Что может быть причиной плохого поведения младшего школьника
Содержание статьи
10 причин плохого поведения детей и хитрости от психолога
Сегодня поговорим о проблеме, которая рано или поздно возникает в каждой семье — плохое поведение ребенка. Что делать родителям и как правильно реагировать расскажет психолог и мама двоих детей Елена Садовниченко.
«Как большинство родителей реагирует на плохое поведение своих детей? Они видят, что происходит. Берут первую попавшуюся на ум причину плохого поведения ребенка и действуют соответственно.
В этой тактике хорошо только одно- скорость родительской реакции. Но если ребенок ведет себя плохо из раза в раз, то родители разводят руками и говорят, что не понимают- в чем же причина?»
Что значит «плохое поведение»?
Для каждого родителя существует свое определение, что они считают плохим поведением у детей. Иногда эта оценка опирается на простое понимание, которое тянется из детства: «Быть хорошим хорошо. Быть плохим- плохо. Добро победит, потому что это правильно».
В представлении одних родителей «плохо себя вести»- это истерить и драться, а для других- хамить, врать, воровать.
Но в целом, плохим поведение ребенка можно считать, если оно вредит самому ребенку, выходит за рамки принятых в семье и обществе правил и норм, наносит вред и ущерб окружающим. Но даже этого понимания недостаточно. В каждом конкретном случае придется смотреть на контекст происходящего и нюансы ситуации, а не грести всё под одну гребенку.
Главное в оценке поведения ребенка вопрос: «Считаю ли я поведение своего ребенка плохим? Считается ли в обществе поведение моего ребенка плохим?» И если ответы на эти вопросы не совпадают, нужно знать разновидности поведения, которое однозначно принято считать плохим среди людей.
Разновидности плохого поведения детей
- Многие родители рассматривают любое сопротивление ребенка их просьбам и советам как непослушание. Проявляется оно в виде баловства, хитрости, шалости. Иногда непослушание путают с противлением — термин, обозначающий сопротивление ребенка любой форме давления на него. Тогда это не плохое поведение, а естественная защита ребенком чувства собственного достоинства и авторства своих намерений. Непослушание от противления отличается тем, что в первом случае ребенок не настаивает на своем плане действий. А во втором случае- ребенок отстаивает свое право поступать так, как хочет именно он. Это стоит уважать, потому что так тренируются защиты от влияния других на собственные принятые решения.
- В кризисе 3-х лет у детей возникает негативизм, суть которого необъяснимое и немотивированное сопротивление ребенка влиянию окружающих. Ребенок не хочет подчиниться родителям, но в то же время и сам не знает, чего же он хочет.
- Состояние, когда ребенок продолжает делать то, что делал, несмотря на то, что ему запрещают. Или не начинает делать то, о чем его просят. Это упрямство.
- Действия ребенка, которые для взрослых выглядят как неразумные, пустые требования- капризы и своеволие.
- Социально опасное явление, продуманное заранее- это проступок. Когда ребенок злонамеренно вредит другим людям. Раньше, чем 6-7 лет дети не могут планировать поступки.
- И, наконец, правонарушение. Сознательное или случайное нарушение правил и законов, принятых в обществе. Лет с 8 дети способны совершать правонарушения.
Неправильно приписывать причину плохого поведения только сложному характеру ребенка. Ведь в таком случае родители перекладывают ответственность за плохое поведение на структуру свойств личности и не видят за этим других вариантов.
10 распространенных причин плохого поведения ребенка
1. Плохим поведение ребенка видят его родители
Есть такое выражение: «Красота в глазах смотрящего»- это значит, тот, кто смотрит, видит другого красивым. Аналогично с плохим поведением ребенка. Тот, кто смотрит на ребенка под этим углом зрения, видит его поведение плохим. А так ли это на самом деле?
