Бюджетные нормы могут быть
БЮДЖЕТНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ — это… Что такое БЮДЖЕТНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ?
БЮДЖЕТНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ
устанавливаемые органами власти размеры мобилизации средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Б.н. и н. являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования. Используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также в процессе исполнения бюджета и контроля за его исполнением. Применение бюджетных норм при планировании расходов на содержание бюджетных орг-ций, находящихся на сметном финансировании, позволяет: создать примерно равные условия для удовлетворения социально значимых потребностей населения на тер. страны, региона, муницип. образования; научно обосновать расчет потребности отд. получателей в бюдж. средствах. По содержанию бюджетные нормы классифицируют на материальные и денежные; по источнику финансирования – на финансовые (рассчит. на все источники покрытия) и бюджетные (рассчит. на покрытие за счет бюджета); по методам построения и сфере применения – на индивидуальные (по отд. видам расходов), комбинированные (на единицу планирования в составе бюджетного учр-ния), укрупненные (на бюдж. учр-ние в целом); по методам утверждения – на обязательные (утверждаемые органами гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции) и факультативные (устанавливаемые в ведомственном порядке финанс. органами, главными распорядителями бюджетных средств). Бюджетные нормативы используются при планировании доходов бюджета (ставка налога, уровень собираемости налогов в бюджет), расчете предельного уровня дефицита бюджета, размеров гос. и муницип. долгов и расходов на их погашение и обслуживание (в % к ВВП или к объему расходов бюджета). Широко применяются нормативы в межбюджетных отношениях при планировании объема регулирующих доходов (норматив отчислений) и дотаций из Фонда финанс. поддержки регионов, муницип. образований. В ряде регионов при планировании расходов на содержание соц. сферы используются нормативы миним. бюдж. обеспеченности по каждой отрасли соц. сферы (здравоохранение, образование, культура и т.д.) на 1 жителя субъекта РФ. При этом раздельно могут устанавливаться нормативы миним. бюдж. обеспеченности текущих расходов и нормативы миним. бюдж. обеспеченности инвестиционных расходов. Поставлена задача расчета миним. бюджетов субъектов РФ и муницип. образований, исходя из законодательно установл. гос. миним. соц. стандартов, норм и нормативов финанс. затрат на единицу предоставл. гос. или муницип. услуг. Наличие прогрессивных Б.н. и н. является основой для обеспечения реальности показателей бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии в процессе бюджетного финансирования. Кроме того, Б.н. и н. служат необходимым условием для внедрения экономико-математич. методов в бюдж. планирование и прогнозирование, автоматизации управления процессами в соц. сфере. Так, распределение ден. средств, выделяемых Министерству обороны РФ из бюджета по разделу «Национальная оборона», осуществляется на основе установленных соответств. органами норм затрат на содержание расчетной единицы (военнослужащий, танк, корабль и др.). Гл. цель – нормирование расходов – позволяет эффективно использовать ресурсы, выделяемые на оборону страны, строго на определенные цели – обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил с учетом любых вариантов развития международной обстановки. По назначению нормируемых ден. средств в процессе финанс. обеспечения войск, методике разработки, выбору расчетной единицы и т.п. различают нормы на: боевую подготовку; проведение воспитательной работы; содержание личного состава; содержание, эксплуатацию и ремонт вооружения и военной техники в войсках и т.д. На разных уровнях финанс. обеспечения войск нормы выражают разл. пределы обобщения использования ден. средств. По индивидуальным нормам, как правило, регламентируют расход ден. средств на содержание конкретной единицы военной техники, вооружения или личного состава, они устанавливаются на отд. виды или статьи расходов сметы МО РФ. Укрупненные нормы устанавливают на основе индивидуальных норм. Разл. уровень организации финанс. обеспечения войск требует разной степени укрупнения норм (воинская часть, соединение и т.