Что может обеспечить выполнение моральных норм

Мини-проект «Кто и что может обеспечить выполнение моральных норм?»

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Школа № 128»

МИНИ-ПРОЕКТ
по обществознанию

Тема: «Кто
и что может обеспечить выполнение моральных норм?».

Выполнила:

Ученица 8
А класса

Вашурина М

                                  
           г. Нижний Новгород
                                                 2020-20201 уч.  год.

Содержание работы:

1.     Цели и
задачи проекта……………………………………………………3

2.     Исследование……………………………………………..…………..4
-10

3.     Источники
информации…………………………………………………10

Цели и
задачи проекта

Цель  —
выяснить, кто и что может обеспечить выполнение моральных норм

Задачи:

1.     Узнать, 
что такое моральные нормы

2.     Выяснить,
взаимосвязаны ли между собой такие понятия, как «мораль», «этика»,
«нравственность», «нравы», «принципы», «долг», «честь», «совесть»,  «поведение»

3.     Найти
определения таким понятиям, как «моральное сознание», «нравственные идеалы»,
«моральные нормы», «моральные отношения», «моральная деятельность», «моральные
принципы»

4.     Узнать, какими
качествами должен обладать высоко моральный человек

5.     Чем
обеспечивается  регулирование поведения людей

6.     Обобщить
полученную информацию и сделать вывод.

Исследование.

Этика – наука о сущности,
законах возникновения и исторического  развития морали, функциях морали,
моральных ценностях общественной жизни. Этика – это философская наука,
объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение,
функционирование, а также проблемы нравственности в
обществе.                                                  

Мораль – это форма
общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди
руководствуются в своем поведении. Мораль – это особая форма
общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и
чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в
обществе. Мораль – это предъявляемая обществом система исторически
сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым
носит добровольный характер.

Мораль – система исторически
определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и
действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу,
определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными
убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего
общества, определенного класса,  либо социальной группы.

Нравственность
практическая воплощённость моральных идеалов, целей и установок в различных
формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях
между ними

Моральное сознание
– это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему.
Моральное сознание опирается на совокупность моральных норм, принципов, идеалов
и содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральное сознание
представляет собой  идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный
характер.

Нравственные идеалы
– понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные
требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности,
представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные
качества.

Моральные нормы
– это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его
отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют
содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е.
присущие данному обществу, социальной группе нравы.

Моральные (нравственные) отношения
– те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные)
поступки.

Моральная деятельность
– важнейший и определяющий элемент морали, проявляющийся в поступках.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им
в относительно продолжительный период в  постоянных или изменяющихся условиях,
принято называть поведением. Поведение человека, как единственный объективный
показатель дает представление о его моральных качествах, нравственном облике.
Таким образом, моральная деятельность представляет собой объективную сторону
морали.

Структура морали

Нравственное       Нравственная
      Нравственные        Нравственные

      сознание               деятельность           отношения                
идеалы

Нравы – реально практикуемые,
наиболее удобные и  выгодные формы поведения, устоявшиеся общественные
привычки, вытекающие из фактического образа жизни определенных групп людей.

Принцип (от лат. рrincipio –
основа, начало) – это основное, исходное положение, руководящая идея, основное
правило деятельности.

Читайте также:  Если биохимия крови в норме может ли быть гепатит с

Принципы общественной морали
– дают социальную ориентацию поведения, формируют нравственные требования в
наиболее общем виде. Они являются своеобразной программой деятельности,
стратегией нравственного поведения.

Моральные принципы
– одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде
раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. В
этом отношении они служат критериями нравственности. Если моральная норма
предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя
в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление
деятельности.

 Добро и зло – центральные
понятия этики, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро отражает наиболее общие интересы, устремления,
пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает
одобрения. Зло – категория этики, противоположная добру. В нем обобщены
представления о безнравственных поступках и человеческих качествах,
заслуживающих морального осуждения.

Долг – это совокупность
требований, предъявляемых человеку обществом, которые выступают перед ним как
его обязанности и соблюдение которых является его внутренней моральной
потребностью.

Честь – это отношение к
службе, к коллективу, поддерживающим его традициям, а также  внешний вид сотрудника.
Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства  –  это
прежде всего дело самой личности.

