Что может являться причиной межкультурных конфликтов

Содержание и причины межкультурных конфликтов

В современном обществе проблема межкультурных конфликтов стоит особенно остро. Они возникают между этносами в рамках отдельных государств, в международных отношениях. Проведение внутренней и внешней политики требует от правительств учета культурных аспектов межэтнических и межгосударственных взаимодействий, понимания причин возникновения конфликтов и формирования стратегии их урегулирования.

Понятие

Межкультурный конфликт — конфликт между носителями различных культур, имеющими несовместимые интересы, ценности, менталитеты или обостренное чувство принадлежности к данной социальной группе. Межкультурный конфликт — это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих разным группам. Носителями конфликта являются отдельные индивиды, которые непроизвольно делят общество на «своих» и «чужих».

На сегодняшний день практически не существует этнически однородных обществ. Одни имеют многовековую историю сосуществования различных культур, другие начали жить в таких условиях сравнительно недавно (рост трудовой миграции, массовое переселение беженцев в развитые страны Европы). Не всегда соседство этносов имеет мирный характер. При прямом контакте выявляются различия в ценностных установках, восприятии окружающего мира, способах поведения. Выделяют 6 типов реакции на другую культуру и ее представителей:

  1. Отрицание различий культур — уверенность в том, что все люди в мире должны разделять одни и те же ценности, убеждения, нормы поведения.
  2. Защита собственного культурного превосходства — признание установок собственной культуры единственно верными и негативное отношение к ценностям и обычаям других культур. Это проявляется в межличностном общении в виде неприязни и агрессии по отношению к членам инокультурной группы.
  3. Минимизация культурных различий — признание ценности других культур, их мирное сосуществование, поиск общих, объединяющих черт, способность разных культур адаптироваться друг к другу.
  4. Принятие существования межкультурных различий — в целом благожелательное, но обособленное и отстраненное сосуществование культур.
  5. Адаптация к новой культуре — восприятие норм и ценностей другой культуры, способность жить и действовать в ее рамках при сохранении собственной культурной идентичности.
  6. Интеграция — глубокое взаимопроникновение своих и чужих культурных традиций, установок, выражающееся в образе жизни, способах поведения индивида.

Таким образом, диапазон восприятия человеком другой культуры довольно широк: от полного ее отрицания и неприятия до интеграции, когда инокультурные нормы и ценности начинают восприниматься как свои собственные.

Причины

В ходе общения представителей разных культур возникают затруднения и сложности, снижающие его эффективность — коммуникативные барьеры:

  • языковой — слабое владение языком иной группы, мешающее правильному восприятию информации и взаимопониманию;
  • барьер невербальной коммуникации — несовпадение значений символов, жестов, мимики для участников общения;
  • особенности группового сознания — этноцентризм, стереотипы и предрассудки в восприятии другой культуры и ее представителей.

Конфликт — неизбежная часть повседневной жизни, естественное проявление межкультурной коммуникации. Конфликты чаще всего возникают между представителями:

  • этнических групп;
  • религиозных групп;
  • различных поколений;
  • субкультур в рамках одной общей культуры.

Межкультурные конфликты различаются по:

  • составу участников — внутренние, международные, региональные, мировые;
  • интенсивности и характеру взаимодействия — столкновения, погромы, террористические акты, войны;
  • предмету спора — культурно-языковые, религиозные, конфликт поколений.

Носителями конфликта являются люди, которые нередко акцентируют различия между группами, противопоставляют одну другой. Причинами любых конфликтов между людьми служат:

  • личностные особенности индивидов — своенравие, амбициозность, некоммуникабельность, недоверчивость, неуважительное отношение к другим;
  • социальные отношения — соперничество, неготовность идти на компромисс, противоречие целей и средств их достижения;
  • организационные отношения — вопросы власти, статуса, справедливости распределения социальных благ, ущемления интересов индивидов и групп.

Причины межкультурных конфликтов:

  • ошибки атрибуции — неверное толкование поступков и слов субъектов межкультурного общения, обусловленное коммуникативными барьерами;
  • незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты;
  • незнание табу инородной культуры.

В реальной жизни межкультурных конфликтов в чистом виде не существует, в них вплетается множество других конфликтов: финансовых, статусных, территориальных. Возникновение конфликта не означает прекращения отношений между участниками общения: они отходят от имеющейся модели коммуникации и затем выстраивают новую. Дальнейшее развитие отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность.