д.). Нормы подразделяют на обязательные и факультативные. Обязат. нормы, как правило, устанавливает Правительство РФ, и величина их не может быть изменена. К таким нормам в МО РФ относятся, напр., нормы ден. довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, крые должны в установл. размерах выплачиваться личному составу своевременно и полностью в любых условиях жизни и деятельности войск. Примерами факультативных норм могут служить нормы расходов ден. средств на боевую подготовку, на содержание отд. видов военной техники, имущества, нек-рые др. расходы довольствующих служб, хоз. и банно-прачечное обслуживание. Их устанавливают главные (центр.) управления МО РФ с учетом действит. потребностей войск в ден. средствах по отд. видам затрат, исходя из фактич. расходов за прошлые периоды и наличия ассигнований по смете МО РФ. В МО РФ рассчитывают также перспективные и текущие нормы. Перспективные нормы исчисляют на длит. период, они служат основой при определении объема финанс. ресурсов, необходимых для обеспечения выполнения мероприятий, предусмотр. перспективными планами. Текущие нормы используют при финанс. планировании в войсках в течение планового периода (как правило, в течение года). Нормы расходования средств систематически пересматриваются исходя из постоянно меняющихся потребностей войск и экономич. возможностей гос-ва. В практике нормирования расходов используют два метода: опытно-статистический и расчетно-аналитический. Сущность опытно-статистич. метода заключается в том, что за базу устанавливаемых норм принимаются данные о фактич. расходах ден. средств за прошлые периоды, он является недостаточно научно обоснов. и точным. При его применении в отчетных данных о фактич. расходах средств за прошлые периоды автоматически отражаются как достижения при применении средств, так и случаи их нерацион. использования. Наиболее прогрессивные нормы получают с помощью расчетно-аналитич. метода. Он заключается в расчете нормообразующих элементов затрат ден. средств и соответствующем их экономич. обосновании. Применение этого метода позволяет определить величину каждого элемента расхода, составляющего внутреннюю структуру норм. Дифференциация норм способствует наиболее полному обеспечению войск ассигнованиями с учетом особенностей их деятельности. При этом принимаются во внимание различия видов воинских частей и учр-ний, характер их деятельности и условий функционирования как факторы, влияющие на уровень затрат. В процессе финанс. обеспечения войск дифференциация осуществляется соотв. распорядителями бюджетных средств. Все факторы, влияющие на уровень затрат в процессе финанс. обеспечения войск и учитываемые в ходе нормирования, сводятся к: функциональным (предназначение воинских частей и учр-ний; различия в их типах, состояние материальной базы воинских частей и учр-ний) и территориальным (местные, экономич., климатич., географич. условия деятельности воинских частей и учр-ний, а также нац. особенности района расположения войск). Дифференциация норм может быть постоянной или временной. Первая обусловливается необходимостью учета воздействия на уровень расходов постоянных факторов (географич. или климатич. условий и др.); вторая диктуется временно действующими факторами и ликвидируется с момента их устранения
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика.
Под общ. ред. А.Г. Грязновой.
2002.
Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ» в других словарях:
БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ — совокупность предметов ведения, прав и обязанностей органов государственной власти (федеральных и субфедеральных) и органов местного самоуправления по принятию правовых актов, относящихся к бюджетной сфере, регулированию бюджетных отношений, а… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — (англ. budgetary planning) – составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Европейский парламент — (The European Parliament) История основания Европарламента, цели и задачи европейского парламента Законодательные и контролирующие задачи Европарламента, бюджетная политика Европарламента, фракции Европейского парламента, структура Европарламента … Энциклопедия инвестора
Национальный банк Украины — (National Bank of Ukraine) Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка, функции и задачи банка Содержание Содержание 1. История создания Украины 2. Организационно… … Энциклопедия инвестора
Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… … Энциклопедия инвестора
Денежная масса — (Money supply) Денежная масса это наличные средства, находящиеся в обращении, и безналичные средства, находящиеся на счетах в банках Понятие денежной массы: агрегаты денежной массы М0, М1, М2, М3, М4, ее ликвидность, наличные и безналичные… … Энциклопедия инвестора
АВСТРАЛИЯ — 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… … Географическая энциклопедия
Центральный банк — (Central bank) Центральный банк это орган проведения денежно кредитной политики Информация о деятельности, политике, функциях, операциях Центрального банка, ставка рефинансирования Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Экономика — – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Источник
2.2. Бюджетно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
2.2. Бюджетно-правовые нормы: понятие, особенности, виды
Бюджетное право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность бюджетно-правовых норм, регулирующих бюджетную деятельность государства (муниципальных образований).
