Что может быть причиной лени в школе
Содержание статьи
Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей
Что такое лень
Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком.
Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса.
С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.
Лень у ребёнка
Часто родители жалуются на своих детей, что они ленивые, и каждый вкладывает в это понятие что-то своё: не хочет учиться и выполнять домашние задания, не занимается спортом, не читает книги, не помогает с домашними делами и мытьём посуды, откладывает дела на потом. Многие родители не пытаются разобраться в ситуации и считают, что в плохих оценках и неубранной комнате виновата детская лень. Однако не стоит забывать, что дети по природе очень активные и любознательные, поэтому не ищите способы, как бороться с ленью, а постарайтесь выяснить её причины.
Как распознать лень
В противоборстве с ленью действует то же правило, что и в борьбе с любым недугом: чтобы правильно подобрать лечение, нужно сначала его диагностировать. Прежде чем приводить разные «рецепты против лени», озвучим два правила её распознания.
1. Учитывать возраст, прежде чем начинать бороться с ленью у ребёнка. С 7 до 12 лет нежелание учиться может быть вызвано банальным отсутствием привычки или рассеянностью. С 12 до 16 лет лень чаще всего имеет под собой психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации.
2. Разговаривать с ребёнком. Включите режим активного слушания и расспросите ребёнка, почему он откладывает или отказывается выполнять какое-то дело. Внимательно отнеситесь к его словам и рассуждениям, покажите, что вы искренне интересуетесь его жизнью.
От лени нет целебной пилюли, которую можно «назначить» ребёнку и забыть о проблеме. Борьба с ленью у подростка особенно требует времени, так что не ждите быстрых результатов. Но игра стоит свеч.
Частые причины детской лени
Усталость
У сегодняшнего школьника день расписан буквально по минутам — онлайн-занятия, тренировки, кружки по интересам, общение с друзьями и так далее. Чем старше ученик, тем плотнее расписание, которое может стать причиной лени у подростка. Если вы видите, что ребёнок с неохотой берётся за новый курс по языкам или дополнительные задания от репетитора, подумайте, не слишком ли он перегружен?
В расписании ребёнка, сколько лет бы ему ни было и какими разносторонними не были его интересы, обязательно должно быть время на отдых. Причём на тот отдых, который нравится именно ему. Даже если подросток просто лежит на диване, не стоит укорять его, выгонять на улицу или заставлять читать книгу.
Источник: freepik.com / @photoroyalty
Решение
Вот как бороться с ленью школьника, вызванной загруженностью:
- Понаблюдайте за графиком ребёнка в течение нескольких дней. Хватает ли у него времени на отдых? Если нет, расписание следует пересмотреть.
- Приведите в порядок режим сна и отдыха. Для правильного развития ребёнку 8-13 лет необходимо не менее девяти часов сна, а подростку 14-18 лет — не менее восьми. Важны также здоровое питание и прогулки на свежем воздухе (хотя бы по часу в день). Если эти условия не соблюдаются, организм может отреагировать в виде лени и апатии.
- Помогите подростку организовать свой день. Научите его вести ежедневник, составлять списки дел, расставлять приоритеты. В старшем школьном возрасте можно внедрять и более сложные инструменты тайм-менеджмента: стратегическое планирование, приложения для подсчёта времени и повышения эффективности.
Слабая сила воли
Эта причина лени у детей характерна для младшего и среднего школьного возраста. Особенно если ребёнка не приучали трудиться, не привлекали к работе по дому или выполнению поручений. Из подростков, за которыми всё делают взрослые, к сожалению, нередко вырастают паразитические личности.
Профессор Стэнфорда Келли Макгонигал сравнивает силу воли с мышцей. А развивать мышцы помогают только регулярные тренировки, одного желания здесь мало.
Источник: freepik.com / @serhii_bobyk
Решение
- Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лодырем, он охотно будет следовать этой роли. Вспоминаем про мышцы: спортсмены постоянно тренируются, а не занимаются самобичеванием.
- Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей. Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.
- Создавайте привычки. Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка в комнате. Главное — не продолжительность, а регулярность в борьбе с ленью.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо.
- Составьте индивидуальный план развития силы воли у ленивого подростка. Только обязательно вместе с ребёнком. Ведь речь идёт о его силе и его воле. Как и с тайм-менеджментом, инструменты нужно подбирать по возрасту.
