Что может являться причиной травматизма на уроках гимнастики
Содержание статьи
Что может являться причиной травматизма на уроках гимнастики?
Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу) , многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.
Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.
Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты) , неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся) .
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза) , низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.
Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.
Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:
Причины методического характера.
Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
Занятие без разминки или недостаточной разминки;
Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера.
Отсутствие должной квалификации у учителя;
Проведение занятия без преподавателя;
Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
Нарушение правил врачебного контроля;
Неблагоприятные метеорологические условия.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
==================================================
Если отталкиваться от ваших вариантов… то они все подходят!
Источник
Причины травматизма на уроках гимнастики. статья по физкультуре на тему
Причины травматизма на уроках гимнастики
Сегодня, современная российская школа не может, к сожалению, говорить об отсутствии травм. По подсчетам официальной статистики, школьный травматизм составляет 12-15 % от общего числа детского травматизма. При этом, травмы полученные на переменах составляют примерно 80% от этого числа, а травмы на уроках физкультуры – примерно 20%. По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек, в силу того, что мальчишки подвижнее. Далее, если говорить непосредственно о травматизме на уроках физкультуры, то по данным НИИ травматологии России, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике. Все это — официальная статистика.
А теперь, давайте разберем первопричины такой статистики травматизма. Я пересмотрела много источников литературы по данной проблеме и из множества причин проанализировала и выделила, на мой взгляд, основные:
-недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья детей,
-нарушение техники безопасности и дисциплины на уроках и соревнованиях,
-пользование неисправным оборудованием,
-отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся,
-нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований,
-гипокинезия и гиперкинезия,
-неправильное питание учащихся.
Мы не будем говорить сейчас о плохой экологии в нашем регионе и недостатках средств на должное оборудование мест занятий, хотя это так же важно.
Перечень таких причин травматизма говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.
На учителей физкультуры, как вы уже поняли, ложится основная ответственность за причины травм на своем уроке. Здесь можно подчеркнуть лишь то, что мы обязательно должны выполнять свои должностные обязанности по информированности и строгому соблюдению правил техники безопасности на всех занятиях в спортзале и на улице. Контролировать (в индивидуальном порядке), диагнозы учащихся по справкам, которые они приносят после перенесенных заболеваний (контролировать нагрузку), следить за исправностью оборудования и инвентарём, формой одежды учащихся. Так же нам не обойтись и без разъяснительных бесед с родителями учащихся.
Все учителя физической культуры знают и понимают, что порой травмы случаются и по причинам, зависящим только от здоровья учащихся.
Так, анатомо-физиологические особенности в 11-14лет показывают интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза, что приводит к некоторой диспропорции в строении тела и вызывает неуклюжесть движений хрупкость костей конечностей. Кроме этого, рост костей в данном возрасте превышает рост мышечной массы, если ребенок не развивается активно. Хрящи в зонах роста относительно хрупки и не устойчивы к воздействию травмирующего фактора. Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением, быстрая смена настроения, переоценка своих качеств и жизненного опыта.
Еще, для учащихся 13-14 лет программа физического воспитания значительно усложнена (это лишь говорит о несоответствии роста-весовых показателях у подростков). Спортивная гимнастика, например, включает такие сложные элементы, как прыжок через козла, упражнения на перекладине, брусьях, стойке на голове и руках и т. п. Стремление учащихся к выполнению норм ГТО часто приводит к переоценке своих возможностей.
Учителя физкультуры, администрация и родители должны понимать и учитывать, что детский организм отличается незавершённостью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы.
Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокинезии — необходимо сказать особо.
В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни, что способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела.
Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходиться констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры (гиперкинезия).
Откуда же перегрузка? Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, сидят на лавочке 2 и более недели после перенесенных заболеваний, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Таковы особенности здоровья современных школьников.
Готовясь к докладу, я прочитала в одном медицинском издании: «Наиболее частые травмы на уроках физкультуры в наше время это ушибы и переломы пальцев, вывихи и растяжение мышц рук, ног. Буквально лет 10 назад такие травмы возникали редко, а сейчас раз в неделю, а то и два, три раза мы вызываем скорую…»
И еще одно изречение, которое знает каждый : «Мы есть то, что мы едим».
Если подойти к данному вопросу с научной точки зрения то причины травм находятся и в самом организме ребенка, а именно в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде их дефиците.
Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Поэтому очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию.
Просмотрев современные исследования в области диетологии можно сказать, что современная медицина рекомендует включать в рацион к белкам, жирам, углеводам и витаминам клетчатку, как непосредственный компонент к здоровому питанию и скорейшему усвоению пищи.
Родителям необходимо эту информацию доводить до сведения.
Помимо этого, конечно следует сказать о кальции, как о еще одном важном кирпичике в строительстве здорового организма.
Он незаменим в клеточных структурах, нервных процессах, при сокращении мышц и выработке необходимых гормонов. Нервные импульсы могут нормально передаваться именно благодаря кальцию – он необходим для равновесия процессов возбуждения и торможения в головном мозге. А все мы знаем, что кальций не просто усвоить организмом без сочетания с витамином Д3 и кремнием.
Надо отметить, что наши детки еще и увлекаются употреблением сладких газированных напитков, фаст-фудов, что так же не улучшает здоровье.
Из всего вышесказанного можно подвести итог: дети и взрослые должны понимать, что если в современном мире нам уже не обойтись без компьютеров и других гаджитов, то не следует забывать уделять большое внимание активному образу жизни и здоровому сбалансированному питанию. Учителям физкультуры дополнительно следует вести разъяснительную работу с родителями и учащимися, иначе мы останемся один на один с такой проблемой как травматизм в школе. С их не следует каждый день в большом количестве употреблять эти продукты, особенно манную кашу, ее вообще нужно кушать редко, а мясо лучше принимать с зеленью.
Источник
Презентация по физической культуре на тему «Причины и предупреждение травматизма на уроках гимнастики»
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите
представить вашему вниманию доклад по теме:
Слайд 1.Причины и
предупреждение травматизма на занятиях
по гимнастике
Безусловно, вы, как учителя с большим опытом
работы, знакомы с этой темой. Тем не менее, хочу напомнить вам основные
моменты.
Слайд 2.
1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
ОСНАЩЁННОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Учебно-тренировочный
процесс должен быть обеспечен таким количеством современного оборудования и
инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы
полноценное решение комплекса задач при оптимальной плотности занятия. Для
организации и проведения занятий по гимнастике необходимо иметь следующее
учебно-практическое оборудование:
Слайд 3.
·
перекладина
гимнастическая(высокая, низкая, навесная)
·
конь и козел
гимнастические (переменной высоты)
·
брусья
(параллельные, разновысокие)
·
бревно
гимнастическое (напольное, высокое)
·
мостики
гимнастические (пружинные подкидные, жёсткие,
приставные
для опорных прыжков)
·
Слайд 4
·
канаты для
лазанья
·
стенки и скамейки
гимнастические
·
маты
гимнастические (поролоновые)
·
палки
гимнастические, скакалки, мячи набивные 1-4 кг, гантели наборные и др.
Слайд 5.
Анализ
травм, полученных на уроках по гимнастике, свидетельствует, что основными
причинами травматизма являются:
— несоблюдение
правил организации занятий;
— нарушение
методики и принципов обучения;
— недостаточный
уровень воспитательной работы среди учащихся;
— недооценка
или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения
упражнений;
— нарушение
соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и
отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и
оборудования;
— несоответствие одежды и обуви
спортивным требованиям.
Чаще всего травматические
повреждения происходят вследствие несоблюдения правил организации и методики
проведения занятий.
Слайд 6.
Нарушение принципов
последовательности, систематичности и доступности часто приводит к тому, что
перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. У них не хватает
физической и технической подготовки для выполнения предложенных упражнений. Но,
стесняясь товарищей, ученик не отказывается от выполнения сложного для него
упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда и серьезному повреждению.
Слайд 7.
Деятельность занимающихся на
учебных занятиях по гимнастике может быть организована фронтальным, групповым,
индивидуальным и круговым способами.
Слайд 8.
Фронтальный способ предусматривает
выполнение упражнений сразу всеми учащимися и применяется при выполнении
общеразвивающих упражнений, акробатических (группировка, перекаты, стойки и
т.д.), при развитии физических способностей с использованием скамеек, скакалок,
гимнастической стенки).
Слайд 9
Круговой способ предусматривает
последовательное выполнение занимающимися упражнений, разной целевой
направленности в определённо подготовленных местах (станциях).
Слайд 10
Индивидуальный способ заключается
в том, что учащемуся предлагается самостоятельное выполнение определённого
двигательного действия.
