Что может послужить причиной конфликта
Содержание статьи
Причины конфликтов
Объективные факторы возникновения конфликтов
Конфликтология рассматривает объективные факторы возникновения конфликтов, к которым относятся определенные обстоятельства социального взаимодействия людей, способствующие столкновению их мнений, интересов и установок. Объективные причины приводят к зарождению конфликтной ситуации.
Причины возникновения конфликтов приведены на рисунке 1. Они настолько разнообразны, что до настоящего времени не существует их строгой классификации.
Рисунок 1. Причины возникновения конфликтов
Среди важных причин можно выделить:
- Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности.
- Слабую степень разработанности нормативно-правовых и других процедур разрешения социальных споров, которые могут возникать при взаимодействии людей.
- Недостаточное количество духовных благ, значимых для нормальной жизнедеятельности человека.
- Образ жизни, который связан с материальной неустроенностью и масштабными, радикальными переменами.
- Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Рассмотрение организационно-управленческих и социально-психологических причин конфликта
Определение 1
Организационно-управленческие причины конфликта — это явления, которые относятся к созданию, развитию и функционированию организаций, коллектива, группы.
Выделяют 4 типа подобных групп:
- Структурно-организационные, где наблюдается несоответствие структуры организации и требований к той деятельности, которой она занимается. Структуру организации формируют определенные цели и задачи, которые решают ее участники.
- Функционально-организационные, выражаемые отсутствием оптимальности связей структурных элементов организации, организации и внешней среды. Подобные функциональные связи организации должны находиться в максимальном соответствии с решаемыми задачами, обеспечивая их выполнение. Эффективность работы организации обусловлена отлаженными функциональными связями с внешней средой, нарушение которых может являться поводом к проявлению конфликта.
- Личностно-функциональные, отражающие несоответствие качеств работника требованиям занимаемой должности. Существенным требованием к личностным качествам работников является необходимость взаимодействия с окружающими. Если же человек не соответствует этим требованиям, то возможно проявление конфликтов с руководством, подчиненными и коллегами.
- Ситуативно-управленческие, обусловленные ошибками, которые допускают руководители и подчиненные в ходе решения управленческих и подобных задач. Если принято ошибочное управленческое решение, то объективно формируется возможность конфликтных ситуаций между авторами решения и его исполнителями.
Понятие «социально-психологических причин конфликтов» характеризуется прямым воздействием людей, факторами их включенности в социальные группы.
Основными причинами конфликта являются:
- Потеря или искажение сведений при осуществлении группового (межличностного) взаимодействия.
- Несбалансированное ролевое взаимодействие.
- Непонимание собеседниками того, что, обсуждая проблему, может проявиться несовпадение позиций, которое вызывается не принципиальным расхождением взглядов, а подходом к проблеме с разных сторон.
- Разные методы оценки результата деятельности и личностей.
- Напряженность в межличностной коммуникации.
- Внутригрупповой фаворитизм, проявляющийся в предпочтении участников своей группы представителям других объединений.
- Конкуренция при взаимодействии с другими людьми (группами).
- Ограниченные способности децентрации (умение поставить себя на место другого человека с пониманием его интересов, изменять собственную позицию при сопоставлении ее с позициями другого).
- Стремление к власти.
- Психологическая несовместимость.
Можно выделить 4 уровня несовместимости в психологии:
- психофизиологический,
- индивидуальный,
- социально-психологический,
- социальный.
Проявление индивидуально-психологического вида несовместимости происходит при неудачном сочетании темперамента и характера взаимодействующих индивидов. Социально-психологическая несовместимость фиксирует противоречие жизненных ценностей и идеалов, мотивов, целей деятельности. Социальная несовместимость характеризуется несовпадением убеждений, мировоззрения, идеологии и др. В большинстве случаев социальная несовместимость находит проявление в больших различиях образования, социальной принадлежности и др.
Другие причины конфликтов
Личностные причины конфликтов можно отнести к индивидуально-психологическим особенностям его участников. Они связаны со спецификой процессов, которые происходят в человеческой психике при взаимодействии с окружающими (рис. 2).
Рисунок 2. Причины межличностных конфликтов (В. Линкольн)
Основными причинами таких типов конфликтов являются:
- Оценка поведения другого человека в качестве недопустимого.