«Ничем в мире нельзя заменить упорство. Его не может заменить талант — никого не встретишь так часто, как талантливого неудачника. Его не может заменить гениальность — непризнанные гении почти вошли в пословицу. Одного образования тоже недостаточно — мир полон образованных изгоев. Только упорство и решимость всесильны. Фраза «работай дальше» была и остаётся решением всех проблем человеческой расы».
Калвин Кулидж, 30-й президент США
Отсутствие мотивации
Ни тайм-менеджмент, ни самый правильный режим не поможет, если человеку не нравится то, что он делает. Мотивация — ключ к успеху человека в любом деле, и на её уровень можно повлиять.
Решение
- Помогите ребёнку сфокусироваться на том, что ему интересно. Поговорите по душам и внимательно выслушайте, а затем подумайте, как привести образование ребёнка в соответствие его интересами. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть индивидуальные маршруты обучения: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический и другие. В них обучающийся может глубже погрузиться в те предметы, в которых чувствует себя как рыба в воде. А выбрать профиль, соответствующий увлечениям и способностям ребёнка, помогает тьютор. Это специалист в области профориентации и построения ресурсных карт. Когда ребёнок занимается тем, в чём он успешен и что ему нравится, у него формируются «зоны успеха», которые уравновешивают нелюбовь к некоторым предметам, и это помогает бороться с ленью у подростка.
- Если ребёнок ленится учиться, объясните важность разностороннего образования. Зоны успеха — это замечательно, но ЕГЭ по математике для гуманитариев никто не отменял. Хотя бы на базовом уровне, но эту науку нужно освоить всем. Подростки порой воспринимают образование слишком буквально: «Если я уже решил, что буду заниматься музыкой, зачем мне уметь решать уравнения?». Важно объяснить значение и пользу нелюбимого предмета. Запастись аргументами в пользу той или иной дисциплины можно в видеолекциях TED.
- Приводите правильные примеры. Этот способ хорошо подходит для ленивых подростков, у которых из-за проблем со сверстниками, влюблённостей и прочих переживаний мотивация к учёбе может пропасть вообще. Тинейджеры любят истории успеха и восхищаются людьми, сумевшими многого добиться в своей области. Например, гений инженерной мысли Илон Маск, несмотря на свою занятость, постоянно посвящает время самообразованию и чтению книг. Популярная актриса Эмма Уотсон приостановила свою актёрскую карьеру для того, чтобы окончить университет. Миллиардер Ричард Брэнсон называет ежедневное чтение книг лучшей инвестицией в себя. Покажите на биографиях популярных людей, что любовь к знаниям и саморазвитию — непременный спутник успеха.
Страх неудачи
Иногда за ленью подростка скрывается страх неудачи: ребёнок боится проиграть, не справиться и предпочитает просто ничего не делать. Привычка «закапывать голову в песок» будет с годами приносить всё больше проблем, поэтому от неё нужно срочно избавляться.
Источник: freepik.com
Решение
- Заручитесь поддержкой авторитетного для ребёнка человека. Если для школьника 10-12 лет вы всё ещё самый мудрый и знающий, то на подростка 13-16 лет часто большее влияние оказывают старшие братья и сёстры, взрослые друзья, вожатые в лагере. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» на помощь приходят наставники. Как правило, это студенты и недавние выпускники вузов, которые постоянно взаимодействуют с детьми. Нередко наставники становятся друзьями и примером для подражания. Поддержка, искренняя похвала и интерес со стороны такого человека помогут поднять самооценку ребёнка и справиться с его ленью.
- Поговорите с психологом. Специалист поможет разобраться в причинах прокрастинации и эффективно бороться с ленью подростка. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» тоже есть свой психолог, который может помочь ребёнку проанализировать и оптимизировать свой учебный процесс.
- Поддерживайте ребёнка. Внимание родителя ничто не заменит. Как бы вы ни были заняты работой, обязательно находите пару часов на общение с ребёнком, искренне интересуйтесь его успехами и внимательно слушайте его рассказы.
- Расскажите о пользе неудач. Вся человеческая история подсказывает: успеха добиваются не те, кто меньше всего ошибается, а те, кто не боится ошибок и учится на них.