Бюджетно-правовая норма — установленное государством и обеспечиваемая мерами государственного принуждения общеобязательное, строго определенное правило поведения в бюджетных отношениях, субъекты которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.
Бюджетно-правовые нормы выступают «первичной клеточкой» бюджетного права, которые, с одной стороны, обладают общими признаками, составляющими сущность правовой нормы, а с другой стороны — своей спецификой, свойственной бюджетным отношениям.
Схема 14 <1>
———————————
<1> Схема составлена по: Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2016 // СПС «Гарант».
——————————¬
¦Общие признаки правовой нормы¦
LT——————————
¦————————————-¬
++нормативность ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++формальная определенность ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++общеобязательность ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++обеспеченность государством ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++государственно-властный характер ¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
++представительно-обязывающий характер¦
¦L————————————-
¦————————————-¬
L+микросистемность ¦
L————————————-
Нормативность бюджетно-правовой нормы выражается в том, что она «программирует развитие общественных отношений, направляет их в определенное русло. Так, в нормах, сформулированных в законах о бюджетах, программируется будущее движение денежных потоков, их сбор, распределение, расходование, резервирование и т.д.» <1>.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.
Общеобязательный характер означает, что она адресована не конкретному лицу, а неопределенному кругу лиц, т.е. она адресована каждому, кто вступает «в круг ее действия» <1>. Бюджетно-правовые нормы устанавливают правила поведения прежде всего как для участников бюджетного процесса, так и для неучастников бюджетного процесса, что объясняется спецификой регулирования бюджетным правом общественных отношений.
———————————
<1> Там же.
Обеспеченность государством. Реализация бюджетно-правовой нормы предусматривает применение к нарушителю бюджетной дисциплины принудительной силы государства. «Суть обеспеченности заключается в том, что за нарушение нормы права может быть применено государственное принуждение. Однако это качество нельзя понимать упрощенно, будто бы в любом случае реализация предписания нормы права обеспечивается реальным применением мер государственного принуждения. Правило поведения может соблюдаться осознанно и добровольно. К тому же в нем может содержаться правомочие, а не обязанность. В подобных случаях государственное принуждение выступает в роли возможного (как потенциальная возможность применения мер принуждения в случае нарушения норм права), а не действительного реального фактора» <1>. Так, гл. 30 БК РФ предусмотрены меры принуждения в случае нарушения бюджетной дисциплины для специальных субъектов — участников бюджетного процесса.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.
Государственно-властный характер бюджетно-правовой нормы обусловлен тем, что ее устанавливает и санкционирует государство. Тем самым государство очерчивает круг возможного и должного, разрешенного и запрещенного поведения в бюджетных отношениях.
Представительно-обязывающий характер норм права. Бюджетно-правовая норма предоставляет участникам бюджетных отношений определенные права, но вместе с тем одновременно налагает и юридические обязанности. В бюджетном праве представительно-обязывающий характер нормы воплощается в форме запретов и обязанностей.
Формальная определенность бюджетно-правовой нормы предусматривает, что она закреплена в нормативных актах, которые призваны упорядочивать общественные отношения. В бюджетно-правовой норме благодаря формальной определенности государство закрепляет свою волю и выражает ее в системе субъективных прав и обязанностей. Формальная определенность позволяет бюджетно-правовой норме установить границы должного поведения в бюджетных отношениях.
Микросистемность бюджетно-правовой нормы обусловлена тем, что любая норма права «выступает в виде микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция» <1>. В общем виде связь этих элементов состоит в том, что диспозиция нормы права начинает действовать с момента наступления условий, указанных в гипотезе, и одновременно охраняется от нарушения санкцией, которая предусматривает меры государственного принуждения.
———————————
<1> Там же.
Особенности бюджетно-правовых норм обусловлены предметом и методом правового регулирования в бюджетном праве. Но стоит учитывать, что бюджетное право — это подотрасль финансового права, а соответственно, предмет правового регулирования бюджетного права — составная часть предмета финансового права, как и метод правового регулирования.
Бюджетно-правовые нормы по своему характеру, как правило, являются императивными, т.е. содержат категорические предписания и не предусматривают возможности изменения от волеизъявления одной из сторон общественных отношений. Императивность бюджетно-правовых норм обусловливается содержанием бюджетных отношений, целями, которые достигаются в результате их правового регулирования (обеспечения финансовых интересов государства (муниципального образования), общества в целом).