- Тип темперамента, акцентуация характера
- Низкая степень социально-психологической компетентности.
- Недостаточный уровень психологической устойчивости.
- Недостаточная эмпатия.
- Высокие или низкие притязания и др.
Другие причины конфликтов в организации могут быть представлены:
- разные цели,
- распределение ресурсов,
- отсутствие координации или плохая ее организация,
- различиями в ожиданиях, потребностях, восприятии, ценностях и представлениях, а также в манере поведения и жизненном опыте;
- неудовлетворительная коммуникация ( в силу причины и следствия конфликта).
Информационные факторы конфликта заключаются в том, что вызывает его. Это может быть информация, приемлемая для одной стороны и неприемлема для другой. Информация может состоять из неточных фактов, искажения, несвоевременной передачи, ненадежных источников, обильной и противоречивой информацию, неточных акцентов.
Часто встречающиеся информационные факты включают:
- неполные и неточные (вопросы, которые связаны с представлениями о возникновении проблемы и истории конфликтного столкновения);
- посторонние;
- нежелательное обнародование сведений, которые могут оскорбить ценности одной из сторон, нарушая конфиденциальность и оставляя плохое воспоминание;
- невольная дезинформация;
- отсутствие оценки фактов и их роли;
- подозрение в умышленном сокрытии информации;
- низкая надежность свидетелей, экспертов, источников информации или данных, в том числе спорные результаты экспертиз и вопросы новых технологий, неточные переводы и сообщения СМИ;
- слухи;
- вопросы качества и количества, «лучшего доказательства»;
- вольное интерпретирование использованного языка (выражения много, существенно, по оценкам, приблизительно, достаточно точно и др.);
- ценность авторитетного источника;
- спорные вопросы законов, политики, стереотипов, доктрины, правил действий, порядка и др.
Источник
Причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
- различия в целях;
- плохая координация или ее отсутствие;
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
- различия в восприятии;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- различия ожидания;
- различия в ценностях и представлениях;
- различия в потребностях;
- неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Рисунок 3 — Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
- неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
- нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
- недооценка фактов и их значения;
- ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
- слухи;
- невольная дезинформация;
- посторонние факты или группы фактов;
- подозрение в умышленной утайке фактов;
- вопросы качества;
- вопросы количества;
- вопросы «лучшего доказательства»;
- ценность авторитетных источников;
- спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
- произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
- угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
- задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
- постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
- кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
- безответственно;
- непредсказуемо;
- насильственно либо вызывает страх;
- неуместно, грубо, преувеличенно;
- эксплуатирует отношения;
- нарушает обещание;
- не оправдывает положительных ожиданий;
- эгоистично;
- является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- основа отношений (принудительные/добровольные);
- ценность отношений для различных сторон;
- совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
- ожидания от взаимоотношений;
- вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
- длительность отношений;
- сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
- важность взаимоотношений;
- обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
- дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
- уровень авторитетности и доверия;
- баланс сил в отношениях;
- негативный остаток от предыдущих конфликтов;
- история отношений;
- ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Пример 1. Конфликт взаимоотношений
В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.
Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.
Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.
Пример 2. Важность фактора отношений
Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.
Директор завода его выслушал, но предложение не принял.
Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
- системы верований и поведения всего общества;
- общие нормативные ценности;
- групповые системы верований и поведения;
- профессиональные ценности и нужды;
- культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
- идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
- традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
- представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
- терпимость в отношении других ценностей;
- в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
- методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
- отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
- этические аспекты ситуации.
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
- численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
- природа законной власти;
- географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
- структура подотчетности;
- возраст;
- статус, права и роли женщин и мужчин;
- религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
- роль традиций;
- фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
- законодательство;
- политика/принципы и образы действий;
- существование первичных и/или вторичных референтных групп;
- системы безопасности;
- система передачи сведений;
- системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
- понятие собственности;
- договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
- роль религии, ее ритуалы;
- линии подотчетности;
- компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
- мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
- различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
- доступность техники и эффективность ее применения;
- фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
- частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях
После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.
Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов
В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.
Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.
Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.
Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.
Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции
В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.
Источник