«Успех — это способность идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма», сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании
Выводы
Напоследок повторим основные тезисы, что делать, если ребёнок ленится:
- Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения.
- Выявить причины лени у подростка поможет разговор с ребёнком и активное слушание.
- В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи.
- Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время.
- Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.
Успехов в обучении вам и вашему ребёнку!
Источник
Подростковая лень
Каждый родитель сталкивается с нежеланием подростка выполнять работу по дому, плохими оценками и прогулами в школе. Подростковая лень — распространенное явление. Сегодня мы расскажем о её причинах и способах борьбы с ней.
Подростковая лень и ее причины
Ухудшение оценок в школе, бардак в комнате, уклонение от домашних обязанностей — первые звоночки приближения переходного возраста. Подростки 12-17 лет особо чувствительны к окружающему миру в силу особенностей развития организма. Подростковая лень может появится в следствии следующих причин:
- гормональная перестройка;
- отсутствие мотивации к учебе, уборке;
- повышенная возбудимость, активность;
- синдром дефицита внимания.
Ребенок ленится учиться, в чем причина?
Отсутствие мотивации — главный ключ к пониманию лени, в том числе у взрослых. Проблема государственных школ в том, что преподаватели чаще всего не заинтересованы в необычной и эмоциональной подаче материала для детей. Монотонные уроки, сменяющиеся таким же неинтересным домашним заданием, не вызывают у детей желания учиться.
Проблема может быть и в отношении преподавателей и сверстников к ребенку. Если в школе подросток испытывает психологическое давление и буллинг, он начнет прогуливать уроки.
Подростковая лень для родителей
Давление и насильственные методы не помогут подростку перестать лениться, а ухудшат ситуацию. Нельзя кричать, забирать телефон/компьютер, ограничивать общение с друзьями. Так подросток только озлобится на вас ещё больше.
Как избавить подростка от лени
Подростки уклоняются от домашних обязанностей, потому что не видят в них смысла. Они знают: придет мама с работы и выбросит мусор, приготовит ужин и уберется в квартире. Смысл делать работу за маму?
Выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, а потом злится, что ребенок не помог — частая ошибка родителей. Распространенная ситуация, когда ребенок предлагает свою помощь, а родитель отказывается. Такое повторяется несколько раз, у подростка в голове закрепляется утверждение: «моя помощь не нужна, раз от нее отказываются». Неправильной моделью поведения родителей провоцируется подростковая лень. Что делать в таких ситуациях:
- Чаще просите подростка о помощи. Не ждите, что он придет самостоятельно. Скажите, что вы очень устали, вам нужна помощь. Главное — спокойный тон, без агрессии и обиняков.
- Не попрекайте ребенка за лень, неправильно сделанную работу. Обязательно хвалите за выполнение: «ты отлично пропылесосила, на ковре ни пылинки»; «ты очень помог мне с готовкой, благодаря тебе ужин получился очень вкусным». Похвала — лучшая мотивация.
- Если нужно покритиковать, обязательно перед этим похвалите за старания. Критика должна быть спокойной и мягкой, иначе это отобьет желание помогать.
Как побороть лень ребенка раз и навсегда с помощью системы ценностей
Важные вещи для подростка — общение и развлечения. Превратите их в привилегии. Проанализируйте, на что ребенок тратит большую часть времени: прогулки, компьютерные игры или социальные сети. Установите правила: компьютер или смартфон до определенного времени, и в случае выполнения домашних обязанностей. Важно четко ограничить работу по дому подростка, например:
- заправить постель после пробуждения;
- сразу помыть посуду после еды;
- помочь с приготовлением обеда/ужина;
- раз в неделю прибираться в своей комнате, в гостиной.
За грубое невыполнение обязанностей придумайте штрафы. Дайте возможность ребенку избавиться от штрафа, если он выполнит маленькое задание (протрет пыль, сходит за продуктами и т. п.). За исполнение всех обязанностей в течение недели или месяца придумайте поощрение: деньги, покупка новой вещи, поездка в развлекательный центр.
Что делать, если подросток ленится учиться — советы психолога
Если ленится учиться ребенок до 14-15 лет, помогите ему сделать уроки интересными. Придумайте необычные задания, которые помогут эффектно освоить материал. Отведите вечера на просмотр научно-популярных видео по предметам, которые даются наиболее тяжело в школе. Покажите, что учеба это не только конспекты и заучивание материала. Если позволяет финансовое положение, наймите высококвалифицированного репетитора.