Пути решения

Конфликты являются дестабилизирующим фактором социальной жизни: препятствуют сотрудничеству, приводят к затяжному противостоянию, вражде. Они представляют серьезную опасность для общества, поэтому очень важно быстро выявлять их возникновение и принимать все возможные меры для урегулирования. Пути разрешения межкультурных конфликтов:

  • соревнование — использование соперничества с позиции силы для достижения своих целей, подчинение одной стороны другой;
  • сотрудничество — поиск решений, выгодных обеим сторонам;
  • избегание — откладывание разрешения конфликтной ситуации в надежде, что он разрешится сам, а также использование полумер, скрытых мер, позволяющих затормозить развитие конфликта;
  • приспособление — движение одной из сторон навстречу другой, выражающееся в готовности отказаться от собственных интересов;
  • компромисс — взаимные уступки с обеих сторон, позволяющие прийти к согласию.
Читайте также:  Моча черного цвета причины

Выбор способов разрешения конфликта определяется особенностями менталитета и культурными традициями сторон. Важную роль в управлении конфликтами играет налаживание межкультурного диалога, позволяющего улучшить взаимопонимание, снизить напряжение в отношениях.

Заключение

Процессы глобализации не ведут к формированию единой мировой культуры: она остается множеством самобытных культур, взаимодействующих друг с другом. Интенсификация этих взаимодействий становится причиной учащающихся межкультурных конфликтов. Это ставит мировое сообщество перед необходимостью поиска новых оснований и способов выстраивания продуктивных отношений между нациями, народами, этносами.

План ответа по теме «Содержание и причины межкультурных конфликтов»

1. Проблема межкультурных конфликтов в современном мире.

2. Понятие межкультурного конфликта. Типы реакций на чужую культуру:

  1. отрицание различий культур;
  2. защита собственного культурного превосходства;
  3. минимизация культурных различий;
  4. принятие существования культурных различий;
  5. адаптация к новой культуре;
  6. интеграция.

3. Понятие коммуникативного барьера, его виды:

  • языковой;
  • барьер невербальной коммуникации;
  • особенности группового сознания.

4. Участники конфликтов. Классификация межкультурных конфликтов:

  • по составу участников;
  • по интенсивности и характеру взаимодействия;
  • по предмету спора.

5. Причины межличностных и межкультурных конфликтов.

6. Способы решения конфликтов:

  • соревнование;
  • сотрудничество;
  • избегание;
  • приспособление;
  • компромисс.

7. Значение межкультурных конфликтов в условиях глобализации.

Источник

Причины возникновения межкультурных конфликтов и способы их разрешения.

Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

• между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

• между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

• между поколениями и носителями разных субкультур;

• между традициями и новациями в культуре;

• между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Сюда относят Этнонациональные конфликты

Особенности:

Носят исторический характер

Сейчас существует 2000 этносов и 96 из них численностью в 1 млн.

В середине 20 века можно было выделить малонациональных групп около 190, на сегодняшний день все 300.

Участники этнонациональных конфликтов:

1. Национальные группы

2. Представители/лидеры национальных групп

3. Религиозные группы внутри этноса

Особенности протекания конфликта:

· Национальное самосознание (завышенная, адекватная, заниженная)

· Наличие в обществе критической массы проблем, которые давят на жизнь людей

· Наличие политических сил, которые могут использовать для борьбы первые два фактора

Факторы, которые необходимо учитывать при разрешении конфликта:

1. Этно-психологический фактор ( усиление напряжения внутри этноса, непонимание что допустимо, а что нет)

2. Социокультурный — следствие принудительного требования ассимиляции языковой культуры титульной нации.

3. Социально- экономический.

4. Политический фактор.

Пути разрешения конфликта:

1. Институциональный подход — создание различных организаций и институтов, которые могли разрешить этнонациональные конфликты, а также имеют выход на международный уровень

2. Инструментальный подход. Инструменты, которые позволяют отслеживать конфликты, проводить профилактику и регулировать конфликты.

3. Стратегические действия. Создание документов и конвенций, которые регулируют взаимоотношения и переговоры.

Положения конвенции об этнонациональных государствах:

1. Целостность территориальных границ

2. Принцип невмешательства во внутреннюю политику государства

3. Принцип самоопределения

4. Правила, при которых государства могут вмешиваться

5. Принцип экономического равноправия

6. Право на равный обмен

Причины возникновения национальных конфликтов и особенности их разрешения

Межгосударственные конфликты.

Причины:

1. Стремление к политическому превосходству

2. Конфликт идеологий с различными социально-политическими системами

3. Связанные с экономическими интересами

Читайте также:  Не могу проверить баланс в чем причина

4. Связанные с территориальными противоречиями

5. Религиозные

Предотвращение конфликтов:

1. Интернационализация мирового сообщества в социальном, культурном и хозяйственном смысле.