Слайд 11.
Наконец, групповой способ
подразумевает разделение класса на группы (отделения) в зависимости от пола,
физической и технической подготовленности ученика. Каждая группа выполняет
упражнение в указанном учителем месте.
Слайд 12.
Очень часто причиной травматизма во
время занятий гимнастическими упражнениями, являются различные недостатки в
подготовке рабочих (учебно-тренировочных) мест; отсутствие гимнастических матов
под снарядами, неисправные или незакреплённые снаряды, близкое расположение
снарядов друг к другу и стенам зала и т.д. Для обеспечения безопасности,
снаряды обкладываются гимнастическими матами в местах приземления и возможных
срывов и падений. Перед каждым подходом к снаряду проверяют укладку матов,
чтобы не было зазоров, наложения одного края мата на другой или посторонних
предметов в зоне соскока или срыва со снаряда.
Слайд 13.
Неправильное пользование гимнастическими
матами, небрежное отношение к установлению перекладины, брусьев, бревна и
других снарядов может быть причиной серьезных травм, поэтому учитель должен
лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям.
Слайд 14. Самой распространенной причиной
травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к
страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Страховка
– это готовность страхующего при неудачном выполнении упражнения предотвратить
возможное падение или травму. В случае успешного выполнения, страхующий не
касается исполнителя. В процессе обучения гимнастическим и акробатическим
упражнениям, от страхующего требуется:
Слайд 15.
1.
знание техники
выполняемого упражнения
2.
быстрота
реакции для обеспечения своевременной страховки
3.
умение быстро
и правильно выбрать место для страховки
4.
умение выбрать
удобный момент для приложения усилия
Слайд 16.
Важной мерой предупреждения
травм, наряду со страховкой и помощью, является самостраховка, т.е. умение
занимающегося самостоятельно выходить из опасных положений при неудачном
выполнении упражнения. В основном, это умение падать так, чтобы не получить
травму. Основные правила при падении, которые необходимо донести до
занимающихся:
·
группироваться, не падая плашмя
·
напрягаться при падении
·
завершать падение перекатом или кувырком
·
при падении спиной отставить назад согнутую ногу, присесть,
сгруппироваться и сделать перекат назад
·
при падении вперёд сделать выпад вперёд, сгруппироваться и мягко
перекатиться на спину
·
не падать на прямые руки
Слайд 17.
В
спортивном зале должен быть комплект наглядных плакатов с приёмами оказания
первой помощи и медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и
перевязочных средств. При получении травмы следует немедленно оказать
доврачебную помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации
общеобразовательной организации, при необходимости отправить пострадавшего в
ближайшее лечебное учреждение.
Слайд 18.
Уважаемые
коллеги, в заключение доклада, хочу пожелать всем вам здоровья, терпения,
заинтересованности в результате своей работы и ни одной травмы на наших
сложных, но таких необходимых детям уроках физической культуры.
Спасибо за внимание!
Источник
Причины травматизма на занятиях по гимнастике
Анализ травм, полученных на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются: несоблюдение правил организации занятий и соревнований; нарушение методики и принципов обучения и тренировки; недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов; недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений; отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов; нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования; несоответствие одежды и обуви спортивным требованиям.
Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременные начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований учителя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение принципов методики обучения и тренировки создают условия для травматизма, повреждений и других несчастных случаев. Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне и качественно подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений, вследствие чего возможны растяжения и разрывы мышц, сухожилий и др.
Нарушение принципов последовательности, систематичности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. У них не хватает физической и технической подготовки для выполнения предложенных упражнений. Но, стесняясь товарищей, гимнаст не отказывается от выполнения сложного для него упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда и серьезному повреждению.
Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, проверке состояния оборудования и инвентаря, одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установлению перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм, поэтому учитель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям.
Нерегулярность или отсутствие врачебного контроля и самоконтроля тоже может стать причиной травматизма. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Несмотря на это, он старается выполнять все упражнения, которые выполнял раньше, что приводит к чрезмерному утомлению и часто заканчивается нежелательными последствиями. Во избежание подобного явления надо приучить учеников своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а также обязательно сообщать учителю о своем плохом самочувствии.
Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма занимающихся у молодых учителей и тренеров, которые еще не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, под держки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это очень важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.
Источник