Совесть есть самооценка личности
своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей.
Совесть является важным механизмом утверждения добра, справедливости. Данная
категория характеризует способность личности осуществлять моральный
самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности,
требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Основные категории морали

Добро          Благо        Совесть      
Счастье            Долг            Честь

 Моральный  выбор – это осознанное предпочтение
человеком того или иного варианта  поведения в соответствии с личными или
общественными моральными установками. Моральный выбор – это
духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов,
решений и действий.

Структура морального выбора: 
формулировка проблемы, познание вариантов выбора, принятие решения, выбор
средств достижения цели, практическая реализация выбора (процесс достижения
цели), получение результатов и их оценка.

Моральный фактор (от лат.morale factor) – это мера проявления нравственных
сил личности служебного коллектива, социальной общности при выполнении ими
каких-либо задач. Как философская категория «меры» моральный фактор отражает
готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению
конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного
долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть
отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.).
Моральный фактор – сложное и динамичное социальное явление, имеющее
конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом
производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями
классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его
объективную основу.

 Нравственное самовоспитание – это
активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития
сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с
общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером
деятельности; это – постоянная, систематическая работа по выработке знаний,
умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к
современному человеку, специалисту.

Нравственное самовоспитание предполагает
интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков
самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения
предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

 Самооценка
– это представление человека о важности своей личной деятельности среди других
людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и
недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Самооценка является одной
из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания.

Самоконтроль предполагает
наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее.

Самонаблюдение
носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный
замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой
себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе.
Данные самонаблюдения – это лишь эмпирический материал, один из начальных
моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения
необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются
самоцелью.

Читайте также:  Как считают суточную норму мочи

Этикет– свод
норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека
в обществе — в топ социальной сфере, где он живет, с членами которой
взаимодействует.

Служебный этикет – это
свод правил и норм, включающий в себя отношения сотрудников друг к другу и их
отношения к гражданам. Отличительная черта служебного этикета сотрудников
органов внутренних дел – это его нормативный характер: общение здесь
регулируется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение
которых строго обязательно.

Вежливость
предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к
людям, готовность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается. «Вежливость   —   это  
сумма   маленьких   жертв,   приносимых   нами окружающим людям». (Эмерсон)

Такт (тактичность) – это
проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия,
умение сказать или сделать что-нибудь кстати, он исключает из взаимоотношений
неловкость, неприличные жесты и неуместные суждения.

Бестактность – это
свидетельство отсутствия культуры у данного человека, показатель его грубости и
невоспитанности.

Моральное сознание

Представление 
Представление  Нравственные  Моральны  Нравственные Моральные

о моральных      о
добре, зле и       принципы             нормы        идеалы            оценки

 качествах             
долге

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что поведение
человека зависит от его отношения к моральным нормам, исторически сложившимся
на определенной территории и существующим в определенном обществе; принципам,
идеалам; от его самосознания.

мораль

сознание                         
отношение                        поведение

принципы,
нормы, идеалы

Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей
средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под
влиянием внутренних и внешних факторов

 

Вывод

Таким
образом, изучив основные моменты, необходимые для понимания того, что же такое
«моральные нормы», можно сделать вывод,  ответив на вопрос, поставленный в
проекте: «Кто и что может обеспечить выполнение моральных норм?». Свой вывод я
решила представить в виде диаграммы, состоящей из одинаковых по величине
секторов, так как установить, что больше влияет на человека — общественное
мнение или религиозные нормы, этикет или правовые нормы – не представляется
возможным. Для этого нужно изучить конкретного человека.  Мы – все разные,
поэтому на нас оказывают влияние разные факторы, но, в целом, этот набор
факторов может выглядеть так:

Вывод

Думаю, что мне удалось
решить задачи, поставленные перед выполнением проекта. Я узнала, кто и что
может обеспечить соблюдение моральных норм. Цель проекта — достигнута.

Источники информации

1.     https://didacts.ru/termin/moral.html

2.     https://studme.org/31117/etika_i_estetika/struktura_morali

3.     https://bstudy.net/678345/meditsina/struktura_morali

4.     https://xn--e1aogju.xn--p1ai/schema/32731-regulirovanie-povedenija-lyudei.html

Источник

Что может гарантировать выполнение моральных норм?