Но проблема не только во взгляде на поведение ребенка. Много ли родителей разделяют понятия «плохое поведение» от понятия «плохой ребенок». Ведь для того, чтобы ребенок тоже разделял эти понятия, надо тщательно объяснить ему разницу. Но сколько родителей так делают?
Кроме того, как родители видят ребенка, влияет на то, как они с ним и поступают. Если родители говорят: «Достал уже», «Ты загонишь бабушку в гроб», «Ты специально орешь так, что у меня голова заболела», то они видят ребенка виновником свои моральных бед.
У этого видения есть и другая сторона. Если родители впадают в крайность, то у ребенка формируется отношение к себе «я сложный» и появляется паттерн поведения это подтверждающий. То есть ребенок начинает вести себя привычно плохо, потому что разубедить родителей в своем желании быть для них хорошим не получается. Тогда ребенок говорит: «Окей, я буду соответствовать вашему мнению обо мне».
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы посмотреть на ребенка хорошо и к каждой возникающей проблеме подходить с точки зрения «Что пошло не так?». Посыл ребенку может быть не «Ты ведешь себя отвратительно!», а «Как тебе помочь справиться с …?» Пусть в ваших глазах будет стремление помочь, а не обвинить.
2. Эмоции, импульсы
Еще одна причина плохого поведения ребенка- неконтролируемое выплескивание эмоций и возникших импульсов. В силу возраста и незрелости определенных частей мозга, ребенок не в состоянии удерживать себя от проявления эмоций. Как безудержно ребенок может радоваться и смеяться, так же безудержно ребенок может злиться и крушить все вокруг.
До 2-х лет жизни ребенка очень важно безоценочное отношение к нему. Но как раз в это время у родителей много упреков детям, нареканий, поучений. До этого времени ребенок еще ни разу не вел себя осознанно плохо, но уже получил массу обвинений.
А с 2 до 5 лет- это самый агрессивный возраст в жизни человека, поэтому в этот период мы видим, как у всех без исключения детей появляется поведение, которое называют плохим. Драки, крики, агрессия, нападки на родителей.
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы помнить, что ребенок в таком возрасте еще не способен сдерживаться, продумывать последствия, следить за собой, быть удобным. Поэтому нужно обучать ребенка выплескивать импульсы до конца, учить ребенка эмоциям и чувствам, которые он испытывает.
3. Кризисы развития
Немалую роль в плохом поведении детей играют кризисы. Например, кризис 3-х лет, который характеризуется 7-ю признаками. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест- бунт, обесценивание, деспотизм.
Их все до одного можно рассматривать, как плохое поведение, но это не совсем так. Потому что все, что происходит с ребенком- это дар природы, посланный ему для развития. Выглядит это не как подарок, и многие мамы с этим согласятся. Но в этом, так называемом плохом поведении есть одна важная особенность- оно случается с ребенком. Это не качества личности заставляют его вести себя плохо. Не огрехи воспитания, не наследственность. А логика развития человеческой психики. И нужно относиться к этим кризисам с уважением и терпимостью.
Рекомендации психолога: решение в том, чтобы подождать, пока кризис минует.
4. Угроза потери контакта и близости
Современными исследователями привязанности это считается самой частой причиной плохого поведения детей. Потому что контакт ребенка с тем, кого он любит, для него важнее всего. А угроза контакту или его потеря приносят самые большие моральные страдания ребенку.
Это только кажется на первый взгляд, что ребенку все равно, как его поведение сказывается на чувствах родителей, бабушки, воспитателя и учителей. Дело всегда только в том, насколько сильно ребенок переживает о том, что ему приходится переносить разделение с теми, кого он любит. Он не может сказать прямым текстом: «Мне настолько важно быть рядом с теми, кого я считаю своими привязанностями, что мне ничего не остается делать, как вести себя плохо. Так я обращаю их внимание на себя. И наказание за мое плохое поведение- эта та цена, которую я плачу, чтобы быть замеченным».
