Что может быть причиной нарушенной коммуникации

Нарушение коммуникации между людьми

Уверен, что каждый из нас в своей работе, равно как и в личной жизни, часто сталкивается с проблемами, связанными с нарушением коммуникации. А в разработке такие нарушения могут привести к существенным временным и финансовым издержкам.

Так вот, наверняка, после рабочего инцидента, ссоры с коллегой или близким человеком, вы, анализируя случившееся, понимали, что проблем и конфликта можно было избежать. Для этого было достаточно договориться на берегу, обсудить сложившуюся ситуацию, выслушать позиции сторон, попытаться найти компромисс, уточнить, переспросить и так далее. Но конфликт все равно случился и будет замечательно, если его последствия обратимы. К сожалению, некоторые конфликты заходят в тупик, приводя к полному разрушению коммуникации между сотрудниками, руководителями, да и что там говорить, даже целыми департаментами. А ведь достаточно просто разговаривать – банально, не так ли?

Любопытно, что непосредственные причины возникающих проблем могут быть настолько очевидными и простыми для понимания, что дальнейшим их анализом многие руководители пренебрегают. Ведь все прозрачно, этот – не понимает, тот – дурак, а прочих и вовсе нечего слушать, кто они, в конце концов, такие. К чему это приводит? Да все просто, не осмысленная и не решенная первопричина будет проявлять себя вновь и вновь, синтезируя все новые и новые проблемы, порождая все более серьезные конфликты. Тупиков будет становиться все больше, а приемлемых выходов из них будет все меньше.

Собственно, что мы можем понимать под нарушением коммуникации? Я сознательно акцентирую внимание на корпоративных коммуникациях и постараюсь не затрагивать аспекты, связанные с межличностным отношением вне рабочих отношений, например, между друзьями или между супругами – в целом, причины нарушения коммуникации в них те же самые, просто выражаются чуть иначе – оставим это психологам.

В первую очередь, невнимательность к мнению оппонента или. Уверен, что если опросить 10 человек, то 9 из них скажут, что очень внимательны к чужому мнению. Лгут ли они? Уверяю, нет – они действительно считают, что если они смотрели в глаза и слушали, то они услышали и проанализировали сказанное. На самом деле, очень многие люди слушают только для того, чтобы слушать. А нужно уметь признать, что ваше мнение может быть ошибочным или оно действительно может быть развито другим человеком, а совместный результат будет лучше.

Во-вторых, излишняя самоуверенность, граничащая с тщеславием. Сюда же можно отнести пресловутое неумение работать в команде. Каждый руководитель бьется за свой результат, это верно. Но не нужно забывать, что вместе руководители бьются за общий результат. Лично мне очень не нравится гонка за медалями и признанием, потому что она не конструктивна. Если вы хотите быть лучшим, то усердно работайте и становитесь лучшим. От того, что вы на каждом шагу будете кричать о том, какой вы молодец, лучшим вы едва ли станете. Именно таких людей часто описывают обидными “выскочка” и “самый умный нашелся”. Строго говоря, этот пункт является родственным первому, но в данном случае человек может быть внимателен к оппоненту, но на первом месте в его картине ценностей находится не результат, а собственное эго.

Во-третьих, умалчивание важной информации. Соглашусь с тем, что на уровне руководителей возникает довольно много игр политического характера и говорить все далеко не всегда возможно. Но если вы совместно бьетесь за результат, то информационные потоки между всеми участниками проекта должны быть максимально насыщены всей информацией, связанной с ним. Не сообщили какую-то мелочь и вот в продукт не была заложена важная возможность, а последующая доработка будет стоить дороже, если бы все детали были озвучены заранее. Подумали, что “и так все понятно” – получите не то, что ожидали.

В-четвертых, неточность в определении зон ответственности. Сколько раз каждый из нас слышал на совещаниях от директора: “Через месяц должно быть готово”. В чем же здесь проблема, спросите вы. А проблема в том, что это озвучивается “в воздух”. Кто именно должен это сделать? И вот уже через неделю мы получаем конфликт, потому что бросились делать все. И тот, кто формально отвечает за данную задачу и те, кто любят влезать в чужие проекты и перетягивать одеяло на себя. Ну, в каждой организации есть пара чудаков, которые не ясно чем занимаются и все время пытаются найти себе хотя бы какое-то занятие.

