Что может быть причиной пропадает сцепление у нивы 2121
Содержание статьи
Неисправности сцепления и способы их устранения
Причина неисправности | Метод устранения |
Сцепление пробуксовывает (не полностью включается) При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива | |
Неправильная регулировка привода сцепления (отсутствует свободный ход педали) | Отрегулируйте привод |
Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска | Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальник двигателя и/или коробки передач) |
Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска | Замените ведомый диск в сборе |
Снижение усилия диафрагменной пружины | Замените нажимной диск в сборе с кожухом («корзину» сцепления) |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач | Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку Литол-24 или ШРУС-4 |
Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра сцепления | Разберите главный цилиндр, промойте и очистите детали. Замените его уплотнения и жидкость в гидроприводе |
Поршень главного цилиндра сцепления медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет | Замените манжеты или цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее |
Сцепление ведет (не полностью выключается) Затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом | |
Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) | Отрегулируйте привод |
В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») | Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе |
Деформирована вилка выключения сцепления | Замените вилку |
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) | Замените диск |
Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска | Проточите или замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Перекос или коробление нажимного диска | Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач | Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы свежую смазку Литол-24 или ШРУС-4 |
Ослабление заклепок соединительных пластин кожуха сцепления или диафрагменной пружины, поломка пластин | Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Заклинил выжимной подшипник | Замените подшипник |
Сцепление не выключается (педаль «проваливается») | |
Сильно деформирована или сломана вилка выключения сцепления | Замените вилку |
Воздух в системе гидропривода | Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе |
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»). Кратковременно включить сцепление удается только резким нажатием на педаль | |
Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре | Замените цилиндр |
Износ или дефект манжеты главного цилиндра | Замените цилиндр в сборе |
Рывки при трогании | |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач | Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем. При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4 или Литол-24 |
Деформация ведомого диска | Замените ведомый диск |
Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках | Замените ведомый диск |
Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска | Замените ведомый диск |
Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины | Замените ведомый диск |
Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска | Проточите или замените маховик или кожух сцепления с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления) |
Дребезжание, стук или шум при включении сцепления | |
Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины | Замените ведомый диск |
Деформация ведомого диска | Замените ведомый диск |
Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках | Замените ведомый диск |
Равномерный шум при выключенном сцеплении | |
Износ выжимного подшипника или отсутствие в нем смазки | Замените подшипник |
Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач (в торце коленчатого вала) или отсутствие в нем смазки | Замените подшипник |
Скрип педали сцепления | |
Не смазаны пластмассовые втулки педали | Смажьте втулки Литолом-24 или ШРУС-4 |
Сильно изношены пластмассовые втулки педали | Замените втулки, перед установкой смажьте их Литолом-24 или ШРУС-4 |
После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение | |
Воздух в системе гидропривода | Прокачайте систему, подтяните соединения |
Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали и/или вилки сцепления | Замените пружину (пружины) |
Источник
Конструкция и возможные неисправности сцепления автомобиля ВАЗ-2121
Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа
Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.
Привод сцепления — гидравлический. Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами.
В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.
Тремя парами упругих стальных пластин с заклепками кожух соединен с нажимным диском. Другими тремя пластинами кожух соединен с упорным фланцем, обращенным к подшипнику выключения сцепления («выжимному»). Этот узел в сборе («корзина» сцепления) отбалансирован на стенде, поэтому заменять его следует целиком.
Замена необходима при сильном износе поверхности нажимного диска или «осадке» пружины.
Ведомый диск в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен между маховиком и кожухом сцепления и может перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач.
Диск заменяют при биении в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также, если расстояние от поверхности накладки до заклепок менее 0,2 мм.
Подшипник выключения сцепления установлен на муфте, которая при включении-выключении сцепления перемещается по направляющей втулке, воздействуя на упорный фланец диафрагменной пружины.
При выключенном сцеплении между подшипником и упорным фланцем должен быть зазор, который определяется свободным ходом толкателя вилки выключения сцепления (см. Как отрегулировать привод сцепления ВАЗ-2121).
Подшипник не требует обслуживания и смазки. Его заменяют в случае повышенного шума при включении сцепления.
Вилка выключения сцепления — стальная штампованная, находится в картере сцепления и качается на шаровой опоре (под нее на вилке выштамповано углубление).
К шаровой опоре вилка поджимается пластинчатой пружиной (приклепанной в средней части вилки). Концы вилки упираются в муфту подшипника выключения сцепления и поджимаются к ней фигурной пружиной.
Отверстие для вилки сцепления в картере закрыто резиновым гофрированным чехлом.
Вилка постоянно поджимается к толкателю рабочего цилиндра оттяжной пружиной. Педаль сцепления подвешена на оси в кронштейне.
Для облегчения усилия при включении сцепления на ее верхнем конце закреплена сервопружина.
Для гарантированного возврата педали в исходное положение служит возвратная пружина (более слабая).
Педаль шарнирно соединена с толкателем, который входит в выемку поршня главного цилиндра сцепления.
Главный цилиндр закреплен в моторном отсеке на двух шпильках, приваренных к кронштейну педалей.
Главный цилиндр соединен стальной трубкой и резиновым шлангом с рабочим цилиндром, закрепленным на картере сцепления двумя болтами.
При нажатии на педаль поршень главного цилиндра сжимает жидкость, поршень рабочего цилиндра выдвигается и через толкатель воздействует на вилку выключения сцепления.
При отпускании педали вилка под действием оттяжной пружины давит на толкатель, возвращая поршни в исходное положение.
В гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4. Ее запас находится в бачке, соединенном с главным цилиндром резиновым шлангом.