Решением будет «напитывание» ребенка близостью. Когда вы даете себя и своего внимания ребенку больше того, что ему требуется. Целовать, обнимать, ловить на ходу, тискать, разговаривать по душам не тогда, когда ребенок просит об этом. А тогда, когда ребенок этого совсем не ждет и получает от вас неожиданно.
Продолжение на сайте https://womensec.ru/articles/kids/education/10-prichin-plokhogo-povedeniya-detey.html
Записаться на консультацию или прочитать еще статьи можно на моем сайте по этой ссылке.
Источник
Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся. консультация
Причины плохого поведения учащихся. Стратегии и техники в работе педагога с данной категорией учащихся.
1. Привлечение внимания
Обучающийся может отвлекать внимание учителя и класса разными способами, например:
- стучать карандашом, вертеться и разговаривать;
- входить в класс, когда урок начался;
- вызывающе выглядеть;
- комментировать действия учителя и одноклассников, задавать учителю вопросы не по теме урока;
- выполнять действия, которые требует учитель, медленно, с неохотой, демонстративно.
В чем причина
Причины такого поведения могут быть разные:
- родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
- дети не знают, как привлечь внимание в приемлемой форме;
- дети испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Обычная реакция, которую вызывает такое поведение обучающегося, — сделать словесное замечание, выговор, пригрозить. В таком случае ребенок может прекратить свое действие, но на короткое время.
Как исправить ситуацию
Чтобы добиться устойчивого эффекта и предотвратить подобные ситуации в будущем, поведение учителя должно строиться на стратегиях и техниках:
Какую стратегию выбрать | Какие техники использовать |
1. Минимизировать внимание |
|
2. Разрешить поведение | разрешите действия обучающегося, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова — говори, но только в течение указанного отрезка времени и т. д. |
3. Вести себя неожиданно |
|
4. Отвлечь внимание ученика |
|
5. Поощрить |
|
2. Роль лидера
Когда у обучающегося есть желание завоевать роль лидера и доказать, что у него есть превосходство или власть над окружающими, он может:
- задевать учителя, бросать ему вызов;
- обесценивать, негативно комментировать мнения и ответы других учеников;
- делать все очень медленно, не обращать внимания на напоминания о времени; сдавать незаконченные работы;
- шуметь, когда остальные работают;
- бормотать ругательства, когда его о чем-то просят, жевать на уроке жвачку, играть в электронные игры, слушать музыку, переписываться в социальных сетях;
- не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.
Такому обучающемуся нужны свидетели, поэтому поведение может напоминать случай, когда ребенок просто хочет привлечь внимание. Однако, когда обучающийся хочет показать свое превосходство, его поведение сопровождают вспышки эмоций, негодование, конфронтация, нагнетание напряжения.
В чем причина
Причинами нарушения дисциплины в таком случае могут быть:
- изменение социальных установок и ценностей в связи с переходным возрастом или сложной жизненной ситуацией;
- неправильное воспитание, которое придает ценность исключительно лидерской позиции;
- следование моде на «сильную личность», которая добивается всего силой, а не конструктивным взаимодействием.
Как исправить ситуацию
Какую стратегию выбрать | Какие техники использовать |
1. Уйти от обсуждения |
|
2. Удалить обучающегося | удалите в пределах классной комнаты или в другой класс. Можно направить в кабинет администрации. Главное, чтобы обучающийся не остался один — он должен быть под присмотром; четко назовите причину удаления, например, такое поведение не дает учителю работать, а другим ученикам — воспринимать материал |
3. Наказать | важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в образовательной организации, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением, например:
|
4. Дать возможности для реального лидерства |
|
3. Месть
Некоторые обучающиеся могут вредить в ответ на обиду. По формам проявления месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения в этом случае глубже. Если властолюбец просто испытывает педагога, то мститель изживает внутреннюю рану, которую ему нанесли до этого. Такие обучающиеся выбирают то, что особенно впечатлит человека, и то, что однозначно вызовет у него негативные переживания.