2. Принцип мирного сосуществования

3. Снижение уровня военного противостояние ( сокращение вооружения и усиление социально-экономического благосостояния граждан)

4. Сотрудничество во всех сферах

5. Усиление роли международных организаций (ОБСЕ,ООН)

К. Лоренц Агрессия

Австрийский биолог и этолог Конрад Лоренц (1903-1989) занимался изучением природы инстинктов и агрессии. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии за достижения в области медицины и физиологии. Особенно сти поведения человека Лоренц объяснял биологической составляющей его организма и стал одним из основоположников этологии. Его теория агрессии, во многом объясняющая конфликтность человека, представлена в его книгах «Так называемое зло: о природе агрессии» (1963), «Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания» (1973), «Восемь грехов современного человечества».

Изучая поведение животных, Лоренц переносил полученные данные на человеческий организм. Он был сторонником эволюционного развития, поэтому полагал, что, как и животные, человек с помощью инстинкта борьбы за выживание добивается своего более высокого положения по сравнению с другими.

Лоренц выделяет три функции, которые выполняет врожденный инстинкт выживания в борьбе:

1) распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

2) агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения — выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

3) сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

В этологии агрессия характеризуется не просто борьбой, а наличием злобы, ярости и не может характеризоваться критериями справедливости/несправедливости. Лоренц был убежден, что в любом живом организме агрессия имеет свойства накопления, генерации и неуправляемого выхода. Чем больше накапливается агрессии, тем легче спровоцировать ее выплеск. В более сплоченных коллективах, где люди обладают знаниями друг о друге и привносят эмоции в отношения, агрессия наиболее естественна и быстрее проявляется. При этом агрессия несет в себе позитивные последствия, так как способствует сохранению и эволюции рода или вида биологического организма.

Теория агрессии объясняет существующее насилие в мире человеческого общества, подчеркивая доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

К. Левин Социальный конфликт

Курт Левин фактически был первым психологом, который предложил классификацию конфликтов. Для выделения определенных типов конфликтов он исходил из того, что мотивированная своими потребностями личность ведет себя одним из следующих главных способов: или приближается к цели, способной удовлетворить ее актуализированную потребность, или же удаляется от нее, избегая встречи с ней. Это две основные тенденции поведения. Человек начинает переживать конфликтную ситуацию в том случае, когда эти две тенденции активизируются одновременно. Возникают четыре основных типа конфликтных ситуаций. Первые три из них исследовал сам К. Левин, четвертый тип выделили К. Ховленд и Р. Сире.

1. Конфликт -«стремление-стремление»-: даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивной и примерно равной побудительностью (валентностью); при этом, однако, нельзя обладать или стремиться к обоим, а необходимо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуация буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлекательными охапками сена.

2. Конфликт «избегание-избегание»: ситуация, когда приходится выбирать из двух примерно равных зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание.

3. Конфликт «стремление-избегание»: одна и та же цель одновременно притягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, путем женитьбы удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою независимость.

4. Конфликт «двойное стремление-избегание» (конфликт двойной амбивалентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Г. Зиммель Теория конфликта

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология» (1908), «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Как возможно общество».

Читайте также:  Что такое лейкоциты в моче при беременности и в чем причина

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. В рамках формальной социологии, к которой принадлежал Зиммель , конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне. Вместе с тем социолог пишет: «Индивид — место, где соединяются социальные нити».

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие — конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция — статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы, считает Зиммель . Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития — это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие — неоспоримый вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в одном направлении и иметь один исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения — от групповой солидарности до открытой конфронтации.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

Источник

:

:

2008.

.

, () . . , , . .

, , — . , .

. , , , . , — , , . , , .

, , , — . . , . . , , , . , — , , , .. , . , , , — . . , .

. . , , , . , , .

, : -> -> . ; , , .

, (, , , , , ). , ; . , . , . , , ..

, .

( ) : , , . . , .

. , : , ( ) .

, , , , , , . , , .

, , , .

, , , , , .

. ( ) . , .

:

(, , ..);

, (, , , );

;

;

( ).

, . , .

: , , , , . , .

( , , , ) — , , , , , .

, . , , .

— . , , . , .

, , — .

; . , . .

. , , , . — , , , , .

, . , . , .

, .

. , . .

, , . , , .

, , .

, , (. ), (. ) : ) , ; ) , , , .

. . , . , . . , . (attitude) . , — . . . . , , , , , .

. , … , . , , — — -, , , , , . … .

. . . . , ., , , . , . , . , , .

, . , , . . : , , , .

, . , , . . . , ( ), — , . , . , . , , .

, , . , , . , .

., , , , . .

, . . , , , . . . . .

. . . , : — , , ; — . — , ; — , .

(Collins), , : (values) — , .

..: — , . ,, : .