В-пятых, неточность в формулировках. С людьми надо разговаривать на языке, который им понятен. Если вы этого не делаете, то вас могут не понять. Вернее, набор слов будет понятен, но мысль, которую вы пытаетесь донести, останется с вами. Не надо умничать, не надо косить под дурачка. Ваша задача – в точности донести свою мысль, письменно ли, устно ли, но учитывайте то, с кем вы разговариваете.

Читайте также:  В рвп могут отказать по причине

Я очень люблю труды Ф. Ницше и однажды испытал невыносимое чувство единства мысли, прочитав у него о четырех великих заблуждениях, первое из которых было описано так: «Заблуждение, заключающееся в смешивании причины и следствия. – Нет более опасного заблуждения, чем когда путают следствие и причину: я считаю его настоящей порчей разума.». Так вот под нарушением коммуникации я понимаю условия, при которых у сотрудников одной организации, равно как членов любой группы людей, возникает противоречивое понимание ее целей, ролей других сотрудников и, что важнее всего, происходит разрушение причинно-следственных связей.

Итак, я с уверенностью заявляю, что нарушение коммуникации является наиболее частой причиной возникновения проблем разного характера, начиная от чисто технических и заканчивая глубокими психологическими. Почему часто мы слышим о необходимости сохранения в организации духа стартапа? На мой взгляд, ключевая цель такого призыва заключается в сохранении того уровня внутренних коммуникаций между членами команды, который сопутствует именно стартапам. На начальном этапе зарождения проекта или, если можно так выразиться, бизнеса, происходит очень тесное общение, обусловленное определенным азартом, малой численностью коллектива, непрерывным кризисом и другими факторами. Такая ситуация и является одной из причин их высокой продуктивности. Постепенно стартап обнаруживает, что он уже не стартап, а вполне стабильно функционирующее предприятие с увеличившимся штатом и проблемами, позволяющими руководителю сказать: «Да не до болтовни мне сейчас, других забот хватает»? И в этот момент мы можем говорить о возникновении рисков нарушения коммуникации. Информационные потоки начинают сегментироваться по “типам” ушей, для которых они предназначены. Держать всех в курсе становится труднее и этот процесс требует все больше усилий со стороны руководства организации. Нередки случаи, когда поток информации становится настолько скудным, что сотрудники оказываются в информационном вакууме, а дух стартапа замещается демотивацией и поиском ответа на вопрос о том, что мы все здесь вообще делаем.

Попробуем обратиться к примеру. Думаю, что всем вам знакома ситуация, когда один руководитель считает, что только его отдел приносит прибыль организации, в то время как все остальные подразделения только проедают бюджеты и не приносят никакой пользы. С таким подходом в своей работе я сталкиваюсь постоянно, причем с разных сторон. Иногда мои сотрудники допускают мысли о том, что только наша команда занимается делом, но чаще я слышу мнение других, что моя команда занимается какой-то ерундой вместо того, чтобы заняться чем-то полезным. Стоит ли говорить, что мой вопрос критикам о том, каким делом нам следует заняться, не находит ответа? И стоит ли говорить о том, что глубокий анализ показывает огромный вклад моих команд в общее дело? Но должны ли другие сотрудники заниматься таким анализом? Едва ли, ведь задача гармонизации отношений между подразделениями находится исключительно в зоне ответственности руководителей.

В худших ситуациях наблюдается полное разобщение коллектива, где все подразделения становятся обособленными настолько, что перестают поддерживать нормальное человеческое общение, еще сильнее закручивая спираль непонимания и еще сильнее нарушая так необходимую коммуникацию. Усугублению ситуации способствуют и руководители предприятия, считающие такое положение дел абсолютно нормальным и не пытающиеся разъяснить истинное положение дел. Является ли это в действительности нормальным? Абсолютно нет! Удивительно, но те же самые руководители в полной мере признают важность командности, но ведь команда, прежде всего, это взаимопонимание. Его присутствие не только облегчает совместную, командную, работу, но и создает ту самую невидимую нормальную рабочую атмосферу, исключающую фатальные конфликты и другие проблемы, вредящие, в первую очередь, самому предприятию.

