Что может дать информацию о причинах падения самолета
Содержание статьи
Причины крушения самолетов
Все чаще можно услышать по новостям, что в том или ином регионе разбился самолет и погибло много людей. Увы, сегодня такие катастрофы происходят настолько часто, что многие уже сильно не удивляются подобным новостям. Некоторые россияне считают, что крушения авиалайнеров в их стране связаны с тем, что они устаревшие, так как их собирали еще в годы Советского Союза. Однако, самолеты падают и в других странах, к которым советские конструкторы не имеют никакого отношения.
Более того, американские, немецкие и французские лайнеры считаются самыми мощными и надежными. В чем тогда причина? В целом, самолеты падают абсолютно по разным причинам, и далеко не всегда это связано с неисправностью самого летательного аппарата. Довольно часто причина в самом пилоте, который управляет лайнером. Разберемся подробнее, почему падают самолеты и можно ли это предотвратить?
Причины авиакатастроф
В половине авиапроисшествий виновны пилоты, ведь именно они несут ответственность за то, чтобы самолет успешно взлетел и приземлился. Нередко случались катастрофы из-за того, что пилоты не могли быстро принять правильное решение в сложных метеоусловиях. Также причиной трагедий часто становилось плохое самочувствие либо усталость летчика, управляющего воздушным судном.
У всех пилотов перед рейсом проверяют:
- Состояние здоровья: сюда входит измерение пульса, давления и температуры.
- Наличие алкоголя или наркотиков в крови при помощи специального скрининг-тестирования.
Для того чтобы получить лицензию и управлять самолетами, претендентам на пост летчика приходится пройти множество медицинских комиссий, сдать массу анализов и пройти длительный испытательный срок. Однако, как показывает практика, даже при условии высокой квалификации и опыта работы, некоторые допускают ошибки, которые стоят жизни не только им, но и пассажирам.
Также причинами происшествий могут стать:
- Неисправность воздушного судна либо устаревание техники — довольно распространенные причины крушения самолета. Необязательно старые лайнеры могут разбиваться, довольно часто современные аппараты попадают в катастрофы. Очень важно, чтобы самолет был исправен, и чтобы все его механизмы были в отличном состоянии. В случае поломки какой-либо детали необходимо сделать тщательный ремонт и несколько раз проверить устройство прежде, чем отправлять в полет. Ужасная катастрофа произошла в 1985 году, когда Boeing 747 столкнулся с горой Оцутака, что привело к гибели 520 пассажиров. Причина была в том, что самолет был плохо отремонтирован и в воздухе он не смог справиться с препятствием.
- Неблагоприятные метеоусловия. Перед отправкой самолета в рейс необходимо, чтобы уполномоченные люди досконально изучили погодные условия, которые ожидают его на пути в пункт назначения. В случае если есть риск грозы либо сильного урагана, рейс нужно перенести на другое время. Но часто люди пренебрегают этим, в результате чего происходят катастрофы.
- Ошибка диспетчера. По данной причине случается лишь 6% авиапроисшествий. Неправильные решения диспетчера, перезагрузка самолета либо загрязнение топлива тоже могут привести к страшной трагедии.
- Террористы. В ситуациях, когда самолету нужно лететь в горячие точки, всегда есть риск того, что его могут «подбить» террористы. Недавно такое происшествие случилось с малайзийским самолетом В777, который летел через восток Украины, где уже несколько лет продолжаются боевые действия. Он был сбит с земли, из-за чего погибли 298 пассажиров.
Эти причины падения самолета являются самыми распространенными. Но история знает случаи достаточно страшных трагедий, причинами которых стали довольно непредвиденные обстоятельства. Их можно было бы назвать нелепыми, если бы они не повлекли за собой человеческие смерти. К таким относятся:
- катастрофа 25 августа 2010 года в Республике Конго, когда один из пассажиров умудрился пронести на борт живого крокодила. Когда тот неожиданно сбежал из сумки, на борту началась паника, люди бросились в один конец, что привело к дисбалансу. В результате самолет упал и унес за собой 20 жизней.
- 23 ноября 1993 года несколько заключенных, которые сбежали из тюрьмы, захватили лайнер, который летел из Эфиопии. Они требовали отправиться в Австралию, но не давали заправить самолет топливом, из-за чего у него закончилось горючее, и он упал недалеко от берега. В этой трагедии погибло 127 человек.