.. … (, , ); , — . , .. .. — , .. — . , .. , .

. , .. : : , . . , , — . . , (-) . , , , , 16 . , .. , , , —.

, . . : 1) ( ); 2) ( , , , ); 3) ( , -, , , ); 4) ( , , , , , , , ).

, , ( ), , , , , .. ( . — .). , — , , . , — : , , .

, . , , : — -.

— , , .

— , . , . , — , .. , .

.. . -, , , , , — , , .. — , . -, ( , , , , ). -, , «,

, , , , . .

, . , . , . : -, , . , , , , , — . — , , , , , , , . . . , . -, , . , . -, , — . , . , , , , . , . -, . , , , , , .

-, , , .

, . , … . , , . , , , , , , , , , , , , , , . , , . — — , .

, , , . , , , .

(. , . , . ) : .

, . , , , . , , . , , . , , , . , — , .

, , , , , . . , : , .

. : , . , .

, . , , : . — , , . . . , , , . . , , . , , , , . , .

, . , , .

, , . , 40- . 60- . XX . . .

.

, , , , , .

(. .) . , . , . , , .

, , . (

) , , , . , , .

. , , , , . .

, , , , , . ( ) , .

; , . (, , ..) ( ). , , . , : , , ; ; , , , ..

, , , , . , , . , , , .

, , . , , . , , ( ).

( , ) , , , .

, , .

. — — , . , . , , , , , . — XXI . XX , , : . , , , , , .

XX , , , , . XX . , , , , — ? , — : (, , ) , , . : . , . , , . , , , . , ; ( ) , . , , , — , , — , .

— . , , , , , . , : -, , — (. , . , . , . .), , , , . . , — : 1815 , 1919 ; , 1945 . , , , , ( ), , , , , , . , , . (1950-1953) , . , , , , . , , (1953), 1954 , . , , . : , , , , . — , — , , — ( ), , ( ), ( ).

, (, , -). , -, , ( , ), , -, , — .

, . , ( , ) . , , , .

, — ( ), , ( ), . (), . , , : — , — .

. . 1984 . 1950- . — . , ( ) .

, , , — — . , . , , , — . . — , ; ( ), — ( ). , ( — ), , , .

. , 1980- . , , . , , (); , , (, , -). , , ( 1991 ).

, 80-90- . . , . , , . . , .

, 1990- . , , , , , , , , . ( — . ), , , ( 2002 ).

, . , , , ( ), . , . , . , , , , , . , -, , (), , -, , , , .

, 1990- , , , . , , , , , , , , . , . , .

, . , . , , , . , , , — , , , , .

, . — , , .

— , — .

. , , : , . , , , , .

(1701-1714), .

, . , : , , . — , , , , , , .

— , . , , — , . . , , — , .

, XXI , . — , . , , ; — , — . , (- ), — , — ( — ) .

, , , : , (-, , , ). , , . , ( ) , () — .

— , . — , . , , , , , . — — : , , , ; , . , , , , , , .

.

, ; , . , , , , .

(), . , , .

— , , , , . 15 . , 2000 , — 2015. (), , , . :

− , , 2015 , (, ), — , (- );

− — . , , , — ;

− — , — , , ;

− , , — — , ;

− , , , , , , ;

− , , , : 1) , , (, ); 2) ( , , , -); 3) ;

− , , , .

, . , , . , 2015 ( 1990- ), , , .

, . -, . , , : , — , . , . — .

-, , . : — — (, ), — , , ( , , ).

-, — (, , , ..), ( , -), , , .

, , : . , , ( — ).

. , , , , ( ). , , , , , , — — . .

. , , ( ), (, , , ), .

. , ( ) , (, , ), , . , : , , , — — .

, . , , , , . ( ) . .

1990- , , . , ( ), , , , , . , , , , , , . , , , , , ( ).

— , . 1990- , , , . , , , , : , , , .. , , , , .

, , , , . . , .. , , .

, , — . , (1993) (1995), . , , , — (1999).

. — , , , . . 11 2001 . , . 2001-2002 , 2002-2003 . 20, .

, . -, , : , , , , , , , , , , .

-, , , , . , , . , , — . , , , ; , , . , , , . 2004 .

: , (, , , ), , , . : , , ; — , ( .

, . , : — , , , , , . , , , .

, . , , . , . , .

1. , , — — . / , .. .// , 2003;

2. . . . — . / . .. .//, 2005;

3. .. : .//, .,2006;

4. .. . / . .. // , .,2005;

5. .. . / . .., .. // , ,2004;

6. .. // .:,2002;

7. .. : / . .. // , , 2004;

8. .., .. . .//.:-,2004;

9. .., //.:,2004;

10. .. //,2002.

Источник