Таким образом, можно вывести простую формулу: нарушение коммуникации разрушает команду, разрушение команды разрушает предприятие.

Стоит заметить, что тема корпоративных коммуникаций очень глубока и не может быть рассмотрена в нескольких абзацах, поэтому в будущем я буду постоянно к ней обращаться, рассматривая различные стороны этой проблемы.

Источник

Что вызывает нарушения речи и языка?

Что такое
коммуникативные расстройства

Нарушения речи и
языка могут влиять на то, как человек получает, отправляет, обрабатывает и
понимание понятия. Они также могут ослабить речевые и языковые навыки или
ослабить способность слышать и понимать сообщения. Существует много видов
нарушений речи и языка.

Виды
коммуникативных расстройств

Нарушения речи и языка делятся в несколько групп. Нарушения экспрессивной функции языка затрудняют речь. Смешанные нарушения языковых навыков восприятия и передачи информации могут затруднять как способность слышать, так и говорить.

Нарушения речи влияют на голос. Они включают:

  • нарушение артикуляции: изменение или замена слов таким образом, что сообщения становится труднее понять
  • нарушение беглости речи: нерегулярная речь или ритм речи
  • нарушение голоса: наличие ненормальной высоты тона, громкости или длины речи
Читайте также:  Что может причиной зависания ноутбука

Языковые расстройства влияют на то, как вы используете речь или письмо. Они включают:

  • нарушения языковой формы, которые затрагивают:
  • фонологию (звуки, составляющие языковые системы)
  • морфологию (структуру и конструкцию слов)
  • синтаксис (как формируются предложения)
  • нарушения языкового содержания, влияющие на семантику (значения слов и предложений)
  • нарушения языковой функции, которые влияют на прагматику (использование социально приемлемых сообщений)

Нарушения слуха ухудшают способность использовать речь и/или язык. Человек с нарушением слуха может быть описан как глухой или слабослышащий (тугоухий). Глухие люди не могут полагаться на слух в качестве основного источника общения. Люди, которые плохо слышат, могут ограниченно использовать слух при общении.

Нарушения центральной обработки влияют на то, как человек анализирует и использует данные в слуховых сигналах.

Что вызывает нарушения общения?

Во многих случаях
причины нарушений речи и языка неизвестны.

Коммуникативные
расстройства могут быть развившимися или приобретенными. Причины включают:

  • ненормальное развитие мозга
  • злоупотребление веществами или токсинам до рождения
  • заячья губа или небо
  • генетические факторы
  • черепно-мозговые травмы
  • неврологические расстройства
  • инсульты
  • опухоли в области, используемой для общения

Кто рискует
столкнуться с нарушениями речи и языка?

Нарушения общения распространены у детей. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных заболеваний США (NIDCD), от 8 до 9 процентов детей младшего возраста страдают расстройством речи. Этот показатель снижается до 5 процентов у детей в первом классе.

Расстройства общения также распространены у взрослых в США порядка 2,5% людей испытывают проблемы с использованием своего голоса. Кроме того, примерно столько же людей страдают каким-либо языковым нарушением.

Пациенты с
повреждениями головного мозга имеют более высокий риск развития этих
расстройств. Однако многие состояния возникают самопроизвольно. Это может
включать начало афазии — неспособности использовать или понимать язык.

Каковы  симптомы нарушения коммуникации?

Симптомы зависят
от типа и причины расстройства. Они могут включать в себя:

  • повторяющиеся звуки
  • неправильное использование слов
  • неспособность общаться понятным способом
  • неспособность понять сообщения

Диагностика
коммуникативных нарушений

Точный диагноз
может потребовать участия нескольких специалистов. Семейные врачи, невролог и
логопеды могут провести тесты, включающие:

  • полный медицинский осмотр
  • психометрическое тестирование мышления и мышления
  • тесты речи и языка
  • магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • компьютерная томография (КТ)
  • психиатрическое обследование

Лечение нарушений
коммуникации

Большинство людей
с нарушениями общения получают пользу от речевой языковой терапии. Лечение
зависит от типа и тяжести расстройства. Более глубокие причины, такие как
инфекции, можно лечить в первую очередь.

