Действие нормативного правового акта или его отдельных норм может быть
Содержание статьи
Ограничения (пределы) действия нормативных правовых актов
Для всех нормативно-правовых актов свойственно иметь ряд временных, территориальных ограничений (пределов). Помимо этого для них характерно распространяться на конкретный круг лиц, то есть субъектов права.
Основываясь на общем правиле, нормативно-правовые акты необходимо использовать относительно отношений, которые происходили во временной промежуток от введения нормативного акта в действие до момента утраты им силы.
Особенности пределов действия нормативных правовых актов во времени
Рассматривая вопрос пределов действия нормативно-правовых актов во времени, важно помнить о трех существенных обстоятельствах:
- о том, когда нормативно-правовой акт вступил его в законную силу;
- о том, когда он прекратил действовать;
- о применении ряда юридических норм относительно отношений, которые возникли до его вступления в законную силу. Речь идет об обратной силе закона.
Согласно законодательству Российской Федерации нормативные правовые акты могут вступить в силу при одном из далее перечисленных методов:
- если в тексте нормативного акта указать на календарную дату, которая является стартом вступления в силу юридического документа;
- если присутствует ряд указаний на другие обстоятельства, связанные с вступлением в законную силу документа. Это может быть момент, когда нормативно-правовой акт был подписан, момент, когда он был опубликован и др.;
- если применяются общие правила, в ситуациях, когда в юридическом документе нет указаний на срок вступления его в силу.
Данные общие правила служат основой для законов и других нормативных правовых актов высших представительных органов для вступления в силу по всей России одновременно после того как прошло 10 дней после того, как их официально опубликовали.
Для нормативных правовых актов Президента РФ свойственно вступать в силу по всей России одновременно после того как прошло 7 дней с момента, как их официально опубликовали. Акты же Правительства РФ вступают в силу в день, когда их подписали.
Следует отметить, что для актов федеральных органов исполнительной власти свойственно вступать в силу со дня опубликования. Помимо этого, их как и ряд других нормативных правовых актов следует государственно зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ. Это говорит об их законности.
Замечание 1
Важно знать, что порядок вступления в силу ряда нормативных правовых актов субъектов РФ, а также нормативных актов муниципальных органов подлежат самостоятельному их определению.
Причины прекращения действия нормативно-правовых актов
Нормативный акт перестает действовать по нескольким причинам:
- истек срок, на который принималась юридическая документация;
- объявлена утрата юридической силы нормативного акта. Речь идет об прямом указании на отмену, содержащуюся в акте более высокой юридической значимости либо в акте такого же значения;
- уполномоченный орган принял новый юридический нормативный документ равной или более высокой юридической силы, который регулирует то же направление общественных отношений;
- устранен юридический документ из-за исчезновения обстоятельств, подлежащих урегулированию. Это могут быть ситуации, когда нормативный акт, который служил для регламентации правового статуса советов народных депутатов из-за исчезновения данных органов власти в РФ, утратил свою актуальность, вследствие чего прекратил свое действие.
Замечание 2
Также следует отметить, что тема действия нормативных актов во времени наделена еще двумя важными аспектами.
Так, для нормативного правового акта, который служит для установления или отягчения ответственности, не свойственно иметь обратную силу. Для нормативного документа характерно действовать исключительно относительно обстоятельств и случаев, возникающих после того, как его ввели в действие. В ситуациях, когда после того как совершено правонарушение, ответственность за него устраняется или смягчается, то следует применить новый нормативный правовой акт.
Вторым аспектом является то, что для нормативного правового акта возможна утрата силы, но ряд его отдельных положений, норм права могут быть применимы к фактам, которые имели место в время его действия. Речь идет о так называемом переживании закона. Это можно отнести и к контролю длящихся правоотношений.
Особенности пределов действия нормативных правовых актов в пространстве
Определение 1
Под действием нормативных правовых актов в пространстве понимается применение нормативного акта на локации, которая включена в суверенитет страны или же находится в компетенции соответствующих органов.
По этой причине для актов федеральных органов свойственно распространяться по всей территории России. Акты де субъектов РФ распространяются на локации данных государственных образований. Для актов же муниципальных органов свойственно распространение на локации соответствующих административных единиц.
Замечание 3
Следует отметить, что территория, ограниченная границами государства, включает сушу (недра и континентальный шельф входят сюда же), территориальные воды (речь идет о 12 морских милях) и воздушное пространство.
Помимо этого территория государства включает в себя ряд морских, речных и воздушных суден, которые находятся под флагом государства. Согласно правилам международного права, военное судно приравнивается к территории страны, не имея исключений, а гражданское морское и воздушное судно приравнивается к территории страны, если располагается в водах и на воздушных территориях своей страны, либо в открытом море и воздушном пространстве.
Существует ряд обстоятельств действия нормативных правовых актов по кругу лиц. Речь идее о том, что любой гражданин, лицо без гражданства, иностранец и юридическое лицо, которое прибывает в государстве, попадает в сферу действия законов этой страны. Для юридической науки и практики распространен принцип экстерриториальности. Но это является юридической фикцией. Основа данного принципа заключается в том, что конкретные части территории страны (речь идет о зданиях иностранных посольств, миссиях, средствах транспорта или дипломатических представителях иностранных государств) воспринимаются как находящиеся не на территории страны, где они фактически находятся, а на территории той страны, чье посольство находится в рассматриваемом здании либо представителями того государства, которыми они являются.
Замечание 4
Согласно экстерриториальному принципу нормативный акт субъекта правотворчества находится вне территории его юрисдикции. К примеру, возможно использовать иностранное законодательство по ряду наследственных дел, во время судебного рассмотрения споров, которые вытекают из конкретного внешнеторгового сотрудничества (речь идет об арбитражной оговорке, которая подразумевает именно такие общие условия судебного разбирательства).
Поэтому территория, на которой расположено посольство в иностранной стране, приравнивается к территории соответствующей страны. Если происходит посягательство на здание посольства, то оно приравнивается к посягательству на территорию страны и рассматривается как нарушение международного права.
Источник
Приложение1
- Главная
- О компании и продуктах КонсультантПлюс
- Некоммерческие проекты
- Участие в разработке концепции электронного распространения правовой информации
- Основные принципы построения эффективной СРПИ
- Приложение1
Приложение 1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
- б) круга должностных лиц;
- в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- — федеральных конституционных законов;
- — федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- — ненормативные акты общего характера;
- — акты официального разъяснения;
- — правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- — договоры (сделки);
- — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- — носят индивидуально — правовой характер;
- — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- — образцы деловых бумаг;
- — комментарии законодательства;
- — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Источник