- в октябре 1996 года произошло не менее странное и в то же время печальное происшествие, когда кто-то забыл снять скотч с датчиков, из-за чего приборы показывали не точные данные, и пилот не мог точно определить скорость и высоту самолета, что привело к аварии, которая унесла 70 жизней.
Разумеется, в воздухе могут случиться любые непредвиденные ситуации, в условиях которых трудно сориентироваться и принять правильное решение. Но летчики для того и нужны, чтобы гарантировать пассажиром благополучный рейс. Не зря они много лет обучаются этому, проходят долгую практику и подготовку перед тем, как управлять самолетами. Очень важно, чтобы пилот был не только опытным, но и ответственным, и смелым. Он не должен бояться трудностей и непредвиденных ситуаций. Также важно хорошо подготовить самолет к полету, чем занимаются специально обученные люди. В их обязанности входит тщательный контроль за работой всех систем и устройств самолета. Они должны устранять все неполадки в работе летательного аппарата, дабы не допустить страшных последствий.
Подводя итоги, отметим, что причин крушения самолетов множество. Однако, это не означает, что на них не нужно летать. Как показывает статистика, количество дорожно-транспортных происшествий в разы превышает количество авиакатастроф, но ведь из-за этого люди не перестали ездить на машинах. Очень важно доверять только проверенным авиакомпаниям с хорошей репутацией, знать правила поведения на борту и, безусловно, надеяться на лучшее.
Источник
Почему падают самолёты. Анализ последних авиакатастроф
Практически каждые два месяца на нашей планете терпят крушение пассажирские авиалайнеры, в результате чего гибнут люди, сотни пассажиров, которые доверились авиакомпаниям и просто хотели перелететь из одного уголка земного шара в другой. Конечно, с точки зрения статистики крупные авиакатастрофы происходят крайне редко, ведь ежедневно по всему миру совершаются тысячи авиарейсов, но, несмотря на это, необходимо минимизировать угрозу для пассажиров, а для этого важно учитывать различные обстоятельства, которые периодически напоминают о себе…
Авиакатастрофа «Germanwings». 150 невинных жертв.
Невозможно не обратить внимание на последнюю крупную произошедшую авиакатастрофу, унёсшую жизни 150 человек. Как заявили специалисты, основной причиной падения самолёта послужил человеческий фактор, в частности, имеется ввиду непреднамеренное убийство пассажиров и членов экипажа. Как отмечают эксперты, виной всему стали действия второго пилота, который по некоторым данным заперся в кабине пилотов, отключил систему автоматического пилотирования и целенаправленно ожидал падения самолёта.
Пилота уже поспешили обвинить в невменяемости, преднамеренном убийстве полутора сотен человек, и в других грехах, однако, никто не обратил внимание на то, что пилот около полутора лет проходил лечение у психиатра. Непонятным остаётся по каким-именно причинам человека, уличённого в невменяемости, допустили к управлению воздушным судном, и всячески теперь пытаются возложить вину на него. Кроме того, действительных доказательств того, что второй пилот заперся в кабине пилотов, нет, так как и нет свидетельств о том, что именно он отключил систему автоматического пилотирования.
Ранее также появлялась информация о том, что самолёт находился в плохом техническом состоянии, однако руководство авиаперевозчика всячески это отрицает, ссылаясь на то, что они весьма компетентно относятся к данному вопросу. Однако, необходимо учесть тот факт, что сразу после авиакатастрофы несколько экипажей «Germanwings» отказались выполнять рейсы по всё тем же причинам, причём, руководство авиаперевозчика не препятствовало им, видимо боясь огласки.
Как бы то ни было, официальное заключение будет дано экспертами уже в ближайшее время, но вряд ли в заключительном отчёте будет учтены действия авиаперевозчика в произошедшей трагедии. Вся та некомплектность, которая была продемонстрирована немецкой авиакомпанией и безрассудство, вряд ли смогут вернуть жизни 150 человек, потерянных по причинам обычной халатности, которая имеется в каждом рассмотренном случае.
Падение самолёта «TransAsia». 43 унесённые жизни.
Катастрофа с участием самолёта авиакомпании «TransAsia» произошла 4 февраля 2015 года при попытке выполнения авиарейса из Тайбэя на архипелаг Цзиньмэнь. На борту воздушного судна находилось 53 пассажира и 5 членов экипажа, однако, спустя некоторое время после взлёта, у самолёта отказал один из двигателей, и при попытке развернуть самолёт для возвращения в аэропорт своего отправления, неожиданным образом отказал и второй двигатель, лишив большую часть людей шансов на спасение.
