Чем может являться норма права
Содержание статьи
Нормы права: понятие, признаки и виды. — ТГП ответы
Норма
права — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,
установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее
общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного
принуждения.
К
признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность — выражается в
письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко
определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде
госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами
либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного
воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность — она воплощается в
безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество
жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не
конкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность
элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.
Виды
норм права:
1) в зависимости от содержания они
подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы
правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,
направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;
дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и
т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той
или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов
соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к
отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо
определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей
и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные
условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового
регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,
административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера — на
материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные
(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового
регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные
предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально
полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее
приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия — на
постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении
чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций — на регулятивные
(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,
например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,
президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных
субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные
восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических
средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых
распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в
отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально
распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц —
пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности
элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права
и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия
несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и
исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно
определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции
статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы
уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных
вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных
обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания —
лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия — на
общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы
Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории
субъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на
территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы — на
правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового
регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать
определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения
обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные
положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,
возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить
определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать
хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества
— на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)
органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами
местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это
связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны
регулировать.
Источник
Правовая норма: признаки, структура, элементы, виды
Норма права (правовая норма) — это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащая дозволение, либо запрещение, предоставляющая юридические права, либо возлагающая юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.
Основные признаки правовой нормы:
— общеобязательная норма поведения;
— устанавливается или санкционируется государством (властное веление);
— предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность;
— охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций. Однако норма право охраняется и другими нормами социального регулирования (мораль, религия, обычай);
— норма права отражает наиболее значимые для общества отношения;
— норма права четкая и научнообоснованная;
— содержит дозволение или запрет;
— элемент единого национального права;
— отлично сформулированное определение (т.е. четко сформулированное и закрепленное в законе);
— это результат проявления коллективной воли законодателей;
— это результат политического компромисса различных социальных институтов;
— блок управляемой информации.
Структура правовой нормы:
Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы:
1. Отправные (учредительные нормы)
2. Нормы правил поведения
Отправные нормы — это нормы, которые путем словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции) закрепляет в законе правовые понятия, правовые нормы.
Нормы правового поведения — это все остальные кроме учредительных, которые, как правило, устанавливают правила поведения людей и ответственность за их не исполнение.
Правовая норма обладает следующими особенностями:
— размещается на различных источниках;
— не всегда имеет установленную структуру.
Чтобы выявить какое-нибудь правило, надо собрать одну собирательную норму. Любая норма права подразделяется на:
— гипотезу;
— диспозицию;
— санкцию.
Гипотеза — элемент правовой нормы, который указывает, при каких условиях мы обязаны руководствоваться данным правилом. Та часть нормы, которая указывает на условие его действия, элемент юридической нормы, указывает на жизненные обстоятельства, при которых реализуется диспозиция.
Диспозиция — элемент правовой нормы, указывающий каким должно, или может быть поведение лица при наличии условий предусматривающих гипотезой. Это правило поведения. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов (их права и обязанности, и должные варианты их поведения)
Санкция — это завершающий элемент правовой нормы, в котором устанавливается, какие меры государственного принуждения применяются к нарушившему требования правовой нормы. Это часть нормы, указывает на меры применения, при ее не соблюдении. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).
В целом структуру нормы права можно обозначить формулой: «Если» (гипотеза) – «то» (диспозиция) – «а в противном случае» (или – «иначе») (санкция)
Санкции бывают:
— уголовно-правовые (штраф, лишение свободы);
— административно-правовые (штраф, лишение прав);
— гражданско-правовые (пени);
— поощрительные (в науке ряд авторов выделяют такой вид, который определяет меры поощрения за правомерное поведение)
Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно-правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.
Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта:
Статья нормативно правового акта — это форма, выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно-правовых актов.
Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов:
— прямой;
— отсылочный;
— бланкетный.
Прямой — когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.
Отсылочный — когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.
Бланкетный — это такой способ, когда в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.
Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта:
— норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части Уголовного кодекса);
— нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или же другого нормативного акта;
— в одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.
Виды правовых норм.
1. Отраслевой признак:
— правовая норма конституционного права;
— административного права;
— финансового права;
— земельного права;
— сельскохозяйственного права;
— трудового права;
— гражданского права;
— семейного права;
— уголовного права;
— уголовно-исполнительного права;
— уголовно-процессуального права;
— гражданско-процессуального права;
— международного.
2. В зависимости от выполняемой функции:
— регулятивные предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности;
— охранительные, то есть нормы направленные на установление и регулирование мер юридической ответственности.
Виды регулятивных норм:
— обязывающие;
— запрещающие;
— нормы, которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода;
— управомачивающие (устанавливают права с положительным содержанием).
3. По характеру обязательств:
— императивные (которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений);
— диспозитивные (это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения).
4. По степени определенности:
— абсолютно определенные (это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте);
— относительно определенные (которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы);
— альтернативные (в которых могут использоваться разные виды санкций (это выражается частицей «или»).
Источник
Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
Норма права –общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
• Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
• Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
• Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
• Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;
• Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
• Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
• Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
• Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
• Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;
• Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Итак, для характеристики нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
Содержание нормы права:
• Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).
• Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
• Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
• Нормы законов – нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
• Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
• Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
2. По выполняемым функциям
• регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
• охранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
• учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
• обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;
• декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
• дефинитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
• коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
• оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
• материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
• процессуальные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
• обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
• обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5. По методу правового регулирования:
• императивные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
• диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
• поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
• рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
• обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;
• управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;
• запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
• общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;
• специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников.
9. Специализированные нормы:
• компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;
• коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов:
• относительно-определенные;
• бланкетные;
• отсылочные
11. По степени определенности.
• абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;
• относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;
• альтернативные.
Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
• при каких условиях она должна действовать (гипотеза);
• какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);
• какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».
Гипотеза – указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:
• простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;
• сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;
• альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.
Диспозиция – содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
• абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);
• относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
• бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция – называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
• абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;
• относительно-определенные – допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);
• альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;
• кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
38. Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды
НПА — главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.
Нормативный правовой акт (НПА) – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами;
Характерные признаки НПА:
• Письменная форма;
• Содержание норм права, то есть правил поведения;
• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;
• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;
• Иерархическая подчиненность.
Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА – наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию.
От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты – указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты – приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.
В зависимости от юридической силы НПА:
• Законы;
• Подзаконные акты.
Закон – это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.
1. По юридической силе законы могут быть:
— Конституция РФ – основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности государственной власти, её территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством. Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;
— ФКЗ РФ – существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) – акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона – направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции – органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.
— Закон РФ о поправке к Конституции РФ – ни разу не принимался — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
— ФЗ РФ (ординарные) – основной вид закона РФ – принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам – принимается ГД и СФ – не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 – ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
— ФКЗ – по вопросам, предусмотренным Конституцией.
— Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
— ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);
3. По территориальному признаку:
— федеральные законы;
— законы субъектов РФ – принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
Источник