комплексы, — советует Оксана Наумова.
Специалист уверена: важно понять, что ребёнок — это не только трудности, но и большое счастье. Тогда женский организм «примет» беременность и «согласится» выносить малыша.
Психолог Юлия Плотникова добавляет: иногда нужно просто «отпустить» ситуацию и максимально расслабиться.
— Как только женщина принимает ситуацию, расслабляется и перестаёт переживать о том, что не удаётся забеременеть, у неё всё получается. Дети приходят именно в тот момент, когда родители максимально радостны, когда они наполнены спокойствием, умиротворённостью и любовью. Когда они не переживают, а живут здесь и сейчас. Даже физиологическим проблемам с зачатием можно найти объяснение в психологии. Они часто связаны с непринятием женщиной своей роли: она стыдится себя, своей физиологии, женственности, сексуальности. Все эти комплексы и зажимы нужно убирать, тогда долгожданная беременность обязательно наступит.
Спецпроект «В ожидании чуда»
- «Старородящих» больше нет, но риск бесплодия с возрастом повышается
- Родить ребенка после семи кругов ада, или Почему я верю в чудеса
- «Первый раз все идут как в магазин за подарком». Истории мам о сложностях ЭКО
- «Гормоны не согласны с современной расстановкой приоритетов у женщин»
- От заморозки яйцеклеток до операций: на что идут женщины, чтобы не остаться бездетными
Все материалы спецпроекта
Источник