Причины отказа сразу двух двигателей воздушного судна остаются неизвестными, однако, удалось выяснить, что буквально за неделю до авиакатастрофы самолёт проходил техническое обслуживание, что может стать ключевым моментом в выяснении всех обстоятельств. Конечно, причиной всему может также послужить и случайность, однако учитывая тот факт, что при реальном шансе самолёта попасть в авиакатастрофу равно в 1 к 100000, самолёт авиакомпании «TransAsia» полностью их исчерпал.
В этом случае важно обратить внимание на тот факт, что опять-таки, преобладающим фактором является именно человеческое вмешательство, причём независимо от того, сделал это пилот, либо же техники обслуживающие самолёт. Мы зачастую виним во всё именно самолёты, которые проектируются самыми лучшими специалистами, но не надлежащим образом их эксплуатируем, что непозволительно, и приводит к человеческим смертям, которых можно избежать.
В роковой авиакатастрофе погибло 43 человек, 13 выжило, однако, несмотря на то, что с её момента прошло уже около 2 месяцев, истинные причины установить так и не удалось.
Авиакатастрофа лайнера «Air Asia». 162 жертвы непогоды.
Как известно, конец минувшего года ознаменовался ещё одной весьма страшной авиакатастрофой. Самолёт авиакомпании «Air Asia» со 162 людьми на борту совершал авиаперелёт из Сурабая в Сингапур, однако, пролетая над Яванским морем, неожиданным образом исчез с радаров авиадиспетчеров.
Спустя два дня, фюзеляж самолёта был обнаружен поисковой группой на дне Яванского моря и все люди, находившиеся на его борту, оказались погибшими. Впоследствии выяснилось, что командир воздушного судна за несколько мгновений до исчезновения оповестил авиадиспетчера о намерении изменить курс и эшелон из-за грозовых туч, надвигающихся с фронта. По неизвестной причине, авиадиспетчер отказал авиарейсу в наборе высоты, а спустя ещё четыре минуты, самолёт исчез с радаров, так и не подав сигнала бедствия.
По некоторой информации, самолёт мог попасть с зону сильнейшей турбулентности или даже быть поражённым молнией, вследствие чего все его системы оказались отключенными. С этого момента начали появляться всевозможные версии о том, что причиной могли послужить неквалифицированные действия экипажа или даже техническая неисправность воздушного судна, однако, крайне мало внимания было обращено на отказ авиадиспетчера в наборе воздушным судном высоты. Вполне вероятно, что если бы самолёт поднялся выше грозовых облаков, то следствия непогоды могли бы быть устранены, причём это касается двух причин и удара молнии и турбулентности.
Если проанализировать данную катастрофу с точки зрения специального анализатора авиакатастроф, то можно увидеть, что при попытках прохождения самолёта сквозь грозовые облака, вероятность инцидента составляла 0.000922%, однако, в случае набора высоты она могла бы снизиться до 0.000375%, что в 2.5 раза меньше, и вполне возможно, это могло бы спасти жизни людей.
Опять-таки, весьма характерным во всём этом являются действия человеческого фактора, причём в лице авиадиспетчера. Конечно, тот мог пользоваться предписанными инструкциями, но это отнюдь не означает, что он осознавал ситуацию гораздо лучше пилота.
Из всего выше приведенного можно сделать вывод о том, что если в настоящий момент совершенствованию самолётов уделяется большое внимание, то необходимо и совершенствовать безопасность авиаперевозок и среди людей. Вполне вероятно, суммарно это поможет если и не полностью ликвидировать авиакатастрофы, то максимально их минимизировать.
Костюченко Юрий, специально для Avia.pro
Источник
Почему самолеты падают
Согласно последним исследованиям, шанс попасть в авиакатастрофу ничтожно мал. В 2018 году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), неполадки возникали всего на одном самолёте из 750 тысяч рейсов. Да и те устранялись сразу, а пассажиров доставляли в место назначения другим бортом. На один миллион рейсов насчитывается всего 11 смертей, да и те по медицинским причинам. Падения воздушных судов — большая редкость. Однако, все же, подобные инциденты случаются. Какие же причины к этому приводят?
