Гипотеза административно правовой нормы может быть

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

  • 1) гипотеза;
  • 2) диспозиция;
  • 3) санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает точный возраст, по достижении которого граждане России мужского пола подлежат принятию на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не являющийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкомата. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо — военный комиссар.

Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц, например, глава 22 КоАП РФ.

В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией, например, ст. 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство.

Гипотеза также может находиться не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях, например, ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ прямо запрещает потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Так, в соответствии с п. 1.5. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред.

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм Кодекса об Административных правонарушениях, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; 9) обязательные работы; 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Читайте также:  Анализ мочи инвитро норма

Источник

В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.

Известны следующие варианты реализации административноправовых норм:

исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;

применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административноправовой норме альтернативы в принятии решений;

соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения соблюдение отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

Методы исследования административного права отличаются от методов административно-правового регулирования. Изучение административно-правовой теории происходит в процессе толкования норм административного права. Для правильного и эффективного правоприменения необходимо толкование административно-правовых норм. Деятельность по толкованию правовых норм называется, как правило, деятельностью по установлению содержания правовой нормы или правового акта для его практической реализации, деятельностью по установлению содержания нормативных предписаний. Общепризнанным является мнение, что толкование правовых норм осуществляется ради уяснения смысла нормы права (для правильного понимания содержания нормативного установления) и ее разъяснения, когда в практической деятельности возникает потребность в устранении неясностей, неточностей, противоречивости или спорности отдельных содержательных элементов правовой нормы.

Толкование представляет собой процесс выяснения содержания нормы, ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Потребность в такого рода толковании возникает в тех случаях, когда относительно смыслового содержания нормы возникают противоречивые суждения и открытые вопросы.

Толкование правовых норм и их применение составляют неразрывный процесс. Учение об административном праве и судопроизводство (судебная практика) в течение многих десятилетий развивают правовые нормы, интерпретируют их и позволяют лучше уяснить их содержание. Цель толкования правовых норм — исследование объективной воли законодателя. Правильное толкование административно-правовых норм позволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого закона, с тем чтобы эффективно применить его на практике. Толкование административно-правовых норм имеет особое значение и этим отличается от множества других отраслей права, так как нормы административного права регламентируют важную и весьма обширную совокупность общественных отношений в сфере управления (государственного управления и местного самоуправления).

Среди методов толкования правовых норм выделяют следующие виды:

филологическое (грамматическое) толкование — уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка, т. е. анализ слова, с помощью которого выражена правовая норма;

логическое толкование — анализ нормы посредством использования закономерностей и правил логики;

историческое толкование — выяснение смысла правовой нормы в аспекте исторических условий принятия данной нормы права;

генетическое толкование — исследование сущности правовой нормы с точки зрения ее возникновения. Это становится возможным, как правило, благодаря изучению различных материалов, таких как обоснование необходимости принятия нормы, проект соответствующего законодательного акта, результаты парламентского обсуждения;

систематическое толкование — анализ правовой нормы как одного из элементов системы административно-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами, а также иными правовыми нормами;

компаративное толкование — сравнение с соответствующими правовыми нормами других правовых актов (например, правовых норм законодательства других государств либо правовых норм законодательства субъектов РФ);

телеологическое толкование — установление смысла, содержания и цели правовой нормы в соответствии с общественными потребностями. При определении цели правовой нормы учитываются следующие отправные положения и принципы: равноправие, недопустимость противоречий в оценке, единство правопорядка.

Толкование правовой нормы как способ разъяснения ее содержания различается в зависимости от субъектов, которые уполномочены делать разъяснения. При этом толкование может быть официальным и неофициальным. Официальное толкование — разъяснение правовой нормы уполномоченными государственными органами. Разъяснение содержания и смысла правовой нормы, не имеющее обязательного характера для субъектов права, называется неофициальным толкованием.

В структуре официального толкования рассматриваются нормативное и казуальное (индивидуальное) толкование. Нормативное толкование осуществляется соответствующими государственными органами или должностными лицами; оно обязательно для всех субъектов правоприменения и распространяется на все случаи действия правовой нормы, которая подвергается толкованию. Казуальное толкование представляет собой разъяснение содержания правовой нормы, потребность в котором возникает в процессе рассмотрения какого-либо конкретного правового спора, юридического дела или иной правовой ситуации (казуса).

В зависимости от того, осуществляется толкование судами (судьями) или исполнительными органами государственной власти, различаются соответственно судебное и административное толкование.

Читайте также:  Анализ мочи на флору норма

Источник

Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

Виды гипотез:

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).

Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция — последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.
Читайте также:  Норма кальция и фосфора в суточной моче

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

  • административно-правовой статус (АПС) граждан;
  • различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • деятельность государственных предприятий, учреждений;
  • отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.

6) По пределу действия административно-правовых норм:

1. Во времени:

  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).

3. По кругу лиц:

  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Источник