Под крышкой бачка находится резиновая гофрированная диафрагма, изолирующая полость бачка от атмосферной влаги и пыли.
Для прокачки гидропривода (при замене его деталей или смене жидкости) предусмотрен штуцер на рабочем цилиндре.
Диагностика неисправностей сцепления
Причина неисправности — Метод устранения
Сцепление пробуксовывает (не полностью включается) При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива:
— Неправильная регулировка привода сцепления (отсутствует свободный ход педали) — Отрегулируйте привод
— Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска — Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальник двигателя и/или коробки передач)
— Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска — Замените ведомый диск
— Снижение усилия диафрагменной пружины — Замените нажимной диск с кожухом («корзину» сцепления)
— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач — Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку Литол-24 или ШРУС-4
— Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра сцепления — Разберите главный цилиндр, промойте и очистите детали. Замените его уплотнения и жидкость в гидроприводе
— Поршень главного цилиндра сцепления медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет — Замените манжеты или цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее
Сцепление ведет (не полностью выключается) Затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом:
— Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) — Отрегулируйте привод
— В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») — Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе
— Деформирована вилка выключения сцепления — Замените вилку
— Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) — Замените диск
— Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска — Проточите или замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
— Перекос или коробление нажимного диска — Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач — Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой, нанесите на шлицы, свежую смазку Литол-24 или ШРУС-4
— Ослабление заклепок соединительных пластин кожуха сцепления или диафрагменной пружины, поломка пластин — Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
— Заклинил выжимной подшипник — Замените подшипник
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»):
— Сильно деформирована или сломана вилка выключения сцепления — Замените вилку
— Воздух в системе гидропривода — Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»). Кратковременно включить сцепление удается только резким нажатием на педаль:
— Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре — Замените цилиндр
— Износ или дефект манжеты главного цилиндра — Замените цилиндр в сборе
Рывки при трогании:
— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач — Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4 или Литол-24
— Деформация ведомого диска — Замените ведомый диск
— Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках — Замените ведомый диск
— Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска — Замените ведомый диск
— Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины — Замените ведомый диск
— Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска — Проточите или замените маховик или кожух сцепления с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
Дребезжание, стук или шум при включении сцепления:
— Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины — Замените ведомый диск
— Деформация ведомого диска — Замените ведомый диск
— Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках — Замените ведомый диск
Равномерный шум при выключенном сцеплении:
— Износ выжимного подшипника или отсутствие в нем смазки — Замените подшипник
— Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач (в торце коленчатого вала) или отсутствие в нем смазки — Замените подшипник
Скрип педали сцепления:
— Не смазаны пластмассовые втулки педали — Смажьте втулки Литолом-24 или ШРУС-4
— Сильно изношены пластмассовые втулки педали — Замените втулки, перед установкой смажьте их Литолом-24 или ШРУС-4
После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение:
— Воздух в системе гидропривода — Прокачайте систему, подтяните соединения
— Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали и/или вилки сцепления — Замените пружину (пружины)
Источник
Периодически пропадает сцепление на Ниве.
Как регулировађь сцепление. общее руководсђво
Проверка зазора ђроса сцепления. В зависимосђи ођ марки авђомобиля, зазор ђроса на механическом сцеплении можно провериђь и ођрегулировађь разными способами.
Сущесђвуеђ ђри основных способа:
- изменение длины кабеля, когда рычаг сцепления рабођаеђ;
- измерение рассђояния между регулировочной гайкой и вилкой;
- измерение рассђояния между регулировочной гайкой и сђопором ђроса.
На некођорых авђомобилях можно использовађь любой из эђих међодов. Но проводиђься измерение обязађельно должно между ђочками, приведенными в руководсђве авђомобиля или в инсђрукции по эксплуађации.
Проверка и регулировка вилки сцепления. Авђомобиль необходимо надежно подняђь на пандусы или подсђавки. С ручным ђормозом применяем и блокировку колес.
- Находим ђрос сцепления, идущий вниз ођ педали сцепления и высђупающий через сцепление рычага управления. Есђь резьбовые вђулки, с двумя гайками, кођорые располагаюђся на высђупающем конце ђроса.
- Р-азор имееђ разницу между измерением, РєРѕРіРґР° рычаг переключения находиђся РІ СЃРѕСЃС’РѕСЏРЅРёРё РїРѕРєРѕСЏ Рё РїСЂРё положении РІРѕРІРЅСѓС’СЂСЊ.
- Чђобы измериђь его, держим линейку рядом с кабелем между рычагом управления и другой ђочкой ођсчеђа, ђакой как край корпуса сцепления.
- Аккурађно нажимаем на рычаг до упора, выравниваем линейку с его концом и вымеряем рассђояние между рычагом и ђочкой ођсчеђа.
- Пођягиваем рычаг наружу и измеряем рассђояние еще раз. Находим разницу между двумя измерениями и сравниваем ее с указанными данными ођ производиђеля.
- Если зазор нужно ођрегулировађь, ослабляем накидную гайку на резьбовой вђулке, кођорая называеђся в народе конђргайкой (на некођорых авђомобилях VW эђо крыльчађая гайка).
- лалее выворачиваем регулировочную гайку вперед или назад, для уменьшения или увеличения зазора, проверяя измерение по мере необходимосђи.
- Р-ађягиваем конђргайку Рё нажимаем педаль сцепления несколько раз. Проверяем зазор еще раз, РїСЂРё необходимосђи подрегулируйђе.
На некођорых авђомобилях с защиђным днищем, добрађься до конђргайки и повернуђь ее при необходимосђи бываеђ очень ђрудно. В эђом случаи понадобиђся специальный гаечный ключ, имеющий разъем и универсальный диск для выполнения эђой процедуры.
Р
Источник