Обществознание, 8 класс.

Знато­к
[273K]

2 года назад

Моральные нормы — это довольно устойчивые в конкретном обществе требования к соблюдению определенных поступков, действий, общему рисунку и содержанию поведения.

Конечно, в разных социумах (в зависимости от религиозных, общественных и иных установок) эти нормы могут различаться. Но в большинстве случаев они базируются на общечеловеческих ценностях — безусловном праве на жизнь человека, взаимо- и самоуважении, чувстве собственного достоинства, приоритета моральной чистоты и других.

В нашем обществе большинство этих норм исходят из постулатов основных религий, духовного наследия народа, накопленного в разных областях образования и культуры.

Обеспечить соблюдение моральных норм и даже в значительной мере гарантировать это можно с помощью правильного воспитания детей, получения ими знаний о правилах цивилизованного общежития с малых лет, разностороннего образования и постоянного духовного развития человека, воспитания сознательности и ответственности в любом проявлении человеческой активности, преемственности поколений во всех перечисленных аспектах.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[520K]

2 года назад

Гарантию (и то лишь до некоторой степени) может дать лишь правильное воспитание. Поскольку моральные нормы — это неписанные законы, чтобы их соблюдать, нужно иметь, по крайней мере, представление о них, т.е. человек должен знать, как стоит, а как не стоит вести себя/поступать в той или иной ситуации. Если родители и окружение в свое время заложили эти знания, человек (с большой долей вероятности) будет им следовать. Если же ребенок рос, как трава, то в будущем он, скорее всего, сформирует какие-то свои правила поведения и будет следовать им. И не факт, что они совпадут с моральными правилами общества.

San Yok
[12.9K]

более года назад

Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что представляет из себя мораль.

Содержание морали будет определяться существующей в конкретном обществе системой ценностей, которая напрямую зависит от уровня развития производственных сил. Яркий пример — использование рабского труда. До декабря 1865 года использование рабов на территории США считалось нормой и некоторые территории (южные штаты) сражались с оружием в руках за сохранения этого института.

В настоящее время на территории современных развитых капиталистических стран использование рабства считается неприемлемым. Приличные люди используют рабов на территории стран «третьего мира».

Это означает этот пример. В тот момент, когда нормы морали становятся частью законодательства — их исполнение гарантируется силой государственного принуждения.

Однако, мораль имеет много большую сферу регулирования, чем законодательства. Понятия справедливости и гуманизма урегулировать законом невозможно.

Здесь механизмом принуждения выступает сам человек. Его совесть, внутренние идеалы. Действуя в соответствии с моральными нормами как в быту, так и в стрессовых ситуациях, каждый член общества обеспечивает торжество нравственности.

К сожалению, на такое способен не каждый. Препятствием на пути аморальной безответственности может стать только коллективная воля членов общества.

Стрым­брым
[323K]

2 года назад

Помнится, один литературный герой, утверждал, что стопроцентной гарантии, не даёт даже госстрах.

На мой взгляд, единственной гарантией выполнения моральных норм, может служить умение каждого отдельного человека, поступать в соответствии с моральными нормами, выработанными людьми на протяжении всей истории существования человечества. То есть ответственность лежит на каждом из нас.

Достижение этих целей достигается правильным формированием личности, начиная с раннего детства. Это правильные ценности, привитые детям в семье на собственном примере. Это чтение хорошей литературы с критическим осмыслением поведения героев.

Немаловажное значение имеет состояние общества.

Например, в России, на данный момент всячески пропагандируется культ силы, что выполнению моральных норм никак не способствует, а скорее ведёт нас обратно к пещерному веку.

Выполнению моральных норм способствует хорошее образование, знание истории и способность учиться на ошибках.

Я полагаю, что выполнение моральных норм, в какой то степени, гарантируется также соблюдением церковных канонов.

Nina-iz-dalek­a
[95.9K]

более года назад

Выполнение моральных норм может гарантировать только аккуратность и обоснованность их применения.

И твёрдое понимание факта, что любой ресурс конечен, и «моральный — тоже.

То есть, чем больше кричат о морали, тем меньше у людей желания этих крикунов слушать.

И наоборот.

Знаете ответ?

Источник