Подросток ленится перед поступлением в университет
Подростки в старших классах часто не знают, куда поступать. Если вы настаиваете на том, чтоб ребенок пошел на определенную специальность, задайтесь вопросом:
«А нужно ли это моему ребенку»?
Обеспечить подростку хорошее будущее невозможно, заставив его поступить на неинтересную, но прибыльную специальность. Если он не хочет поступать, будет саботировать учебу, проваливать экзамены.
В 10-11 классе чаще разговаривайте с подростком о его мечтах, планах на жизнь. Если он выберет творческую специальность, которая в ваших глазах кажется провальной — не давите. Он и без того напуган. Побороть лень возможно только тогда, когда ребенок сам этого захочет.
Как подростку справиться с ленью самому
После 16-17 лет подростки начинают понимать, что для достижения определенных целей, им нужно пересиливать себя. В эти годы формируется костяк личности взрослого человека. Важно разграничивать «я хочу» и «мне надо». Чтоб совершать волевое усилие было легче, старайся следовать распорядку дня:
- заставляй себя ложиться не позднее 23:00, а просыпаться в 7-8 утра (даже в выходные дни);
- занимайся регулярным спортом: запишись в секцию, отжимайся по утрам;
- поставь задачу поступить в университет на бюджет — так появится дополнительная мотивация к учебе;
- саморазвивайся, узнавай новые навыки, познавай жизнь.
Как избавиться от лени, усталости
Усталость может возникать по разным причинам: синдром дефицита внимания, некачественное питание и сон, чрезмерные эмоциональные нагрузки. Если ты отвлекаешься от выполнения домашки каждые 5 минут — ты быстрее устаешь, дольше времени уходит на выполнение банальной работы. Учись концентрироваться на одном виде деятельности, ограничь время пользования телефоном.
Как заставить себя учиться, если всё лень
Учеба — важная составляющая часть жизни. Чтоб получить высокооплачиваемую работу, нужны навыки. Можно не поступать в университет, но все равно придется учиться, если хочешь получать хорошие деньги и трудиться в комфортных условиях. Найди своё предназначение в жизни и двигайся в этом направлении. Лучше выбрать наиболее интересную специальность и продолжить обучение в ВУЗе: университет сильно помогает в самоопределении. Чтоб поступить на бюджет и комфортно учиться несколько лет, получая материальную поддержку от государства и родителей, нужно постараться уже сейчас.
Summary
Article Name
Подростковая лень: причины и способы решения проблемы
Description
Откуда берется подростковая лень. Ошибки в воспитании приводящие к подростковой лени. Как мотивировать ребенка учиться, помогать по дому.
Галина
Источник
Воспитание и обучение ленивых детей
Статья
« Воспитание и обучение
ленивых детей»
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Комина Ольга Ивановна
В человеке на протяжении всего его жизненного пути борются две противоположности — стремление к активности, которая необходима для достижения цели, и бездеятельность, как показатель низкой мотивации и отсутствие потребности в чем-то. Эти качества проявляются как у взрослых людей, так и детей.
В педагогической науке нежелание ученика действовать, особенно в ситуации, когда это необходимо, относят к проявлению слабости воли, а в быту называют ленью.
В психологии школьная лень чаще всего изучается с точки зрения волевой сферы.
Воля рассматривается как психический процесс, в основе которого лежит целенаправленная регуляция личностью своего поведения, действия и деятельности. Все это является необходимым для достижения поставленных целей. Именно к безволию относят школьную лень, которая мешает активизации физических и психических сил для достижения желаемого результата.
Таким образом, под ленью нужно понимать негативное качество воли, которое чаще всего описывают как отсутствие трудолюбия и активности для достижения цели, нежелание повышения результативности трудовой деятельности, а также предпочтения свободного времени и отдыха.
Ленью также называют стремление к отказу от преодоления возникающих трудностей и стойкое отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий. Лень толкуется, как:
вредная привычка;
отсутствие мотивации;
недостаток или отсутствие трудолюбия;
предпочтение отдыха труду;
естественная потребность в отдыхе;
потребность в экономии энергии;
стремление отказаться от преодоления трудностей;
устойчивое нежелание совершать волевое усилие.