Человеческий фактор
Под этим понятием имеется в виду совокупность ошибок, допущенных людьми. Это могут быть не только сами пилоты, но также диспетчеры и другие сотрудники. По статистике, 50% падений самолётов связаны именно с действиями или бездействием человека. К этому фактору относятся не только сами ошибки, но и проблемы со здоровьем. Например, в сентябре 2018 года в небе над Москвой у пилота сирийского лайнера случился инфаркт. Однако тогда всё закончилось благополучно: самолёт посадил второй пилот. А вот в ноябре того же года в аналогичной ситуации в США разбился легкомоторный самолёт, в результате чего погибли 4 человека. Второй пилот на борту тоже был, но он так и не сумел посадить судно.
Технические неисправности
Этот фактор дает знать о себе почти в четверти случаев — по меньшей мере, 22% аварий в небе происходят из-за технического сбоя. Перед взлётом каждый лайнер тщательно осматривают, что минимизирует риск отказа оборудования. Тем не менее, вероятность повреждения двигателей и других механизмов всё равно существует, хотя и остается чрезвычайно маленькой. Обычно, в подобных случаях неисправности обнаруживаются при взлёте, и пилоты без проблем сажают самолёт. Пассажиров же забирает другой борт.
К этой же группе причин относят и столкновение авиалайнера с птицами, их попадание в двигатели. Например, в 1953 году самолёт «ИЛ-12», летевшей из Москвы в Новосибирск, столкнулся со стаей уток, из-за чего двигатели потеряли расчетную мощность. Командир принял решение о немедленной посадке, однако аэропорта поблизости не оказалось. Пришлось сажать машину прямо в Волгу (около речпорта Казани). После приводнения самолет начал тонуть. Однако все пассажиры успели покинуть борт, и были подобраны местными жителями. Но когда это было!
Неблагоприятные погодные условия
Эта причина объясняет 12% случаев аварий самолётов. Чаще всего негативное влияние оказывают осадки, сильный ветер и туман. Современная техника справляется с порывами и завихрениями воздуха почти всегда. Входя в зону турбулентности, самолёт начинает трясти и раскачивать. Однако даже умелые действия пилота не гарантируют безопасность на 100% — в крайне редких случаях происходит крушение. Например, в 2001 году американский лайнер, вылетевший из Нью-Йорка, упал уже через полторы минуты после взлета, из-за чего погибли 265 человек. Причиной крушения стали турбулентные потоки воздуха, возникшие от пролетавшего рядом другого самолёта. Поэтому эту аварию можно отнести и к категории человеческого фактора. А вот самолёт польского президента Леха Качиньского, разбившегося в марте 2010 года, упал как раз из-за плохой видимости, возникшей по естественным причинам. В тот день в районе аэродрома под Смоленском стоял сильный туман, поэтому при заходе на посадку судно столкнулось с березами.
Умышленные действия
В истории авиации, к сожалению, случаются и теракты. Угон самолётов, взрыв на борту и другие подобные события становятся причинами падения воздушного судна в 9% случаев. Наиболее известный пример — теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, в результате которого погибли почти 3000 человек — в том числе, несколько сотен пассажиров и членов экипажей угнанных самолётов.
Прочие причины
Остальные факторы составляют 7% всех случаев крушения самолётов. По сути, это комплексные причины, связанные одновременно и с ошибками диспетчеров, и со сбоями в навигации, и с недостаточно качественным топливом, и т.п. Известна, например, катастрофа 2002 года над Боденским озером (Германия), когда из-за неправильных действий диспетчера столкнулись российский пассажирский и немецкий грузовой самолёты. В результате погибли все пассажиры и пилоты — всего 71 человек, в числе которых 52 ребенка.
Аварии с авиалайнерами происходили и, к сожалению, продолжают происходить. Хотя частота их заметно снижается — так, 2018 год был признан самым безопасным за всю историю авиации. Очевидно, что модернизация оборудования и развитие технологий приводят к тому, что самолёт становится еще безопаснее, чем он был даже несколько лет назад. А знание некоторых правил повысит шансы на выживание.
Источник
По каким причинам чаще всего происходят авиакатастрофы и гибнут люди?
В России и странах бывшего СССР снизилось количество авиакатастроф по сравнению с 2017 годом, при этом число погибших в них людей увеличилось более чем в два раза. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) «О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2018 г.», в прошлом году жертвами крушений стали 164 человека, а в 2017 — 74 человека. В коммерческой авиации, согласно данным МАК, произошло 34 авиационных происшествия, в которых погибли 143 человека.
Сколько авиакатастроф произошло за 2018 год?
