Что может выступать критерием для развития социальных норм

Социальные нормы поведения человека в обществе: понятие и виды социальных норм и правил

Понятие социальных норм

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён. 

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы: 

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день. 

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте. 

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая. 

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества одобре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя. 

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ. 

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм. 

Религиозные нормы

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета. 

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены. 

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников. 

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

По способу закрепления социальные нормы делятся на: 

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное. 

По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться). 

 Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
Читайте также:  Кет в анализе мочи норма

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению. 

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением. 

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов: 
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания. 
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72020 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.

Источник

Критерии и задачи социальных норм

Социальные нормы

Для любого общества характерны общественные нормы допустимого поведения, с точки зрения которых, оцениваются их действия и поступки.

Роль норм чрезвычайно большая и важная. Индивидуальное поведение человека, благодаря нормам, в значительной степени становится предсказуемым и поэтому каждый человек может действовать.

Регулируя поведение людей в той или иной ситуации, нормы формируют социальные ожидания относительно поведения членов общества и поддерживаются санкциями.

Нормативная регуляция поведения человека имеет «искусственный» характер, но, тем не менее, она обеспечивает управление и стабильность большей части поведения людей.

Люди и группы в ходе постоянного взаимодействия создают социальный порядок, в основе которого лежит экстернализация усвоенных ранее социальных и правовых норм. Предпосылками создания социального порядка выступают биологические факторы.

Именно в биологическом аппарате человека находится антропологическая необходимость – экстернализация, когда внутренняя нестабильность вынуждает к тому, что человек начинает сам обеспечивать стабильное окружение для своего поведения. Сам классифицировать и управлять своими влечениями.

Обычно, в той или иной ситуации, нормы действуют «лицом к лицу», но это не исключает и их самостоятельного существования. Норма, как символическая система, объективна.

Люди сталкиваются с ней как с внешней фактичностью по отношению к себе, и она оказывает на людей принуждающее влияние, подчиняя их своим структурам.

Нормы типизируют множество жизненных ситуаций и распределяют их по более широким категориям и в результате они приобретают значение для многих людей.

Норма, имея возможность выходить за пределы «здесь-и- сейчас», соединяет различные зоны социальной реальности и интегрирует их в единое смысловое целое. Между зоной несвободы одного и другого человека разрыв, благодаря норме, может быть преодолен.

На нормы опираются далеко не все закономерности поведения людей, на которых основан эффект ожидания. В основе ожидания лежит действие биологических факторов, но они частично определяют социальные явления, лежат привычки, образующие закономерности поведения, но они не регламентируются нормами и не стимулируются санкциями.

Их возникновение связано с процессом привыкания, обычаи, как коллективные привычки, но их переход к норме не может быть точно зафиксирован.

Характерной особенностью социальных норм является их:

  • всеобщность;
  • общепризнанность.

Целый ряд норм обращен только к тем людям, которые занимают определенное социальное положение, поэтому их «всеобщая значимость» не говорит о том, что каждый человек должен следовать всем действующим нормам.

Под их «всеобщей значимостью» понимается тот факт, что члены общества, как взрослые, так и совершеннолетние, в подавляющем большинстве признают нормы и вносят практический вклад в их реализацию.

Регуляция общественных отношений

Люди, являясь существами социальными, имеют свои собственные интересы.

С интересами людей связано как устойчивое их различие, так и возникновение противоречий.

Условием их возникновения является разделение труда, с развитием которого интересы перестают совпадать и начинают противоречить друг другу.

В результате появляется необходимость в регуляции общественных отношений, основным способом которых является создание социальных норм.

Выполняя различные общественные функции, социальные нормы имеют и свои задачи, главной из которых является не просто упорядочение поведения людей, а обеспечение стабильности и устойчивости общественных отношений.

Для выполнения этой задачи необходимо в первую очередь, добросовестно следовать нормам, что делает поведение людей предсказуемым.

Поведение людей при выполнении норм становится взаимосогласованным, потому что, учитывая интересы другого человека, доля конфликтов в отношениях снижается.

Взаимодействие с окружающими является основным содержанием социальных норм. А это говорит о необходимости регулирования общественных отношений, т.е. о необходимости создания социальных норм.

Являясь предписанием, нормы выражают ожидаемое поведение человека и говорят о том, как надо поступить. В случае отклонения от предписания предполагаются санкции.

Санкции и вознаграждения за выполнение социальных норм в своей совокупности получили название «социальный контроль», функцию которого выполняет или государство или само общество.

Читайте также:  Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать

Социальные нормы связаны с общественным интересом, эти отношения выглядят как цель и средства её достижения. Люди должны к чему-то стремиться, на что и указывает общественный интерес, а социальные нормы показывают, как этого можно достичь.