Детям лучше
начинать лечение как можно раньше. Логопед может помочь пациентам выстроить
правильную стратегию. Лечение может включать методы исправления для улучшения
слабых навыков. Альтернативные формы общения, такие как язык жестов, также
могут быть изучены.

Групповая терапия
может позволить пациентам проверить свои навыки в безопасной среде. Участие
семьи обычно поощряется.

Прогноз

Несколько
факторов могут ограничивать количество возможных изменений, среди них — причина
и степень нарушения. Детям может быть полезна комбинированная поддержка
родителей, учителей, а также специалистов по речи и языку. Взрослым может быть
также важна мотивация.

Профилактика

Не существует конкретных способов предотвращения расстройств общения. Может помочь избегание известных факторов риска, например, всего, что может привести к травму головного мозга. Многие расстройства общения возникают по неизвестным причинам. Когда нарушения коммуникации определяются у детей, их нужно идентифицировать как можно скорее.

Источники:

«Импульса» соблюдает строгие правила отбора источников и полагается на рецензируемые исследования, научно-исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования недостаточно экспертных ссылок.

  • Definitions of Communication Disorders and Variations [Relevant Paper]. (1993). American Speech-Language-Hearing Association. Retrieved August 11, 2013, from
    asha.org/policy/RP1993-00208.htm
  • Communication Disorders. (2013, April 20). Cincinnati Children’s. Retrieved August 11, 2013, from
    cincinnatichildrens.org/health/c/communication/
  • Melfi R., Garrison S., Hills E., Salcido R., & Talavera, F. (2011, December 6). Communication Disorders. Medscape Reference: Drugs, Diseases and Procedures. Retrieved August 11, 2013, from
    emedicine.medscape.com/article/317758-overview
  • Quick Statistics. (2010, June 7). National Institute on Deafness and Other Communication Disorders (NIDCD). Retrieved August 11, 2013, from
    nidcd.nih.gov/health/statistics/vsl/Pages/stats.aspx
  • Communication Disorders. (n.d.). The Children’s Hospital of Philadelphia. Retrieved August 11, 2013, from
    chop.edu/healthinfo/communication-disorders.html
  • Cognitive Communication Disorders. (n.d.). University of Rochester Medical Center. Retrieved August 19, 2013, from
    urmc.rochester.edu/speech-pathology/cognitive-communication-disorders/

Источник

Основные причины нарушения коммуникативного контакта и способы его преодоления — КиберПедия

Нарушение коммуникативного контакта часто трактуется в
специальной литературе как негативное явление, свидетельству-
ющее о потере контроля лидера коммуникации (преподавателя)
над аудиторией. С позиций информационной парадигмы ком-
муникации такое нарушение, безусловно, является досадным
«шумом», от которого необходимо избавиться. Однако с позиций
конструктивной интеракции ситуация нарушения коммуника-
тивного контакта — это нормальное явление, свидетельствую-
щее о развертывании полноценного диалога.

Если рассматривать публичную коммуникацию не как линей-
ный процесс передачи (и простого запоминания) информации, а
как интеракцию, ведущую к формированию собственного мнения
и нового эмоционального состояния слушателей, то любая комму-
никация является своего рода стрессом. Стресс понимается как осо-
бое психоэмоциональное напряжение, вызванное невозможностью
принять важное решение в условиях нехватки времени. Даже в
случае простого разговора (не говоря уже о содержательной лекции)
слушателю для усвоения информации и выработки собственного
суждения (для переживания и рождения нового) необходимо время.
Между тем коммуникацию остановить невозможно, поскольку она
находится не только «во власти» слушателя. Невозможность скон-
центрироваться на личностно важных переживаниях и процессе их

Читайте также:  Светло белая моча причины

рационализации (вербализации), пока тематические «волны» раз-
говора накатывают одна за другой — неизбежный источник стресса.
Инстинктивным способом выхода из стресса является стремление
прервать коммуникацию, остановить время для осмысления соб-
ственных интеллектуальных или эмоциональных состояний, т. е.
стремление нарушить (приостановить) коммуникативный контакт.