Пример поведения обучающегося «из мести»
В чем причина
Основная причина в таком случае — сильная обида обучающегося, от которой он пытается избавиться через агрессию. Это может происходить, например, потому, что родители не принимают ребенка таким, какой он есть, критикуют, переделывают или открыто отвергают его, попрекают. Ребенок не может выразить свои негативные чувства адекватным образом, поскольку испытывает противоречивые чувства. Поэтому он сдерживает эмоции, а потом выплескивает ответную агрессию. Модель агрессивного поведения давно вошла в моду — такой пример подают герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Поэтому агрессивное поведение для ребенка, который не знает, как иначе выразить свои чувства, — способ избавиться от боли и быть как все.
Как исправить ситуацию
Какую стратегию выбрать | Какие техники использовать |
1. Заботиться | Проявите заботу об ученике:
|
2. Хвалить | Хвалите такого ребенка за мелочи и любое старание, его личные качества, говорите приятные слова |
3. Не замечать неудач | Не ругайте, если что-то не получилось у обучающегося. Подскажите, как можно исправить работу или улучшить ее качество |
4. Поощрять к разговору | Проведите беседу с обучающимся. Скажите, что беспокоитесь о ваших деловых отношениях и состоянии ребенка. Лучше сделать это наедине, чтобы ребенок смог высказать, что его тревожит на самом деле. Если обучающийся выскажется, то ему будет легче понять, что его поведение неправильно |
4. Избегание неудачи
Обучающиеся могут быть настолько неуверенны в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. В таком случае человеку проще отказаться от цели, чем рискнуть не достичь ее и оказаться в ситуации провала. Они «заболевают» в день контрольных, уходят под надуманным предлогом с урока, на котором могут получить плохие отметки.
В чем причина
Причины кроются во взаимоотношениях между обучающимися и их родителями, учителями:
- семья придает ведущее значение отметкам и отсутствию ошибок;
- родители или учителя не считаются с интересами ребенка, имеют необоснованные ожидания;
- родители или педагоги проявляют жестокую, оскорбительную реакцию на неудачи ребенка, приравнивают обучающегося к его плохому результату;
- учителя — перфекционисты и ожидают идеального поведения и успехов от обучающихся;
- родители или учителя все время сравнивают обучающегося с другими детьми, которые ведут себя лучше, больше успевают.
Как исправить ситуацию
Какую стратегию выбрать | Какие техники использовать |
1. Подойти индивидуально |
|
2. Настроить позитивно | научите ребенка воспринимать себя и свою деятельность позитивно. Попросите обучающихся:
Расскажите о том, какие достоинства и сильные стороны видите в ученике |
3. Анализировать ошибки |
|
4. Формировать веру в успех |
|
5. Переживание школьной скуки
Если учебная ситуация кажется обучающемуся бессмысленной и скучной, то он не может конструктивно участвовать в ней. Тогда ребенок самостоятельно находит себе деятельность, что приводит к нарушению дисциплины. Потому что посторонняя деятельность на уроке, которая связана с игрой и баловством, является самой доступной и естественной для ребенка.
В чем причина
Причины состоят в несоответствии образовательных условий индивидуальным особенностям обучающегося, например:
- педагогическая запущенность или нарушения познавательного развития, темпа деятельности, которые не дают обучающемуся содержательно участвовать в уроке;
- несоответствие скорости и интенсивности учебного процесса темпераментным особенностям обучающегося, что вызывает утомление и агрессию;
- отсутствие возможности высказать личное мнение — особенно важно в подростковом и юношеском возрасте;
- неразвитая ценностно-мотивационная система, слабость познавательных и учебных мотивов у обучающегося;
- педагогические ошибки в организации урока.
Как исправить ситуацию
Какую стратегию выбрать | Какие техники использовать |
1. Обеспечить индивидуальный подход |
|
2. Использовать мнение обучающегося |
|
3. Добиться четкой структуры урока |
|
4. Повысить эмоциональную насыщенность урока |
|
Источник