Бюджетно-правовые нормы можно классифицировать в зависимости от различных оснований.
Схема 15
——————————————————¬
¦В зависимости от социального назначения и роли в ¦
¦правовой системе бюджетно-правовые нормы делятся на:¦
LT—————————————————-
¦————————————¬
++исходные (отправные, учредительные)¦
¦L————————————
¦————————————¬
L+нормы-правила ¦
L————————————
К исходным (отправным, учредительным) нормам относятся: нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-расчеты. Исходные (отправные, учредительные) бюджетно-правовые нормы не закрепляют прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, не являются правилами поведения и не имеют логической структуры. «Основное отличие норм — правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы — правила поведения непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер» <1>. К исходным (отправным, учредительным) бюджетно-правовым нормам относятся: нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, нормы-расчеты.
———————————
<1> Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник.
Нормы-принципы формулируют основные начала функционирования бюджетной системы РФ, бюджетных правоотношений. Такие нормы содержатся, например, в гл. 5 БК РФ, которая закрепляет принципы бюджетной системы.
Нормы-дефиниции <1> предусматривают легальное закрепление правовых понятий и категорий. Так, в ст. 6 БК РФ закреплены основные понятия и термины, применяемые БК РФ.
———————————
<1> «Дефиниция» происходит от латинского definition — определение. В реальной жизни представляет собой суждение, раскрывающее понятие. Раскрывая главное о предмете, они позволяют выделить данный предмет, отличить его от других, предостерегают от смешения понятий, путаницы в рассуждениях (Кириллов В.И. Логика. М., 2001. С. 47, 48).
Нормы-цели определяют цели правового регулирования бюджетной сферы. Так, цели правового регулирования бюджетных отношений закреплены преамбулой БК РФ.
Нормы-расчеты <1> устанавливают количественные показатели доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, порядок расчета межбюджетных трансфертов и т.д.
———————————
<1> Более подробно о нормах-расчетах см.: Комиссарова Е.С. Нормы-расчеты в российском праве: к постановке проблемы научного исследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. N 4 (32). С. 235 — 240.
Нормы-правила также классифицируются по различным основаниям.
Схема 16
——————————————————-¬
¦По степени воздействия бюджетно-правовых норм на ¦
¦поведение участников бюджетных правоотношений выделяют¦
LT——————————————————
¦——————————————¬
++обязывающие бюджетно-правовые нормы ¦
¦L——————————————
¦——————————————¬
++запрещающие бюджетно-правовые нормы ¦
¦L——————————————
¦——————————————¬
L+уполномочивающие бюджетно-правовые нормы¦
L——————————————
Обязывающие бюджетно-правовые нормы, т.е. нормы, устанавливающие обязанность участников бюджетных правоотношений совершать определенные положительные действия. Например, согласно п. 1 ст. 47.1 БК РФ Министерство финансов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, многие права участников бюджетных правоотношений совпадают с их обязанностями (ст. ст. 7 — 9 БК РФ и др.). Обязывающие бюджетно-правовые нормы не допускают возможности по собственному волеизъявлению участников правоотношения изменять содержание своих прав и обязанностей.
Запрещающие бюджетно-правовые нормы устанавливают запрет на совершение определенных противоправных действий (или бездействия) со стороны участников бюджетных правоотношений. Например, п. 4 ст. 82 БК РФ содержит запрет на использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации.
Уполномочивающие бюджетно-правовые нормы представляют субъектам бюджетного правоотношения право на совершение «положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения» <1>, т.е. нормы, предусматривающие право или возможности самостоятельно принимать решения в бюджетной деятельности. Например, такие нормы закреплены в ст. ст. 7 — 9 БК РФ (при этом стоит учитывать ранее отмеченную особенность); в п. 6.1 ст. 161 БК предусмотрено, что в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде, и др.
———————————
<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.Н. Малько. М., 2001. С. 364.