Поскольку общественный интерес носит конкретно-исторический характер, то его воплощение может происходить через традиции и идеалы.

Как образцы существования человека, идеалы ориентированы на будущее, указывая то, к чему надо стремиться. Традиции же нацелены на прошлое.

Замечание 1

В результате, и традиции и идеалы создают общественные отношения, а не просто регулируют поведение людей. Они формируют специфический тип общества, которое ориентируется на новизну и постоянное преобразование. Такое общество получило название индустриального.

Социальная стабильность

Обеспечение стабильности и устойчивости общественных отношений является главной задачей социальных норм.

На протяжении многих лет народ России ждет стабилизации экономической, политической, социальной жизни общества.

Создается впечатление, что стабильность общества и уверенность людей в будущем тождественны тому, что социальные системы неизменны, а все изменения приводят к ухудшению материального положения людей.

Таким образом, все изменения подрывают основу стабильности общества.

Социальная стабильность и неизменность социальных систем не являются синонимами.

Неизменность и неподвижность, скорее всего, являются признаком застоя, который рано или поздно приводит к социальной напряженности и, как правило, к нестабильности.

Пример 1

Например, в 70-80-е годы XX века правительство СССР старалось держать стабильными розничные цены на многие товары и услуги. Данная мера привела к тому, что цены и затраты на производство товаров перестали соответствовать друг другу. Следствием данной ситуации стало то, что производить товары и оказывать услуги стало невыгодно – производство стало падать, наметился тормоз в научно-техническом прогрессе, увеличивалась область застоя и росла социальная напряженность.

Социальная стабильность – это не простое повторение воспроизводства социальных структур предыдущих ступеней, это ещё и элементы изменчивости процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества.

Стабильное общество не только сохраняет свою устойчивость, но и развивается дальше. В таком обществе хорошо налажен процесс и механизм социальных изменений, позволяющий сохранять стабильность и исключить политическую борьбу, ведущую к расшатыванию самих устоев общества.

Такие общественные системы, как тоталитарные и авторитарные какое-то время тоже могут быть стабильными, но, в конечном итоге, «взрываются», потому что накапливают социальные раздоры и конфликты.

Замечание 2

Стабильность в обществе достигается за счет умелого и умного осуществления назревших социальных изменений в нужном месте и в нужное время. Таким образом, важным элементом и необходимым условием социальной стабильности, являются социальные изменения.

Источник

Понятие социальной нормы, проблема критерия выделения социальной нормы. Виды социальных норм.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиа­ций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то послед­ние заслуживают специального рассмотрения.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.

Существуют различные нормативные субкультуры – от научных до криминальных.

В целом, понятие нормы является достаточно дискуссионным.

Соц. норма – это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет соц. общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Соц. норма закрепляет исторически сложившийся интервал дозволенного или обязательного поведения людей.

В отличие от естественно-научной, соц. норма может соответствовать и не соответствовать законам развития.

!! Вследствие этого соц. отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными.

Основные свойства соц. норм:

1. Объективность

2. Историчность (соответствие эпохе)

3. Универсальность

4. Безусловность (пр: по умолчанию, негласное правило)

Особую трудность составляют:

5. Относительность

6. Динамичность

Несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, соц. нормы играют регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении, выполняя функцию контроля.

Виды соц. норм:

Нормы могут быть формализованы и записаны в виде законов, правил и инструкций, но чаще они существуют в форме общественного сознания в виде традиций, общественного мнения.

1.Духовно-нравственные нормы – носителями этих норм выступают сами люди, а также такие институты, как семья, религиозные концессии, общественные организации. Это общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли.

+ народные традиции, международные конвенции и декларации.

2.Морально-этические – представляют собой ожидания, предписания определенной соц. группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов.

Носителями этих норм являются конкретные социальные объединения. Данные номы обычно текстуально не закреплены, хотя бывают исключения (пр: «Русский домострой»).

Могут (иногда) противоречить нравственным нормам (пр: асоциальные группы).

Групповые нормы могут порождать стереотипы и предрассудки (пр: расовые и этнические).

3.Правовые – эти нормы закреплены в основных документах гос-ва (конституция, уголовный и гражданский кодекс и т.д.). данные нормы регулируются всей гос. системой.

4.Политические – они сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях. Направлены на регулировку отношений между странами.

5.Организационно-профессиональные – регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Появился новый вид социальной нормы – индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности. Связана с гуманизацией общественного сознания в целом.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия соц. норм на личность.

Особенно интенсивно соц. нормы осваиваются на ранних этапах развития ребенка в семье.

В соответствии с общими психологическими представлениями, нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок.

Соц. установка = аттитюд.

Этот термин был введен Томасом и Занецким.