Виды лени у детей.
Мыслительная лень: отказ от размышления над результатом, который школьник должен получить в ходе учебной деятельности или же постоянное бездумное выполнение неэффективных действий.
Физическая лень: отказ от физических действий, желание отдохнуть, подобный вид лени может носить временный характер или постоянный, часто проявляется на уроках технологии и физической культуры.
Эмоциональная лень: низкая эмоциональность, отсутствие эмоциональных реакций, проявление апатии, часто наблюдается у школьников во время проведения внеклассных мероприятий, уроков изобразительного искусства, музыки, во внеклассных мероприятиях.
Творческая лень:нежелание учащихся выполнять задания творческого характера; часто проявляется у творческих личностей как усталость от избыточной деятельности.
Патологическаялень — лень, которая целиком поглощает школьника, охватывая все сферы его жизни. Может быть симптомом серьезного заболевания.
Философская лень: определенные убеждения школьника являются основной причиной его бездеятельности: он не может ответить на вопросы: зачем учиться? Зачем трудиться?
Интеллектуальная лень: леность разума, когда у человека проявляется нежелание мыслить, прилагать умственные усилия в выполняемом деле, анализировать и критически оценивать поступки, события, исчезает любознательность.
Кроме понятия «лень», существует понятие «пассивный ребенок». Понятие «пассивный» в словаре Ожегова С.И. раскрывается как«не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». У пассивных учеников отсутствие познавательного отношения к действительности, недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков, отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности.
Психологи выделяют следующие причины проявления лени и пассивности учащихся в учебном процессе:
недостатки в воспитании действенных мотивов учения;
усложнение учебного материала;
нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи с завышенной самооценкой и легкостью овладения знаниями в предыдущем классе, или с заниженной самооценкой, возникшей из-за постоянной неуспеваемости;
переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие в кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование и другие занятия по интересам;
отрицательное влияние родителей, которое проявляется в стремлении оградить ребенка от любого труда, выполняют все желания и капризы ребенка;
ослабление контроля родителей за ребенком или, наоборот, слишком мелочный контроль;
особенности темперамента, характера (застенчивость, уязвимость и неуверенность в себе).
В содержании понятия «интеллектуально пассивные ученики» Орлова Л.В. выделила четыре группы детей:
1) Группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Учащиеся данной группы выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. Одной из основных причин этого вида пассивности является наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
2) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Подобная интеллектуальная пассивность учащихся проявляется в шаблонности умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии несущественных вопросов по ходу работы; использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых заданий. В основе данного вида пассивности лежат следующие причины:
пробелы в знаниях;
неумение применять знания в новой ситуации;
отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником);
отсутствием умения самостоятельно выполнять задания.
3) Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Учащиеся, относящиеся к этой группе пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах.
4) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью. Такие пассивные дети не стремятся к получению новых знаний, они нелюбознательны, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них не только в учебе, но и в игре.
Роль педагога в преодолении лени
С ленью у детей надо начинать борьбу при первом ее проявлении, пока она не превратилась в привычку, иначе, искоренять ее будет значительно труднее.
Педагог должен видеть зачатки лени у ребенка. Чтобы помочь ученику справиться с ленью, учитель в первую очередь, должен понять её «природу» и определить ее основную причину. В этом помогут скрытые сигналы лени, которые кроются и распознаются по фразам — индикаторам лени:
Лень детская: «Не хочу!» и «Не буду!»; для детей старшего школьного возраста характерны следующие фразы: «Я просто живу далеко», «Я уже взрослый, сам решу…» «Мне мешают вот эти обстоятельства».
Лень активная. «Я так занят», «У меня не хватит времени».
Лень агрессивная. «Не верю!», «Так не бывает! Это невозможно!», «Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде сказанного», «Утром только ненормальные учат уроки!», «Мне плохо объясняют, учат…!
Лень пассивная. «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с понедельника». «Со следующей недели начинаю хорошо учиться…».
Лень умная. «Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в книжке прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «У меня синдромом усталости». «У меня слабая воля, я не смогу это выучить…». «Я не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают, что бегать по утрам вредно».
Лень высокомерная. «Хотел бы — сделал, мне просто не надо. Если я захочу, я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами — у меня и так все в порядке».