Схема 17
——————————————-¬
¦По методу правового регулирования ¦
¦бюджетно-правовые нормы подразделяются на:¦
LT——————————————
¦—————¬
++императивные ¦
¦L—————
¦—————¬
L+диспозитивные¦
L—————
Императивные нормы моделируют правило поведения в бюджетных правоотношениях, исключают какое-либо отступление или иную трактовку предписания. Большинство норм бюджетного права являются императивными. И как верно отмечено в литературе, императивные нормы, «предоставляя право субъекту совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий» <1>. Например, ст. 50 БК РФ устанавливает нормативы распределения налоговых поступлений в федеральный бюджет.
———————————
<1> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 92.
Диспозитивные нормы предоставляют субъектам бюджетных правоотношений возможность права выбора варианта поведения в пределах закона, т.е. самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Иначе говоря, субъектам бюджетного права предоставляется право в пределах, установленных законом, договориться между собой. Например, бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) предоставляется субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием). Кроме того, законодательно установлено, что такой договор заключается только в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с взиманием платы за пользование им по ставке, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В частности, диспозитивные бюджетно-правовые нормы применяются при регулировании межбюджетных отношений. Например, п. 4 ст. 137 БК РФ. При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов от налога на доходы физических лиц.
Стоит отметить, что диспозитивные нормы в бюджетном праве носят «условный» характер, поскольку диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, а поэтому его «проникновение» в сферу регулирования бюджетного права «свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов <1>».
———————————
<1> Крохина Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 50.
Схема 18
—————————————————¬
¦В зависимости от характера регулируемых бюджетно-¦
¦правовыми нормами отношений различают ¦
LT————————————————-
¦———————¬
++материальные нормы ¦
¦L———————
¦———————¬
L+процессуальные нормы¦
L———————
Материальные нормы закрепляют материальное содержание бюджета, бюджетное устройство (раздел I БК РФ, за исключением норм о бюджетной классификации), состав доходов и расходов бюджетов, формы межбюджетных трансфертов, бюджетные полномочия субъектов бюджетного права и др.
Процессуальные бюджетно-правовые нормы регламентируют порядок применения и действия норм материального права. Процессуальные бюджетно-правовые нормы закрепляют правила и порядок реализации стадий бюджетного процесса, осуществление бюджетного контроля, порядок применения бюджетного принуждения за бюджетные нарушения и т.д.
Схема 19
——————————————¬
¦По выполняемым функциям бюджетно-правовые¦
¦нормы делятся на: ¦
LT——————————————
¦—————¬
++регулятивные ¦
¦L—————
¦—————¬
L+охранительные ¦
L—————
Большинство норм бюджетного права являются регулятивными. Регулятивные нормы в бюджетном праве содержат предписания, определяющие права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Например, гл. 18 БК РФ содержит нормы, устанавливающие полномочия участников бюджетного процесса.
Охранительные нормы направлены на защиту функционирования и стабильности бюджетной системы РФ. Они закрепляют порядок применения мер принуждения за бюджетные нарушения.
Возможны и другие классификации бюджетно-правовых норм: по территории и по кругу лиц, на которых распространяется действие бюджетно-правовых норм; по юридической силе, по времени действия и т.д.
Бюджетно-правовая норма-правило, как и любая другая правовая норма, имеет свою структуру.
Логическая структура бюджетно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции и выражается по формуле «если — то — иначе». «Если» — выражается в гипотезе, «то» — в диспозиции, «иначе» — в санкции.
Гипотеза — часть бюджетно-правовой нормы права, указывающая на условия ее действия. Например, абз. 3 п. 2 ст. 93.3 БК РФ предусматривает, что «в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки (гипотеза), остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет (санкция)«.
Диспозиция — часть бюджетно-правовой нормы, закрепляющая само правило поведения субъектов, т.е. права и обязанности участников бюджетного правоотношения (например, ст. 166 БК РФ установлено, что «руководитель Министерства финансов Российской Федерации имеет исключительное право: утверждать сводную бюджетную роспись федерального бюджета; вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета… (диспозиция)«.
Санкция — часть бюджетно-правовой нормы, предусматривающая применение к субъекту, нарушившему правило поведения, предусмотренное диспозицией, мер государственного принуждения.
Таким образом, бюджетно-правовые нормы имеют свои особенности, что обусловлено спецификой регулируемых ими общественных отношений, складывающихся в бюджетной деятельности государства (муниципальных образований).
Источник