Позднее Смит выделил 3 компонента аттитюда (готовность/ предрасположенность субъекта воспринимать или действовать опр. образом):

1. Когнитивный – это знание об объекте или явлении.

2. Аффективный – эмоционально-оценочное отношение к объекту.

3. Конативный /поведенческий – готовность личности реализовать опр. поведение по отношению к объекту.

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, т.е. имеют личностный смысл.

По Ядовой выделяются 4 уровня соц. установок:

1. Простейшие ситуативные поведенческие установки.

2. Соц. установки, действующие на уровне малых групп и привычных ситуациях.

3. Соц. установки, которые направлены относительно интересов конкретной сферы соц. активности.

4. Ценности или установки, которые регулируют целостность социального поведения или деятельности личности.

Читайте также:  Какая норма лейкоцитов мочи у женщин

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения.

Если человек ориентирован на выживание, то усилия будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности.

Другими ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение => установки на стремление принадлежать к группе.

Т.е. соц. нормы создают установки личности, которые в свою очередь формируют диспозиционное поведение.

Соц. нормы выполняют в обществе очень важные функции:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.

Билет 3.

Понятие отклонения от социальной нормы, виды отклонений, критерии определения.

Соц. отклонения (с.от.) – это нарушения соц. норм, которые характеризуются опр. массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Имеются ввиду такие негативные массовые соц. явления как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм.

Следует заметить, что между двумя полюсами – соц. одобряемое поведения и с.от. – лежит широкий круг явлений, который не регулируется соц. нормами. Это могут быть как положительные процессы (пр: творчество), так и явления с возможными отрицательными последствиями (пр: массовое курение).

Разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях с.от. неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают.

Особенно трудно оценить степень ущерба от пограничных форм асоциального поведения (пр: проституция, легкие наркотики и т.д.).

Соц. отклонения имеют следующие признаки:

1. Историческая детерминированность.

2. негативные последствия для общества.

3. относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени.

С.от. имеют направленность и содержание.

Общество противопоставляет с.от. способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

Ряд с.от. имеет приходящий характер: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении с.от.

(пр: в дореволюционной России были санкции против самоубийств).

В настоящее время отношение общества к поведению становится более либеральным.

Можно исследовать уровень или коэффициент отклонения. Он определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще всего – на 100 тыс. человек).

В разных странах в разные годы этот уровень различен. Это зависит от экономики, политики и т.д.

Можно исследовать структуру отклонения или соотношение отдельных подвидов внутри отклонения.

Динамика – это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время.

Функции с.от.:

1. Интеграции группы.

2. Формирование морального кодекса общества.

3. Выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций.

4. Бегство.

5. Сигнал о неизбежных соц. изменениях.

6. Способ самоидентификации и самореализации.

Несмотря на сходства, с.от. отличаются от термина «»отклоняющееся поведение личности».

В 1 случае – это социальный феномен, а во 2 – психологический.

Отклонения могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

Виды с.от.:

1.Индивидуальные – один человек против культурных норм.

Групповые – конформное поведение в асоциальной группе.

2.Первичные отклонения – поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичные – отклонения, которые нарушают существующие соц. нормы = ДП.

3.Культурно-одобряемые отклонения:

· Сверх-интеллектуальность – повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении опр. статуса.

· Особые склонности в узких специфических участках деятельности.

· Сверхмотивация .

· Личностные качества (которые способствуют положительному развитию).

· Счастливый случай.

4.Культурно-осуждаемые отклонения – те нарушения, которые противоречат законам общества.

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные».

В строгом смысле определение по­нятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а гра­ницы между ними весьма размыты.

Тем не менее, в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большин­ства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разде­лить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответ­ствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статисти­ческий критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 % случаев.

Статистический критерий сочетается с качественно-количе­ственной оценкой поведения по степени его выраженности и сте­пени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя призна­ется нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении. С дру­гой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его час­тоты, а порой и степени выраженности, оценивается как откло­няющееся, например суицид или преступление.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также исполь­зуются специальные критерии оценки нормальности/ано­мальности поведения личности: психопатологический, социаль но-нормативный и индивидуально-психологический.

Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведен­ческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье — болезнь».

Пато­логия при этом — «любое отклонение от нормы», в смысле меди­цинской нормы.

Следующий, социально-нормативный критерий имеет чрезвы­чайно важное значение в различных областях общественной жиз­ни.

С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим по­казателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружаю­щей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблем­ными являются как выраженное игнорирование социальных тре­бований, так и нивелирование индивидуальности, например в форме конформизма — полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация — это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Последний, индивидуально-психологический критерий отража­ет все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуаль­ности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять соци­альные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие.

+ см. билет 1.

Билет 4.

Рекомендуемые страницы:

Источник