Лень оправдательная. «У меня живот заболел». «Я сегодня просто не выспался». «Так сложились обстоятельства: были соревнования, потом делал уроки, поздно лег и проспал». «Я вчера бегал — сегодня можно зарядку не делать».
Лень ситуативная.Характеризуется и вызывается отсутствием настроения, скукой, усталостью, болезнью, сонливостью, голодом, неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом, перегрузками, внешним давлением, недостатком возможностей.
Определившись с видами и причинами лени, педагог может строить работу по преодолению лени учащихся. Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Без такой потребности бесполезно укорять ленивого школьника за несделанные дела: учителю в этих условиях не на что опереться. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включаться в процесс труда и учебы. Рассмотрим пути формирования у учащихся таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Правильный выбор методов: использование метода убеждения и разъяснения; правильное применение методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и ее результатов. Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В качестве такового используются лишение награды, замечание. Однако наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство ребенка. Исключается, как недопустимое, физическое воздействие на школьника. Насильственное побуждение ребенка к учебе и труду вызывает обратный эффект: отвращение от деятельности, безрадостность существования, резкое падение работоспособности.
Правильная позиция педагога также является эффективным средством борьбы с ленью. Учитель из информатора знаний должен стать стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания, создавать условия для проявления познавательной активности, атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе. Это атмосфера искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо.
Создание ситуации успеха для каждого учащегося. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех — понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремился в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
Учет личностных особенностей учащегося. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Возбуждение исследовательского рефлекса является необходимым условием познавательной активной деятельности, тормозит развитие пассивного состояния ученика.
Использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыки и изобразительных средств.
Создание проблемных ситуаций. Педагогу следует поставить перед учащимися такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
Проведение бинарных уроков. Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в школах и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например, физики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии. Бинарный урок это — учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла в одном уроке. Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев разбивку научных знаний по профилю предметов, а также усилить восприятие учебного материала.
Методы, используемые учителем регулярно и системно, дают возможность получить намеченный результат: искоренение лени и пассивности учащихся. Для этого обучение должно быть устроено не традиционным образом, а преобразовано в специфический вид деятельности, составленной из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.
В явлении интеллектуальной лени школьников необходимо различатьдве стороны: мотивационную — отношение к интеллектуальной деятельности, и операционно-техническую — отсутствие соответствующих интеллектуальных знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления данной интеллектуальной деятельности.
Обучение интеллектуально ленивого ребёнка отсутствующим у него знаниям и умениям не может быть достигнуто путём обычного обучения, а требует применения специальной методики и выше описанных методов и приемов. Кроме того, преодоление детской лени возможно только при совместной работе педагогов и родителей.
Борба М. предлагает следующие подходы,рекомендации для родителей, которые могут помочь ученику преодолеть «порог лености» стать более успешным и самостоятельным:
Организуйте рабочее место для выполнения домашних заданий, соберите всё необходимое: ручки, тетради, карандаши, линейки, калькулятор, таблицы и словарь и прочее.
Узнайте требования учителя, а также даты контрольных работ, сочинений и упражнений по прочитанным книгам.
Установите распорядок занятий: сразу после школы, перед ужином, после ужина и придерживайтесь его.
Объясните ребенку, что выполнение домашних заданий обязательно и других вариантов нет. С самого начала требуйте и поддерживайте серьезное и внимательное отношения к выполнению домашнего задания.
Предлагайте помощь ребенку только тогда, когда она ему действительно необходима. Если ученику становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая, как по частям её выполнить.
Разбейте задание на части для детей, которым трудно сконцентрироваться на задании и которые теряются от большого объема заданного.
Отличный рабочий способ, которого следует придерживаться и педагогам, и родителям, — это усилить учебную мотивацию, связать учебу и труд с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. В дальнейшем мозг ребенка сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда лень уйдет, а жизнь ученика станет не тяжким трудом, а рабочим пространством возможностей и радостных находок!
Литература
Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание: пути реализации. 2000. М.:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
Липкина А.И. К вопросу о методах выявлению самооценки как личностного параметра умственной деятельности. М.: 2000 г
Славина Л.С. Трудные дети. М., Воронеж, 1998.
Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности школьника. М.: 2005.
晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦晦1晦晦晦
Источник