На наш взгляд, можно выделить три основные причины нару-
шения коммуникативного контакты:

1. Неуверенность в себе на этапе рефлексии по поводу услы-
шанного.

2. Желание сосредоточиться в условиях переизбытка инфор-
мации.

3. Неприятие говорящего и (или) его идей.

Указанные причины слишком различны, чтобы осуществлять по
отношению к ситуации нарушения контакта одинаковые действия.
Поэтому необходимы психологические коммуникативные индика-
тора определения (диагностики) типа нарушения коммуникации,
чтобы определить способ реагирования и меры его восстановления.

В качестве техник распознавания осуществляемой интерак-
ции выступают индикаторы невербальной коммуникации, отно-
сящиеся к области кинесики.

Обозначим их.

1. Неуверенность в себе на этапе рефлексии по поводу услышанного

В качестве невербальных характеристик такого состояния
выступают, например, следующие:

— выстраивание барьеров из личных вещей в зоне интимного
пространства (стремление закрыть себя в коммуникации),

— плотное сцепление пальцев или ладонь, вложенная в ла-
донь (создание барьера из перекрещенных рук, поза закры-
тости в коммуникации),

— многочисленные варианты манипулирования предмета-
ми в области рта— «ручка во рту», покусывание дужки
очков, прикрывание рта рукой и др. (создание барьера, не
позволяющего высказать свое суждение),

— спорадическое прочищение горла (готовность говорить со-
провождается напряжением мышц горла, при этом чело-
век запрещает себе говорить),

— хаотическое изменение тока речи (быстрая речь неожидан-
но замедляется или наоборот; громкость звука неожиданно изменяется; при этом данные изменении не зависят от содержания произносимого),

— жесты фрустрации (массирование шеи у основания волос), говорящие о сильном эмоциональном возбуждении при невозможности выхода из критического состояния.

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, связанные с поощрением и поддержкой говорящего, своими репликами поднять уровень его самооценки, стимулировать высказывание.

2. Желание сосредоточиться в условиях переизбытка информации

В качестве невербальных характеристик такого состояния выступают, например, следующие:

— жесты, демонстрирующие стремление ограничить поступление новой визуальной или аудиальной информации (прикрытые руками уши или глаза);

— жесты активизации внимания и сосредоточенности (потирание основания волос в области лба или затылка, растирание ладоней и др.),

— манипуляция мелкими предметами (разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание из них различных узоров, перебирание или перестановка предметов в зоне личного пространства, «игра с ручкой» и др.), которая позволяет активизировать нервные окончания ладоней, сконцентрировать свое внимание)

— графические изображения (рисунки) на полях или в центре листа (предварительное создание визуального образа собственной еще не сформировавшейся и не вербализованной мысли).

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, направленные на приостановку коммуникации (объявить перерыв, отойти от рассматриваемой темы и т. д.), чтобы дать время слушателям сосредоточиться на важной для них информации и позволить сформулировать собственную позицию.

3. Неприятие говорящего и (или) его идей

В качестве невербальных характеристик такого состояния выступают, например, следующие:

— взгляд поверх очков (означает не только дополнительный коммуникативный барьер, но и нежелание идти на длительный контакт и прерывать иную, не связанную с беседой, коммуникацию или деятельность),

— купол из рук (в зависимости от уровня выстраивания купола демонстрирует меру превосходства),

— рукопожатие при подаче руки тыльной стороной ладони вверх (как один из знаков превосходства),

— «руки за голову» — жест, демонстрирующий высокую степень пренебрежения и даже агрессии,

— руки на бедрах (стоять «подбоченившись»), что означает не только мощный витальный потенциал и готовность к действию, но и стремление к неповиновению,

— поза «нависания» (стоя или сидя) демонстрирует желание большего захвата коммуникативного пространства, что связано с позицией психологического доминирования.

В случае демонстрации этих и других подобных жестов слушателями лидер коммуникации (преподаватель) должен осуществить действия, снижающие уровень агрессии. Спектр коммуникативных техник в этой ситуации обширен — от демонстрации готовности к дальнейшей коммуникации (позы открытой коммуникации) до демонстрации подчинения, что снижает уровень притязаний на доминирование со стороны оппонента.



Источник