По информации МАК, в течение прошлого года увеличилось количество авиакатастроф с тяжелыми самолетами (в 2018 году произошло 5 таких авиационных происшествий), на легких и сверхлегких воздушных судах их количество уменьшилось (11 авиационных происшествий за год, в том числе 4 катастрофы с гибелью 23 человек). Также в прошлом году увеличилось количество авиапроисшествий на вертолетах (17 авиапроисшествий, в том числе 10 катастроф с гибелью 49 человек).
По данным организации Aviation Safety Network («Сеть авиационной безопасности»), базирующейся в Нидерландах, в прошлом году произошло 15 авиапроисшествий с человеческими жертвами — разбились 12 пассажирских и 3 грузовых самолета, погибли 556 человек (в статистику не включались катастрофы с военными и некоммерческими бортами, а также погибшие на земле).
Что становится причинами авиакатастроф?
В прошлом году самой масштабной в мире была авария, произошедшая в октябре в Индонезии, когда разбился Boeing 737 MAX 8 компании Lion Air и погибли 189 человек. Официально расследование катастрофы еще не завершено, но после падения выяснились подробности, касающиеся системы автоматического управления MCAS на моделях MAX 8 и 9 — программное обеспечение при определенных обстоятельствах опускает нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. Как считают эксперты, в сочетании с неверными показаниями приборов или ошибкой пилотов это и могло привести к аварии.
В России самой крупной авиакатастрофой стало крушение самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье 11 февраля 2018 года. Следовавший из Москвы в Орск самолет разбился через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово. В результате катастрофы погибли 65 пассажиров. По результатам расследования причиной крушения были названы неверные действия экипажа. Пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты произошло их обледенение.
Как сказано в докладе МАК, в прошлом году авиационные происшествия в основном (в 75% случаев) оказались обусловлены человеческим фактором. По данным ASN, авиапроисшествия чаще всего происходят из-за потери контроля над воздушным судном. Как минимум 10 из 25 крупных катастроф за последние пять лет связаны с потерей пилотами контроля или управления.
Почему так часто виноват человеческий фактор?
По словам бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полетов Александра Романова, человеческий фактор сегодня действительно является основным фактором, который влияет на безопасность гражданской авиации. «В него входят не только ошибки пилотов, но и ошибки технического персонала и других людей, которые связаны с авиацией», — рассказал он АиФ.ru. По мнению эксперта, сегодняшние проблемы в гражданской авиации связаны с целым комплексом причин. Во-первых, никто не несет ответственности за безопасность полетов.
«Если посмотреть на катастрофы, которые произошли в последнее время, то никто из чиновников не понес ответственности и наказания за них. В их должностных инструкциях даже не написано, что кто-то отвечает за безопасность полетов. Во-вторых, подход к гражданской авиации у нас в стране непрофессиональный. Мало пилотов, которые непосредственно знают всю специфику. А специфика в авиации такова, что с развитием современных самолетов, которые оснащены мощной электроникой, появляется пропасть противоречий между возможностями самолета и возможностями пилотов. К тому, же пилоты испытывают высокие психоэмоциональные нагрузки, которые также иногда дают сбой в данной системе», — говорит Романов.
В советское время, по словам эксперта, экипаж состоял из пяти человек, был еще штурман, бортовой инженер и радист. Сейчас всю работу за штурмана, радиста и инженера вместе с электроникой выполняют два человека. Как отмечает Романов, значительно выросли и другие нагрузки.
«В советское время была санитарная месячная норма 66 часов, а сейчас ее сделали 90 часов и более. У нас нет баланса между работой и отдыхом. К тому же у нас огромный недостаток пилотов. Их списывают по здоровью, они уезжают за границу, некоторые просто не хотят уже быть в этой системе. И это уже не говоря про технический авиационный персонал, состав которого сегодня также сокращают. Бортпроводников должно быть не меньше, чем аварийных выходов, но и эту норму часто нарушают. В авиации сейчас много проблем, которые говорят о том, что люди работают на износ», — рассказывает эксперт.
В добавок ко всему, говорит Романов, изменилась система обучения, а летчиков приравняли к водителю или оператору: раньше пилоты «чувствовали» самолет, пилотировали вручную, много тренировались, сейчас же молодые пилоты, налетав необходимое количество часов, становятся командирами и нажимают кнопку автопилота, выполняя таким образом функции оператора.
Оставить комментарий (0)
Источник